Что значит отвечать или не отвечать за отца

Сын за отца не отвечает

«Сын за отца не отвечает» — слова Сталина на совещании передовых комбайнеров (1 декабря 1935 г.) в ответ на выступление участника совещания А. Г. Тильба, который сказал: «Хоть я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян». На это Сталин ответил: «Сын за отца не отвечает» («Правда», за 4 декабря 1935 года). Как известно, эти слова были фальшивкой и откровенным враньем.

Ниже — oтрывок из поэмы Александра Твардовского «По праву памяти»

Сын за отца не отвечает
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают,
Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.

Вам —
Из другого поколенья —
Едва ль постичь до глубины
Тех слов коротких откровенье
Для виноватых без вины.

Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
Отец ваш, мертвый иль живой.

В чаду полуночных собраний
Вас не мытарил тот вопрос:
Ведь вы отца не выбирали, —
Ответ по-нынешнему прост.

Но в те года и пятилетки,
Кому с графой не повезло, —
Для несмываемой отметки
Подставь безропотно чело.

Чтоб со стыдом и мукой жгучей
Носить ее — закон таков.
Быть под рукой всегда — на случай
Нехватки классовых врагов.
Готовым к пытке быть публичной
И к горшей горечи подчас,
Когда дружок твой закадычный
При этом не поднимет глаз.

О, годы юности немилой,
Ее жестоких передряг.
То был отец, то вдруг он — враг.
А мать?
Но сказано: два мира,
И ничего о матерях.

И здесь, куда — за половодьем
Тех лет — спешил ты босиком,
Ты именуешься отродьем,
Не сыном даже, а сынком.

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк.

Ты здесь, сынок, но ты нездешний,
Какой тебе еще резон,
Когда родитель твой в кромешный,
В тот самый список занесен.

Еще бы ты с такой закваской
Мечтал ступить в запретный круг.

И руку жмет тебе с опаской
Друг закадычный твой.
И вдруг:
Сын за отца не отвечает.

С тебя тот знак отныне снят.
Счастлив стократ:
Не ждал, не чаял,
И вдруг — ни в чем не виноват.

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
Родного — с легкостью нежданной
Проклятье снял. Как будто он
Ему неведомый и странный
Узрел и отменил закон.

(Да, он умел без оговорок,
Внезапно — как уж припечет —
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет;
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет,
На чье-то головокруженъе
От им предсказанных побед.)
Сын — за отца? Не отвечает!
Аминь!
И как бы невдомек:
А вдруг тот сын (а не сынок!),
Права такие получая,
И за отца ответить мог?

Ответить — пусть не из науки,
Пусть не с того зайдя конца,
А только, может, вспомнив руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов —
Те, что — со вздохом — как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя
ложки черенок,
Такой увертливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
Сплошная.
Подлинно — кулак!
И не иначе, с тем расчетом
Горбел годами над землей,
Кропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей.
И от себя еще добавлю,
Что, может, в час беды самой
Его мужицкое тщеславье,
О, как взыграло — боже мой!

И в тех краях, где виснул иней
С барачных стен и потолка,
Он, может, полон был гордыни,
Что вдруг сошел за кулака.

Ошибка вышла? Не скажите, —
Себе внушал он самому, —
Уж если этак, значит — житель,
Хозяин, значит, — потому.

А может быть, в тоске великой
Он покидал свой дом и двор
И отвергал слепой и дикий,
Для круглой цифры, приговор.

И в скопе конского вагона,
Что вез куда-то за Урал,
Держался гордо, отчужденно
От тех, чью долю разделял.

Навалом с ними в той теплушке —
В одном увязанный возу,
Тянуться детям к их краюшке
Не дозволял, тая слезу.

(Смотри, какой ты сердобольный, —
Я слышу вдруг издалека, —
Опять с кулацкой колокольни,
Опять на мельницу врага. —
Доколе, господи, доколе
Мне слышать эхо древних лет:
Ни мельниц тех, ни колоколен
Давным-давно на свете нет.)

От их злорадства иль участья
Спиной горбатой заслонясь,
Среди врагов советской власти
Один, что славил эту власть;
Ее помощник голоштанный,
Ее опора и боец,
Что на земельке долгожданной
При ней и зажил наконец, —
Он, ею кинутый в погибель,
Не попрекнул ее со злом:
Ведь суть не в малом перегибе,
Когда — Великий перелом.

И верил: все на место встанет
И не замедлит пересчет,
Как только — только лично Сталин
В Кремле письмо его прочтет.

(Мужик не сметил, что отныне,
Проси чего иль не проси,
Не Ленин, даже не Калинин
Был адресат всея Руси.
Но тот, что в целях коммунизма
Являл иной уже размах
И на газетных полосах
Читал республик целых письма —
Не только в прозе, но в стихах.)

А может быть, и по-другому
Решал мужик судьбу свою:
Коль нет путей обратных к дому,
Не пропадем в любом краю.

Решал — попытка без убытка,
Спроворим свой себе указ.
И — будь добра, гора Магнитка,
Зачислить нас В рабочий класс.

Но как и где отец причалит,
Не об отце, о сыне речь:
Сын за отца не отвечает, —
Ему дорогу обеспечь.

Пять кратких слов.
Но год от года
На нет сходили те слова,
И званье сын врага народа
Уже при них вошло в права.

И за одной чертой закона
Уже равняла всех судьба:
Сын кулака иль сын наркома,
Сын командарма иль попа.

Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей.
И все, казалось, не хватало
Стране клейменых сыновей.

Недаром в дни войны кровавой
Благословлял ее иной:
Не попрекнув его виной,
Что душу горькой жгла отравой,
Война предоставляла право
На смерть и даже долю славы
В рядах бойцов земли родной.

Предоставляла званье сына
Солдату воинская часть.

Одна была страшна судьбина:
В сраженье без вести пропасть.

И до конца в живых изведав
Тот крестный путь, полуживым —
Из плена в плен — под гром победы
С клеймом проследовать двойным.

Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.

Не знала,
Где всему начало,
Когда успела воспитать
Всех, что за проволокой держала,
За зоной той, родная мать.

Средь наших праздников и буден
Не всякий даже вспомнить мог,
С каким уставом к смертным людям
Взывал их посетивший бог.

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.

А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.

Ясна задача, дело свято, —
С тем — к высшей цели — прямиком.
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.

Любой судьбине благодарен,
Тверди одно, как он велик,
Хотя б ты крымский был татарин,
Ингуш иль друг степей калмык.

Рукоплещи всем приговорам,
Каких постигнуть не дано.
Оклевещи народ, с которым
В изгнанье брошен заодно.

И в душном скопище исходов —
Нет, не библейских, наших дней —
Превозноси отца народов:
Он сверх всего.
Ему видней.
Он все начала возвещает
И все концы, само собой.

Сын за отца не отвечает
Закон, что также означает:
Отец за сына — головой.

Но все законы погасила
Для самого благая ночь.
И не ответчик он за сына,
Ах, ни за сына, ни за дочь.

Там, у немой стены кремлевской,
По счастью, знать не знает он,
Какой лихой бедой отцовской
Покрыт его загробный сон.

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Источник

Отвечает ли сын за отца? Духовная наследственность или юридическая ответственность: в чем разница?

Господь исцелил слепорожденного юношу (см. Ин. 9:1-38). Когда апостолы увидели слепорожденного, то спросили Господа, за какие прегрешения он родился таким.

Некоторым может показаться странным вопрос: за свои грехи или грехи родителей он родился слепым? Современный человек может удивиться, как это он за свои грехи мог родиться слепым? Он родился – значит, он только что вышел в этот свет. Когда он успел нагрешить?

Мы хорошо знаем, что древнее халдейское учение, воспринятое в плену иудеями. Когда они были в Халдее ( ред.: древняя страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, столица которой – город Вавилон ), их пленил царь Навуходоносор ( ред.: царь Вавилонского царства, правивший с 605 по 562 до н. э. ), и они восприняли это учение, где говорилось о переселении душ, о том, что души существуют до того, как возникли тела. Рождается человек – и уже готовая душа, находящаяся где-то в духовном мире, вселяется в него. Аналогичное учение исповедовали индусы и греческие эпикурейцы, т.е. это учение было у многих народов.

Как мы знаем, все ложные учения исходят из одного источника. Этот источник – ад, т.е. царство демонов. А поскольку один источник, оттуда всегда и учение одинаковое исходит. Веровали в то, что предсуществуют души до рождения тела, поэтому и спросили апостолы: они тоже слышали об этом учении, хотя и были простые рыбаки. Господь промолчал. А дальше они спросили: или может быть за грехи родителей? Он сказал: нет, и не по этой причине. Он не отверг эту мысль. Естественно, как законодатель, Он знал, что говорил на Синае про руку Моисея: не за грехи родителей, а совсем по другой причине – чтобы явились дела Божии на земле.

Но вот интересно: некоторые современные люди говорят, что в Писании есть такое место, где сказано, что сын за отца не отвечает. Или говорят: а как же тогда Моисей говорит, о том, что что дети наказываются за грехи родителей, причем это говорит сам Господь ( ред: см. Исх.20:5-6 ). А в другом месте сказано, что сын за отца не отвечает ( ред.: см. Иез.18:19-20 ). Как сопоставить эти две противоположные вещи? Очень просто. В первом случае, когда Господь на Синае открывает эту тайну, этот закон духовной наследственности, еще раз говорю, духовной . А во втором случае речь идет о юридической ответственности . Предположим, отец был убийца – убил, ограбил. Сына не посадят в тюрьму за преступление отца, потому что сын не убивал. И действительно, он не будет отвечать за грех отца чисто юридически, отвечать будет, конечно, отец – тот, кто совершил преступление.

А в духовном смысле? А вот представьте себе: в семье убийцы, как вы думаете, сын будет добрым, хорошим, любвеобильном человеком? Опыт показывает – ничего подобного. Эти низменные качества отца очень часто передаются сыну, практически всегда, за редким исключением. Это особые случаи Божественного милосердия. Но это исключение, оно не делает правило. Правило остается, правило для большинства. И поэтому у всех народов мира существует поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. Это говорится о духовной наследственности, не юридической. Да, если отец согрешил – украл, сына не посадят за то, что отец украл, посадят отца. Но сын такого отца будет нести какие-то проблемы. У него возникнут в жизни очень тяжелые случаи, и ему в жизни будет очень тяжко спасаться. Если сын даже уверует во Христа, ему очень тяжело будет в этом мире жить, потому что наследственность будет давить. Но победить он может, если уверует во Христа и будет благодатью Божией постепенно исправляться.

И вот отвернув эти два предложения, Господь говорит о третьем: родился человек, чтобы явить славу Божию – Господь на нем должен показать. И эта слава Божия явилась во всей полноте. Что произошло? Господь, увидев этого слепого, сделал какую-то странную вещь: плюнул на землю, слюну свою смешал с той пылью, грязью, которая всегда есть на дороге, и получилась некая масса. Вот этой коричневой массой, фактически глиной, Он помазал глазницы слепого. Как у нашей Матроны Московской, которая родилась слепой, у него тоже не было глазных яблок, были только закрытые веками, сросшимися между собой пустые глазницы.

И сейчас много рождается детей без рук и без ног. Вы помните, есть один австралиец ( ред.: Николас Джеймс (Ник) Вуйчич, родился в 1982 с редким наследственным заболеванием синдромом тетраамелии, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей; австралийский писатель и меценат рождённый ). Сейчас он очень известен, даже читает лекции, их можно найти в Интернете. У него нет ни рук, ни ног. Он очень умный человек, он верующий во Христа, правда, протестант, родился в протестантской семье. И вот вопрос: почему некоторые люди рождаются без рук, без ног, без глаз? Естественно, что ребенок не нагрешили. Но в большинстве случаев это, конечно, за грехи родителей. Новорожденные сами еще не успели нагрешить.

Так вот, Господь помазал глазницы этой мазью из Своей слюны и грязи на дороге и послал человека умыться в Силоамскую купель. Конечно, никто и никогда из грязи ничего хорошего сделать не мог. Грязь остается грязью. Но этим действием Он показал, что действует даже плевок такого Человека. И человек ли это вообще? И та глина, та грязь, которая лежит на дороге, это именно тот самый материал, та самая материя, те самые атомы различных химических элементов, из которых состоит не только всё в этом мире, но и тело человеческое, и тела всех животных. Тем самым Он показал для тех, кто умеет духовно видеть, что Он и есть Тот самый, Кто сотворил этот мир, Кто сотворил всё, что в нём есть, в том числе и человека – вот из этих самых химических элементов, из этих самых атомов, из которых грязь состоит, состоим и мы. А то, что плюнул, тем самым Он и показал, что эта материя в соединении с Божественной силой, исходящей от Него, творит чудеса. И это должно убедить любого человека разумного, имеющего духовные очи отверстыми, в том, что Он не просто человек, а именно Бог. Тот самый Бог, который сотворил всё в этом мире, всю Вселенную.

И как ни странно, этот молодой человек, который Бога не видел никогда, своими духовными очами, мыслью своей прозрел, кто такой Христос. «Не может человек грешный, – отвечал он Синедриону, – творить такие чудеса». Создать очи слепорожденному – об этом не слыхано было никогда в истории человечества. А что с фарисеями произошло? У них духовный разум, эти очи духовные помрачены настолько, что, казалось бы, так логично, так просто понять, кто такой Христос, кто такой Иисус, но они не в состоянии. Им мешает, во-первых, гордыня страшная: они не могут себе представить даже, что кто-то может быть лучше их.

Вы помните, когда Ему было 12 лет, Он пришел в храм Иерусалимский и разговаривал с ними – с учителями и первосвященниками. И они были в изумлении от знаний, которыми Он полностью низложил все их доводы. Заметьте, во всех спорах Он постоянно побеждал. Он постоянно их уничижал своим знанием Завета, и они удивлялись, как это Он, не учившись, знает всё. Он их подавлял постоянно своими словами, и это их возмущало страшно. Это одна из причин, почему Его надо было убить.

Очень многие современные люди, достигшие каких-то учёных или социальных степеней в этом мире, не могут терпеть рядом с собой человека умного, иногда даже более умного, чем они. Находясь на какой-то ступени общественного положения, они окружают себя посредственностями. Почему? А потому что на фоне этих посредственностей они кажутся себе вполне достойными. Умного человека рядом с собой не потерпят. Также и иудейские первосвященники-книжники не могли потерпеть Христа Иисуса, который постоянно их уничижал, хотя делал это очень грамотно, не специально, а именно тем, что оказывался постоянно правым. И все их претензии разрушались Его словами, и они не могли противоречить Ему.

От чего эта слепота духовная происходит? Есть две причины слепоты духовной, слепоты разума. Одна причина – это гордыня . Мы не терпим никого рядом с собою, кто умнее нас. И вторая причина – блуд , о чем очень ясно сказал сын пророка Давида премудрый Соломон: «Парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 4:12)». Именно похоть, грех блуда делает человека невосприимчивым к мудрости, делает способным человека к заблуждению, не пониманию духовных истин, поэтому большинство из таких ярых блудников не в состоянии понять и признать Евангелие, потому что оно полностью противоречит их жизни и соответственно обличает их. И они понять его не могут, потому что ум их помрачен грехом.

Вот две причины духовного помрачения, слепоты духовной. Они и были у фарисеев, они были и у саддукеев, и у всех практически, за исключением небольшого числа, деятелей Синедриона. Их, напоминаю, было 72 человека. И когда этот молодой человек обличил их, говоря, что никто не может творить такие чудеса, если не будет почитателем Бога, они, не поверив ему, сказали: «Ты весь во грехах родился, и тебе ли нас учить?» И выгнали его. Но вот этот слепой оказался более зрячий, потому что был чище их, и он смог уверовать во Христа. Как мы знаем, когда он увидел Его уже своими очами, а он вначале был слеп, не видел Его. Но когда исцелили увидел. И вот тогда, увидев Его, он поклонился Ему, потому что понял своим открытым, чистым умом, что то, что сотворил этот Человек, никому из людей в этом мире сделать невозможно. Это может сделать только Бог. И этот человек уверовал во Христа как истинного Бога и Спасителя нашего. Аминь.

Подписывайтесь на «Кавказский скит Валаама «канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru ;
пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Источник

Читайте также:  Что значит шесть вкусов
Оцените статью