Что значит период мэйдзи

Эпоха Мэйдзи — время перемен.

В истории Японии период правления восстановленной власти императора после свержения правительства сёгуната получил название «Мэйдзи» (с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года) в честь девиза правления императора Муцухито, что в переводе означает «просвещенное правление» (мэй 明 = свет, знание; дзи 治 = правление).

Думаю, что сложно переоценить исторический период, который ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и установлением контактов с капиталистическими культурами западных стран, ведь изменения произошли фактически во всех сферах жизни. Наверное, чтобы осветить все стороны этих изменений нужно написать не одну книгу, да и книги такие написаны, я же в своей статье коснусь больше культурных аспектов и дам лишь общее представление о том, как жизнь японского народа менялась под влиянием Запада.

Эпоха Мейдзи — время перемен.

Новое правительство вводило в стране европейские обычаи и порядки, стало проводить в жизнь политику широкого заимствования европейской и американской культуры, науки и техники. Япония встала на путь ускоренной модернизации.

Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по немецкому образцу. Было введено обязательное начальное образование.

Изменения в одежде.

Император Мэйдзи должен был служить для своих подданных примером, всем своим видом он показывал, что в стране проводятся реформы. С этой целью пришлось решительно изменить его облик. Если раньше он одевался в традиционные одежды и носил традиционную прическу, чернил зубы и выщипывал брови, то с 1873 г. ему пришлось отказаться от обычаев своих предков.

Читайте также:  Что значит вакцинироваться с осторожностью от коронавируса

Мэйдзи подстригся, отрастил усы и бородку, облачился в военный мундир европейского образца.

Хотя в начале эпохи Мейдзи кимоно все еще были популярны, но мужчины и дамы начали совмещать элементы привычной им одежды с западной. Например, во время официальных мероприятий, мужчины носили хаори и хакама с западными шляпами.

Активное взаимодействие с Западом повлияло на рисунки и вышивки на ткани, а также на их цвет. В моду вошли не только растения и животные, но и абстрактные узоры. Цвет ткани уже не ассоциировался с определенным образом. Если раньше дама за тридцать ни за что не оделась бы во что-то яркое, то теперь — запросто бы нарядилась даже в алое. И в довершение всего, стали шиться дамские кимоно из двух частей, которые носили на манер юбки с блузкой. А потом появились и уже знакомые всем уже заранее завязанные оби.

Со временем было введено европейское платье в качестве парадной одежды, а несколько лет спустя для чиновников оно стало повседневной одеждой. Также в моду вошли женское европейское платье и европейская прическа. Модники и модницы старались следить за лондонскими стандартами моды, чтобы блистать на балах и приемах, которые устраивались по европейскому стандарту и те, кто их посещал, естественно, носили вечерние туалеты в западном стиле.

В первые годы после революции 1868 г. изобразительное искусство переживало характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему западному.

Однако в 80-х годах обстановка изменяется — на фоне общего подъема экономики появляется интерес к национальному художественному наследию. Возникло движение за обновление японского национального искусства.

Постепенно восстанавливается внимание к традиционным видам национального искусства: к танцам театра Но, старинной дворцовой музыке, возрождаются чайная церемония, бонсай (выращивание в специальных условиях карликовых деревьев) и др.

В 90-х годах возникает тенденция развития японского классического искусства с привлечением методов западных школ. Инициатива в этом движении принадлежала известным художникам — Ёкояма Тайкан, Хасимото Масакуни и др. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи, были приглашены художники из Италии, Англии и других стран Европы.

Однако традиционное прикладное искусство Японии получило в эти годы неожиданный стимул к развитию в виде все возрастающего внимания на Западе к художественной культуре страны. Изделия киотоских мастеров, изготовляющих парчу «нисики», керамика и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использующие только традиционные технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе.

Японские архитекторы начинают в эти годы использовать новую европейскую технику и нетрадиционные материалы в сооружениях национального характера — театрах, музеях, буддийских и синтоистских храмах. Также появляются здания и целые улицы в европейском стиле.

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

Кино и зарождение японского кинематографа.

Кино как вид искусства появилось в Японии в конце 19 века. С «движущимися фотографиями» (кацудо сясин) японцы впервые познакомились в 1896 г.,а когда в Японию в 1899 завезли кинескоп и показали первый фильм, были быстро освоены новые технологии и японцы стали создавать первые видовые и игровые фильмы. В 1900 г. появились первые хроникальные ленты. В 1903 г. в Токио открылся первый стационарный кинотеатр, в 1908-м – первая киностудия. В Японии кино во многом развивалось под влиянием театра, театральными были и манера игры актеров (как и в традиционном театре Кабуки, женские роли исполняли мужчины —оннагата), и костюмы, и декорации. До появления звукового кино показ фильмов сопровождал бэнси – живой исполнитель, сидевший рядом с экраном и пояснявший, что происходит на экране. Один из родоначальников японского кино режиссер Макино Сёдзо (1878 – 1929), стал постепенно исключать из кино театральные элементы, Постепенно главным направлением японского кино становится реализм. Возникает новое название кино – эйга.

Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство», страна за несколько десятилетий перешагнула от Средневековья к современности, проведя преобразования в культурной и в социальной сферах, перестроив коренным образом традиционное японское общество.
Стоит отметить, что несмотря на глобальные изменения, Японии в результате удалось, как и раньше, взять от другой культуры самое ценное и адаптировать под свои реалии, сохранив при этом собственную культуру и самоидентичность.

Возможно краткий очерк этой статьи пробудет в ком-нибудь любопытство и желание узнать больше об этом непростом периоде, да и вообще о культуре и истории этой страны. Что ж, тогда я буду считать, что достигла своей цели))

Интересуетесь культурой и традициями Японии и Китая? Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/etnoskazki

Примечание. В этой статье использованы фото и графические материалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.

Источник

Мэйдзи (1868–1912)

Эпоха Мэйдзи — уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» — Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами — «свет» и «правление»). Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

200-летний период правления сёгуната Токугава закончился реставрацией Мэйдзи (1868–1889 гг.) и восстановлением императорской власти.

В 1869 году, после окончательного свержения власти сёгуната Токугава, императорская особа была провозглашена священной и неприкосновенной, обладающей правами главы государства и правительства, а также верховного главнокомандующего. Основной призыв той эпохи звучал как «Богатая страна — сильная армия».

Эпоха Мэйдзи — уникальный исторический период кардинальных реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Япония усилиями императора превратилась в «просвещенное государство» — Мэйдзи (этот девиз записывается двумя иероглифами — «свет» и «правление»).

Япония переняла многие достижения и опыт Запада и встала на путь такой широкомасштабной модернизации, какой современная история еще не знала. В результате стране удалось за несколько десятилетий перешагнуть от Средневековья к современности, изменить политическую, экономическую структуры, внести преобразования в промышленную, военную, культурную и социальную сферы и коренным образом перестроить традиционное японское общество.

В 1869 году Император Муцухито перенес столицу в Эдо, переименовав его в Токио («восточная столица»).

Япония начала активную борьбу за свое положение на китайских и корейских землях. После побед в Японо-китайской (1894–1895 гг.) и Русско-японской войнах (1904–1905 гг.) Страну восходящего солнца стали причислять к великим державам. Япония приступила к индустриализации. Военные победы способствовали проникновению экономических и культурных ресурсов в страну. Начался длительный период вывоза национальных богатств Кореи в Японию, а также активное развитие торговых отношений с Китаем.

Именно эпоха Мэйдзи стала периодом взаимопроникновения японской и западной культур. Многое изменилось, появились новые мотивы, новые техники. Художники из других стран обратили внимание на японскую культуру и привнесли элементы японского стиля в живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Особенно ярко японские мотивы проявились в новом стиле — ар-нуво (в России получившем название «модерн»).

Процесс ассимиляции западного влияния включал возникновение новых форм, сочетающих возвращение к собственным традициям и использование новых западных веяний. В частности, были предприняты успешные попытки работы с новыми техниками живописи, давно известными в Европе. Японские художники освоили живопись маслом. Японская живопись эпохи Мэйдзи испытала влияние таких европейских школ, как реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. В 1887 году в Токио была учреждена новая школа изящных искусств национального направления, а в 1907 году возник первый официальный «Салон искусств».

Скульптура как жанр искусства не пользовалась большой популярностью в конце 19 — начале 20 вв., но, несмотря на это, в этой области также проводились эксперименты. Небольшие бронзовые скульптуры той эпохи демонстрируют свойственное японцам чувство линии и цвета, что проявляется в использовании мягкой зеленой или теплой коричневой патины. Развивалась также резьба по дереву.

Существенно новым направлением стала новая гравюра, получившая название «авторская печать» сосаку-ханга, появившаяся в первое десятилетие ХХ в. Ханга — это любая гравюра, в дословном переводе — «печать с доски» (сосаку — авторская, ханга -гравюра).

Художники, находящиеся под сильным влиянием западной живописи, осознали важность собственного художественного наследия, и нашли в гравюре новые возможности для выражения своих творческих идеалов. Традиционная гравюра была продукцией массовой печати, в создании которой наблюдалось чёткое разделение труда художников, резчиков и печатников для оптимизации и удешевления производства. Гравюры сосаку-ханга расценивалась художниками как авторские произведения искусства, в которых все этапы работы — от творческого замысла до печати — производились одним мастером гравюры. При работе с сосаку-ханга применялись многие современные западные техники гравюры, в то же время сохранялись самые высокие достижения традиционной японской ксилографии. В том числе, были продолжены эксперименты с деревянными печатными досками, которые позволяют создать уникальные эффекты фактуры поверхности печатного листа. В авторской гравюре появились новые темы и сюжеты.

В самом начале своего творческого пути художники сталкивались со значительными препятствиями, связанными с издавна устоявшимися нормами разделения искусства на жанры (гравюра до конца XIX века относилась к «низким жанрам» и не входила в состав «Изящных искусств», бидзюцу), но в дальнейшем этот стиль работы приобрел большую популярность.

Источник

Эпоха Мэйдзи

Японский император Мэйдзи всё своё правление посвятил революционным реформам.

Япония пережила поистине драматические перемены: из феодальной островной страны, расположенной на самом краю света, она превратилась в мощное государство и полноправного игрока на империалистической карте мира. Это была эпоха Мэйдзи, названная в честь девиза правления императора Муцухито, который и сам вошёл в историю как император Мэйдзи.

Будущий монарх-реформатор родился 3 ноября 1852 года в императорском дворце в Киото. Муцухито был сыном императора Осахито и его наложницы Есико. Хотя она и не была официальной женой императора, Муцухито по японским законам считался принцем, а поскольку остальные дети Осахито умерли в раннем детстве, Муцухито оказался единственным претендентом на Хризантемовый трон.

Династия Токугава. Источник: i. ytimg.com

Новый император стал символическим лидером реставрации Мэйдзи — революции, во время которой было свергнуто правительство сёгуната Токугава, правившего Японией на протяжении 250 лет. После революции начался бурный процесс уничтожения феодализма и построения современного общества. Был организован парламент, хотя реальной властью он не обладал. Основные рычаги власти сосредоточились в руках тех даймё, которые были лидерами революции Мэйдзи. Япония, таким образом, управлялась олигархией, в которую входили крупные военные, политические и экономические деятели. Эти «отцы-основатели современной Японии вошли в историю как гэнро.

После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу — Токио. Политическая власть перешла к небольшой группировке знати и бывших самураев.

Восставшие самураи. Источник: wikipedia.org

Япония принялась догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стёрты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потерявшие все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека: например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20−30 лет интенсивной «западизации» в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма (включая культ императора).

Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот — по образцу британских ВМС.

Ради преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу, японских олигархий.

Эпоха Мэйдзи. Источник: mirjapan.ru

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках гэнро — император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь — из-за постоянных внутренних раздоров.

Император Мэйдзи должен был служить для своих подданных примером, всем своим видом он показывал, что в стране проводятся реформы. С этой целью пришлось решительно изменить его облик. Если раньше он одевался в традиционные одежды и носил традиционную причёску, чернил зубы и выщипывал брови, то с 1873 г. ему пришлось отказаться от обычаев своих предков. Мэйдзи постригся, отрастил усы и бородку, облачился в военный мундир европейского образца. Вслед за ним и все чиновники переоделись в европейское платье.

На отца Мэйдзи подданные не имели права смотреть. Изображения императоров были также табуированы. Мэйдзи же стал публичной фигурой. Он совершал путешествия по стране, давал аудиенции, присутствовал на различных публичных мероприятиях. Его похороны, состоявшиеся в 1912 году, превратились в церемонию, в которой приняли участие миллионы японцев. Основная часть церемонии прошла на плацу в токийском районе Аояма, где Мэйдзи имел обыкновение устраивать смотр войск. В соответствии с пожеланиями Мэйдзи, его похоронили неподалёку от Киото.

Источник

Оцените статью