- Значение слова обобщение
- Словарь Ушакова
- Начала Современного Естествознания. Тезаурус
- Педагогический терминологический словарь
- Что такое обобщение?
- Ответ или решение 2
- Что такое обобщение
- Как записывать обобщающие слова
- Обобщающие цепочки
- Родной язык. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
- Значение слова «обобщить»
- обобщи́ть
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- обобщение — это?
Значение слова обобщение
Словарь Ушакова
обобщ е ние, обобщения, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. обобщить-обобщать. «. Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина. » Сталин .
2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от лат. generalisatio ) — мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие — обобщенное понятие — суждение — закон науки — теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.
Педагогический терминологический словарь
переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.
О. в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.
Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)
Источник
Что такое обобщение?
Ответ или решение 2
Обобщение — это мысленное действие, которое используют для объединения нескольких видов понятий в одном рядовом понятии.
С помощью обобщения можно объединить разные предметы, которые в совокупности по смыслу имеют общее значение.
1. Мандарин, апельсин, яблоко, банан, киви, груша.
Эти предметы можно объединить в одну группу. Это фрукты.
2. Картошка, капуста, лук, морковь, огурец, помидор — это овощи.
3. Облачность, ветер, атмосферное давление, влажность — это прогноз погоды.
Что такое обобщение
Обобщение — это переход от менее общего к более общему. Это такое слово или словосочетание, которое называет сразу несколько предметов, понятий, явлений, обобщая их.
Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.
Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.
- Красный, оранжевый, зелёный — цвета. Слово «цвета» — обобщение
- Стул, стол, шкаф — мебель. Слово «мебель» — обобщение
- Дождь, снег, гроза — явления природы. Словосочетание «явления природы» — обобщение
- Зима, весна, осень, лето — времена года. Словосочетание «времена года» — обобщение
- Шапка, шарф, свитер — одежда. Слово «одежда» — обобщение.
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол — части речи. Словосочетание «части речи» — обобщение
- Школьныепредметы: история, математика, литература . Словосочетание «школьные предметы» — обобщение
- Геометрическиефигуры: круг, квадрат, треугольник . Словосочетание «геометрические фигуры» — обобщение
- Поля, рощи, тропинки и дорожки — всё освещено солнцем. Слово «всё» — обобщение
- На листве деревьев, на густой траве, на лепестках цветов — всюду блестели капли дождя. Слово «всюду» — обобщение
- Ничто не укрылось от моего взгляда: ни убранство комнаты, ни портреты на стенах, ни изысканный костюм хозяйки. Обобщающее слово «ничто».
Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.
Как записывать обобщающие слова
- Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов предложения, то перед обобщающим словом всегда ставится тире «-«
- Если обобщающее слово перед рядом однородных членов предложения, то после обобщения ставится двоеточие «:»
Напомним, что однородные члены предложения — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления, на письме разделяются запятой.
Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.
Обобщающие цепочки
Например, роза — цветок — растение — флора — живая природа.
Разберём цепочку обобщений.
Роза — начальное слово менее общее по смыслу, чем цветок. Слово «цветок» в этом случае — обобщение.
Далее: цветок — растение . Тут цветок становится менее общим по смыслу, чем растение. Ведь растения включают в себя не только цветы, но и кустарники, деревья, травы и т.д. Значит слово «растение» — обобщение.
Следующая пара в нашей цепочке: растение — флора . Здесь слово «растение» будет менее общее по смыслу, чем слово «флора». Ведь флора — это вообще весь растительный мир, включая, к примеру и грибы, которые, как известно растениями не являются. Флора — обобщающее слово.
Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.
- Равносторонний треугольник — треугольник — геометрическая фигура
- Чайная ложка — ложка — столовый прибор — предмет сервировки — предмет домашнего обихода — предмет быта
- Чёрный хлеб — хлеб — мучное изделие — продукт питания
- Осенняя куртка — куртка — верхняя одежда — одежда — текстиль
Источник
Родной язык. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
Толковый словарь Ожегова предлагает три определения:
Анализ — это метод исследования, который заключается в изучении отдельных свойств, сторон и составных частей некого целого.
Анализ — это всесторонний процесс рассмотрения чего-либо. Например: школьник провел подробный анализ стихотворения в сочинении.
Анализ — это установление состава вещества. Врач взял кровь на лабораторный анализ.
У нас есть обычные механические часы, которые работают без всяких батареек. Как так — непонятно. Мы вскрываем крышку, обнажаем механизм. Видим, что он состоит из шестеренок, заводной пружины, анкерного спуска и стрелок.
Теперь можем понять, как работают часы. Пружина передает свою энергию шестеренкам. Анкерный механизм сдерживает пружину, управляет скоростью вращения шестеренок. Шестеренки двигают стрелки. Стрелки показывают время.
1. Добавлением является такое действие, когда вы дополняете что-либо чем-либо другим, чтобы получить новое качество блюда, изделия и т. п. Это блюдо готовится с добавлением красного вина.
2. Добавлением называется дополнительная часть какого-либо объекта, которая присоединяется к главной, основной части. Мороженое с фруктами было прекрасным добавлением к меню. | К этой статье надо сделать ещё добавления. 3. Если вы делаете что-либо в добавление к чему-либо, значит, вы дополняете, присоединяете это к тому, что уже было. Для концерта понадобились две арфы и две скрипки в добавление к имеющемуся фортепьяно.
Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции.
Приведем пример ответа-группировки.
Перестановка множителей. От перестановки множителей произведение не изменяется.
Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие примеры для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих выводов, например, при ответах на такие вопросы: «Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?», «На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?». Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.
Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции.
Источник
Значение слова «обобщить»
1. Соединить вместе, объединить в нечто общее, единое. Он еще внимательнее ловил голоса окружающей природы и, сливая смутные ощущения с привычными родными мотивами, по временам умел обобщить их свободной импровизацией, в которой трудно было отличить, где кончается народный, привычный уху мотив и где начинается личное творчество. Короленко, Слепой музыкант.
2. Придать общее значение чему-л. частному, единичному.
3. Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах, их свойствах и отношениях; сделать выводы из наблюдения отдельных фактов, явлений, выразив их в форме общего положения. Обобщить опыт передовых предприятий.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБОБЩИ’ТЬ, щу́, щи́шь, сов. (к обобщать), что (книжн.). 1. Выразить в форме общего положения, делая выводы из отдельных наблюдений, фактов, явлений. О. свои многолетние наблюдения над метеорологическими явлениями. || Лишить индивидуальных черт, типизировать. Художник обобщил своеобразие натуры. 2. Сделать общим, придать чему-н. единичному общее значение. О. частный случай. О. единичное явление. 3. Объединить, соединить вместе. — Надо сказать, что Сисмонди вполне перенял от Ад. Смита теорию трудовой стоимости и трех видов дохода: ренты, прибыли и заработной платы. Он делает даже кое-где попытку обобщить два первые вида дохода в противоположность третьему. Лнн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обобщи́ть
1. соединить вместе, объединить в нечто общее, целое, делая выводы из отдельных наблюдений, фактов, явлений; лишить индивидуальных черт, типизировать ◆ Обобщить свои многолетние наблюдения над метеорологическими явлениями. ◆ Художник обобщил своеобразие натуры.
2. придать общее значение чему-либо частному, единичному, распространить суждение о единичном на множество объектов ◆ Обобщить частный случай. ◆ Обобщить единичное явление.
3. объединить, соединить вместе ◆ — Надо сказать, что Сисмонди вполне перенял от Ад. Смита теорию трудовой стоимости и трёх видов дохода: ренты, прибыли и заработной платы. Он делает даже кое-где попытку обобщить два первые вида дохода в противоположность третьему… Ленин
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разлив — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
обобщение — это?
Обобщение — это мысленное выделение, фиксирование каких-ни-будь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование — это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних.
Когда мы говорим «несущественные свойства», то имеется в виду несущественные с математической точки зрения. Один и тот же предмет может изучаться, например, и физикой, и математикой. Для физики существенны одни его свойства (твердость, теплопроводимость, электропроводимость и другие физические свойства) , для математики эти свойства несущественны, она изучает лишь форму, размеры, расположение предмета.
Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.
О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.
По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа: 1) порождающие новые семантические единицы (концепты) , т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой) , и 2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений; они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить фотоэффект) , неполная индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и «-обобщение чистой логики предикатов, являющееся по существу синонимич. переходом от А (х) к «xA (x), где условие А (х) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О. , или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n-го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять «в чистом виде» такие сущности, как «свойство» и «отношение» ; это — О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и «-обобщение прикладной логики («правило Локка» , широко применяемое в практике математических доказательств, когда при переходе от частного значения х ко всем х в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения х, а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения — от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип) . При этом, в отличие от «-обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О. : первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом, «-обобщенис прикладной логики переходит в «-обобщение чистой логики.
Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие слова. Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обоб щающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое ло гическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например: В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: верши ны гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали.. .(К. Паустовский) ; В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой) ; В корзине была дичь: два те терева и утка (И. Гончаров) .
Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов.
В зависимости от позиции обобщающие слова обнаруживают разное значение. Обобщающее слово является действительно обобщающим в том случае, когда оно стоит после однородных членов: Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха — всё это полночь. (К. Паустовский) .
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ним и однородными членами возникают уточнительно-пояснительные отношения, которые иногда оформляются специальными союзами а именно, как-то, то есть: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов) ; Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил денъжонку, ладил с барином и прочими властями (И. Тургенев) ; Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь)
Источник