Азбука судомоделирования
Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.
Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.
Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхтьг.
К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.
Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.
Прямые паруса
Прямые – те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-брамселем и т. д.).
Рис. 1 — Прямые паруса
Паруса фок, грот и бизань называют нижними парусами, а остальные (марсели, брамсели, бом-брамсели) — верхними. С ростом водоизмещения кораблей, мощности и количества артиллерии на них увеличивалась и площадь парусного вооружения кораблей. Так, в начальный период петровского кораблестроения (конец XVII в.) корабли несли на фок — и грот-мачтах только по два прямых паруса, в начале XVIII в. их ставили уже по три, а с конца XVIII в. и первой половины XIX в. — по четыре на трех мачтах. На чайных клиперах и барках количество прямых парусов достигало 6 — 7 на каждой мачте.
В петровские времена и вплоть до конца XVIII в. в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII в. эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса — кливера и стаксели.
Рис. 2 — Рейковые прямые паруса, поднимаемые на мачтах (именуются всегда снизу вверх)
1 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, разрезные (нижний и верхний) брамсели, бом-брамсель;
2 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, брамсель, бом-брамсель;
3 — главный, марсель, брамсель, бом- брамсель;
4 — главный, марсель, брамсель.
К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдвигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах (рис. 3).
I — ундер-лисель; II — марса-лисель; III — брам-лисель;
1 — выстрел; 2 — реек ундер-ли-селя; 3 — марса-лисель-спирт;
4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 — реек брам-лиселя
Косые паруса
Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. Косые паруса не симметричны. Имеют много разновидностей.
Косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.
Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливеров бывает больше чем три. Раньше кливера крепились на специальных леерах и поднимались вместе с ними, но теперь они ставятся, как и стакселя на штагах. Только летучий кливер по-прежнему поднимается на леере. Он считается дополнительным вспомогательным парусом.
Рис. 4 — Косые паруса, укрепленные к бушприту (снизу вверх):
1 — кливер;
2— кливер и под ним фока-стаксель;
3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель;
4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Стаксель (нем. stagsegel, «штаговый парус») — треугольный парус, который ходит по штагам, отчего и получил свое название. Ставится передней шкаториной на штаг — снасти стоячего такелажа судна, поддерживающего мачту спереди. В общем случае — треугольный косой парус, поднимаемый по штагу между мачтами или впереди фок-мачты. Галсовые углы кливеров и носовых стакселей крепят на бушприте впереди форштевня. Стаксели ставят не только в носу впереди фок-мачты, но и между фок — и грот-мачтами (рис. 5). Здесь они могут быть не только треугольными, но и четырехугольными, неправильной формы. Нижний продольный парус, установленный между грот — и бизань-мачтами (бизань-стаксель), называют апселем.
Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.
Рис. 5 — Стаксели между мачтами:
1 — грота-стаксель; 2 — грот-стеньга-стаксель; 3 — мидель-стаксель; 4 — грот-брам-стаксель; 5 — грот-бом-брам-стаксель; 6 — апсель; 7 — крюйс-стеньга-стаксель; 8 — крюйс-брам-стаксель; 9 — крюйс-бом-брам-стаксель
Триселями называют косые четырехугольные паруса неправильной трапециевидной формы, устанавливаемые сзади нижней части фок — и грот-мачты. Верхнюю шкаторину триселя пришнуровывали к гафелю, а нижнюю оставляли свободной. К передней шкаторине паруса привязывали сегарсы (дубовые или из пруткового железа кольца), надеваемые на мачту и ходящие по ней. Если мачта бы ла толстой (на больших кораблях), то сегарсы надевали на дополнительную тонкую трисель-мачту.
К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII в. на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.
Все косые паруса ставят посередине — вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, так же как и прямые, кроме основных наименований имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стеньга-стаксель, фор-трисель и т. п.).
Рис. 6 — Рейковые косые паруса, поднимаемые на мачтах
Рис. 7 — Косые паруса
- апсель
- крюйс-стень-стаксель
- крюйс-брам-стень-стаксель
- крюйс-бом-брам-стень-стаксель
- крюйс-трюм-стень-стаксель
- грота-стаксель
- грот-стень-стаксель
- грот-брам-стень-стаксель
- грот-бом-брам-стень-стаксель
- грот-трюм-стень-стаксель
- фока-стаксель
- фор-стень-стаксель
- кливер
- бом-кливер
- летучий кливер
Названия парусов
Рис. 8 — Основные паруса корабля полного парусного вооружения
Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.
В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.
Рис. 9 — Парусное вооружение кораблей и фрегатов Российского Флота XVIII-XIX вв.
а — 1700-1726 гг., б — 1726-1777 гг., в -1777-1860 гг., г — 1806-1865 гг.
(Показаны наиболее употреблявшиеся паруса — без лиселей и дополнительных стакселей.
Пунктиром обозначены паруса, появившиеся в конце периода)
- бизань
- крюйсель
- грот
- грот-марсель
- грот-брамсель
- фок
- фор-марсель
- фор-брамсель
- блинда
- бом-блинд
- кливер
- фор-стень-стаксель
- крюйс-брамсель
- крюйс-бом-брамсель
- грот-бом-брамсель
- фор-бом-брамсель
- драйвер
- фока-стаксель
- фор-трисель
- грот-трисель
В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.
Рис.10 — Парусное вооружение клипера
1 — бом-кливер; 2 — кливер; 3 — второй или средний кливер; 4 — фор-стеньги-стаксель; 5 — фор-бом-брамсель;
6 — фор-брамсель верхний; 7 — фор-брамсель нижний; 8 — фор-марсель верхний; 9 — фор-марсель нижний; 10 — фок;
11 — грот-бом-брам-стаксель; 12 — грот-брам-стаксель; 13 — грот-стеньги-стаксель; 14 — грот-трюмсель;
15 — грот-бом-брамсель; 16 — грот-брамсель верхний; 17 — грот-брамсель нижний; 18 — грот-марсель верхний;
19 — грот-марсель нижний; 20 — грот; 21 — крюйс-марсель нижний; 22 — крюйс-стень-стаксель; 23 — крюйс-бом-брамсель;
24 — крюйс-брамсель; 25 — крюйс-марсель верхний; 26 — крюйс-марсель нижний; 27 — бегин (бизань); 28 — контрабизань.
Элементы парусов
Детали парусов
Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.
1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем
Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.
Рис. 12 — Ликтрос
Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.
Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.
1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.
На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.
Рис. 14 — Варианты кренгельсов
Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).
Рис. 15 — Шкотовый угол
Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.
Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.
Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.
Источник