Партийная организация и партийная литература
«Партийная организация и партийная литература» — статья В. И. Ленина. Впервые была опубликована в газете «Новая жизнь» № 12 от 13 (26) ноября 1905 года. В 5-м издании ПСС В. И. Ленина статья приведена в томе 12-м на страницах 99—105.
Известное положение [1] из этой статьи: «Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Вскоре был опубликован полемический ответ на данную работу Ленина — статья Валерия Брюсова «Свобода слова» (15.11.1905).
- «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — часто цитируемая и широко известная фраза [2] из этой статьи Ленина.
Примечания
Ссылки
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости.
- Викифицировать статью.
Идеи | Ленинизм • Большевизм • Красный террор • Диктатура пролетариата • Социалистическая революция • Революционная ситуация | |
---|---|---|
Биография | Симбирская гимназия • Казанский университет • Санкт-Петербургский университет • Первая эмиграция • II съезд РСДРП • Вторая эмиграция • Пломбированный вагон • Глава Советского правительства • Смерть Ленина | |
Организации | Союз борьбы за освобождение рабочего класса • РСДРП • РСДРП (б) • РКП (б) • Второй интернационал • Коммунистический Интернационал • ВЧК • ГПУ | |
События | Покушения на Ленина • Поездка В. И. Ленина в Кашино • Апрельские тезисы | |
Труды Ленина | Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? • «К характеристике экономического романтизма» • Развитие капитализма в России • Что делать? • Шаг вперёд, два шага назад • Партийная организация и партийная литература • Материализм и эмпириокритицизм • Три источника и три составных части марксизма • О праве наций на самоопределение • Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма) • Социализм и война • Империализм как высшая стадия капитализма (популярный очерк) • Государство и революция • О двоевластии • Как организовать соревнование • Великий почин • Детская болезнь «левизны» в коммунизме • Задачи союзов молодёжи • О продовольственном налоге • Странички из дневника, О кооперации • О погромной травле евреев • Что такое советская власть? • О левом ребячестве и мелкобуржуазности • Письмо к съезду • О нашей революции | |
Цитаты Ленина | Ленинские фразы • Есть такая партия! • Мы пойдём другим путём • Политическая проститутка | |
Ленин и культура | Лениниана • Памятники Ленину • Ленин на марках • Музей-мемориал В. И. Ленина • Рассказы о Ленине • Шалаш Ленина | |
После смерти | Мавзолей Ленина • Анекдоты о Ленине • Ленину 100 лет • Лампочка Ильича • Список объектов, названных в честь Ленина • Ленин — гриб | |
Семья Ульяновых | Илья Николаевич Ульянов • Мария Александровна Ульянова • Анна Ильинична Елизарова • Александр Ильич Ульянов • Ольга Ильинична Ульянова • Дмитрий Ильич Ульянов • Мария Ильинична Ульянова |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Партийная организация и партийная литература» в других словарях:
Партийная мобилизация — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Пролетарская социалистическая литература — литература, отражающая действительность с позиций мировоззрения пролетариата как класса, возглавляющего борьбу трудящихся за социалистическое общество. Определяющей чертой П. л. является не столько социальное происхождение ее создателей, сколько… … Литературная энциклопедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература конца XIX начала XX вв. — Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями русской общественной жизни конца века и существенно воздействовали на ход литературного процесса. Становление литературы, отражающей особенности третьего,… … Литературный энциклопедический словарь
Массовая политическая литература — агитационно пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких,… … Большая советская энциклопедия
Тенденциозная литература — термин, употребляющийся в критике обычно для обозначения произведений, к рые подчеркнуто проводят определенную систему социально политических или этических и других взглядов автора. По существу каждый писатель отстаивает то или иное идейное… … Литературная энциклопедия
Ленинградская организация КПСС — Партийный билет образца 1917. Партийный билет образца 1917. Ленинградская организация КПСС. В 7080 х гг. XIX в. началось распространение марксизма среди рабочих Петербурга, в 80 х гг. возникли первые марксистские кружки и социал… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Боевая организация партии социалистов-революционеров — У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая организация. Боевая организация партии социалистов революционеров (эсеров) Другие названия: Б.О. Является частью: партия социалистов революционеров Идеология: народничество, революционный… … Википедия
Всероссийская фашистская организация — Знак ВФО Лидер: А.А … Википедия
Источник
ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ
ПАРТИ́ЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУ́РЫ. Учение о П. л., выдвинутое и обоснованное В. И. Лениным, опирается на традиции прогрессивной культуры прошлого, тех писателей и критиков, которые выступали поборниками тенденциозности искусства, отстаивали мысль о плодотворности для художников идейности, народности, участия в общественной борьбе на стороне передовых сил своего времени. Принцип П. л. вытекает из революционной теории марксизма, органически связан с эстетическими взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса. Основоположники марксизма с последовательно партийных позиций оценивали классовое содержание произведений современных им писателей, с большим вниманием относились к зарождению литературы рабочего класса, в частности «социалистического тенденциозного романа» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). (См. также Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе.)
Необходимость дальнейшего развития марксистского учения о классовом характере различных форм общественного сознания, выдвижения принципа П. л. была связана с ускорением мирового революционного процесса, созданием в России коммунистической партии нового типа. 13 ноября 1905 в разгар 1-й русской революции была опубликована статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», ставшая боевым манифестом партии, теоретической основой ее политики в области литературы и искусства.
Опираясь на опыт мирового общественного развития, Ленин показал, что возможная победа буржуазно-демократической революции в России не означает появления подлинной свободы печати, свободы художественного творчества. Вопреки иллюзиям многих представителей интеллигенции выход « из плена крепостной цензуры » в условиях даже самой полной буржуазной демократии ведет лишь « в плен буржуазно-торгашеских литературных отношений» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 102). Работники печати, издательств, публицисты, писатели, художники оказываются в этих условиях перед неминуемым общим выбором: либо « замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания», либо пролетарская партийность, позволяющая « и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса». Исходя из этих положений, Ленин выступил с призывом к « открытой, честной, прямой, последовательной партийности » в области идеологии и культуры, поставил задачу « организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением» (там же, с. 100, 104, 105).
В других работах Ленина, в частности в статье «Социалистическая партия и беспартийная революционность» (1905), проблема партийности рассматривается в общеполитическом плане, однако содержащиеся в них положения и выводы имеют методологическое значение для понимания П. л. На этапе буржуазно-демократической революции получает распространение идея беспартийности, отвечающая классовым интересам буржуазии. Вызревание социалистической революции создает благоприятные возможности для изживания надклассовых иллюзий. «Строгая партийность, писал Ленин, есть спутник и результат высокоразвитой классовой борьбы Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая. Это положение, в общем и целом, применимо ко всему буржуазному обществу» (там же, с. 133, 138). Партийность рассматривалась Лениным как форма выражения классового сознания и организационно-политический принцип, которые сохраняют свое значение на протяжении всей эпохи революционного перехода человечества к новой общественной формации (см. также Ленин В. И. о литературе).
Проблема П. л. разрабатывается советской наукой в историческом и теоретических планах, рассматривается во всех важнейших аспектах: П. л. и художественная правда, П. л. и свобода художественного творчества, партийность и народность литературы, П. л. и партийное руководство развитием художественной культуры. Разработка теории П. л. прошла ряд этапов, сопровождалась выдвижением концепций, по-разному трактующих содержание этого понятия. Высказывалась точка зрения, согласно которой литература и искусство партийны на протяжении всей истории своего существования в классовом обществе, поскольку партийностью является любая социальная тенденция художественных произведений, осознанная или неосознанная идеологическая направленность литературного творчества. Противоположная точка зрения состоит в признании лишь Коммунистической партийности, возникающей на пролетарском этапе революционного движения. В ходе дискуссий вырабатывается подлинно научное понимание П. л., учитывающее всю совокупность ленинских высказываний по этому вопросу, весь опыт развития литературы и искусства.
Понимание П. л. как осознанной классовости художественного творчества предполагает признание того, что П. л. берет начало со времени открытия классов, т. е. с рубежа XVIIIXIX вв. Буржуазной партийностью (носившей в ту пору прогрессивный характер) отмечено творчество П. О. Бомарше, ряда поэтов и художников Великой французской революции. В противовес им в определенные моменты в европейских литературах давала себя знать дворянская, феодальная партийность, приобретавшая формы восхваления уходящего строя, реакционного романтизма. С выходом на историческую арену рабочего класса возникают зачатки пролетарской П. л., прежде всего в области поэзии (Г. Гервег, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Г. Гейне, Э. Потье). Декларируемая идеологами буржуазного общества идея беспартийности не исключает проявления буржуазной партийности в литературе и искусстве в периоды резкого обострения классовых противоречий, когда речь идет о самом существовании капиталистического строя. Такого рода П. л. отмечена Лениным в рецензии на книгу А. Т. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» (см. там же, т. 44, с. 249). Свое наиболее последовательное полное, эстетически значимое проявление партийность обрела в литературе рабочего класса, а затем первой в мире страны социализма. П. л. явилась здесь высшей формой проявления народности литературы, важнейшим условием достижения художественной правды, поскольку классовые интересы пролетариата совпадают с интересами народа и объективными закономерностями общественного развития.
Неизменными принципиальными основами коммунистической П. л. являются материалистическое марксистско-ленинское мировоззрение писателя, убежденность в правоте коммунистических идеалов, стремление содействовать своим творчеством их осуществлению. При этом коммунистическая П. л. не сводится к политическим взглядам писателя и даже к идейной направленности произведения. Являясь побудительной силой художественного творчества, коммунистическая П. л. проявляется на всех этапах создания произведения, пронизывает собой его содержание и форму. Она неотделима от последовательного демократизма литературы и искусства, общественно значимой проблематики произведений, их передовой идейной направленности, сознательной ориентации художника на широкую народную аудиторию. Коммунистическая партийность является идейно-творческой основой социалистического реализма, предполагающего отображение действительности в революционном развитии, в свете идеалов нового строя. Духу ленинского учения отвечает конкретно-исторический подход к пониманию П. л., внимательный учет расстановки классовых сил и других особенностей различных этапов общественного развития. Каждым новым поколением писателей коммунистическая партийность «открывается» в реальной творческой практике вновь и вновь, является сложным результатом взаимодействия литературы и жизни.
Теоретическая постановка проблемы П. л. совпала по времени с появлением литературы социалистического реализма (роман «Мать» и пьеса «Враги» М. Горького, творчество Д. Бедного, рабочих поэтов «Звезды» и «Правды» 1912 1914; см. «Звезды» и «Правды» поэты). В деятельности партии принцип Коммунистической партийности включал в себя использование лучшей части культурного наследия для политического просвещения масс, марксистский критический анализ явлений литературы и искусства, борьбу с буржуазными концепциями художественного творчества, идейное воспитание писателей и деятелей искусства, принимавших участие в революционном движении.
Как предвидели основоположники марксизма, после победы социалистической революции оказался неизбежным период революционного перехода от одной формации к другой, построения основ социализма. Особенностями этого периода явились резкая поляризация классовых сил внутри страны (в пору революции и Гражданской войны) и в мировом масштабе, предельная острота борьбы с империалистической реакцией, глубокая «политизация» общественного сознания, восприятие всех явлений жизни через призму противостояния двух миров. Эти и другие исторические факторы определили интенсивность процессов формирования идейного единства советской творческой интеллигенции, утверждения принципов социалистического реализма и вместе с тем наложили печать исторического своеобразия на проявление этих принципов в художественном творчестве. Эти же факторы способствовали укреплению фронта социалистической литературы во всем мире (М. Андерсен-Нексё, Л. Арагон, В. Незвал, А. Зегерс, И. Бехер, Я. Ивашкевич, П. Неруда, Н. Хикмет, Лу Синь и др.).
Эпоха становления нового строя сформировала тип писателя, для которого общественная и творческая деятельность оказывались нераздельными. Устремленность к великой социальной цели делала писателя горячо заинтересованным участником происходящих в стране и мире событий. В свою очередь, непосредственное участие писателя в этих событиях накладывало свой отпечаток на содержание и направленность литературных произведений, делало лучшие из них событиями широкого общественного звучания
(«Чапаев» и «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева и др.). Новые отношения между писателем и читателем, литературой и действительностью, являющиеся принципиальной новаторской особенностью литературы социалистического реализма, проявлялись в 2040‑х гг. с особенной наглядностью и убедительностью.
Быстрота исторического развития, выход на дорогу сознательного социального творчества многомиллионных народных масс, необходимость решения на каждом новом повороте истории какой-то одной всепоглощающей задачи создавали благоприятные объективные возможности для воссоздания в литературе и искусстве эпических форм отображения действительности. Опыт показал, что необходимым субъективным фактором для использования этих возможностей выступали марксистско-ленинское мировоззрение, коммунистическая партийность творчества, возможность охватывать с единой точки зрения гигантский жизненный материал, сопрягать великое и малое в широкой эпической картине противоборства непримиримых классовых сил, глубочайшего социального обновления мира (поэма «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского, романы-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).
В понятие коммунистической П. л. ныне, как и прежде, входят определенность и бескомпромиссность позиции художника в главном противоборстве нашего времени борьбе между социализмом и капитализмом. Вместе с тем в социалистическом обществе, развивающемся на своей собственной основе путем осознания и преодоления возникающих в ходе этого развития неантагонистических противоречий, решающем многообразные и сложные задачи совершенствования общественных отношений, формирования нового человека, сферой проявления П. л. больше, чем в первые десятилетия развития советской литературы, стала область нравственной проблематики. П. л. это не только мера взыскательности и гражданской ответственности писателя, но и сила его устремленности к насущным проблемам народной жизни.
Многонациональная советская литература стремится показать величайшую жизненность того дела, которое было начато в годы социалистической революции, осмыслить диалектику прошлого и настоящего, сделать достоянием новых поколений опыт социалистического преобразования мира и человека («Соленая Падь» С. П. Залыгина, «Сибирь» Г. М. Маркова, «Кровь и пот» А. Нурпеисова и др.). Важное социальное значение имеет обращение литературы к времени Великой Отечественной войны, раскрытие истоков народного подвига в борьбе с фашизмом («Живые и мертвые» К. М. Симонова, «Потерянный кров» И. Авижюса, произведения Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.).
Литература раскрывает сложные процессы развития советского общества, по-своему проявляющиеся в деятельности трудовых коллективов, в повседневной жизни людей. Утверждая красоту коммунистических идеалов, нравственных ценностей социалистического общества, литература критически высвечивает все, что противоречит этим ценностям и идеалам, борется с цепкими проявлениями национального эгоизма, мещанского индивидуализма, потребительского отношения к жизни (произведения В. М. Шукшина, Ю. В. Трифонова, Ч. Айтматова, Н. Думбадзе, М. Слуцкиса и многие другие). Активное участие литературы в художественном познании современности получает всемерную поддержку со стороны Коммунистической партии.
Произведения литературы в разной мере отвечают высоким критериям Коммунистической партийности, социалистического реализма. К отходу от художественной правды ведут бескрылость, фактография, неопределенность авторской позиции и такая трактовка П. л., которая сводится к оправданию художественной беспомощности, иллюстративности, схематизма. Общность идейных позиций не исключает возможности разного подхода при решении вопроса о том, как именно художник должен служить народу, осуществлять свой долг борца за идеалы коммунизма. Верное решение этих проблем в соответствии с интересами общества и творческой индивидуальностью художника является одной из главных задач партийного руководства литературой и искусством (см. также Постановления Коммунистической партии по вопросам советской литературы).
Принцип партийности художественного творчества, ставший знаменем мирового социалистического искусства, утверждается в непримиримой борьбе с реакционными идейными течениями и тенденциями. Буржуазная наука и пропаганда, теоретики ревизионистского толка на протяжении десятилетий выступают с нападками на принципы П. л., партийного руководства сферой художественного творчества. Решающим опровержением измышлений идеологических противников служат растущий авторитет, выдающиеся завоевания социалистической художественной культуры.
Значение ленинского принципа П. л. в современных условиях неизменно подчеркивается в документах КПСС. «Искусство социалистического реализма, говорится в новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXVII съездом КПСС, основано на принципах народности и партийности. Оно сочетает смелое новаторство в правдивом художественном воспроизведении жизни с использованием и развитием всех прогрессивных традиций отечественной и мировой культуры. Перед деятелями литературы и искусства широкий простор для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров. По мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат. Это повышает ответственность мастеров культуры за идейную направленность творчества, художественную силу воздействия их произведений».
Литература:
Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986;
Мейлах Б., Ленин и проблемы русской литературы XIX нач. XX вв., 4 изд., Л., 1970;
Гей Н., Пафос социалистического реализма, 2 изд., М., 1973;
Куницын Г. И., Политика и литература, М., 1973;
его же, Еще раз о партийности художественной литературы, М., 1979;
его же, Общечеловеческое в литературе, М., 1980;
Якименко Л., Ленинский принцип партийности и некоторые проблемы социалистического реализма, в его кн.: На дорогах века, М., 1973;
Волков И., Партийность искусства и социалистич. реализм, М., 1974;
Марков Д., Коммунистич. партийность искусства как высшее выражение гуманизма, в его кн.; Проблемы теории социалистического реализма, 2 изд., М., 1978;
Метченко А., Кровное, завоеванное, 2 изд., М., 1975;
Храпченко М., Творч. индивидуальность писателя и развитие литературы, 4 изд., М., 1977;
Дубровин А., О партийности худож. творчества, М., 1977;
Овчаренко А., Социалистич. реализм, М., 1977.
Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .
Источник