Что значит педагогическая наука

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект . С. А. Лебедев . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» в других словарях:

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ — комплекс дисциплин, изучающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систему в ее генезисе, развитии, структурном и функциональном многообразии и единстве… … Философия науки: Словарь основных терминов

Педагогические журналы — периодические издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. ж. появились в начале 18 в. Вначале преобладали П. ж. общего характера, в дальнейшем дифференцировались по отраслям педагогической науки, формам и ступеням… … Большая советская энциклопедия

Педагогические общества — добровольные объединения педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания. В России первые П.… … Большая советская энциклопедия

Педагогические энциклопедии — и словари, научно справочные издания по педагогике и народному образованию, содержащие сведения по истории, теории и практике воспитания и образования (в целом или по отдельным отраслям педагогической науки). Различают по содержанию П. э … Большая советская энциклопедия

Педагогические чтения — периодически проводимые совещания педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. В СССР… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:  Кручусь будто кано что значит

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — науч. учреждения (ин ты, центры, кафедры), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики, обобщение и распространение опыта развития пед.науки и образования в России и за рубежом, подготовку и повышение… … Российская педагогическая энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России — «Научные и научно педагогические кадры инновационной России» федеральная целевая программа, утверждённая Постановлением Правительства России №568 от 28 июля 2008 года. Программа рассчитана до 2013 года и призвана увеличить число молодых… … Википедия

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — науч. справочные издания, содержащие систематизиров. свод знаний по педагогике, образованию и смежным дисциплинам. Осн. задачи: раскрытие в сжатом виде теории и практики педагогики в целом или отдельных её дисциплин, описание систем и состояния… … Российская педагогическая энциклопедия

Журналы педагогические — В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… … Педагогический терминологический словарь

Источник

Что такое педагогика — ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «педагогика» имеет древнегреческие корни и буквально переводится, как «детовождение».

Интересно, что педагогом в Древней Греции называли рабов, которые следили за детьми.

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому использовать их можно было только в качестве наблюдающего за ребенком (водить в школу, следить за выполнением заданий и т.д.)

Педагогика — это.

Педагогика, как наука вышла из недр философии примерно в 17 веке, благодаря мыслителям того времени Ф.Бекону и Я.Коменскому.

В настоящее время это научное направление, занимающееся воспитанием и обучением человека. Она имеет множество отраслей и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности через ее воспитание и обучение.

Объект этой науки – условия, способствующие развитию индивида в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс образования человека.

В каких контекстах может использоваться слово «педагогика»:

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. область научного исследования в сфере воспитания и развития;
  3. квалификация (что это?), связанная с образованием детей;
  4. учебный предмет в рамках профессионального образования;
  5. мастерство личности, разбирающейся в тонкостях обучающего процесса.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитическая:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий воспитательного процесса;
    2. анализирование и трактование деятельности педагога.
  2. Прогностическая:
    1. построение цели и планов развития воспитательной системы;
    2. эффективное управление обучающим процессом.
  3. Проективно-конструктивная:
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методов;
    2. внедрение их в практику;
    3. образовательный процесс посредством научно-методических приемов.

» alt=»»>

Задачи педагогики

Согласно профессору В.В.Кумарину педагогика – это наука, целью которой является решение таких задач:

    Воспитание индивида – выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте, дружбе и т.д. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими.

Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию.

Методы обучения

Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения:

    Словесный – обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени.

Сюда входят односторонние формы метода – рассказ и лекции (учитель говорит, слушающие молчат) и активные – беседа и дискуссия (диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме).

Также к словесному методу относится самостоятельная работа с книгами, что развивает память, мышление и внимание обучаемого.

  • Практический – активная работа учащихся с целью обретения навыка. К этому методу относятся:
    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные и практические задания посредством какого-либо оборудования;
    3. дидактические игры – обучение в процессе моделирования исследуемого явления.
  • Наглядный – восприятие материала осуществляется посредством органов чувств (слух, зрение и т.д.), что обеспечивает успешную ассимиляцию (что это такое?) информации. Наглядные методы делятся на:
    1. иллюстрации (картинки, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, наглядные опыты, эксперименты).
  • Эвристический метод – сводится к открытым вопросам со стороны педагога для того, чтобы ученики в свободной форме искали правильный ответ, развивая, таким образом, свое мышление. Это могут быть конкурсы, творческие викторины, олимпиады, интерактивные игры.
  • Проблемный метод немного схож с эвристическим. Его суть – это моделирование проблемной ситуации или задачи, которую обучаемые должны решить самостоятельно. Поиск решения активизирует мыслительный процесс, что приводит к таким результатам:
    1. ученик учится самостоятельному исследованию и решению проблемы;
    2. овладевает навыками анализа (что это?) и компоновки информации (что это такое?);
    3. развиваются его творческие способности.
  • Исследовательский – педагог не дает никаких знаний о проблеме. Ученики изучают ее самостоятельно, собирают о ней информацию, формируют гипотезы (что это такое?) и проверяют их.
  • Репродуктивный – учитель объясняет материал и принципы работы с ним (например, показывает, как решается задача) и просит повторить. Самостоятельное выполнение одних и тех же действий способствует усвоению знаний.
  • Наиболее экономный метод, который использует педагогика – объяснительно-иллюстративный. Он объединяет устное преподнесение информации и ее демонстрацию наглядными средствами (учитель показывает на плакате буквы и называет их «по именам»).

    Этот метод чаще всего используется в процессе образования детей детсадовского и младшего школьного возраста.

    Основные категории педагогики

    Основные категории педагогики представляют собой понятия, на которых базируется данная наука:

    1. Воспитание – процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, способов поведения, умений и навыков у последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и т.д.
    2. Образование – это понятие может трактоваться двумя способами:
      1. обучающий и воспитывающий процесс (вы изучаете математику);
      2. результат обучающего и воспитывающего процесса (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).

      Основная функция обучения – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

      Формирование – развитие индивида (кто это?) под влиянием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, позитивными и негативными.

      Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет стихийный, негативный опыт формирования.

      А если он 3 раза в неделю посещает музыкальную школу, то приобретенный навык игры на фортепиано будет получен в рамках специально организованного, положительного процесса.

    3. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, целью которой является воспитание, обучение и образование.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Как я понял, учителей много, а вот с педагогами беда. Даже в советской школе ничего такого, что перечислено в статье, учителя и близко не давали, всё было сухо, строго по учебнику, не пытались учителя заинтересовать своим предметом, объяснили материал и хватит. Сейчас может что и изменилось, тут ведь от образовательных стандартов многое зависит и от личных качеств преподавателя.

    Педагогика, как и любая другая наука должна постоянно развиваться и соответствовать веяниям времени. В современном мире информация постоянно устаревает и эта сфера не успевает реагировать. Среди всех возможных методов обучения часто применяется только словесный, что делает процесс малоэффективным, не связывает полученные знания с внешним миром. Это ведет к их обесцениванию в глазах учащихся.

    Источник

    Педагогика

    Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.

    Содержание

    Историческая справка

    Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

    Другие определения

    Педагогика (трактовки разных авторов):

    • наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику [1] ;
    • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [2] ;
    • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
    • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
    • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр Михайлович, Основания педагогики);
    • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
    • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
    • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
    • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
    • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
    • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).
    • осмысление воспитания (С. И. Гессен).
    • искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

    Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

    Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

    Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

    Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

    Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

    Объект и предмет педагогики

    Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

    Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

    Задачи научной педагогики

    Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [3] ставит перед собой следующие задачи:

    1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Не знание о том, что такое честность, а именно привычку быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё К.Д.Ушинский писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).

    2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

    3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

    4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

    Структура педагогики

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Педагогика содержит разделы:

    • общие основы педагогики,
    • дидактика (теория обучения),
    • теория воспитания,
    • дошкольная педагогика,
    • школоведение,
    • педагогика высшей школы,
    • история педагогики,
    • социальная педагогика,
    • профессиональная педагогика,
    • религиозная педагогика,
    • креативная педагогика,
    • нейропедагогика
    • педагогика сотрудничества,
    • сравнительная педагогика,
    • педагогическая инноватика,
    • военная педагогика,
    • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

    Источник

  • Оцените статью