Рассказ от первого лица: это как?
Понятие «от первого лица» принадлежит литературе и используется при написании текстов. Каждый из них должен быть составлен с использованием повествования какого-либо героя, если это художественная литература.
Как это — от первого лица? Что отличает эти рассказы от других и как их определить? Читайте в этой статье.
Таблица лиц
Рассказы могут быть трех типов:
- От первого лица.
- От второго лица.
- От третьего лица.
В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.
Затем можно воспользоваться таблицей лиц:
Единственное число | Множественное число | |
Первое лицо | я | мы |
Второе лицо | ты | вы |
Третье лицо | он, она, оно | они |
Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?
- Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
- Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
- Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.
Типы рассказов
Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.
Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «. мы провели эксперимент. », «. я сделал замеры. » и тому подобные.
Не стоит путать их с отрывками вроде «. наша группа сделала открытие. », поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.
Плюсы рассказов от разных лиц
- Если автор хочет показать максимальный накал эмоций, то он будет использовать рассказ от первого лица. Это как будто герой сам повествует о своих похождениях и переживаниях, читатель проникается его историей и начинает сопереживать. Гораздо легче сочувствовать тому, кто, пусть и в вашем воображении, сидит перед вами и рассказывает что-то.
- Рассказы от второго лица не снискали особой популярности. Дело в том, что они слишком узкоспециализированы: мужчине, к примеру, вряд ли понравится читать книгу, в которой пестрит женский род: ты сделала, ты посмотрела, ты услышала. И даже если рассказ читает барышня, то она может быть несогласна с действиями главной героини. Из-за этого пойдет отторжение от истории, появится неприязнь к ней, и в итоге книга будет забыта на самой пыльной полке.
- Рассказы от третьего лица позволяют автору рассматривать историю не только с позиции главного героя, но и от других персонажей. Благодаря этому можно увидеть картину происходящего целиком, не оставаясь прикованным к одному человеку.
Пример рассказов по лицам
Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.
- «Сестра кинула на меня взгляд, полыхающий недовольством. Я не знал, чем оно вызвано, а потому попытался сгладить его слабой улыбкой. Что мне оставалось? Только смотреть на сестру и ждать развязки».
Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.
- «Ты посмотрела на брата, стараясь сдержаться от ругани. Вот как так? Почему? Как вы вообще оказались в этой ситуации? Ты не знала, и злые взгляды — это единственное, что тебе осталось».
Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.
- «Она сцепила зубы и бросила недовольный взгляд на брата. Тот ответил ей извиняющейся улыбкой в попытке успокоить. Было странно смотреть друг на друга в такой ситуации, но им ничего не оставалось».
Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.
Источник
Как правильно пересказать сказку от лица героя, примеры?
Для художественного пересказа необходимо включить пересказ пейзажа и деталей обстановки, описание которых помогает понять, где , когда и с кем происходят события. Иногда требуется включить свою фантазию и начать со вступления, в котором описывается место действия и второстепенные герои. Например, пересказ Сказки о мертвой царевне от лица Чернавки. Начало сказки пересказать , как в книге, а главных героев описать глазами Чернавки, как они относились к Чернавке, почему Чернавка не смогла ослушаться царицу.
Пересказ от имени животного ведется от первого лица, больше внимания уделяется описанию жизни птиц и животных.
Вероятнее всего,что этот родитель сам не получил нормального воспитания и не может теперь дать и своему ребёнку нормального воспитания.Если человек считает песни Бузовой для ребенка критерием культурного и духовного развития.Хотя сейчас есть такие родители,которые воспитывая своих чад, не могут дать ничего хорошего.Что может дать,или привить ценности мама,которая при ребенке матерится,курит и пьет пиво.Для них это норма. Очень тревожно порой становится за будущее поколение,если вот такие папаши и мамаши будут воспитывать своих детей.Общество просто деградирует.Я согласна с Вашими комментарием к одному из ответов.
Чтобы определить в каком падеже стоит слово Ночь, надо это слово просклонять по падежам. Это не сложно сделать, если вы знаете вопросы, на которые отвечают падежи.
Именительный падеж отвечает на вопросы: Кто? Что? — ночь.
Родительный падеж отвечает на вопросы: Кого? Чего? — ночи.
Дательный падеж отвечает на вопросы: Кому? Чему? — ночи.
Винительный падеж отвечает на вопросы: Кого? Что? — ночь.
Творительный падеж отвечает на вопросы: Кем? Чем? — ночью.
Предложный падеж отвечает на вопросы: О ком? О чём? — ночи.
Заполняем дневник читателя на сказку «Снежная королева»:
Автор: Ганс-Христиан Андерсен
Название: «Снежная королева»
Главные герои: Кай, Герда, Снежная королева
Краткое содержание: Мальчику Каю попадает в глаз осколок волшебного зеркала и он становится грубым. Он уезжает на санках вместе со Снежной королевой. Девочка Герда отправляется на поиски Кая. Она встречает в пути многих персонажей и почти все они пытаются ей помочь. Она достигает замка Снежной королевы и ее слезы топят льдинку в сердце Кая. Кай и Герда возвращаются домой.
Мысли о прочитанном: Мне очень понравилась эта история о настоящей дружбе и любви. Герда мне показалась такой смелой и верной, что ей по силам оказалось победить саму Снежную королеву. У нее было верное и любящее сердце, которое было сильнее Снежной королевы.
Главная мысль: Любовь не знает преград.
Рисунок к сказке «Снежная королева»:
Фигуры называются равными , если они совпадают при наложении друг на друга.Равные фигуры имеют одинаковые размеры , форму , площадь и периметр. А вот равные по площади фигуры могут быть и не равными между собой.
Данные существительные формально являются синонимами. Это легко проверить по словарю: ложь, враньё:
Однако далеко не все синонимы абсолютно взаимозаменяемые в речевом потоке любого стиля. Враньё является стилистически гораздо более низким словом, чем ложь, его место в разговорном языке, который не стоит путать с проторечием. Разговорный язык является частью литературного, хотя не относится к науке, юриспруденции или ораторскому искусству. Непринуждённая спонтанная беседа — сфера его употребления.
Ложь — слово громкое и серьёзное, его употребление стилистически не ограничивается.
То же можно сказат и о глаголах лгать и врать — у них одинаковое значение и разная стилистическая окраска.
Источник
Презентация. Пересказ сказки от лица героя как одно из средств развития речи
Наталья Смирнова
Презентация. Пересказ сказки от лица героя как одно из средств развития речи
Пересказ сказки от лица героя
средство развития речи детей
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
2. Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
3. Основные задачи развития речевой деятельности.
• Обогащение словарного запаса;
• Развитие грамматически правильной речи;
• Воспитание звуковой культуры речи;
• Формирование разговорной речи;
• Обучение рассказыванию (монологической речи);
• Ознакомление с художественной литературой
4. Одной из составляющих задач развития речи является формирование у детей связной речи. (Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка)
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
5. мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
«Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи -сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
6. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца.
7. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Нельзя при пересказе добавлять слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
8. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.
9. Требования к тексту для пересказа:
Должен иметь воспитательное значение.
Доступен по содержанию
Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
С ярко выраженной последовательностью действий.
Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
C доступным детям словарем.
С небольшими короткими и четкими фразами.
С отсутствием сложных грамматических форм.
С несложными формами прямой речи.
С наличием ярких и точных определений.
Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение, отвечать на вопросы, выделять основную мысль.
Пересказ от лица героя, является хорошим приемом активизации умственной деятельности дошкольников.
10. Основным требованием к пересказу дословному является по возможности точное воспроизведение содержания как совершенного образца для подражания.
Также в работе с дошкольниками может быть использован и второй тип пересказа – пересказ свободный, недословный, основной задачей которого является не точное воспроизведение слов текста, а только его основных мыслей.
Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что
11. восприятие осуществляется как «геройное», т. е как пишет психолог М. Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено перенесение».
Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении» на себя его свойств и качеств, дает возможность предположить, что пересказ от лица героя – деятельность, доступная ребенку-дошкольнику, так как в некотором отношении соответствует законам детского восприятия литературы.
12. Пересказ от лица героя активно ставит ребенка на позиции героя, помогает ему войти внутрь изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл поступков и тем самым в смысл произведения.
Пересказ от лица героя обладает целым рядом скрытых внутренних возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима интерпретация всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения данного героя. Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.
13. Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под определенным углом зрения. Давая возможность развитию творческого воображения, пересказ от лица героя одновременно организует мысль детей, учит внимательно вслушиваться в читаемое, устанавливать наиболее существенные связи в произведении.
14. Пересказывание произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения
15. Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные, занимательные
для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Кошниной.
Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с
Язык произведений должен быть образцовым, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
При об учении пересказыванию детей необходимо соблюдать требования. Требования к качеству пересказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка.
Умение пересказывать, т. е. связно, толково и полно излагать произведение устно, необходимо формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования. Исходя из сущности пересказа, можно наметить
16. основные требования к пересказу ребенка,которые надо предъявлять с самого начала:
1) осмысленность, т. е. полное понимание текста;
2) полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
4) удачная замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов авторского текста;
5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
6)культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится.
Пропустить какое-нибудь — значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности — вовсе разрушить рассказ.
Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований, воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.
17 .Методика обучения детей пересказыванию. Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.
17. Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказуможет состоять из следующих частей:
1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения. Вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п. ;
2) чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиям рассказа;
3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выделяющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4- 5 вопросов.
4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку;
5) пересказ произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.
18. Во время беседы предлагаются следующие задания.
• упражнения на развитие словаря детей;
• придумать новые названия для известных сказок;
• постановка проблемного вопроса поискового характера;
• описать внешний облик и
характер сказочных персонажей;
• Рассказать о месте и времени, где разворачивается сюжет;
• Подобрать пословицы к сказке;
Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям.
Кого сначала вызывать для пересказа – детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно также позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако
19. существуют и общие методические приемы.
• Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.
• В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа. Это может быть план, составленный воспитателем, или план, составленный им вместе с детьми.
• с использованием серии картинок;
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев.
20. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние и вечерние часы.
21. Организуется выставка книг.
22. Рассматриваются иллюстрации книг одного произведения оформленными разными художниками
воспитатель показывает детям иллюстрации к произведению. Показ сопровождается указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.
23. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
26. 27. 28. Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления. Участие старших детей в спектаклях для маленьких формирует у малышей умение воспринимать речь не только взрослого, но и ребенка.
29 Заключительным этапом всей проделанной работы будет изготовление дошкольниками своей иллюстрированной книги-самоделки с собственными сказками и
30. театр рассказчика.
дети также начинают с удовольствием участвовать в пересказе или активно слушают товарища.
Для пересказа рекомендуются, например,следующие произведения: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок» — русские народные сказки, «Почему кот умывается после еды?» — литовская народная сказка; рассказы Л. Н. Толстого для маленьких – «Пришла весна, потекла вода», «Старик сажал яблони», «Сел дед пить чай», «У Розки были щенки», «У Вари был чиж»; К. Д. Ушинского – «Бишка», «Вместе тесно, врозь скучно»; Я. Тайца – «Праздник»; Н. Калининой – «Вот так дежурные».
Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.
Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.
Источник