- Для чего и как крестятся? Как правильно перекрестить другого человека?
- В чем смысл крестного знамения?
- Когда совершается крестное знамение?
- Как правильно креститься православному?
- Как осенить знамением другого человека?
- Есть ли различия в осенении знамением человека, стоящего спиной и лицом?
- Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Для чего и как крестятся? Как правильно перекрестить другого человека?
Каждый, даже далекий от религии человек, знает о том, что крестное знамение совершается не совсем одинаково в православных и католических конфессиях. Верующие же люди, посещающие церковные служения, разумеется, знают о том, что православные крестятся справа налево, а католики наоборот.
Однако в том, как правильно перекрестить другого человека, многие верующие испытывают затруднения. Действительно, ведь если совершить над кем-либо, а не над собой, привычное движение крестного знамения, то порядок плеч окажется нарушенным. Важно ли это? И как призвать на другого человека благословение правильно, не нарушая канонов? Для чего нужно креститься? Подобные вопросы актуальны для многих людей, которые по каким-либо причинам не решаются задать их церковнослужителю в храме.
В чем смысл крестного знамения?
Чтобы разобраться в том, как правильно перекрестить другого человека, нужно понимать значение этого действия. В противном случае неизбежны путаница и ошибки в направлении движения.
Это не простой ритуальный жест, повторяющий очертание распятия. Смысл осенения себя или другого человека крестом в призвании Божьего благословения. Совершая его, христианин защищает себя от всяческого зла, как людского, так и бесовского, призывая в помощь Всевышнего.
Когда совершается крестное знамение?
Это молитвенное движение уместно в любой жизненной ситуации. Интуитивно верующие перекрещиваются при сильном испуге или же при столкновении с чем-либо непонятным, получая какие-либо значимые известия или узнавая шокирующую информацию. Осеняют себя крестным знамением и во многих других жизненных ситуациях.
Но помимо обстоятельств, когда молитвенное движение совершается по наитию, существуют и те, при которых принято совершать крестное знамение для себя или другого человека. К таким ситуациям относятся прежде всего:
- вход в храм;
- присутствие на богослужении;
- чтение канонической молитвы перед иконой в церкви;
- проводы в дорогу близкого человека;
- напутствие кому-либо перед значимыми событиями или испытаниями.
Конечно же, осенять знамением другого человека нужно и давая благословение, и во многих иных обстоятельствах. Нельзя забывать об этом действии и приступая к какому-либо важному занятию или же начиная новое дело.
Если же перекреститься необходимо возле иконы, то делается это трижды. Дважды человек осеняет себя крестным знамением, подойдя к образу и остановившись перед ним. После этого молится, устанавливает свечу и прикладывается к окладу иконы. Затем крестится в третий раз, кланяется и отходит от образа.
Как правильно креститься православному?
В основе того, как правильно перекрестить другого человека, лежат те же правила, которыми руководствуются при осенении знамением себя. Движение это является отражением догматов вероисповедания, поэтому совершать его следует собрав воедино три пальца. Таким образом выражается единство Святой Троицы – Отца, Сына и Духа.
Порядок действий при совершении крестного знамения таков:
- собрать воедино три пальца правой руки;
- другие персты следует согнуть и прижать к ладони;
- со словами «во имя Отца» нужно приложить кисть ко лбу;
- говоря «во имя Сына», нужно переместить сложенные пальцы к животу;
- перенести кисть к правому плечу с фразой «и Святого», затем к левому со словом «Духа»;
- поклониться, говоря: «Аминь».
Приложенные к тыльной части ладони пальцы вовсе не являются «лишними» в молитвенном жесте. Они символизируют двойственную натуру Иисуса, наличие в нем божественного и человеческого начал.
Как осенить знамением другого человека?
Как правильно перекрестить другого человека? Православие дает однозначный ответ на этот вопрос – знамение должно лечь так, как будто бы человек перекрестился самостоятельно.
Соответственно, важным моментом в этом действии является порядок чередования плеч. Именно в этом и заключается для многих людей сложность того, как правильно перекрестить другого человека. К примеру, в жесте благословения рука при движении от живота должна идти не в правую сторону, а в левую, поскольку человек, которого осеняют крестным знамением, как правило, стоит перед тем, кто его совершает.
Есть ли различия в осенении знамением человека, стоящего спиной и лицом?
Единственное различие в осенении крестным знамением человека, стоящего лицом к благословляющему и того, кто повернулся спиной, заключается в направлении движения руки.
Как правильно перекрестить другого человека если он стоит лицом? К лицу благословляющего отношение фигуры того, кого осеняют знамением, принимает такое же положение, как отражение в зеркале. Соответственно, движение в молитвенном жесте следует направлять так, чтобы первым плечом оказалось правое.
Как правильно перекрестить другого человека, если он стоит спиной? Точно так же, как и себя. Поскольку благословляемый не находится напротив того, кто совершает знамение, то есть не принимает зеркального положения, направление движения руки должно быть привычным. Разумеется, кисть нужно развернуть в сторону того, кого осеняют крестным знамением.
Источник
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение. Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.
Источник