Что значит ознакомить работника под роспись

Лист ознакомления с приказом

Если на предприятии издается приказ, касающийся его работников (а такие приказы – это большая часть распорядительной документации организаций), то каждый прямо или косвенно упомянутый в нем сотрудник должен быть с ним ознакомлен. При этом информация о прочтении приказа и подпись работника вносятся в специальный лист.

Функция и роль приказа

Приказ – это распоряжение руководителя, которое оформляется в письменном виде и содержит сведения о том или ином принятом решении.

Приказы могут касаться любых правовых аспектов отношений между работодателем и подчиненным:

Издаются приказы всегда от лица директора предприятия, легитимны только внутри фирмы, имеют длительный период действия и, при необходимости, могут подвергаться изменениям.

Приказы ни в коей мере не должны нарушать ни гражданских, ни трудовых прав работников, которые, в свою очередь, в обязательном порядке должны с ними ознакомляться.

Зачем нужна подпись работника

Сотрудник предприятия не просто должен прочесть приказ, но и поставить свою подпись либо на самом документе, либо в специальном бланке: листе ознакомления с приказом.

Это правило является требованием законодательства, которое обязывает руководство фирмы знакомить сотрудников со всеми издаваемыми на предприятии локальными нормативными бумагами.

Автограф работника на приказе будет свидетельствовать о том, что он согласен с распоряжением и готов приступить к его исполнению.

Читайте также:  Внезапная тоска по мужчине что это значит

В каких случаях используется лист ознакомления с приказом

Лист ознакомления с приказом используется в тех случаях, когда распоряжение касается большого количества сотрудников, например, целого структурного подразделения или какой-то конкретной группы работников. Понятно, что он не является самостоятельным документом, а служит своего рода приложением к приказу.

В случае возникновения каких-либо спорных и конфликтных ситуаций между работодателем и подчиненным, в дальнейшем этот документ может стать доказательством в трудовой инспекции или судебной инстанции, причем как с одной, так и с другой стороны, поэтому подписи следует собирать тщательно и скрупулезно.

Недопустимо пропускать кого-либо из работников предприятия, упомянутых в приказе, а тем более подделывать их автографы. Если кто-либо из сотрудников отсутствует на рабочем месте в момент сбора подписей, например, по причине болезни, отпуска или командировки, надо дождаться его возвращения и только тогда взять подпись об ознакомлении с приказом.

Что будет, если не поставить подпись об ознакомлении с приказом

Заставить сотрудника подписать и выполнить приказ руководителя нельзя.

Однако по факту отказа от подписи распоряжения, представитель работодателя вправе составить специальный акт, а за отказ от выполнения приказа работодатель имеет право подвергнуть сотрудника дисциплинарному взысканию или даже уволить.

Конечно, такие меры возможны только при условии, что приказ полностью соответствует всем нормам законодательства РФ, а подчиненный не предоставил никаких веских и уважительных причин для подобного поведения.

На каком этапе происходит ознакомление

Как правило, знакомство с приказом происходит непосредственно сразу после его выпуска или в течение нескольких дней после этого – обычно предельная дата указывается директором в самом документе. В любом случае, свою подпись работник должен поставить до того, как приступит к выполнению распоряжения.

Кто формирует лист

Непосредственно составление и заполнение листа ознакомления с приказом обычно лежит на специалисте отдела кадров предприятия, юрисконсульте или секретаре — т.е. любом том сотруднике, в должностную инструкцию которого вписана данная функция. Также формировать лист и знакомить с приказом коллег может работник, назначенный на это в самом тексте распоряжения директором.

Как составить лист ознакомления с приказом

Практически все стандартные унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов с 2013 года отменены, поэтому лист может составляться работниками фирмы в произвольном виде или по внутреннему шаблону организации.

Единственное, что при формировании бланка необходимо соблюдать определенную структуру и правила русского языка.

В «шапке» листа следует обозначить:

  • название предприятия;
  • наименование документа;
  • номер, дату и суть приказа.

Далее рекомендуется сделать таблицу, в которую нужно внести:

  • порядковый номер работника;
  • фамилию-имя-отчество работника;
  • должность;
  • дату ознакомления с приказом;
  • подпись.

При необходимости сюда можно добавить и другие столбцы (например о структурном подразделении, в котором трудится работник или примечания).

Если сотрудников, которых касается приказ, много, то для их подписей может потребоваться несколько листов. Все их нужно скрепить (можно при помощи степлера, но лучше суровой нитью) и пронумеровать.

Как оформить лист

Документ обычно составляется в единственном экземпляре, на листе формата А4 или на фирменном бланке компании. Формировать его можно как от руки, так и в печатном виде. Главное – наличие подлинных автографов работников.

Удостоверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет, т.к. с 2016 года юридические лица имеют право не использовать при визировании документов штемпельные изделия (если только эта норма не закреплена во внутренних локальных актах фирмы).

После создания лист надо завизировать в журнале учета внутренних документов.

Сроки и способы хранения бланка

Лист ознакомления с приказом должен лежать в отделе кадров предприятия в отдельной папке вместе с тем распоряжением, которого он касается. Срок его хранения законодательно не ограничен, но, как минимум, весь период действия приказа он должен быть в целости и сохранности.

Источник

Что значит ознакомить работника под роспись

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С какими документами, локальными нормативными актами работодатель должен ознакомить работников?

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)*(1).
По общему правилу, предусмотренному ст. 22 ТК РФ, принятие локальных нормативных актов — это право, а не обязанность работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя обязательным*(2).
В соответствии с частью третьей ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором*(3).
Такая формулировка позволяет заключить, что обязанности работодателя знакомить работника со всеми существующими локальными нормативными актами не установлено (определение Омского облсуда от 11.12.2013 N 33-8168/13). Работодатель обязан ознакомить работника лишь с теми документами, которые касаются его непосредственно. В ст. 68 ТК РФ в качестве такого документа прямо упомянуты правила внутреннего трудового распорядка.
Очевидно, что к таким локальным нормативным актам относятся документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, с которыми работодатель обязан ознакомить работника под подпись в силу п. 8 ст. 86 ТК РФ, а также правила и инструкции по охране труда для работников, необходимость существования которых установлена частью второй ст. 212 ТК РФ*(4).
В остальном перечень документов, с которыми работодатель обязан ознакомить работника при приеме на работу, зависит от того, какие локальные акты приняты у конкретного работодателя и каково их содержание.
В частности, порядок индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ) и система оплаты труда, в том числе системы премирования (ст. 135 ТК РФ), могут быть установлены локальными нормативными актами. Соответственно, принятие соответствующего локального нормативного акта влечет обязанность работодателя ознакомить с ним работников, поскольку вопросы оплаты труда непосредственно связаны с трудовой деятельностью работника.
Если работодатель планирует в предусмотренных ст. 105 ТК РФ случаях разделить рабочий день на части, такое разделение производится на основании локального нормативного акта.
Если в организации предусмотрена работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, необходимо установить перечень должностей таких работников. Такой перечень может быть установлен локальным нормативным актом (ст. 101 ТК РФ).
Очевидно, что работники, которым устанавливается такой режим рабочего времени, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным нормативным актом.
В ситуации, когда кому-то из работников установлена система оплаты труда, не основанная на окладе, работодателю необходимо установить размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздники (часть третья ст. 112 ТК РФ). Если такие размер и порядок установлены локальным нормативным актом, то работники, которым полагается выплата дополнительного вознаграждения, должны быть с ним ознакомлены.
С целью проведения аттестации работников, когда она не является обязательной в силу закона или подзаконного акта, необходимо принять локальный нормативный акт о порядке проведения такой аттестации (часть вторая ст. 81 ТК РФ), с которым также необходимо ознакомить работников.
В виде локального нормативного акта могут быть утверждены и должностные инструкции*(5). В этом случае работники должны быть ознакомлены с содержанием должностной инструкции, соответствующей занимаемой должности.
Работники, временно переведенные на дистанционную работу в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным нормативным актом*(6).
Представляется также целесообразным и ознакомление работников с графиком отпусков. По нашему мнению, такой документ не является локальным нормативным актом, однако на практике широко распространена точка зрения о том, что такая обязанность на работодателя все же возложена частью второй ст. 22 ТК РФ, предписывающей знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами*(7).

К сведению:
Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, — это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально неопределенного круга лиц*(8).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений. Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Ответ прошел контроль качества

12 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Исключение составляют работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
*(2) Смотрите материал Энциклопедия решений. Круг вопросов, подлежащих урегулированию с помощью локальных нормативных актов.
*(3) Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Ознакомление работников с локальными нормативными актами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
— Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников.
*(4) Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— О документации в области охраны труда (Т.В. Шадрина, журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 9, сентябрь 2019 г.);
— Вопрос: Какие документы (журналы, инструкции, положения) по охране труда должны быть обязательно в любой организации в соответствии с законодательством? Есть ли установленные формы таких документов или их может устанавливать сам работодатель? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», май 2017 г.);
— Вопрос: Организация получила письма электронные письма от Министерства социального развития Московской области и администрации города, в которых говорится о необходимости разработать Положение о СОУТ (ссылаясь на приказ N 438н от 19.08.16 «Об утверждении Типового положения о СОУТ»). Подлинность писем не ясна. Разработка локального нормативного акта с названием «Положение о системе управления охраной труда» является обязательным для организации? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2016 г.);
— Энциклопедия решений. Создание системы управления охраной труда в организации;
— Типовое положение о системе управления охраной труда (утверждено приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. N 438н);
— Примерная форма положения о системе управления охраной труда (Разработана: Компания ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
*(5) Смотрите материал Энциклопедия решений. Должностная инструкция.
*(6) Смотрите материал Энциклопедия решений. Перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя.
*(7) Смотрите материал Энциклопедия решений. График отпусков (раздел «Ознакомление работников с графиком отпусков»).
*(8) Смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14.

Источник

Оцените статью