Что значит париж дакар

Трасса Париж-Дакар — история и особенности

Трудно переоценить важность идеи, поданной в нужное время и реализованной с трудолюбием и усердием. Примером такой идеи может стать всем известное ралли Дакар. Давайте же поближе познакомимся с его «отцом», Тьерри Сабином и историей создания одной из самых популярных гонок во всём мире.

Истоки

В ранних 1970-х состоятельные европейцы начинают устраивать первые заезды по северной части Африки на мотоциклах и автомобилях. Гонки, разумеется, проводились не для всех: в круг гонщиков попадали по особой привилегии. У этого небольшого гоночного клуба были даже свои спонсоры и организаторский состав.

Тьерри Сабин не раз участвовал в подобных заездах на своём мотоцикле. В одном из таких заездов 28-летнему гонщику не повезло заблудиться на территории пустыни Тенере, однако чудом и не без помощи местных бедуинов он сумел выжить и выбраться, что принесло ему достаточно большую известность не только в среде местных любителей колесить по барханам, но и вне её. На фоне героического спасения гонщика-одиночки из пустыни в умах организаторов начинает формироваться идея об организации заезда, который благодаря своим масштабам, смог бы привлечь внимание зрителей по всему миру.

Читайте также:  Что значит boa tarde

Сказано – сделано, и уже в 1978 году первый маршрут был проложен и готов к использованию. В число его авторов затесался и сам Сабин. Задания были составлены, участники – заявлены, и дело оставалось за малым – запустить первый полномасштабный заезд, который вскоре успешно состоялся.

Справка! Тьерри Сабин является автором самого знаменитого слога ралли Париж-Дакар: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Ралли без трассы

Согласно своему словарному определению, под ралли понимается заезд на короткие или длинные дистанции, проходящий по автомобильной дороге. В связи с этим название «Ралли Париж-Дакар» становится не совсем логичным, поскольку трассой бескрайние барханы африканских пустынь назвать трудно. Такое «ралли» – настоящая проверка на выносливость машины и её водителя, и зачастую неизвестно, кто выйдет из строя первым.

Справка! Для «Париж-Дакар» придумали специальный подтермин «ралли-рейд», обозначающий заезд, проводимый по бездорожью, однако новое название в народе не прижилось, и гонку все называли просто «ралли».

До 1985 года заезд традиционно стартовал из Парижа, однако после организаторы приняли решение разнообразить маршруты, и в качестве исходного пункта стали выступать различные города Франции, Испании и Португалии. История вновь внесла свои коррективы в название, и гонка стала называться «Ралли Дакар».

«Забеги» по пескам

Африканские страны, как правило, не отличаются высоким уровнем жизни и стабильной политической обстановкой, поэтому организаторам всего дважды удалось провести заезд по изначально проложенному маршруту: в 79 и 80 годах. В 1984 году маршрут и вовсе пришлось сместить на юг, с остановкой в Кот-д’Ивуар.

Однако несмотря на многочисленные корректировки маршрута, общее направление оставалось всё тем же: с севера на юг Африки, по направлению к центру континента, а затем – на запад, к побережью Атлантического океана. В 1992 году, организаторы решились на проведение первой в мире трансафриканской гонки. Заезд был максимально «выпрямлен», чтобы пересечение континента не вышло слишком сложным и долгим, однако, проехав от Ливии до ЮАР, участники «намотали» по Африке больше 12 тысяч километров.

2000 год также стал годом трансафриканского маршрута, однако в этот раз участники пересекли континент с запада на восток, покрыв немного меньшее количество километров. В 2003 году участники заезда почтили визитом Шарм-эль-Шейх.

Справка! Африканские маршруты приходилось постоянно корректировать по соображениям антитеррористической безопасности, однако 2008 год стал для организаторов особенно печальным: МИД Франции выступил с официальным заявлением о потенциальной опасности проведения заезда из-за угроз террористов провести атаку в Мавритании, через которую проходил основной маршрут. Времени на корректировку пути категорически не хватало. Не став рисковать жизнями гонщиков и тысяч зрителей, организаторы приняли решение отменить гонку.

После разочаровавшей сотни тысяч болельщиков по всему миру отмены заезда, организаторам необходимо было срочно реабилитироваться в глазах зрителя, а заодно и навсегда решить вопрос о безопасности. Так «Ралли Дакар» перебралось в Южную Америку…

Меньше, но безопаснее

Нельзя сказать, что от перемещения ралли в Южную Америку выиграли все: европейским болельщикам, к примеру, билет на заезд стал обходиться гораздо дороже, а дорога длилась дольше. Тем не менее в 2009-м на этом континенте хотя бы не стреляли и не захватывали заложников, что само по себе располагало к выбору его как меньшего из двух зол.

В списке стран, по которым проходил в то время маршрут, значились Чили, Перу, Аргентина и Боливия. Мало-помалу мероприятие превратилось в довольно безопасный и не слишком долгий заезд, а безумные гонки на 12 000 километров стали лишь одной из вех истории.

Дух свободы

В одном «Ралли Дакар» отказать нельзя – организаторы его как могут стараются сохранить формат соревнований, предполагающий, что фактически любой человек на любом транспортном средстве может стать полноценным участником Дакара. Благодаря такой лёгкой политике, Дакар до сих пор считают одной из самых свободных гонок в мире, несмотря на попытки производителей автомобилей превратить свои машины в гигантские рекламные стенды.

Однако не стоит считать, что у гонки нет чёткого свода правил. В «маст хэв» любого заезда в рамках «Ралли Дакар» входят следующие пункты:

  1. Строгое следование заданному маршруту.
  2. Выполнение ежедневных заданий.
  3. Наличие спецучастков (грязь/песок/горная порода).
  4. Поэтапная организация трассы с максимальной длиной этапа в 900 км.
  5. Дифференциация ТС и маршрутов для них.
  6. Наличие одного выходного дня за весь заезд.

На трассах этого ралли в своё время получали лавры победителей и наши автогонщики. Увереннее всего русские гонщики чувствуют себя в заездах на грузовиках (верные КАМАЗы нередко приводили нашу команду к победе).

Источник

История ралли «Париж-Дакар»

История ралли «Париж-Дакар»

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторали «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с как можно большим количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку; путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь. Но если вначале трасса гонки всегда проходила через Алжир, то с 1989 года, из-за сложной внутриполитической обстановки в этой стране, организаторы ралли были вынуждены подготавливать маршруты через Марокко либо Ливию.

Сейчас трехнедельный маршрут, начинающийся во Франции, проходит через Испанию, Марокко, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Западную Сахару и финиширует в Сенегале. Причем участвовать в добровольной пытке можно на любом авто: легковом, грузовом, мотоцикле, квадроцикле. Длина трассы, проходящей через саванны и горные перевалы, пустыни и джунгли, составляет примерно десять тысяч километров.

Девиз марафона: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Ралли «Париж-Дакар» ежегодно стартует в канун Нового года. Вначале ралли были одним из этапов Кубка мира по ралли-рейдам. Однако, из-за разногласий в технических регламентах, ралли-марафон был выведен из состава кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием.

В первом Дакаре приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к Дакару. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

Ралли Париж-Дакар знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: в 1986 году потерпел крушение вертолет, на борту которого находился Сабин, бессменный организатор гонки. Спустя два года разбился грузовик голландской команды ОАР, лидировавший в гонке с большим отрывом. Оба водителя погибли на месте. 10 января 2005 года в испанском госпитале после недельного пребывания в коме скончался испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес. Спустя два дня, на 11-м этапе, погиб один из сильнейших гонщиков-мотоциклистов мира Фабрицио Меони. Трое человек погибли под колесами грузовиков — два бельгийских мотоциклиста, которые не участвовали в ралли, а также пятилетняя сенегальская девочка, которая вырвалась из рук родителей и выскочила на шоссе. А вообще за всю историю пустынного марафона погибли уже 48 человек, в том числе 22 спортсмена.

С 1990 года в гонке Париж-Дакар принимают участие и российские грузовики Камского автозавода, которые в последние годы постоянно занимают лидирующие позиции на финише.

Все справки>>

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Источник

Париж-Дакар

Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала — Дакаре.

В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Содержание

Чемпионаты

  • 1979—1980: Париж (Франция) — Дакар
  • 1981—1988: Париж — Алжир — Дакар
  • 1989: Париж — Тунис — Дакар
  • 1990—1991: Париж — Триполи (Ливия) — Дакар
  • 1992: Париж — Кейптаун (ЮАР)
  • 1993: Париж — Дакар
  • 1994: Париж — Дакар — Париж
  • 1995—1996: Гранада (Испания) — Дакар
  • 1997: Дакар — Агадез (Нигер) — Дакар
  • 1998: Париж — Гранада — Дакар
  • 1999: Гранада — Дакар
  • 2000: Дакар — Каир (Египет)
  • 2001: Париж — Дакар
  • 2002: Аррас (Франция) — Мадрид (Испания) — Дакар
  • 2003: Марсель (Франция) — Шарм-эль-Шейх (Египет)
  • 2004: Клермон-Ферран (Франция) — Дакар
  • 2005: Барселона (Испания) — Дакар
  • 2006—2007: Лиссабон (Португалия) — Дакар
  • 2008: Отменено
  • 2009: Буэнос-Айрес (Аргентина) — Вальпараисо (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина)

Победители ралли

Год Автомобили Мотоциклы Грузовики
Пилот Штурман Марка Гонщик Марка Гонщик Марка
2009 Жинель де Виллерс Дирк фон Цитцевитц Марк Кома KTM Фирдаус Кабиров КАМАЗ
2008 Марафон отменен по соображениям безопасности*
2007 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Ханс Стэйси MAN
2006 Люк Альфан Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Марк Кома KTM Владимир Чагин КАМАЗ
2005 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Фирдаус Кабиров КАМАЗ
2004 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Хуан Нани Рома KTM Владимир Чагин КАМАЗ
2003 Хироши Масуока Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Ришар Сайнкт KTM Владимир Чагин КАМАЗ
2002 Хироши Масуока Паскаль Маймон Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Владимир Чагин КАМАЗ
2001 Ютта Кляйншмидт Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Карел Лопрайс Жан-Луи Шлессер Анри Мань Schlesser-Renault Buggy Ришар Сайнкт Владимир Чагин КАМАЗ
1999 Жан-Луи Шлессер Филипп Монне Schlesser-Renault Buggy Ришар Сайнкт Карел Лопрайс Жан-Пьер Фонтенэ Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Карел Лопрайс Кендзиро Шинодзука Анри Мань Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Петер Райф Hino
1996 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Yamaha Виктор Московских КАМАЗ
1995 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Карел Лопрайс Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Карел Лопрайс Брюно Саби Доминик Серийе Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
1992 Юбер Ориоль Филипп Монне Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
1991 Ари Ватанен Бруно Берглунд Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Жак Юсса Perlini
1990 Ари Ватанен Бруно Берглунд Эди Ориоли Вилла Perlini
1989 Ари Ватанен Бруно Берглунд Жиль Лалай Юха Канккунен Юха Пииронен Эди Ориоли Карел Лопрайс Ари Ватанен Бернар Жиру Сириль Неве Ян де Роой (старший) Рене Метж Доминик Лемойн Сириль Неве Джакомо Висмара Патрик Занироли Жан Да Сильва Mitsubishi Pajero Гастон Райе Карл-Фридрих Капито Рене Метж Доминик Лемойн Гастон Райе Пьер Лальо Жаки Икс Клод Брассер Юбер Ориоль Жорж Гроан Клод Марро Бернар Марро Сириль Неве Жорж Гроан Рене Метж Бернар Жиру Range Rover Юбер Ориоль Адриен Вийетт ALM/ACMAT
1980 Фредди Коттулински Герд Лёффельман Сириль Неве Yamaha Атауат Sonacome
1979 Ален Женестье Жозеф Тербьё Range Rover Сириль Неве Yamaha
  • — Из-за международной политической обстановки, убийства 28 декабря 2007 года четырёх французских туристов и новых угроз со стороны террористических организаций устроители Дакара из группы A.S.O. приняли решение отменить марафон.

Статистика

Автомобили

Личный зачёт (пилоты)

  1. Ари Ватанен — 4
  2. Пьер Лартиг — 3
  3. Рене Метже — 3
  4. Стефан Петрансель — 3
  5. Хироси Масуока — 2
  6. Жан-Луи Шлессер — 2
  7. Люк Альфан — 1
  8. Женестье — 1
  9. Патрик Занироли — 1
  10. Жаки Икс — 1
  11. Юха Канккунен — 1
  12. Ютта Кляйншмидт — 1
  13. Фредди Коттулински — 1
  14. Клод Марро — 1
  15. Юбер Ориоль — 1
  16. Бруно Саби — 1
  17. Кендзиро Синодзука — 1
  18. Жан-Пьер Фонтенай — 1
  19. Жиниэль де Виллерс — 1

Зачёт наций (пилоты)

  1. Франция — 18
  2. Финляндия — 5
  3. Япония — 3
  4. Бельгия — 1
  5. Германия — 1
  6. Швеция — 1
  7. ЮАР — 1

Кубок конструкторов

  1. Mitsubishi — 12
  2. Citroën — 4
  3. Peugeot — 4
  4. Porsche — 2
  5. Schlesser Buggy — 2
  6. Range Rover — 2
  7. Volkswagen — 2
  8. Mercedes-Benz — 1
  9. Renault — 1

Личный зачёт (штурманы)

  1. Бруно Берглунд — 3
  2. Жан-Поль Коттре — 3
  3. Мишель Перен — 3
  4. Бернар Жиру — 2
  5. Доминик Лемойн — 2
  6. Анри Манье — 2
  7. Филипп Монне — 2
  8. Жиль Пикар — 2
  9. Андреа Шульц — 2
  10. Клод Брассер — 1
  11. Жан Да Сильва — 1
  12. Фред Луффельман — 1
  13. Паскаль Маймон — 1
  14. Бернар Марро — 1
  15. Юха Пииронен — 1
  16. Доминик Серийе — 1
  17. Жозеф Тербьё — 1
  18. Дирк вон Зитзевич — 1

Зачёт наций (штурманы)

  1. Франция — 20
  2. Швеция — 4
  3. Андорра — 2
  4. Германия — 3
  5. Финляндия — 1

Мотоциклы

Личный зачёт

  1. Стефан Петрансель — 6
  2. Сириль Неве — 5
  3. Эди Ориоли — 4
  4. Ришар Сайнст — 3
  5. Сириль Депре — 2
  6. Фабрицио Меони — 2
  7. Юбер Ориоль — 2
  8. Гастон Райер — 2
  9. Марк Кома — 2
  10. Жиль Лалай — 1
  11. Хуан Нани Рома — 1

Зачёт наций

  1. Франция — 19
  2. Италия — 6
  3. Испания — 3
  4. Бельгия — 2

Кубок конструкторов

  1. Yamaha — 9
  2. KTM — 8
  3. BMW — 6
  4. Honda — 5
  5. Cagiva — 2

Квадроциклы

Личный зачёт

Зачёт наций

Кубок конструкторов

Грузовики

Личный зачёт

  1. Карел Лопрайс — 6
  2. Владимир Чагин — 5
  3. Фирдаус Кабиров — 2
  4. Жорж Гроан — 2
  5. Франческо Перлини — 2
  6. Атауат — 1
  7. Адриен Вийетт — 1
  8. Вилла — 1
  9. Джакомо Висмара — 1
  10. Пьер Лальо — 1
  11. Карл-Фридрих Капито — 1
  12. Виктор Московских — 1
  13. Петер Райф — 1
  14. Ян де Рой (старший) — 1
  15. Ханс Стэйси — 1
  16. Жак Юсса — 1

Зачёт наций

  1. Россия — 8
  2. Чехия — 6
  3. Франция — 5
  4. Италия — 4
  5. Нидерланды — 2
  6. Австрия — 1
  7. Алжир — 1
  8. Германия — 1

Кубок конструкторов

  1. KAMAZ — 8
  2. Tatra — 6
  3. Mercedes-Benz — 5
  4. Perlini — 4
  5. ALM/ACMAT — 1
  6. DAF — 1
  7. Hino — 1
  8. MAN — 1
  9. Sonacome — 1
  • Выделены действующие победители.

Ралли Дакар в цифрах

Ралли Дакар в цифрах с официального сайта ралли:

  • С первой гонки успешно финишировали более 13 000 участников.
  • В 2006 году успешно добрались до Дакара только:
    • 45 % мотоциклистов;
    • 39 % легковых автомобилей;
    • 48 % грузовиков.
  • Участники соревнования ежедневно потребляют 1,5 тонны еды и расходуют до 12 000 поллитровых бутылок воды.

См. также

Ссылки

1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Париж-Дакар» в других словарях:

Ралли Париж-Дакар — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

Ралли Париж — Дакар — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

История ралли «Париж-Дакар» — Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторали «Париж Дакар» стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Дакар — столица Сенегала. Город основан в 1857 г. как франц. воен. пост у рыбачьей деревушки с названием Н Дакара тамариск ; это название сохранил и город, выросший затем на месте этой деревни и слившегося с ней поста. См. также Зеленый Мыс.… … Географическая энциклопедия

Дакар (значения) — Дакар Дакар город в Африке, столица Сенегала Дакар (подводная лодка) израильская подводная лодка, погибшая в 1968 году Ралли Дакар («Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон. Проводится с 1978 года… … Википедия

Дакар (ралли) — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

ДАКАР — СЕНЕГАЛ Дакар столица Сенегала является важным транспортным и торгово финансовым центром Западной Африки. Это морской порт, находящийся на крайней западной точке Африки на Зеленом Мысе, крупнейший в стране промышленный и университетский центр.… … Города и страны

Париж — Ницца — Информация о гонке Время проведения Март Регион Франция Используемые названия Дорога к солнцу Дисциплина Шоссейная велогонка Тип Многодневная велогонка Организатор ASO … Википедия

Париж-Ницца — Париж Ницца профессиональная шоссейная веломногодневка, проходящая в марте. Впервые гонка прошла в 1933 году, победителем который стал Альфонс Шеперс из Бельгии. Чаще всех в гонке побеждал Шон Келли, представлявший Ирландию, он 7 раз становился… … Википедия

Ралли Дакар 1979 — Дакар 1979 фр. Paris Algiers Dakar 1979 … Википедия

Источник

Оцените статью