- Палитра — что такое? Размеры и формы художественной палитры для красок
- Что нужно знать о палитре?
- Палитра — что такое?
- Незаменимый атрибут настоящего художника
- Из чего изготавливают палитры?
- Форма и размер
- Цвета и тона
- Все на своем месте
- Палитра как «лицо» художника
- Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
- Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
- Виды палитр
- Палитра для рисования маслом
- Палитры для акварели и других красок на водной основе
- Размеры палитры
- Недостатки палитры
- Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров
Палитра — что такое? Размеры и формы художественной палитры для красок
Художественная палитра — что такое? В первоначальном смысле этого слова она представляет собой жесткую, плоскую поверхность, на которую наносятся и смешиваются краски.
Что нужно знать о палитре?
Что такое палитра? Этот незаменимый инструмент художника, как правило, изготовлен из дерева, пластика, керамики или другого твердого непористого материала. Размеры и формы палитры также могут сильно различаться. Наиболее популярным является овальный вариант, выполненный из дерева и предназначенный для удержания в руке художника. Акварельные палитры чаще всего изготавливаются из пластика или фарфора.
Что нужно знать об этом важном для художника инструменте для масляной живописи? Палитра для красок — это, наверное, один из самых знаковых символов. Ее часто принимают как само собой разумеющееся, однако это один из наиболее важных приспособлений для живописи.
Палитра — что такое?
Это слово на самом деле имеет более чем одно значение. Можно дать несколько определений:
- Это тонкая доска или плита (традиционно сделанная из дерева), на которую художник выкладывает цвета и смешивает их.
- Это диапазон цветов, используемых художником для конкретного изображения.
- В переносном значении, это совокупность выразительных средств художника (писателя).
Сейчас существует много типов палитр, доступных на рынке для масляной живописи. Они изготовлены из различных материалов, от древесины до пластика. Что касается форм и размеров, то это лишь вопрос личных предпочтений, так как и в этом направлении существует масса вариантов. Как раньше, так и в наши дни, наиболее традиционной считается овальная деревянная палитра.
Незаменимый атрибут настоящего художника
Палитра для красок с жесткой и ровной поверхностью используется художником для организации и смешивания цветов. Помимо овальной формы широко используется прямоугольная или классически изогнутая форма, которая специально предназначена для удержания в руке и опирается на место между локтем и большим пальцем.
Из чего изготавливают палитры?
Материал, из которого изготовлена палитра художника, может быть самым разным. Традиционно — это дерево. Пластик является еще одним популярным материалом. Такие поддоны достаточно прочные, чтобы выдержать растворители, и хорошо подходят для работы с масляной краской.
Обычно они выполнены в белом цвете. Еще одним материалом, подходящим для изготовления палитры, является многослойная восковая бумага. Верхний лист отрывается и используется для смешивания и нанесения красок. Когда сеанс закончен, лист быстро и просто утилизируется.
Менее распространенными являются фарфор и керамика из-за их бьющихся свойств. Стекло также может быть использовано в качестве палитры, оно красивое и гладкое, и краска смывается легко. Тем не менее это самый опасный вариант, если его нечаянно уронить, оно может разбиться на мелкие кусочки и доставить кучу неприятностей.
Форма и размер
Палитра художника зачастую встречается в прямоугольной или классической форме почки. Последняя имеет на одном конце отверстие для большого пальца. Оттенки располагаются по краю формы палитры и являются легко доступными, что также немаловажно. С другой стороны, преимуществом прямоугольных плоскостей является то, что краски могут быть расположены ровными рядами.
Что касается размера, то некоторые палитры большие, а другие меньше. Многие из старых мастеров предпочитают использовать небольшую палитру. Это удобно, когда работа над картиной проходит в несколько этапов, следовательно, меньше цветов используется для каждой сессии. Некоторые из больших палитр, используемых художниками сегодня, приспособлены к тому, чтобы суметь дать любой цвет и множество вариантов при смешивании на одной поверхности, поэтому и места должно быть достаточно.
Цвета и тона
Самым главным в палитре является ее цвет. Гораздо проще получить нужный оттенок, если смешать их на поверхности такого же цвета, как и холст. Если смешать краску на коричневой деревянной палитре, а затем применить ту же самую краску на белом листе, цвет, хоть и незначительно, но будет отличаться от замешанного на палитре. Например, розовый на белом будет смотреться темнее, а на коричневом, наоборот, светлее.
Что такое палитра и как ее правильно держать? Есть два основных положения — на столе или в руках. Некоторые художники предпочитают держать ее непосредственно во время рисования. Это дает возможность работать с разных точек зрения. Другие предпочитают устанавливать ее на стол и там смешивать краски. Штабные палитры, как правило, больше, и это дает больше возможностей для смешивания цветов. Какую бы позицию вы ни выбрали, это лишь вопрос удобства и личных предпочтений.
Все на своем месте
Упорядочивание и систематизация оттенков на палитре художника является весьма полезным умением. Это может показаться незначительным, но хорошо организованная поверхность сделает весь процесс более легким и приятным. Как вы организуете краски на вашей палитре, полностью зависит от вас.
Не существует правильного или неправильного способа. Некоторые предпочитают организовать цвета от светлого к темному, в то время как другие размещают свои цвета от холодного тона к теплому. Многие художники выкладывают свои краски по своим собственным системам сочетаемости.
Палитра для красок — это такая вещь, с которой знакомы все, а не только художники. У каждого, наверняка, в детстве была своя (и не одна) пластиковая акварельная палитра. Они бывают самыми разными: это касается и размеров, и форм, и материала. Наиболее популярной считается деревянная палитра небольшого размера. Чтобы она не впитывала в себя масло из красок, хорошим советом будет предварительно загрунтовать поверхность. Приятного вам творчества!
Источник
Палитра как «лицо» художника
Занимаясь подготовкой к тематическому аукциону «Весенняя палитра», наткнулась на интереснейший материал, которым хочу поделиться.
Немецкий фотограф Маттиас Шаллер видит искусство в рабочих инструментах и человечность в неодушевленных предметах. Начиная с 2000 года он снимает студии скульпторов и архитекторов (серия Werkbildnis), столы кардиналов в Ватикане ( серия Purple Desk), интерьеры домов Венеции у Гранд-канала (Controfacciata), итальянские оперные театры (серия Fratelli d’Italia) и даже костюмы астронавтов (серия Disportraits). Его специфический жанр «косвенного портрета» рисует образ человека по очертаниям интерьеров и предметов, к которым он прикасался.
Маттиас Шаллер (Matthias Schaller) родился в 1965 году в городе Диллинген, Германия. Изучал социальную антропологию в Геттингенском университете имени Георга Августа. Участник большого количества выставок, проводящихся по всему миру, лауреат многочисленных наград. На сегодняшний день Маттиас Шаллер, без сомнения, один из наиболее значимых личностей в области искусства и фотографии.
Немецкий фотограф считает, что знаки, которые мы оставляем, могут рассказать о нас не меньше, чем реальное физическое присутствие.
В 2007 году Маттиас Шаллер предпринял попытку запечатлеть палитры, принадлежавшие более чем семидесяти известным художникам девятнадцатого и двадцатого века: от Тернера и Делакруа, до Сальвадора Дали и Фрэнсиса Бэкона. Этот амбициозный проект получил название «Das Meisterstück» («Шедевр»), поскольку Маттиас считает, что каждая палитра представляет собой абстрактный образ живописца, позволяющий лучше понять творческую кухню художника и проанализировать его индивидуальную манеру.
Идея коллекции «Das Meisterstück» возникла у Шаллера во время визита в студию американского художника Сая Твомбли в итальянском городе Гаэта. Сай Твомбли — это один из самых известных американских художников ХХ века, но вместе с тем и один из самых неоднозначных. Про него надо писать отдельный блог. Так вот именно мастерской Твомбли Маттиас обратил внимание, что палитра художника была точным отражением той картины, над которой работал в тот момент Сай. Фотограф решил изучить сходства между палитрами и живописью известных мастеров, для чего ему прищлось объездить почти всю Европу и Соединенные Штаты, фотографируя объекты в крупнейших музеях, институтах и частных фондах. Не удивительно, что в работе ему пришлось столкнуться с многими бюрократическими препонами, а также постоянно добиваться разрешения на съемку от родственников и коллекционеров.
С того момента он сфотографировал инструменты более 70 европейских живописцев, включая палитры таких знаменитостей, как Анри Матисс, Клод Моне, Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо
Картина «Безумие» и палитра Сая Твомби
Картина «Розы в саду Хосхеде, Монрегон » и палитра Клода Моне
Картина «Люксембургский парк » и палитра Анри Матисса
Картина «Пейзаж с домом и земледельцем » и палитра Винсента Ван Гога
Картина «Молодая дама » и палитра Пабло Пикассо
Картина «Натюрморт с бутылкой мятного ликера » и палитра Поля Сезанна
Картина «Угол ателье » и палитра Эжена Делакруа
Картина «Пейзаж с зеленым домом» и палитра Василия Кандинского
Картина » » и палитра Марка Шагала
Картина «Маленькая лань » и палитра Фриды Кало
Картина «Жнецы» и палитра Натальи Гончаровой
Картина » » и палитра Поля Гогена
Конечно, я представила только малую толику из серии «Шедевры», но этого достаточно, как мне кажется, чтобы оценить идею Маттиаса Шаллера, восхититься его наблюдательностью. и воплощением задуманного.
Настолько увлеклась палитрами, что у меня появилась своя собственная. Интересно, что она обо мне может рассказать? )))
Источник
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Распространенные техники живописи
Секреты гармонии в живописи
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Когда мы слышим слово «палитра», в нашем воображении предстает образ художника, который совершает некий магический обряд с красками, в результате чего появляются новые цвета. И действительно процесс смешивания красителей впечатляет, особенно, когда при сочетании двух совершенно разных оттенков рождается не похожий ни на один из них третий.
Можно смешивать и большее количество красок в разных соотношениях, что позволяет художнику получать любую цветовую тональность, которую способен воспринять человеческий глаз. Таким образом, палитра является одним из главных атрибутов художника, использующего стандартные методы письма. Однако есть альтернативный и, как показывает практика, более эффективный способ получения новых оттенков. Речь идет о технологии, которую применяли художники эпохи Возрождения, чьи картины являются эталоном цветовой гармонии и реалистичности. В чем разница между традиционной методикой и техникой Старых мастеров , и почему именно вторая позволяет точно передавать оттенки и достигать колористического единства?
Виды палитр
В переводе с латыни «paleterum» означает «пластинка» или «дощечка». Однако сегодня палитры изготавливают не только из дерева, но также из пластика, стекла, бумаги холста и других материалов, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант.
Палитра для рисования маслом
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист древесины, покрытый лаком. Промышленный вариант – это обладающая легкостью, жесткостью и прочностью фанера, но, если вы решили изготовить палитру самостоятельно, не забудьте залакировать лицевую поверхность. В противном случае масло будет просачиваться в древесину, и краска станет слишком густой, что приведет к неудобствам в работе и ухудшит качество кроющего слоя.
Палитры для акварели и других красок на водной основе
Многие художники, рисуя красками на водной основе, предпочитают в качестве палитры белую бумагу. Краситель хорошо ложиться на бумажную основу, легко смешивается и позволяет увидеть результат, приближенный к тому, каким он будет на полотне будущей картины. Лицевая поверхность листа пропитывается водоотталкивающим слоем, предотвращающим промокание палитры. Кроме того, бумага является одноразовой палитрой, поэтому мыть ее не придется.
Для получения нужного цвета путем смешивания красок на водной основе можно использовать пластик и стекло. Главное преимущество пластиковых и стеклянных палитр – гладкая поверхность, которая легко отмывается. Правда для акварели это не самый удачный вариант, поскольку при смешивании водянистых красок могут образовываться капли. В качестве альтернативного варианта стеклу, пластику и бумаге можно использовать холст, который, следует предварительно закрасить, чтобы нивелировать зернистость.
Размеры палитры
Оптимальный размер палитры составляет 30-40 см. Маленькая поверхность не слишком удобна, так как ее приходится постоянно чистить, чтобы освободить место для новых смесей. Особенно обидно, когда случайно удалишь комбинацию, которую долго и скрупулезно подбирал, и приходится «страдать» заново. Художники, предпочитающие творческий простор, используют дощечки размерами до полуметра, а при работе стоя пользуются двумя палитрами – стационарной, находящейся возле мольберта, и мобильной, которую держат в руке, когда приходится часто подходить картине и отходить от нее.
Недостатки палитры
Несмотря на то, что палитра – достаточно простой инструмент, она играет ключевую роль в работе художника, избавляя его от необходимости покупать огромное количество красок. Чтобы получить альтернативный цвет, достаточно иметь несколько основных красителей – главное подобрать правильные пропорции. На первый взгляд – ничего сложного, но на самом деле это и есть «камень преткновения», не позволяющий передать нужный оттенок.
Проблема заключается в следующем. Во-первых, краски от разных производителей при смешивании дают различную цветовую тональность. Во-вторых, не существует формулы, позволяющей получить точный цвет. Даже при использовании цветового круга , художнику приходится действовать интуитивно и добавлять красители фактически «на глаз». В-третьих, перенесенная с палитры на полотно краска часто смотрится по-другому, и художнику приходится снова «играться» с цветом, что приводит к грязи. Необходимо обладать природным чутьем и большим талантом, чтобы преодолевать все эти ограничения, поэтому неудивительно, что большинство живописцев даже, потратив десятки лет, не могут разгадать «секрет» смешивания красок.
Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров
Великие художники эпохи Возрождения никогда не использовали палитру, но их работы поражают реалистичностью, гармонией цвета и тонкой проработкой мельчайших деталей. Как им это удавалось? Неужели они держали тысячи флаконов с красками?
Конечно же нет. Все дело в технологии, существенно отличающейся от традиционных методик, в которых упор делается на краски. Техника старых мастеров – это многослойная живопись, где палитрой является само плотно, а красители смешиваются не физически, а оптически подобно наложению друг на друга цветных стекол. В качестве полупрозрачных слоев выступают имприматура, лессировки, темперные смеси и акварель. Важную роль играет подготовка полотна, работа наждачной бумагой и локальный ввод красок тончайшими слоями без мазков. Только применяя комплексный подход можно получить:
- точные цвета;
- интересные цветовые отношения;
- глубину пространства;
- реалистичную фактуру;
- правильный объем.
Техника старых мастеров предусматривает работу «от пятна» с использованием законов воздушной перспективы , что позволяет писать «живые» картины, которые выгодно отличаются от «искусственных» произведений корпусного письма, где используется палитра. Большинство цветов получаются после проработки полотна темперными смесями, а краски применяются точечно для усиления эффекта и оживления тона. Суть методики описана в книге, посвященной технологии оптических просветов, которая основана на технике Старых мастеров и включает в себя современные приемы, инструменты и материалы. Скачать книгу можно бесплатно по этой ссылке .
Источник