«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно посмотреть на определения профессионального образования и профессионального обучения.
Часть 1 и часть 2 статьи 73ФЗ «Об Образовании»дают определение профессионального обучения, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Таким образом, профессиональное обучение — это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня(например, в форме прохожденияпрограмм повышения квалификации рабочих и служащих).
Профессиональному образованию посвящена глава 8 ФЗ «Об Образовании», в него включаются высшее образование и среднее профессиональное образование. Под профессиональным образованием понимается овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В результате такого образования происходит повышение образовательного уровня и присваивается новая квалификация (профессиональная/бакалавр/специалист/магистр).
Таким образом, педагог профессионального обучения подготовлен к работе в сфере профессионального обучения (программ профессиональной подготовки или переподготовки), а педагог профессионального образования в сфере профессионального образования (организации начального и среднего профессионального образования, а также высшего образования)
Статус педагога образовательного учреждения не является определяющим для прохождения переподготовки, важен уровень образования. Правом на прохождение программы профессиональной переподготовки, согласно п.3 ст. 76 ФЗ-273 «Об Образовании» обладают лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, независимо от основного образования. Таким образом, любой педагог, независимо от образовательной организации, в которой он работает, и наличия педагогического образования, может пройти переподготовки по любой из этих двух программ.
Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.
Источник
Характер деятельности педагога профессионального обучения
Педагог профессионального обучения с высшим образованием | Педагог профессионального обучения со средним образованием (мастер ПО) |
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и проводит воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базы; принимает активное участие в организационно-управленческой работе | Проводит производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении и развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую деятельность; занимается наладкой и настройкой оборудования и его подготовкой к работе |
Специфика деятельности профессионально-педагогического работника состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к специальной отраслевой подготовке. Выполняя функции мастера производственного обучения, согласно стандарту, педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального образования.
Особенности профессионально-педагогического образования и подготовки специалистов в сравнении с педагогической подготовкой приведены в таблице.
Критерии сравнения | Общепедагогическая подготовка | Профессионально-педагогическая подготовка |
Особенности профессиональной деятельности выпускника | Педагогическая деятельность с ограниченным варьированием содержания и методики обучения предмету | Педагогико-проектировочная деятельность с учетом требований заказчика рабочей силы, специфики и перспектив развития предприятий региона; реализация собственных образовательных проектов, сочетание производственного обучения с производительным |
Ориентация подготовки специалистов | На общеобразовательный предмет | На группу рабочих профессий; на профессионально-квалификационные требования к рабочим |
Особенности методической подготовки | Изучение частных методик обучения 1-2 предметов | Освоение проектирования и реализации собственных методик подготовки рабочих по целому спектру профессий и овладение рабочей профессией |
Профессиональная направленность образовательного процесса | Предметно-педагогичес-кая направленность в частных методиках и на педагогических практиках | Профессионально-педагогическая направленность всего учебного процесса, глубокая интеграция дисциплин психолого-педагогического и отраслевого компонентов образования |
Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что ППО нацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), способной к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях, в организациях. Педагогическое образование ориентировано на подготовку специалистов для дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Требования к подготовке специалистов
Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен в Стандарте. Он определяет место специалиста в области производства, требования к его гражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.
В условиях ярко выраженной внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей направлена на решение общих организационных и сугубо педагогических задач в целостном педагогическом процессе, что и отличает современного учителя-воспитателя-преподавателя.
Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.
После окончания среднего профессионально-педагогического учебного заведения выпускник получает двойную квалификацию: «техник» («технолог», «экономист» и др.) и «мастер производственного обучения». Некоторые учебные заведения дают «моно»-квалификацию: «техник-мастер производственного обучения».
Педагог профессионального образования с высшим профессиональным образованием может занимать должности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения.
По стандарту 2000 г. все специализации, по которым ведется подготовка специалистов, представлены такими отраслями:
Отрасли подготовки специалистов с высшим образованием | Отрасли подготовки специалистов со средним профессионально-педагогическим образованием |
— автомобили и автомобильное производство; — агроинженерия; — агрономия; — добыча и обогащение полезных ископаемых; — дизайн; — зоотехника; — информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии; — материаловедение и обработка материалов; — машиностроение и технологическое оборудование; — металлургические производства; — охрана окружающей среды и природопользование; — переработка лесных ресурсов и деревообрабатывающие производства; — производство продовольственных товаров и общественное питание; — производство товаров широкого потребления; — строительство, монтажные и ремонтно-строительные технологии; — химические производства; — электроника, радиотехника, связь; — экономика и управление; — электроэнергетика, электротехника и электротехнологии. | — горнодобывающая промышленность; — нефтегазовая промышленность; — энергетика; — металлургия; — машиностроение и технологическое оборудование; — электронная техника, радиотехника и связь; — автоматика и управление; — информатика и вычислительная техника; — транспорт; — воспроизводство и переработка лесных ресурсов; — химическое производство; — строительство; — сельское хозяйство; — легкая промышленность; — пищевая промышленность; — сервис; — полиграфическое производство; — производство художественных изделий и народные промыслы. |
Изменение перечня специальностей связано с общими тенденциями развития производства, техники, культуры, сферы услуг в обществе.
Перспективы развития профессионально-педагогической
специальности
Одной из стратегических целей провозглашенной политики России в области образования является внедрение принципов развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к обучению. Реализация этих принципов и методов в учебных заведениях начального профессионального образования зависит от уровня профессионального развития работников.
Новая образовательная парадигма предусматривает проведение реформ в сфере образования в направлениях демократизации, гуманитаризации, гуманизации, экологизации, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время выявлена необходимость расширения перечня отраслевых разновидностей специальности 030500 – Профессиональное обучение с выделением таких специализаций, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.
Назрела необходимость оптимизировать сеть высших учебных заведений с учетом потребностей системы начального профессионального образования в связи с тем, что вузы, осуществляющие подготовку педагогов профессионального обучения, крайне неравномерно расположены на территории России.
В перспективе следует предусмотреть создание крупных специализированных профессионально-педагогических вузов, которые со временем смогли бы выполнять роль учебно-методических центров профессионально-педагогического образования.
Необходимо сохранить и развивать сеть средних профессиональных и профессионально-педагогических колледжей и техникумов. Первоочередной задачей является разработка Закона «О среднем профессиональном образовании».
Следует уделить больше внимания научно-исследовательской и инновационной деятельности и иной творческой деятельности преподавателей и студентов (учащихся). Встает необходимость перехода системы среднего профессионально-педагогического образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что обеспечивает профессиональную мобильность.
Словарь основных понятий
Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.
Педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.
Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.
Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.
Источник
Профессиограмма педагога профессионального образования.
1. Общие сведения о профессиограмме: педагог профессионального образования может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитательное и профессиональное обучение обучаемых, передавая их знания и социальный опыт.
2. Обязанности педагога профессионального образования:
— осуществлять политехническую, общетрудовую профессиональную подготовку учащихся;
— формировать у учащихся способность к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию;
— обеспечивать профессиональную ориентированность учащихся;
— воспитывать у учащихся личную ответственность за результаты своего и общего труда.
3. Работа, выполняемая педагогом профессионального образования:
— преподавание учебных предметов в образовательном учреждении, соответствующих его специальности;
— разработка содержательных и методических основ преподаваемых предметов;
— анализ учебно-программной документации по учебному предмету;
4. Требования профессии к личности педагога профессионального образования:
Предметом труда инженера- педагога являются люди (“человек-человек”), группы, коллективы, поэтому личности инженера-педагога присущи:
— высокие моральные качества, целеустремленность;
— высокое профессиональное мастерство- любовь к своей профессии;
— профессионально- педагогическая направленность включающая интерес и любовь к детям;
— технические способности стремление работать с инструментами;
— познавательная направленность и способность к самосовершенствованию; интеллектуальная активность, чувство нового;
— высокая подвижность нервных процессов (быстрое переключение с одного вида работы на другой);
— психическая устойчивость; адаптивность, эмоциональная стабильность;
— адекватная самооценка, способность к эмпатии, искренность, общительность, эмоциональность и пластичность поведения.
5. Требования к знаниям педагога профессионального образования:
— виды конструкторской документации;
— основные сведения о технологическом оборудовании;
— основные свойства металлов;
— основы маркетинга и менеджмента;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности;
— меры по поддержанию чистоты экологической среды;
— основы трудового законодательства;
— системой знаний о сфере образования;
— о человеке как субъекте образовательного процесса;
— о закономерностях психического развития;
— о законах общения и способах управления индивидом и группой.
6. Требуемые умения и навыки:
1. Перцептивные (“перцепция”- с лат. восприятие отражение действительности органами чувств) — умения адекватного восприятия и понимания психологии ребенка (ученика);
2. Дидактические— способность планировать учебный процесс;
3. Конструктивные — способность проектирования и формирования личности воспитанника.
4. Коммуникативные — устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями коллегами; доброжелательность;
5. Организаторские — иметь способности к организации индивидуальной и групповой деятельности;
6. Экспрессивные ( функциональные — с лат. выражение, выразительность)- способность к внешнему выражению мыслей, знаний, убеждений посредством речи, мимики, пантомимики;
7. Академические— способность к познавательной деятельности, к научной деятельности;
— владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
— владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки;
-владеет навыками конструирования деталей, узлов и механизмов, проекционного черчения, использования вычислительной техники.
Противопоказания к профессии:
равнодушное отношение к детям, безнравственность, лживость, эгоистичность, безответственность, неумение сдерживать раздражение, отсутствие собранности, инициативы, находчивости, наличие некоторых признаков психических заболеваний, дефекты речи, хронические заболевания органов зрения и слуха.
Тема: Культура и техника труда студента в вузе.
Студент как субъект учебной деятельности.
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятыми, как предполагается, усердным учебным трудом.
Как социальная группа оно характеризуется:
— сформированностью отношения к будущей профессии.
Заслуга постановки проблемы студенчества принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева. В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, (В.А. Сластенина – педаг.) накоплен большой материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (декватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе.
Чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.
Студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Полученные данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Учебные задания вуза всегда одновременно направлены на:
— структурирование в памяти усваиваемого материала,
— актуализация усваиваемого материала.
Такая постановка вопроса находит отражение в учебниках и учебном процессе вуза.
Учебная деятельностьопределяется мотивами. Существуют два типа мотивов:
Основа учебно – познавательной деятельности: познавательная мотивация (соответствует самой природе мыслительной деятельности человека).
Во время обучения в вузе формируется основа профессиональной деятельности.
Средства профессиональной деятельности: усвоенные в обучении знания, умения, навыки.
Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.
Существенным показателем студента является его умение выполнять все виды и формы учебной деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют:
— слушать и записывать лекции;
— не умеют выступать перед аудиторией;
— давать аналитическую оценку проблем.
37,5 % студентов – стремятся хорошо учиться,
53,6 % студентов – не всегда стараются,
8 % студентов – не стремится хорошо учиться ( но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2 % случается, что учеба не идет хорошо).
Основная психолого-педагогическая задача в процессе обучения в вузе – формирование студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает наличие умений:
— организовывать свою деятельность.
Лекции НОТ студента
Основа — педагогическая система немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841)
Философские воззрения Гербарта — идеалист – метафизик: мир состоит из множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека; сущность бытия – неизменна; отрицательное отношение к идеям французско й революции; путь к идеальному обществу лежит через воспитание, основанное на общих (внеклассовых) нравственных идеях; «правильно воспитанный человек не будет вступать с окружающими в конфликт»; разрабатывал идею широкого общего образования, идею воспитывающего обучения.
Душа – простая и неразрушимая реальность; — сложное целое, состоящее из:
— желаний, все это может зародиться в душе лишь под влиянием воздействия со стороны других реальностей.
Неразрушимая реальность – душа входит в соприкосновение с другими реальностями, которые стараются проникнуть в ее существо и ослабить его. Душа сопротивляется таким вторжениям. Эти сопротивления мы и испытываем как ощущения, идеи, чувства и стремления.
Источник