Перфоманс — что это и какие виды перфоманса различают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Никто не спорит, что человечество прогрессирует бешеными темпами. Почти ежедневно в мире что-то меняется.
Трансформации происходят во всех сферах жизни. Искусство не стало исключением. Даже если вы никак не связаны с творчеством, наверняка каждый слышал слово перфоманс.
Но что это значит и почему оно стало таким популярным? Рассмотрим, из каких элементов он состоит, чем отличается от классического искусства, и в чем его суть.
Перфоманс — это.
Перфоманс — это необычная и креативная форма современного искусства. Художник в режиме реального времени показывает зрителям интригующее, иногда шокирующее представление, главным героем которого является он сам.
Как правило, это всегда что-то яркое, запоминающееся, вызывающее сильные эмоции.
Перфоманс – это своего рода микс разных жанров и направлений. В нем может переплетаться танец, живопись, актерское мастерство, сюрреализм.
Это не просто развлекательное шоу, как может показаться на первый взгляд. Нередко он сопровождается определенной долей провокации.
С помощью перфоманса автор пытается распространить важную информацию, призвать к действию. Для привлечения внимания используются разные звуковые эффекты, театральные перевоплощения, яркие необычные костюмы. В некоторых случаях одежда и вовсе не используется.
После распада Советского Союза художник-акционист Олег Кулик разделся догола, надел на себя ошейник и имитировал собаку. Таким образом он пытался показать, как дико выглядит русский человек глазами европейца.
В переводе с английского «performance» (ударение на «о») – это представление, действие, спектакль.
Зародилась такая форма искусства около 100 лет назад, когда художники того времени искали нетрадиционные способы заявить о себе. Тогда это называлось футуризмом, который начал постепенно развиваться и трансформироваться. В результате сегодня перфоманс считается одним из самых модных направлений.
Виды перфоманса
Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:
- Индивидуальное представление, когда художник без дополнительной помощи взаимодействует с предметами и элементами окружающей среды.
- Коллективные действия группы актеров.
- Перфоманс арт – создание картины с помощью собственного тела.
Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.
Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.
Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.
Суть состояла в том, что зрителям разрешалось делать все что угодно с предметами и телом художницы. Как и ожидалось, над телом девушки совершались не самые безобидные действия: с нее срезали одежду, приставляли к лицу пистолет.
Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.
В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса.
С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.
Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.
Что такое квест-перформанс
На рынке развлечений относительно недавно появился новый жанр – квест-перформанс — это что-то среднее между развлекательной викториной и театральным представлением.
В отличие от обыкновенного квеста, здесь в игру включаются профессиональные актеры, которые взаимодействуют с участниками. Основная цель – вызвать запредельно сильные эмоции и переживания.
Поэтому чаще всего такие квесты имитируют фильм ужасов, где игрокам нужно убегать от маньяка. Благодаря соответствующей атмосфере (полутемное помещение, кровавые следы) и превосходной игре актеров создается невероятное ощущение реальности происходящего.
Эта идея настолько пришлась по вкусу современной молодежи, что организаторы подобных игр создают квесты-перфомансы самых разных тематик и направлений.
Рerformance-маркетинг
Отдельно стоит упомянуть о совершенно другом значении этого термина.
Рerformance-маркетинг – это комплексный подход к ведению бизнеса, позволяющий добиваться определенных результатов в кратчайшие сроки.
Простыми словами — это целая наука, которая изучает специфику бизнеса, его целевую аудиторию и многие другие факторы. Все это дает возможность выстроить эффективную тактику повышения продаж.
Заключение
Подытожив все сказанное, можно сказать, что перфоманс – это эволюция в искусстве; достаточно жесткий, порой абсурдный способ донести важную информацию в массы.
Насколько эффективен этот метод – покажет время. А пока нам остается только наблюдать, как это направление постепенно проникает в нашу жизнь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
По моему, сообщение очень познавательное.
Читать было интересно, сознавая, что есть источники, способные донести непростые вещи, просто, без усложнений и понятно.
Это — то, что в старое время называли профессионализмом.
Как это теперь называют, не знаю.
Слово профессионализм употребляется все реже, наверно, скоро исчезнет из употребления, как многие значимые понятия в связи с невостребованностью.
Современный креатив граничит с фриковостью,»художники» провоцируют общество своим «творчеством», просто хайпуют.
Сегодня этот перфоманс на каждом шагу. И всё это «искусство» подаётся на грани фола. Придумали новое слово и прикрывают им непотребные вещи.
Источник
Что значит перфоманс артист
Перфо́рманс (также употребительное название — перфо́манс, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Современное искусство — не объединение новых течений (как утверждается во многих источниках), а постоянное креативное усилие, происходящее из-за стремления освободится от традиционной понятийной оценочности, интеллектуальной нагружености, привычного музеефицирования искусства, преодоления зашорености массовой культурой. Оно претендует на решение ранее не подвластных ему проблем общения с пространством и профанной средой, прикидывается философией, игрой, литературой, политикой, стремится к комуникативности, в то же время, не желая иметь ничего общего с привычными категориями изобразительного искусства. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом.
Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики.
Перформанс в отличии от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как к произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства.
Перфоманс вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Если акция — это действие, направленное на достижение какой-либо цели, а хэппенинг — просто «событие», то перформанс — именно представление. Соответственно, перформанс может быть менее внятен и лаконичен, чем акция; насыщен «второстепенными» деталями и нагружен скрытыми смыслами и неявными подтекстами. В этом смысле перформанс ближе к театральному представлению, чем собственно к акционизму. В отличие же от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты.
Однако, перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр — понятием серийности, которое в перформансе является одной из главных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса — то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра — художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель — это объект приложения, но его эмоции и чувства это совсем не цель перформанса.
Еще одно отличие перформанса от хеппенинга и акции — это стремление к невовлечености зрителя в процесс действия и отсутствие спонтанности. Главный объект в перформансе — художник, его перевоплощение, его жест, его тело. Здесь можно увидеть близость с боди-артом, где в качестве произведения искусства так же выступает тело человека. Но в боди-арте тело — это некий заменитель плоскости холста, а в перформансе акцент ставится на тактильности. В нем реализуется все многообразие значений «тактильность» (прилагательное tactile производно от латинского глагола tango — трогать, прикасаться, пробовать, испытывать). Наличие тактильности предполагает обнажение в перформансе, что усиливает погруженность данного вида искусства в реальную действительность, позволяет преодолевать многие табу, дает иные ощущения, нежели просто визуальное наблюдение.
Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.
Также, существует критическое определение перформанса в таких книгах, как «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» (М. 1987), или «Антиискусство, теория и практика авангардиских движений» (Крючкова В.А; М.1985). Перформанс определялся как «последняя стадия распада и умирания художественного процесса, когда художник уже не в силах творить изобразительные формы прибегает к прямому заимствованию, в данном случае из искусства театра».
Если западные художники изначально воспринимали перформанс как универсальное средство сделать искусство не рыночным и не музейным, и потому перформансы строились на основе искусной имитации действия, в основе которого была игра, рассчитанная на понимающего зрителя (в чем огромная заслуга хеппенингов и «искусства действия»), то в России не было самого понятия арт-рынка, не было зрителя, способного воспринимать искусство в другой ипостаси, нежели изобразительной, и поэтому, отечественные художники обратились к перформансу как к крайнему средству, позволяющему выйти на иной уровень художественного, как некой шокирующей панацеи, так необходимой для прорыва традиций.
Новизна и ценность перформанса
Перформанс предоставляет для художественного процесса:
1. Новое определение роли автора и персонажа.
2. Изменяет понятие искусства.
3. Ищет и дает возможность появления продуктивной аудитории.
4. Создает новые коммуникативные ситуации.
5. Создает условие для появления новых технологий, форм и видов в искусстве.
6. Протестует против унаследованных из прошлого художественных принципов.
7. Открыт для всех тем и проблем бытийности.
Считается, что первый перформанс был создан в 1952 году композитором Дж. Кейджем, исполнившим на сцене «4,33» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс.
Источник
Перфоманс vs Квест с актером. В чем разница?
Для того, чтобы разобраться в различиях этих двух понятий, нам придётся вернуться к истокам появления квестов с актерами.
Первые квесты с актёрами появились в конце 2014 года. Одним из первых стал квест-перфоманс «Коллекционер» от сети «Клаустрофобия». Квестоделы быстро поняли, что их комнаты можно «оживить». Квесты с актёрами дали ощутимый толчок развитию данной индустрии. Если смотреть на эволюцию квестов до перфомансов, то она будет выглядеть примерно так: классический квест (психбольница, тюрьма) → классический квест (разнообразные сюжеты) → страшные классические квесты → квесты с актерами (тюрьмы, психушки, страшные) → перфомансы (разнообразные вариации и сюжеты).
Как мы видим, квесты эволюционируют, развиваются и предлагают нам с вами все больше разнообразия, и это по-настоящему круто! Всем знакомо утверждение: «чем больше ходишь в квесты, тем сложнее тебя удивить». Можно сказать, что это утверждение и легло в основу развитя индустрии квестов, ведь никому не хочется проходить по сто раз психушки, убегать из тюрем и грабить банки.
Вернёмся к перфомансам и квестам с актёрами. Как мы говорили ранее, все квесты с актёрами ассоциировались непосредственно с хоррорами, и это не удивительно, ведь организаторы достаточно быстро поняли, что идти по пустому темному корридору и по такому же корридору в котором может кто-то выскочить — большая разница. Квест с актёрами добавляет интриги, заставляет многих сделать хороший глоток адреналина. Это дополнительные эмоции, а на выходе — восторженные отзывы и отличная разрядка для игроков, ну и, конечно же, сарафанное радио для организаторов. Практически каждый квеструм захотел построить пугалку лучше, страшнее и более захватывающую, чем у друзей-конкурентов. В ход пошли всевозможные сценарии из фильмов, мистика, триллеры, ужасы. Теперь почти в каждом городе есть свой слэшер, «Пила», «Фредди», «Сайлент Хилл», заброшенный дом или страшный подвал в котором вас напугают до чертиков, мурашек по спине и холодного пота.
И вот примерно в этот момент на сцену выходит слово «перфоманс» или «перфоРманс», кому как больше нравится (правописание и произношение на русском языке может быть двояким).
Performance [pəˈfɔːm(ə)ns] — выполнение, исполнение, представление, спектакль, концерт, шоу, выступление. (перевод с англ. multitran). Крутое модное слово, которое понравилось всем: и игрокам, и квестоделам — и его стали пихать везде. Невозможно найти тех, кто начал использовать это слово первым в мире в значении квеста с актером с элементом шоу. Как только слово начало звучать в квеструмах, на форумах и в отзывах — мы получили целую волну квестов-перфомансов, а иногда просто квестов с актерами, которые пытались преподнести, как перфомансы. Так в чем же разница?
Для начала давайте определимся, что актеры в обоих случаях играют немаловажную роль: они задают темп игры, пугают, выбивая вас из зоны привычного комфорта, заставляют вас поверить в реальность всего происходящего. И, само собой, главное отличие кроется именно в актерской составляющей.
1. Пожалуй, самая большая разница в том, что в квестах с актером этот самый актер используется просто как дополнительный антуражный предмет, то есть он не несет особой смысловой нагрузки. Актер может выскочить и напугать вас в любой момент, он не привязан ни к чему в игре, а действует в те моменты, когда игроки либо его не ждут, либо по отработанной схеме. По сути, его задача застать игроков врасплох неожиданными появлениями. Причем, эти появления могут быть не обусловленными сюжетом и должны вызвать ультразвуковой визг и грохот падающих кирпичей игроков. Иными словами, тут у актеров нет определенного сценария действий и потому, основной упор делается на импровизацию и элемент неожиданности.
В квесте-перфомансе игра актеров плотно переплетается с сюжетом и действиями игроков. В процессе игры актеры могут взаимодействовать с игроками в форме диалога или физического контакта и само собой жестко пугать. Как правило, актеры не появляются в игровом пространстве просто так − каждое их появление обусловлено сюжетом и несет в себе некий смысл. Актер направляет игроков, постоянно взаимодействует с ними (помогает или мешает сделать что-либо). В большинстве случаев, появление актеров можно предугадать, но вряд ли это поможет вам сдержать в себе эмоции в момент их появления.
2. Актеры в перформансе взаимодействуют с игроками на протяжении всей игры, не обязательно они должны ходить по пятам, но их присутствие чувствуется во всем.
В квестах с актером — аниматор обычно выходит в какой-то момент игры и пугает, иногда из-за решетки, иногда просто откуда-то издалека. Может появиться всего один раз.
3. В перфомансах актеры часто разыгрывают перед игроками какое-либо представление или маленькое шоу (кто-то кого-то может «убить», «съесть» или «ударить», они могут ругаться или спорить).
В квестах с актерами вы такого не найдете.
4. Чаще всего в перфомансе участвуют больше одного актера, ведь нужно устроить конфликт, про который мы вам писали выше.
В подавляющем большенстве квестов с актерами — аниматор один (могут быть исключения, которые только подчеркивают правило).
Примерно вот так выглядят основные отличия в этих жанрах. Несмотря на то, что перфомансы выглядят более убедительно, чем квесты с актерами — это не всегда так. Все зависит от организаторов, от профессионализма актёра, грамотно продуманного сценария и сюжета. Есть квестоделы, которые называют свой квест с актёром “перфомансом”, но это чаще всего происходит банально из-за непонимания специфики, а объяснить им разницу могут, пожалуй, единицы. Есть и другие примеры. Некоторые “квестмэйкеры” садят актера в посредственную игру и продают квест по завышенной стоимости, прикрываясь громким словом “перфоманс”. На сегодняшний день это актуально для российской квестиндустрии. Именно для таких ребят и существует наш рейтинг, в том числе, где любой пользователь может поделиться своим мнением и указать на недобросовестных организаторов (минутка собственной рекламы).
В настоящее время эволюция перфомансов продолжается их начинают разделять на хоррор-перфомансы, экшн-перфомансы, стэлс-перфомансы, массовые перфомансы и т.д., а иногда и вовсе заменяют слово «перфоманс» словом «театр», отличный пример компания «iLocked», а вслед за ней и большое число организаторов по всей России.
В погоне за тем, чтобы удовлетворить нужды всех игроков, организаторы начали разделять перфомансы на контактные (актеры могут иметь физический контакт с вами) и бесконтактные. А также ввели понятие «режим игры». Чаще всего организаторы предлагают несколько версий прохождения: хард (максимально страшно и иногда больно), медиум (средний уровень взаимодействия), лайт (актеры работают в бесконтактном режиме).
Конечно, все эти разделения достаточно условны, потому что нет определенной градации, что означает «хард», а что «лайт». И очень часто операторы и актеры сами корректируют уровень взаимодействия по ходу игры, наблюдая за тем, как та или иная команда реагирует на те или иные моменты в ходе игры. А вообще, очень многое зависит от актеров, они могут не доигрывать, могут где-то пропустить этап, могут прийти в плохом настроении или, наоборот, не рассчитать своих сил и даже навредить игре или игроку. И очень часто мы об этом даже не узнаем, ведь в квест мы играем всего один раз и воспринимаем собственную игру как эталон.
В завершение, хочется сказать, что квесты с актерами и перфомансы разнообразили, добавили эмоций и заняли свое почетное место в градации квестовых жанров. Мы даже не сомневаемся в том, что в будущем игры в таком формате будут еще больше набирать обороты, актеры будут становиться все более профессиональными, а организаторы придумают сотни и сотни новых сценариев и еще больше приблизят квесты к реальности.
Лучшие перфомансы и квесты с актерами вы можете выбрать вот тут: Топ-50
Источник