- Псково-Печерский монастырь
- Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
- Основные моменты
- История Псково-Печерского монастыря
- Монастырь сегодня
- Достопримечательности на территории обители
- Практическая информация
- Как добраться
- Православная Жизнь
Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, окруженный каменными крепостными стенами и напоминающий своим обликом неприступную цитадель, – один из крупнейших и известнейших мужских монастырей России. Он расположен на северо-западе Псковской области, в городе Печоры, в 43 км от областного центра и всего в 2 км от государственной границы с Эстонией. Эта древняя обитель с самого начала своего существования служила оплотом православия на неспокойном порубежье Псковской земли и владений прибалтийской Ливонии. Хорошо сохранившийся монастырский комплекс ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Основные моменты
Архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря создавался на протяжении XV-XIX столетий, и многие древние постройки сохранились до наших дней. Монастырь открыт для индивидуальных посещений, но, чтобы познакомиться с его богатой историей и духовной жизнью, туристам лучше присоединиться к экскурсиям. Группы формируются в центре «Паломник». Здесь же можно недорого переночевать, пообедать.
Главный праздник Псково-Печерского монастыря – Успение Пресвятой Богородицы, отмечающийся в августе. Паломники говорят, что в этот день службы в монастырском храме совершенно особенные. Верующие ощущают, что на литургиях незримо присутствуют поколения великих молитвенников, иноков, которые в этих стенах веками общались с Богом.
Но не все так уж патриархально в древней обители. Монахи пользуются мобильной связью, активны в социальных сетях. Монастырь располагает собственным интернет-магазином, информационно-познавательным порталом. Тут действует издательство духовной литературы, оснащенное современным электронным оборудованием, а в церковных лавках продаются сувенирные флеш-накопители с тестами на знание Святого письма, CD-диски с видеоэкскурсиями.
История Псково-Печерского монастыря
Достоверные источники относят основание Успенской Свято-Печерской обители к 1473 году, но, по преданию, монахи-отшельники поселились в пещерах, расположенных на этой территории, еще в XIV веке. Говорят, они пришли в эти места из Киево-Печерской Лавры, в поисках убежища на псковских землях от татарских набегов. Легенды сохранили имя лишь одного из затворников – Марка, ставшего известным как «первоначальный инок». В том же столетии, по легенде, удивительные пещеры открылись изборским охотникам, проплывавшим вдоль лесистых берегов реки Каменец, которая в те времена была судоходной, а сегодня представляет собой небольшой ручеек. Летопись повествует, что из узких вертикальных расщелин в прибрежном песчаном холме до них донеслось дивное пение и «благоухание фимиама».
В 1470 году в одной из печорских пещер поселился Иоанн Шестник – священник из Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (сегодня – г. Тарту). Здесь он и его семья нашли убежище от преследований немцев-латинян, подвергавшим гонениям православный люд. В расширенной пещере Иоанн и его супруга Мария устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Еще во время работ Мария тяжело заболела и решила принять монашеский постриг под именем Васса, оказавшись первой постриженницей обители. После кончины жены монашеский обет принял и Иоанн, став в постриге Ионой. Эта благочестивая пара причислена к лику Псково-Печерских преподобных.
В 1473 году церковь была освящена, и вскоре вблизи нее стали селиться иноки. Здесь появились кельи и еще один храм, но лифляндцы, напавшие на обитель, сожгли бревенчатые строения. Набеги и разорения на скромный монастырь, не имевший оборонительных сооружений, продолжались долгое время, потому что ливонцы стремились не допустить распространения православия на порубежных землях.
В 1519 году из Москвы в Псковские земли прибыл государев дьяк Мисюрь Мунехин, и вскоре под его началом в монастыре началось масштабное каменное строительство. Священные пещеры были сохранены, а новые постройки возводились ближе к воде, что придало ландшафту монастыря особую живописность. В подлинный расцвет обитель вступила стараниями игумена Корнилия, управлявшего ею с 1529 по 1570 год. Этот настоятель, зодчий и воин превратил монастырь в твердыню, окруженную могучей каменной стеной с 9 башнями. Обитель стала светочем утверждения православия среди разнородного местного населения. Сподвижником Корнилия в обустройстве Псково-Печерского монастыря, ставшего шедевром оборонного и церковного зодчества, был талантливый архитектор Павел Заболотный. Старания обоих были по-особому отмечены царем Иваном Грозным, который решил их казнить якобы за то, что они возводили оборонительные постройки «по собственному почину». Одно из преданий гласит, что игумену разгневанный самодержец отсек голову собственноручно прямо у стен монастыря. Оправившись от приступа ярости, царь будто бы сам отнес бездыханное тело Корнилия к святым пещерам, приказав захоронить его с почестями. С тех пор дорогу, ведущую от Никольской башни до Успенской церкви, стали называть Кровавым путем.
В военных баталиях укрепленная обитель впервые участвовала в середине 1581 года. Тогда Псков и Печоры преградили путь 100-тысячной армии польского короля Стефана Батория, продвигавшейся вглубь русских земель. В общей сложности монастырская твердыня подвергалась штурмам литовцев, шведов, поляков на протяжении полутора веков. При Петре I она получила статус государственного оборонного укрепления. Последняя баталия у ее стен произошла в 1703 году. После подписания Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., Псково-Печерский монастырь завершил свою оборонительную миссию.
В XVIII-XIX веках тут протекала мирная монашеская жизнь, возводились новые храмы, братские корпуса и хозяйственные постройки. В 1920 году Печорский уезд, согласно Тартускому мирному договору, отошел к Эстонии, и обитель оказалась за рубежами РСФСР. В довоенные годы его насельниками являлись некоторые участники Белого движения, братия поддерживала тесные связи с Русской зарубежной церковью, с представителями дома Романовых.
Во время боевых действий в период Второй мировой войны часть монастырских построек пострадала от артиллерийских обстрелов, но не фатально. В послевоенные годы Псково-Печерская обитель гонениям не подвергалась, чтобы уверить местное население в «свободе вероисповедания в СССР», и монашеская жизнь здесь продолжилась. В 60-е годы прошлого века началась реконструкция крепостных стен и башен, а 80-е была проведена масштабная реставрация церковных архитектурных памятников. В те годы были обновлены стеновые росписи, купола храмов покрыли медным листом. Число насельников прирастало, и в обители возвели новый братский корпус, построили здания иконописной и швейной мастерских.
В 2012 году в распоряжение монастыря была передана расположенная поблизости территория передислоцированной воинской части. С 2018 года игуменом Псково-Печерской обители является весьма энергичный митрополит Псковский и Порховский Тихон, которого называют духовником президента Владимира Путина.
Монастырь сегодня
За порогом Псково-Печерской обители путешественники оказываются в своеобразной капсуле времени, отделенной от внешней суеты. Это самодостаточный патриархальный мир, где производится почти все, чего требуют ежедневные скромные запросы насельников. В столярной мастерской пахнет смолистыми опилками, олифой, студенистым горячим клеем. Тут вручную изготавливают мебель, киоты, аналои, резные кресты, оправы для образов. Монахи, наделенные художественным даром, трудятся в иконописных мастерских. Среди братии есть искусные резчики по дереву, гончары. Из трубы над кровлей приземистой монастырской кузницы вьется дымок от раскаленных в горне углей. Как и сотни лет назад, мастера обеспечивают хозяйство необходимыми коваными изделиями. Некоторым кузнецам далеко за семьдесят, но монахи крепки и телом, и духом.
Круглосуточно пылают поленья в печах монастырской пекарни. Здесь выпекают просфоры, хлеб. На кухне готовится простая и незатейливая пища для монахов. Угощения для сотен паломников послушники готовят при трапезных странноприимных домов за пределами монастырских стен. Рядом накрыт навесом дровяной склад, полный смолистых поленьев. Утомительная колка дров – обычное послушание в монастыре. Поочередно тут трудятся все – от послушника-неофита до архимандрита. Поодаль огорожен скотный двор. Работа по уходу за животными тоже знакома всем насельникам, как и обязанности сторожа. К слову, как-то раз патриарх Московский и всея Руси Пимен, в свое время живший тут, а затем достигший наивысшей ступени в церковной иерархии, признался, что хотел бы провести остаток жизни в служении сторожем на хозяйственных воротах Псково-Печерского монастыря.
В монастырской библиотеке хранится уникальное собрание древних фолиантов, рукописей, богослужебных книг, духовной литературы, исторических и философских трудов. Прогуливаясь по монастырю, вы наверняка увидите монахов, расположившихся с книгами под сенью деревьев или на внутренних помостах оборонительных монастырских стен.
Кроме монахов и священников в монастыре живет несколько старцев, внешне ничем не отличающихся от братии, но в их глазах читается особенное сосредоточение на вере. Для достижения этого духовного статуса необязателен преклонный возраст. Старец – особый вид служения, доступный немногим избранным подвижникам.
Достопримечательности на территории обители
Псково-Печерский монастырь окружен мощной каменной крепостной стеной с девятью сторожевыми башнями, все они имеют собственные названия. Парадный вход ведет в обитель через Святые врата в Петровской башне.
Древнейший храм монастыря – подземная Успенская церковь, освященная в 1473 году. Позднейший барочный фасад с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами, пристроен прямо к срезу горы. Над порталом изображены Киево-Печерские святые отцы Антоний и Феодосий. Входная дверь ведет в пещерный храм. Своды пещеры облицованы кирпичом и поддерживаются каменными колоннами. Резной деревянный иконостас главного придела был изготовлен в XVIII столетии, узорчатые панели украшены позолотой. Здесь хранятся особо почитаемые иконы, среди них – образ Успения Богородицы, написанный в 1521 году. На стенах за иконостасом сохранились потемневшие древние фрески. В нише у южной стены погребены мощи преподобного мученика Корнилия.
Возле Успенского собора располагается вход в ближние и дальние Святые пещеры. При входе справа расположена гробница преподобной Вассы, в часовенке слева погребены преподобные Иона и Марк. Отсюда вглубь холма расходятся семь подземных галерей. Круглый год температура тут колеблется в пределах +5. +10 °С. На этом погосте погребено около тысячи монахов и мирян. В стеновых нишах, закрытых каменными плитами, нашли упокоение предки полководца Кутузова, историка Татищева, поэта Пушкина, композитора Мусоргского.
Напротив Успенского собора в начале XIX был построен корпус лечебницы с часовней Святого Праведного Лазаря. К востоку от фасада церкви Успения Богородицы находится звонница. Обычно колокола возносят на высокие башни, но здесь они развешаны в два яруса между рядами мощных опорных столпов, заключенных в кирпичные стены. Тут размещено 30 бронзовых колоколов разного размера, каждый обладает неповторимым звучанием. Самый большой колокол весит около 4 тонн, он был подарен обители царем Петром Великим. Есть тут и подарок Ивана Грозного весом в 3 тонны, этот колокол доставили сюда в 1562 году.
Над звонницей возвышается башенка. Там с первых десятилетий XVIII века действует часовой механизм. Каждую четверть часа отмечает перелив малых колоколов. Часы отбиваются гулким звоном 122-пудового колокола, некогда присланного в Псково-Печерский монастырь царем Борисом Годуновым.
Рядом с колокольней стоит Благовещенская церковь, возведенная по велению игумена Корнилия в 1541 году. К ней пристроена Трапезная палата. В XIX веке в трапезной была освящена церковь Сретения господня. В 2019 году под трапезной открылся сувенирный магазин.
Над монастырем возвышается Михайловский собор, выстроенный на холме над пещерами. Это место называют Святой горкой. Увенчанный золоченым куполом храм, возведенный в 1815-1827 годах в стиле классицизма – самое внушительное строение Псково-Печерской обители и доминанта монастырского архитектурного комплекса. В его стенах, на позолоченных досках запечатлены имена защитников Пскова, павших в сражениях с наполеоновскими войсками в 1812 году. В соборе хранятся чудотворные иконы, а главная его реликвия – десница святой мученицы Татианы.
В центре обители находятся два святых источника. Над колодцами выстроены часовни. Тут всегда можно набрать фляжку освященной воды, постояв в очереди.
Практическая информация
Монастырское экскурсионное бюро находится на улице Юрьевская, 82-А (примерно в 2 км от обители). Псково-Печерскому монастырю принадлежит гостиница на Октябрьской площади, 8, в пешей доступности от него. Комнаты рассчитаны на 2-9 спальных мест. В здании открыто кафе. Горячие завтраки подаются с 08:00 до 12:00. До 19:00 тут можно перекусить выпечкой, попить чай. Из паломнического центра ко входу в монастырь трижды в день курсирует микроавтобус.
На территории обители и в центре «Дом паломника» работают сувенирные лавки. Тут предлагаются церковная утварь, книжные издания монастырской типографии, четки, фотоальбомы с видами монастыря, художественные репродукции. Здесь также представлены прекрасные работы, созданные в иконописной мастерской. Образы написаны на досках, украшены золочением. Стоимость икон – от 350 до 16 000 рублей.
Мало кто покидает обитель без вкусных гостинцев. В киосках продаются пирожки, хлеб, монастырский квас (50 рублей/литр), мед. Особым спросом пользуются имбирные пряники с джемом и медом, ягодно-шоколадной начинкой. Резными формами на пряниках оттиснуты рельефные изображения храмов Псково-Печерского монастыря. Сладости расписываются цветной глазурью вручную. Сдобная выпечка готовится по старинной рецептуре, она имеет вкус семи пряностей (имбирь, кардамон и др.), сохраняет свежесть более двух месяцев, при этом фабричными консервантами и ароматизаторами пекари не пользуются. Стоимость пряников – от 100 до 600 рублей, в зависимости от размера. Хороший гостинец – пряничный пирог с панорамным оттиском монастырского комплекса в подарочной упаковке (1000 рублей).
Как добраться
Псково-Печерский монастырь расположен по адресу: ул. Международная, 5. От автостанции в центре Печор (ул. Юрьевская, 5) к монастырю ходят автобусы. Но Печоры – небольшой город, поэтому пешая прогулка от автостанции до обители займет не более получаса.
Источник
Православная Жизнь
Рассказывает преподобный Нестор Летописец.
Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и, бывшую там, церковь святых Апостолов, и многих попов содержал при ней. Был между ними священник, именем Иларион, человек добрый, книжный и постник. Он ходил с Берестова к Днепру, на холм, где ныне старый Печерский монастырь, и там молился. Тут был большой лес. Иларион вырыл себе в нем пещерку, маленькую, двухсаженную, и, приходя из Берестова, отпевал тут часы и втайне молился Богу. Потом Бог вложил в сердце князю поставить Илариона митрополитом у св. Софии, а пещерка эта так и осталась.
Около этого же времени жил некоторый человек, мирянин, из города Любеча. И вложил ему Бог в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую гору (Афон), видел тамошние монастыри и, обошедши их все, полюбил иночество. И пришел он в один из монастырей и умолил игумена возложить на него иноческий образ. Тот послушал, постриг его и дал ему имя: Антоний. Наставивши его и научивши, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой горы! Чрез тебя размножатся иноки на Руси». Благословил и отпустил его, сказав: «Иди с миром».
Антоний пришел к Киеву, и стал думать, где бы ему жить. Он ходил по монастырям, но, – так уже Богу было угодно, – не нравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, ища, где бы Бог показал ему жить. И пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и начал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение Святой горы и моего игумена, который постригал меня». И он стал тут жить, молился Богу, ел сухой хлеб, и то чрез день, и воду пил в меру; копал пещеру свою, и так жил в постоянных трудах, в бдении и молитвах, не давая себе покоя, ни днем, ни ночью. Потом узнали об нем добрые люди, приходили к нему, приносили, что́ было нужно. И прошла о нем слава, как о великом человеке, и стали приходить к нему просить благословения и молитвы. Когда преставился великий князь Ярослав, и сын его Изяслав принял власть и сел в Киеве; – Антоний был уже прославлен в Русской земле. И узнал Изяслав о жизни его, и пришел к нему с дружиной просить благословения и молитвы. Всем сделался известен Антоний, и все почитали его. И начали приходить к нему братия, и он принимал и постригал их. Собралось у него 12 братий; они вырыли большую пещеру, – церковь и келии, которыя целы и теперь в пещере, под ветхим монастырем. Когда собрались таким образом братия, Антоний стал говорить им: «Вот, братия, Бог совокупил вас по благословению Святой горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой горы»! Потом сказал: «Живите теперь сами по себе. Я поставлю вам игумена, а сам пойду один на другую гору: я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел и выкопал себе в горе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем. Там он и умер, живши в добродетели 40 лет, никуда не выходив из пещеры, где и до ныне лежат мощи его.
Братия между тем жили со своим игуменом в пещере, и когда их стало уже очень много, они задумали поставить монастырь вне пещеры. И пришли братия и игумен к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия так размножились, что нельзя поместиться в пещере. Да будет повеление Божие и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И повелел им Антоний. Они поклонились ему, и поставили над пещерой церковку маленькую во имя Успения Пресвятой Богородицы. И стал Бог молитвами Богородицы умножать черноризцев. Тогда братия, на совете с игуменом, решили построить монастырь. И опять пошли они к Антонию и сказали: «Отче, братия умножается, и мы бы желали построить монастырь». Антоний был рад, и сказал: «Благословен Бог за все! Да будет с вами молитва святой Богородицы и отцев Святой горы»! И сказав это, послал одного из братий к князю Изяславу сказать ему: «Князь мой, вот Бог умножил братию, а местечко маленькое. Дал бы ты нам ту гору, что́ над пещерой». Изяслав, слыша это, с радостию послал своего мужа и отдал им эту гору. Игумен и братия заложили большую церковь, обнесли монастырь оградой, и поставили много келий, и, окончив церковь, украсили ее иконами. Так зачался Печерский монастырь.
Назвался он Печерским потому, что братия прежде жили в пещере [1]; пошел же монастырь этот от благословения Святой горы. Когда монастырь уже построился, а игуменом был в нем Варлаам; поставил Изяслав монастырь святого Димитрия и перевел туда на игуменство Варлаама, желая сделать свой монастырь выше и надеясь на богатство. Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением. Антоний вот не имел, ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом, как я уже и говорил. Когда же Варлаам пошел в монастырь святого Димитрия; братия посоветовавшись, пошли к старцу Антонию и сказали: «Поставь нам игумена». Он же сказал: «Кого хотите»? А они сказали: «Кого хочет Бог и ты». И сказал им Антоний: Кто между вами послушливее, кротче, смиреннее Феодосия? Пусть он и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу, и поставили Феодосия игуменом над собой; а их было тогда 20 человек. Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание, великое пощение и молитвы со слезами; и принимал он многих черноризцев и собрал братии 100 человек. Тогда он стал искать монастырского устава. Нашелся тут Михаил, чернец Студийского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. Феодосий стал искать у него устава Студийских иноков, и нашедши, списал и установил в своем монастыре: как быть монастырскому пению, как поклоны держать, как читать чтение, и стояние в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что́ есть в какие дни, – все по уставу. Феодосий приобрел этот устав и ввел в своем монастыре, а у него и другие монастыри переняли; потому и честь Печерскому монастырю прежде всех других. Так жил Феодосий в монастыре, ведя добродетельную жизнь, соблюдая иноческое правило, и принимал всякого, приходящего к нему. Тогда пришел к нему и я, худой, недостойный раб, и он принял меня. Мне было тогда 17 лет от роду. И вот я написал это и положил год, когда начал быть монастырь Печерский [2].
1. По старинному произношению печера.
2. В летописи все это рассказывается под 1051 годом.
Источник: Киевопечерскiй Патерик по древним рукописям.
Источник