Партийный список
Партийный список — на выборах в представительные органы власти, проводимых по пропорциональной системе, список кандидатов от одной партии или иного избирательного объединения. Правила формирования и выдвижения списка определяются законодательством соответствующих государств, уставами избирательных объединений и прочими факторами. Порядок расположения кандидатов в списке определяет и распределение между ними выигранных партией мест в представительном органе.
Содержание
Типология
По итогам выборов места между кандидатами распределяются пропорционально поданным голосам согласно порядковым номерам в партийном списке. В зависимости от метода определения данного порядка выделяется несколько типов списков. Основных типов два. Закрытый список (англ.) русск. — наиболее распространённая форма, при которой избиратель голосует за один из предложенных списков целиком, в том виде, в котором он представлен. Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения [1] .
Однако в некоторых странах голосующий может в известной степени повлиять на распределение мест внутри избранного списка. Список, внутри которого избиратель также может выбрать одного или нескольких предпочтительных кандидатов, называется открытым (англ.) русск. [1] . Для определения числа мест, полученных партией, сумма голосов за всех её кандидатов складывается, а порядковый номер каждого отдельного кандидата определяется предпочтениями избирателей. Конкретная реализация данного принципа разнится от страны к стране и зависит от принятого метода голосования. Избирателю может быть предоставлено право выбрать весь список или отдельного кандидата из него (Бельгия, Дания)), нескольких кандидатов из одного списка (Италия) и даже кандидатов из разных списков. В Люксембурге и Швейцарии по открытым спискам возможно кумулятивное голосование [1] .
В качестве отдельной разновидности может быть выделен региональный список (англ.) русск. . По сути это закрытый список, на состав которого избиратель повлиять не может, однако позиции кандидатов, как и в открытом списке, определяются по итогам голосования. Каждый из кандидатов, выдвинутых партией, закрепляется за определённой территорией — округом или регионом. Число мест пропорционально распределяются между партиями, а мандаты получают наиболее успешные кандидаты от каждой партии, получившей свою квоту. Выборы с использованием этой модели списка часто приводят к курьёзу: успешный кандидат может не получить место, если его однопартийцы выступят лучше, однако проигравший ему прямой соперник занимает место, оказавшись среди лучших в своей партии.
В России принята более сложная структура партийного списка. Он делится на общую и местные части. Общая включает в себя кандидатов, представляющих партию на всей территории, где проводятся выборы. На думских выборах она называется федеральной частью списка. Закрепилось также название «федеральная тройка», но в ней может быть представлено и меньше, и больше трёх кандидатов. Члены общей части списка при распределении мест имеют приоритет и в случае преодоления их партией процентного барьера гарантированно занимают депутатские кресла. Остальные кандидаты разбиты на региональные группы. Один кандидат может значиться только в одной из частей партийного списка: либо в федеральной части, либо в одной из региональных групп [2] . В этой модели при распределении мест учитывается популярность партии в том или ином регионе. Такая система призвана нивелировать один из признанных недостатков пропорциональной системы — потерю связи депутатов с избирателями и регионами. Подобная же система распространяется и на региональные выборы по пропорциональной системе: во главе списка стоят кандидаты из общерегиональной его части, остальные же привязаны к избирательным округам [3] .
Гибридный вариант представляет собой принятая в ряде стран Латинской Америки модель, называемая по-испански ley de lemas (англ.) русск. , в которой партиям предоставляется право выставить от своего имени несколько закрытых списков, результаты которых суммируются при распределении мест между партиями, но учитываются отдельно при определении кандидатов, их занимающих. То есть, как и в открытом списке, избиратель может прямо выразить свои предпочтения. По такой системе могли проходить выборы и на индивидуальные посты (выборы мэра, губернатора), что служило поводом для её критики.
Формирование и выдвижение
Правила формирования и выдвижения списков кандидатов могут существенно различаться в разных странах. Общие принципы в той или иной степени определяются законодательством и могут быть связаны с установленной для данных выборов избирательной системой. Закон также может требовать определённых внутрипартийных процедур для определения имён кандидатов. В рамках законодательства эти процедуры могут регламентироваться уставом и другими партийными документами. Например, в России закон предусматривает выдвижение партийного списка съездом при тайном голосовании [2] . Более конкретных процедур при этом не определено, и в этих пределах партии вольны сами определять состав и порядок кандидатов в списке. Так, в устав партии «Единая Россия» внесено положение о выдвижении списка кандидатов по итогам предварительного внутрипартийного голосования [4] . Избирательное право России эту норму не предписывает, хотя члены думской фракции озвучивали желание сделать проведение так называемых «праймериз» [комм 1] общеобязательным при выдвижении партийных списков [5] .
В установленных нормативными документами пределах на формирование партийного списка оказывают влияние разнообразные факторы. Так, учитывается популярность кандидата среди населения. Известный деятель, пользующийся доверием избирателей, может принести партии дополнительные голоса и позволить занять депутатские места ещё нескольким представителям своей партии. С той же целью могут использоваться паровозы — авторитетные личности, часто не связанные с политикой, которые после избрания передают свой мандат другим, менее известным, кандидатам из списка [6] .
Однако наибольшее влияние на партийные списки оказывают непосредственно внутрипартийные процессы, часто скрытые от посторонних наблюдателей. Нередко составление списка сопровождается аппаратной борьбой [7] . Значительное влияние оказывают политические и финансовые связи кандидатов, их вес не столько среди электората, сколько среди элиты. Кандидаты могут быть связаны с тем или иным лобби, отмечаются и случаи прямой покупки мест в партийных списках [8] . Поскольку решающая роль при формировании закрытых списков принадлежит руководству партии, существенен и фактор близости потенциального кандидата к партийной верхушке [7] . Одним из определяющих факторов для списков избирательных блоков и коалиций из нескольких партий являются договорённости между организациями-участниками блока о представленности в списке членов каждой из них. Разногласия по данному вопросу могут послужить распаду коалиции.
Источник
ПАРТИЙНЫЕ СПИСКИ: КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ…
Выборы по партийным спискам представляют собой избирательную систему, при использовании которой избиратели голосуют за список партии или список избирательного блока, борющиеся за определенное количество мест в парламенте или органах местного самоуправления. В результате голосования места в представительном органе будут распределяться между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.
По мнению большинства авторов [2], выборы по партийным спискам следует разделять на 3 группы:
Во-первых, наиболее элементарна система – система «связанных» списков, в соответствии с которой определенная группа избирателей предлагает список намечаемых ею кандидатов в порядке убывающей желательности. Избиратель голосует не за тех или иных кандидатов, а за тот или иной список. Избирательный барьер определяется делением числа голосующих избирателей на число депутатских полномочий; на каждый список причитается столько депутатов, сколько раз избирательный метр содержится в числе поданных за него голосов. Если на определенный список приходится, например, три депутатских полномочия, то избранными считаются три первых кандидата, намеченных списком. Основной недостаток системы заключается в том, что она усиливает влияние партийных комитетов и, в то же время, умаляет влияние избирателя – голос избирателя является показателем партийной принадлежности, а не голосом за того или иного кандидата [2].
Во-вторых, наиболее распространенная в настоящее время система свободного указания кандидатур в пределах партийного списка, при которой избиратель голосует за партию и еще внутри списка этой партии отдельно голосует за конкретного кандидата. В первом случае голос избирателя засчитывается прежде всего первому кандидату списка; если этот кандидат получит число голосов, соответствующее избирательному метру, он засчитывается второму и т.д. Голоса, поданные за отдельных кандидатов, считаются поданными также за список. Депутатские полномочия распределяются между списками в соответствие с числом голосов, полученных каждым из них.
В-третьих, «панаширование», что предоставляет избирателю возможность составить свой избирательный список, подбирая кандидатов из разных списков [6, с. 244].
В свою очередь сами партийные списки бывают следующих видов:
- Жесткий (или закрытый, или связанный) список, при котором в составленный партией список кандидатов никаких изменений избирателю вносить нельзя — избирателю предлагается или проголосовать за партийный список целиком, или нет. Но как-то повлиять на него: кого-то вычеркнуть из списка, переставить местами кандидатов списка… избиратель не в праве [3, с. 157]. Депутатские мандаты в этом случае распределяются между кандидатами в соответствии с порядком их размещения в списке (очередность размещения кандидатов в партийном списке определяется партией). Эта система используется, например, в Израиле, Болгарии. Такую разновидность часто критикуют за предоставление чрезмерной власти лидерам партии и за то, что он не дает достаточного выбора избирателям при определении того, какие кандидаты партии избираются.
- При системе гибкого (полужесткого) списка избиратель не оказывает влияния на формирование партийного списка, но может повлиять на него в ходе голосования, сделав свой выбор в пределах списка. В одних разновидностях данной системы избиратель может проголосовать за одного кандидата, в других – за несколько, а так же он может даже полностью переструктурировать содержание списка, и, когда кандидаты, стоящие в конце списка и получившие большее число голосов, чем у кандидатов в начале списка, могут получить мандат. Эта система используется, например, в Дании [3, с. 157].
- Свободные (открытые) списки, при которых избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка. Голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Так избиратели контролируют, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест. Разновидностью данной системы является «список с порядковыми номерами с правом выбора одного кандидата», используемый в Бельгии и Дании, при котором каждая партия представляет список кандидатов под номерами. Избиратели могут отметить в бюллетене либо весь список, либо отдельного кандидата из списка. Голосование за отдельных кандидатов присоединяется к голосам, отданным за партию, для пропорционального распределения мест, а также продвигает кандидата вверх по списку. Достоинство системы открытых списков – их прозрачность, повышение активности и заинтересованности кандидатов, включенных в партийный список, в работе с избирателями (кандидаты агитируют не только за политическую партию, но и за свою кандидатуру). Избиратели могут повлиять на распределение мандатов внутри партийного списка, проголосовав за конкретного кандидата. Т.о. законодательный орган государственной власти будет сформирован из политиков, пользующихся поддержкой и авторитетом у избирателей. Недостаток – трудность при подсчете голосов, а также результативность лишь при высокой активности избирателей. Однако, если большинство избирателей, отдав свой голос за тот или иной список кандидатов в целом, не выскажут в ходе голосования свое предпочтение в отношении кандидатов из этого списка, очередность получения депутатских мандатов будет определяться на основе волеизъявления незначительного меньшинства, что представляется неоправданным.
Отдельно следует отметить систему голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата» Финляндии. Там в партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать какого-либо кандидата, чтобы отдать свой голос партии. Их выбор определяет пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, а так же порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.
Еще одной достаточно распространенной разновидностью пропорциональной системы в практике зарубежных стран является блокирование, которое применяется, например, во Франции. В соответствии с данной разновидностью до начала голосования соединяются списки партий, образующие избирательный блок. Если партии не вступают в блок, идет обычный (классический) пропорциональный подсчет голосов. Если происходит блокировка ряда партий, но блок не получает абсолютного большинства голосов, голоса на основе пропорциональности делятся между неблокированными партиями и блоком. Но если блокированные партии завоюют абсолютное большинство, все места в представительном органе переходят этому блоку [3, с. 158].
Однако влияние избирателей на отбор кандидатов на так называемые мандатные места в списке вызывает многочисленные споры и нарекания современных исследователей и политиков-практиков, ответом на которые в ряде стран явилось введение преференциального голосования.
«Преференция» переводится как предпочтение. Так, при преференциальном голосовании избиратель может не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка указать кандидатов, избрание которых для него наиболее желательно, проставив цифрами против фамилии кандидатов свои преференции (1,2,3,4 и так далее), то есть кого бы хотелось видеть избранным, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов.
То есть благодаря преференциальному голосованию, избиратель может содействовать избранию кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка. Ведь очередность кандидатов в списке определяется партией, точнее – ее руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Когда избиратель не воспользовался правом на преференции, считается, что он поддержал установленную заранее очередность кандидатов в списке. Преференция учитывается в том случае, если ее указал установленный процент избирателей. Преференциальное голосование предусмотрено избирательным законодательством таких государств, как Бельгия, Швеция, Норвегия, Нидерланды.
В свою очередь, преференциальное голосование может быть ограничено законодательством. Так, раньше в Италии разрешалось указывать не более четырех кандидатов, но затем это число было сокращено до одного. Одна преференция разрешена, например, в Австрии на выборах в Национальный совет.
Главное достоинство преференциального голосования – возможность избавления электората от засилья партийной верхушки, что позволяет назвать преференциальное голосование поистине демократическим институтом. Но также это самая господствующая партийная верхушка может научиться контролировать использование избирателями права преференций. Например, подобная ситуация наблюдалась в Италии, где благодаря преференциальному голосованию лидирующие партии добились подчинения себе целых фракций в политических партиях [5, с. 80]. Этим и объясняется сокращение количества разрешенных преференций.
Возможно и другое злоупотребление преференциальным голосованием, когда противники партии, не рассчитывая получить достаточное число голосов по собственному списку, голосуют за ее список и, отдавая преференции кандидатам в конце списка, не пропускают в парламент руководящих деятелей партии, стремясь обезглавить ее будущую фракцию [4, 256]. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей, отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещенный на мандатное место, этого мандата не получит.
Но какая бы разновидность пропорциональной системы не применялась, избирательная практика может столкнуться с такой проблемой, как невозможность распределения мест в парламенте строго пропорционально количеству набранных голосов. Исходя из этого возникла необходимость создания некоторого правила распределения мандатов. В течение столетий политики и математики разных стран мира изобретали процедуры распределения мест, многие из которых используются в настоящее время на выборах различного уровня [1, с. 4].
Таким образом, при системе пропорционального представительства места в представительном органе в результате голосования распределяются между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.
Жесткими, гибкими или свободными (открытыми) списки, которые отличаются друг от друга возможностью избирателей влиять на очередность кандидатов в списке. Отдельно следует выделить систему голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата», блокирование и преференциальное голосование, которые так же становятся инструментом расширения возможностей пропорциональной системы и повышения ее привлекательности для государств.
Источник