Что значит пало у скриптонита

Подробный разбор альбома Скриптонита — «Уроборос: Улица 36 и Зеркала»

Все очень просто. Во-первых, рэп сейчас самый популярный музыкальный жанр. Во-вторых, Скриптонит — один из самых талантливых русскоязычных рэперов. В-третьих, с момента выхода альбома «Дом с нормальными явлениями» в 2015 году, Скриптонит непрерывно работал над альбомом-продолжением. Установленная планка качества была настолько высокой, что неподходящие треки успешно выходили в отдельных релизах. К двум прибавьте два, вычтите один и получите три — третий по счету и тот самый двойной альбом Адиля Жалелова «Уроборос: Улица 36 и Зеркала», неожиданно вышедший под конец прошлого года. И получился он отменным!

Что вообще такое «хороший музыкальный альбом»? Мое определение хорошего альбома подразумевает не столько его продажи и позиции в чартах, сколько наличие художественной ценности, которую каждый раз пытаются выявить критики. Музыкальное произведение должно привнести что-то оригинальное в свой жанр, передать дух времени, запомниться слушателю.

К сожалению, до того, как мы перестали общаться в 2014 году, я не интересовался у Адиля, как он сам ориентируется в этом понятии.

Мне было бы любопытно узнать это у человека, чья жизнь напрямую связана с созданием музыки, но не в рамках этого текста — тут все-таки рецензия. Попытаюсь быть объективным, а чтобы оставаться предельно беспристрастным, в тексте я буду отталкиваться от высказываний самых строгих потребителей русского рэпа — комментаторов сайта Канобу.

Да, состоящий из двух частей «Уроборос» — уже второй сольный альбом Скриптонита, вышедший в 2016 году, после майского « Праздника на улице 36 ». Рэпер выпустил 3 пластинки меньше, чем за 8 месяцев и, если не знать контекста, может показаться, что это много. Но «Праздник» — это просто компиляция песен, не вошедших в релизы и не дотягивающих концептуально до «Уробороса».

Читайте также:  Что значит нюхаешь фен

Это довольно распространенная практика среди хип-хоп-артистов, поэтому не удивляйтесь, что в дальнейшем обсуждении будут фигурировать только три альбома: «Дом с нормальными явлениями», «Уроборос: Улица 36» и «Уроборос: Зеркала». Они крепко связаны не только концептуально, но и принципиально другим отношением со стороны самого автора.

«Биток еще ни че такой, но тексты…я лет в 12 стихи на парте писал примерно такой же лексикой и смыслом. Рус. рэп меня вообще удивляет своими поделками, а-ля кружок школьного творчества. Хотя есть исполнители вполне норм, но Скрип к ним по текстам не относится.»

Если к битам Скриптонита с самого начала не было никаких претензий, то осмыслению его песен мешала намеренно-невнятная дикция рэпера, своеобразный казахстанский жаргон и желание общаться со слушателем максимально простым языком. Уже в дебютном «Доме с нормальными явлениями», действие которого происходит летом 2014 года , была четко выражена страсть музыканта к продумыванию целостного кинематографичного сюжета своего альбома.

В отличие от майского релиза, «Уроборос» продолжает традицию «Дома», но покрывает уже более длинные временные отрезки прошлого рэпера и предстает перед нами в виде прописанной до мелочей истории становления героя — Адиля. Сначала как личности («Улица 36»), потом — как артиста («Зеркала»). В этом повествовании за каждым треком закреплена собственная роль, дополняющая и развивающая общую картину.

По словам самого рэпера, события «Улицы 36» проходят « с начала влюбленности в музыку до 2013 года » и повествуют о его детстве. Поэтому именно с этого альбома нужно начинать слушать «Уроборос», на что и намекает музыкант в первом же треке «Интро — Время возвращаться»:

«Помни, когда в доме (альбом „Дом с нормальными явлениями“) начинается снег — время возвращаться на улицу (альбом „Улица 36“)».

Будто в вымышленный округ Йокнапатофа Уильяма Фолкнера, трек за треком мы погружаемся в сильно грязный район Казахстана вместе с воссоздаваемыми Скриптонитом местными жителями и личными переживаниями. Основная тема альбома — влияние на юного героя двух внешних сил, насильно навязывающих ему противоположные взгляды на жизнь.

Первая — «животные» из одноименного трека, пропагандирующие беспечность, алчность, саморазрушение и выставляющие себя в виде собирательного образа типичных «плохишей с района»:

«Мы без интеллектуалов — грязные животные.

В выходные пахнем, в будние дни потные.

Орём громче всех, если девочки симпотные».

В треке «Пацан» содержится объяснение, почему в «Положении» Скриптонит будет сетовать на отсутствие какого-либо выбора в то время. Мы видим, как Адилю насильно прививают разгульный образ жизни («Че лыбишься? Выпей. Да, я знаю, что подташнивает»), хотя уже в таком состоянии «пацан» чувствует что-то не так во всем этом:

«Где твой кошелек? Че, не знаешь? Я не знаю тоже.

Че, не можешь найти кроссы?

Бл*, да ладно, найдешь позже».

Вторая влияющая сила — строгий отец Адиля. Честный работяга с постсоветского пространства. Оперируя своим опытом и давя авторитетом, он пытается умерить пыл сына, сконцентрировать его внимание на получении образования и стабильной работы. Эта инертная жизнь, на корню исключающая достижение любых амбиций, кажется герою ловушкой ничем не лучше предыдущей, в которой полицейские лишь сменяются коллекторами, стучащими в дверь квартиры:

«Мы купим большой плоский телик в воскресенье,

Сыграем детям свадьбу в дорогом заведении.

Возьмем еще один на сестру. Кредит — наше спасение!» («Положение»)

Герой видит перед собой тупик обоих жизненных путей:

«Пацы знают толк, знают весь район.

Пацы знают, как легко обойти закон,

Но кто-то посадил всех твоих друзей.

Папа знает толк, знает, кто виноват.

Папа знает, как правильно рубить дрова.

Папа пробивался, но двери не открылись». («Сливочное масло»)

Анализируя свое окружение, герой приходит к выводу — только упорный труд, вкладываемый в любимое дело, поможет ему вырваться из этой трясины. Скриптонит умело подводит итог всему альбому в песне «Трата времени», противопоставляя ее скиту «Твой микстейп» — фристайлу фолкнеровского аналога идиота Бенджи Компсона — МС Лютого, полного шума и ярости, но не значащего ничего:

«Слезы ни х*я тебе не дали.

Планы ничего не изменили.

Разговоры — просто трата времени.

Встань и пойди за этим, встань и возьми».

Адиль формирует преданную стаю из своих близких друзей, вместе с ними выбирается из казахстанской уличной массы, и власть над судьбой окончательно переходит к новым владельцам.

«Интро ’15» со следующего альбома сразу переносит нас в то время, когда Скриптонит уже состоялся в образе новой рэп-звезды. Мы слышим отрывки интервью, за окном 2015 год, и только вышел альбом «Дом с нормальными явлениями», который многие авторитетные ресурсы признали лучшим русскоязычным релизом того года. С помощью трудолюбия, рабочего слоя, наш герой наконец-то добивается успеха, к которому так долго шел. Это достижение кардинально меняет его жизнь.

Теперь Скриптонит отвечает на надоевшие вопросы журналистов, чему и посвящает трек «Интервью» (в куплете: «я почти что не курю», «я никого не люблю», «не мечтаю и не сплю» и «не читаю, а говорю»). В «1000» привыкает быть в центре всеобщего внимания («штука взглядов на мне»). Он достиг той самой кондиции pussy-money-weed Асапа Роки (A$AP Rocky), к которой стремится каждый молодой рэпер, и, казалось бы, жизнь удалась.

Мне видится, что перелом в сознании Скриптонита происходит в странном эпизоде из композиции «Лучше всех». Он ужасается силе своего влияния на фанатов, когда один из них унизительно опускается перед кумиром:

«Чувак падает, хватая меня за ногу — я в а*уе…

Что ты делаешь, мой брат?

Разве это твое дело есть, мой брат?

Не создавай себе идола!

Я всего лишь человек. Я такой же, как и ты».

В собственном звездном статусе рэпер все отчетливее начинает замечать ошибку, но продолжает окружать себя ненужными людьми и забываться в работе, держа в голове образ неудачника, от которого бежит:

«В понедельник ты в слюни, во вторник ты п*здец,

В среду никакущий, точно такой же в четверг.

В пятницу ты в хлам, на субботу, в воскресенье — в отходах.

Я все время был обкурен, но все время при делах». («Слюни»)

Но к чему он стремится?

Трек «Зеркала»: заработавшись допоздна и наконец-то оставшись в полном одиночестве («Все спят давно, но мы удваиваем, удваиваем…»), рэпер решает докопаться до сути проблемы — начинает вести внутренний диалог и задавать себе неудобные вопросы:

— Панк? Или, может, робот? Когда родных видел?

— А мне это не нужно. Мне и себя-то видеть необязательно.

Постепенно композиция подводит слушателя к проблеме героя: в деле своей жизни Адиль любил «страсть, а не пошлость», кружащую вокруг популярности. А сейчас его «жизнь безвкусна, как этот снег». Так он «на*бал их, себя или всех»?

Трек «Вчера ночью» (последний с альбома), Скриптонит сквозь зубы кричит: «Где эта долбаная гитара?», и, тихо добавив, что ему нужно играть, начинает перебирать на ней струны. В этом треке он восемь раз подряд повторит предложение «вчера ночью музыка спасла мне жизнь», трансформирует хип-хоп бит в хаус и попросит слушателя «дать музыке спасти свою жизнь». Эта композиция единственная во всем двойном альбоме «Уроборос», в которой речь идет о самой музыке, а не о «животных» и отце, криминале и кредитах, работе и фанатах, наркотиках и женщинах. Адиль вспоминает, что именно любовь к этому виду искусства привела его к успеху, но, не выходя из зоны комфорта и отказавшись от экспериментов, его музыку ждет застой и дальнейшее забвение.

Сразу после выхода двух этих альбомов, Скриптонит сказал, что берет творческий перерыв, завязывает с рэпом, а нам стоит ожидать его пробу пера в других музыкальных жанрах.

«Шо то говно, шо другое говно ©»

В этом замечании я согласен с одним — ни один из двух альбомов «Улица 36» и «Зеркала» сильно не выделяется на фоне другого. Для автора было важно, чтобы обобщенный опыт от произведения не исказился в сторону какой-то из его частей. Мой разбор должен показать, насколько важна в этой работе последовательность. «Уроборос» — маниакально продуманный и элегантно собранный из мельчайших деталей музыкальный альбом, использующий все преимущества своего формата, в котором мелодия не просто варьируется в зависимости от текста и скрашивает ощущение общей атмосферы (яркий пример — трек «Слюни»: бит замедляется, когда по сюжету герой засыпает), но и самостоятельно дополняет повествование. Не обязательно подавать заключительное высказывание музыканта в форме текста, когда переход последнего трека «Вчера ночью» в EDM сам по себе говорит о многом.

Лично для меня этого достаточно, чтобы с уверенностью назвать «Уроборос» хорошим музыкальным альбомом.

«А мне вот вообще не нравится. Завывания, невнятные слова и слишком много понтов типа »…все кто мне нравятся давно в коме…« или то, что он бедолага не может до барной стойки дойти — бабы вешаются). Единственно отмечу, что он толково понимает зарубежные модные тренды и „переводит“ их на русский язык»

Да, можно пожаловаться на, возможно, чрезмерно заливающиеся припевы в исполнении Адиля. Можно еще раз раздраженно указать на бубнящие окончания строк в песнях, мешающие понять их смысл. А еще расстроиться отсутствию среди 21-го трека громких бэнгеров, но то, в чем некоторые увидят недостатки, другие отметят условности, придающие работе отличительную черту. Как я и писал раньше, идеальных произведений не существует, а теперь подумайте, как бы сильно музыка Скриптонита потеряла в искренности и аутентичности, если бы все строки в ней проговаривались с искусственной четкостью радио-попсы? Вот именно. Все очень просто.

Источник

Смысл песни «Положение» от Скриптонита

Давайте обсудим смысл песни, а точнее легендарного хита от Скриптонита под названием «Положение». Вступительные куплеты сразу вносят в композицию некую загадочность. Часто повторяется фраза «я просто совру» и слушатель пока не может понять, что автор пытается донести. Все кто хочет глянуть на текст песни Положение, обязательно заглядывайте на rumedia.su.

Смысл песни «Положение» от Скриптонита

Первые строки сразу дают понять, что именно автор хотел сказать. Он акцентирует внимание на месте, где прошли его детские и юные годы. Безработица и не совсем радужные перспективы – все чего стоит ждать его землякам. Парень не хочет врать, говоря, что люди могут рассчитывать на хоть какое-то улучшение жизни. Но несмотря на все трудности молодой парнишка упорно шел к своей мечте.

В следующих строках раскрывается суть творческой деятельности Адиля на ранних ее этапах. Автор упоминает свои детские обиды, школьные проблемы и межличностные отношения с одноклассниками. Не забывает упомянуть репер и о тяжком малооплачиваемом труде своих родителей.

В припеве автор рассказывает как люди радуются жизни, используя кредитные денежные средства. Они заключают выгодные для банкиров кредиты и тратят их на ненужные дорогостоящие покупки и пышные праздники, чтобы затем годами выплачивать проценты. Каждая семья в буквальном смысле слова была поглощена финансовым рабством.

Во втором куплете автор говорит, что не планировал совершать никакой рэп-переворот, а просто шаг за шагом приближался к своей мечте. В самом начале непростого пути спутница героя поддерживала его и верила в его успех. Но вера некоторое время спустя покинула ее. Финансовое благополучие имело для девушки большее значение. Она разрывает отношения с героем, аргументируя свое решение его финансовой несостоятельностью.

Во втором припеве герой уже смеется над бывшей пассией, которая некрасиво обошлась с ним. Он рассказывает, что девушка пыталась возобновить отношения, узнав про успех бывшего бойфренда. Но добившийся успеха парень отвергает ее, отправляя зарабатывать «на стертых коленках». Данная фраза делает намек на не слишком привлекательное прошлое девушки.

Вся композиция буквально пронизана болью из-за обид в юности. Парень собственными силами добился успеха. Но из-за банальной алчности и стремления к роскошной жизни опыт с данной девушкой – всего лишь болезненное воспоминание.

Источник

Оцените статью