- «Двойки» — это жестокость!
- Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
- За что двойка?
- По каждому предмету свои оценки
- Итоговая оценка: как посчитать?
- Двойка — наказание или оценка знаний?
- Двойки бывают разные — 5 причин негативной оценки
- Ошибки, непонимание материала
- Лень и безразличие к учебе
- Слишком сложная программа
- Плохое поведение и забывчивость
- Конфликт с учителем
- Случайность
- Осознанный отказ учиться
«Двойки» — это жестокость!
Сегодня я хочу поговорить об оценке «2» в школе. Расскажу, почему я считаю, что ставить двойки — это жестокость. Конечно, бывает, что ребёнок написал работу на «2», и это всего лишь оценка, которую никто не переносит на личность ребёнка. И учитель разбирает его работу, показывает ошибки, сообщает правильные ответы и от всей души желает ученику успехов в дальнейшем. Бывает и так. Но часто случается по-другому. Учитель использует двойку не только как оценку за работу, но и как инструмент для психологического давления на ученика. Это способ пнуть его, опозорить перед классом, морально подавить. На меня произвёл впечатление комментарий одной учительницы под одной статьёй: «Невыученный текст — это отсутствие работы. Поэтому 2. И утритесь!» То есть для неё это всё равно, что плюнуть в ученика.
Двойки уничтожают желание учиться. Кто получал двойки, тот знает это. Кроме того, учителя не всегда ставят двойки за работу. Иногда двойку ставят за забытую тетрадь, за то, что ребёнок не понял или не заметил задание, за невнимательность. Иногда учителя устраивают страшные акции, чтобы подловить весь класс и поставить двойки. Они уверены, что таким образом они осуществляют воспитание, ибо с запуганными детьми легче работать. Вот у нас в школе в 4 классе был случай. Учительница задала задание по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Этот предмет преподаётся только в 4 классе 1 раз в неделю. Так вот учительница задала задание, но в электронный журнал его не выставила, потому что НЕЛЬЗЯ задавать задания по ОРКСЭ. Ребята записали его только в тетради и, конечно, благополучно забыли. На уроке учительница заставила всех предъявить задание и большинству детей поставила двойки. Кстати, оценки по этому предмету тоже ставить нельзя. Именно поэтому учительница поставила двойки только в тетради и в бумажные дневники. Но стресс дети получили сильный. На родительском собрании учительница рассказывала, как весь класс плакал. Зачем ей это было нужно? Тут стоит задуматься.
А помните, кто учился ещё при Советском Союзе, как учителя заставляли детей самих ставить двойки себе в дневник? И это притом, что они знали, что у детей строгие родители, которые могут их даже побить за двойки! Разве это не жестокость?
Мне кажется, гораздо лучше было бы оценивать знания детей по стобалльной системе. Она более точна, объективна, и в ней нет места для жестокости. Например, очень слабый ученик получил за работу только 7 баллов из 100. Но это его баллы! Он их заработал. Даже при таком раскладе он будет считать оценку положительной и захочет продолжать учиться. 7 баллов-то он смог заработать, значит, сможет и больше. В следующий раз он получает за контрольную 10 баллов. И он чувствует свой рост. Потом он получает 15 баллов. Это мотивирует ребёнка учиться дальше! А если эти оценки перевести в пятибалльную систему, то это будет 2,2,2. То есть, ничего! Прогресса нет. Зачем же он тогда занимается?
Кстати, от этого страдают многие репетиторы. Вот пример. Родители пятиклассника видят, что ребёнок получает двойки, и нанимают ему репетитора. Репетитор начинает заниматься с ребёнком. Занимается хорошо. Через неделю случается очередная контрольная, и ребёнок снова получает «2». Родители злы на репетитора, увольняют его, ищут другого. Но репетитор не виноват. Дело вот в чём. Тройку ставят за 50% работы. Выходит, что за работу, выполненную от 0% до 49% ставится одинаковая оценка «два». Но это же совершенно разный уровень! Одно дело, когда ученик не знает ничего и сдаёт пустой лист, а другое дело — когда он решил 4 задачи из 10. Возможно, репетитор уже приподнял уровень ученика, но ученик ещё не достиг 50% планки.
Решить 4 задачи из 10 — это большой прогресс для слабого ученика. И он имеет право получить свои 40 баллов. Да, этого недостаточно для зачёта, и надо ещё немножко поднажать. Но ученик поверит в себя, потому что от 40 до 50 баллов осталось совсем немного! Но оценка «2» убивает всё. Она не даёт ребёнку возможности заметить свои успехи, и родители не видят положительную динамику в его обучении и думают, что ребёнок всё ещё стоит на месте.
Не все дети рождаются с природными способностями к обучению. Некоторым надо помочь. А если ребёнка с малых лет клеймить двойками, рассказывать ему, какой он плохой, то он просто возненавидит школу. В его представлении школа — это место, где его мучают и обижают.
Есть, конечно, люди, которые говорят детям: «Не надо обращать внимание не оценки! Главное — знания!» Легко сказать! Дети очень чувствительны к оценкам, особенно в начальной школе. Им важно, как внешний мир на них реагирует. Оценки формируют социальный статус ребёнка в классе, создают его самооценку. Если к ребёнку прикрепится ярлык «двоечник (дурак)», то ему будет очень трудно от него избавиться.
Так что надо что-то менять. Двойки как орудие пыток должны уйти в прошлое, а школа должна стать приветливым местом, где ребёнка ждут и любят независимо от его баллов.
Источник
Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
Как выставляют текущие и итоговые оценки в школе.
Многие родители говорят своим детям:
Ты учишься не ради оценок, а ради знаний.
Но ведь оценки и придуманы для того, чтобы объективно оценить уровень полученных знаний. Без них сложно понять уровень подготовки по тому или иному предмету, а также определить, кто успевает лучше, а кто хуже. В России принята пятибалльная шкала оценивания в школах. Это привычная нам с советских времен система. Но разобраться, какими принципами руководствуются современные учителя, выставляя оценки ученикам, бывает трудно. Но существуют единые критерии, которых должны придерживаться педагоги.
За что двойка?
Если представить эти критерии, которые отличаются в зависимости от предмета в виде совсем простой схемы, то получится такая картина:
- «5» – выполнил всё задание правильно;
- «4» — выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
- «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
- «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
- «1» – вообще не выполнил задание.
На практике оценки снижают за неаккуратность, плохой почерк, неправильное оформление и многое другое. Однако, в соответствии с установленными критериями учитель должен помнить о главном:
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Правила выставления оценок предусматривают, что нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам и учащимся. Это значит, что учитель должен обязательно сообщить ученикам за что он будет ставить четверки, тройки, двойки и, конечно же, пятерки. Подход должен быть единым для всех.
По каждому предмету свои оценки
Общие принципы и критерии должны быть закреплены в нормативных актах школы. Это необходимо для того, чтобы справедливость выставления оценок можно было проверить. Обычно такой документ называется «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации». В нем должны быть прописаны критерии для каждого предмета в разрезе начальной и средней школы. В частности, для оценивания чтения в начальной школе важную роль играет техника чтения и понимание смысла прочитанного текста. В средней школе на первый план выходит умение анализировать прочитанное и делать выводы. Точно так меняются критерии и по другим предметам.
Чтобы четко понимать справедливые оценки получает ребенок или нет, родители имеют право ознакомиться с Положением об оценивании. Оно может быть выложено на сайте школы в актуальной редакции, или находится у администрации школы и выдаваться по первому требованию всем желающим. И знать, о чем написано в этом документе очень важно. Ведь человеческий фактор никто не отменял, и многие учителя бывают необъективны при выставлении отметок. Часто бывает так, что троечник в начальной школе становится твердым хорошистом в 5 классе, а отличник вдруг начинает получать у других учителей тройки. Если для ребенка важны оценки (а это нормально) нужно стараться восстанавливать справедливость по горячим следам.
Итоговая оценка: как посчитать?
Текущие оценки рано или поздно должны превратиться в итоговые: четвертные и годовые. Редко бывает, чтобы один ученик всю четверть получал одинаковые оценки. Как правило, бывают и четверки, и пятерки, а иногда и двойка случается. Поэтому при выставлении итоговых оценок учителя руководствуются средним арифметическим результатом. То есть, они берут все оценки за четверть, суммируют их, а затем делят на количество. Например:
Ученик получил по алгебре за 2 четверть 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 3 = 23. После этого нужно разделить 23 на 6 оценок (чтобы получить среднее арифметическое) Получается 3,83.
Но ведь это не целое число и поставить такую оценку в табель нельзя. Поэтому применяется правило округления. В данном случае до целой «4», которая и будет итоговой оценкой за четверть. А вот, если бы получилось среднее арифметическое 3,36, то и за четверть была бы тройка.
Правда, и тут случаются перегибы. Например, учитель может не поставить «5», если у ученика получилось 4,56 или даже 4,60. И если пойти на принцип такую четвертную оценку можно оспорить. Но мало кто этим занимается. А иногда, особенно в старших классах, каждый балл может быть очень важен.
А ваши учителя справедливо выставляют оценки?
Источник
Двойка — наказание или оценка знаний?
Когда я учился в школе, то в среднем имел лишь пару двоек за год. Обычно одна двойка была за какую-нибудь письменную работу, на которой я конкретно затупил. А другая двойка могла быть за поведение, когда я от радостных чувств мог пошалить с одноклассниками и случайно сорвать урок.
Каждый учитель знает, что ставить двойку за поведение будто бы за работу на уроке нельзя. Но двойка является тем единственным инструментом, с помощью которого учитель хоть как-то может направлять в правильное русло заблудшую овцу (ну, или барана).
Но у нас такие реалии, что в конце урока часто можно услышать:
— Сидоров! Ты мне сегодня сорвал урок! Я тебе ставлю за урок два!
Сидоров, придя домой, покажет дневник, где стоит двойка.
— За что двойка? Чего опять не выучил? — спросит сидоровская мама.
— Меня даже не спрашивали, — честно скажет Сидоров, — я немного шумно себя вел, а потому мне учительница поставили два.
— И как таких педагогов держат? Буду в школе, обязательно нажалуюсь, что оценки ставят не за знания, — возмутится мама.
И как бы она даже будет права.
Наверное, учительнице не нужно было бы заострять внимание на поведении Сидорова, а просто попросить тетрадь этого нерадивого ученика на проверку. В тетради, конечно, ничего не будет написано (тут ведь или пишешь, или урок срываешь). И вот за работу на уроке можно влепить законную двойку. Тогда Сидоров уже дома не скажет, что ему поставили двойку по предмету за поведение. Но при этом будет подозревать, чего его поведение на уроке каким-то образом повлияло на оценку.
А куда делить оценки за поведение?
Напомните, были ли они?
Я помню, когда учился в начальной школе, то каждую четверть нам ставили оценку за поведение в дневник. Там даже графа была специальная «Поведение».
Мне кажется, этой графы не хватает. Набрал, к примеру, ученик пять-шесть предупреждений за четверть от учителей за свое поведение, не соответствующее хомосапиенсу, получай за четверть два за поведение.
Ну, и эта бы оценка приравнивалась бы к обычной оценке, которая выставляется в аттестат.
Это уже потом выпускникам классный руководитель даже хулиганам и тунеядцам напишет в «характеристике», что-то типа:
«Аркадий пользуется авторитетом в классе, учиться может хорошо, так как есть скрытые таланты в изучении физкультуры, ОБЖ и музыки».
А из журнала уже двоечку за поведение не уберешь, она в аттестат идет. Хотя, кому сегодня этот аттестат вообще сдался?
Короче, оценка за поведение в любом случае не вариант приструнения особо активных товаращей, у которых царь в голове ушел в неизвестном направлении.
Между прочим, уже давным-давно не слышал фразы от учителей, типа: «Я тебе такую характеристику напишу! Тебя даже потом навоз охранять не возьмут!».
А какие еще рычаги воздействия на недостойных представителей славной фамилии Хомосапиенсов вы еще знаете?
Источник
Двойки бывают разные — 5 причин негативной оценки
По какой причине ребенку могут поставить «два».
Двойки бывают у всех. Если найдется ребенок, который ни разу за школьные годы не получил ни одного «неуда», его нужно будет отметить, как уникального. А вот причины у двоек бывают разными. И, кстати, именно от этих причин, а не от самого факта получения негативной оценки должна зависеть реакция на нее родителей.
Рассмотрим вероятные причины получения двоек.
Ошибки, непонимание материала
Иногда ученик действительно не готов к уроку. Он не выучил, не понял, не смог рассказать, написать или решить. Тогда, логично, что итог может быть и отрицательным. Двойка заслужена. Родители вполне справедливо могут сказать:
Надо исправлять, учить, делать. Не огорчайся, но поработать на результат придется основательно.
Лень и безразличие к учебе
Тот, кто ничего не делает, не ошибается, как принято говорить. Но в школе отсутствие результата приводит к негативной оценке. И это действительно тяжелая ситуация, когда мотивации учиться нет. Нужно искать причины и устранять их по мере сил и возможностей. Возможно у ребенка возникло взаимное непонимание с учителем, а может быть он много пропустил и теперь не может самостоятельно догнать класс. Может быть он просто больше любит играть в компьютерные игры или гонять в футбол.
Необходимо выяснить, в чем дело, и попытаться пробудить у ребенка мотивацию. Можно попытаться объяснить непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием. Напомнить, что каждый человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
Неуспеваемость во время учебного процесса ускоряется, ведь не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя в сложных домашних заданиях. Но, без мотивации не получится, так что ищите ее и боритесь с ленью всеми возможными способами (подкуп и шантаж тоже подойдут).
Слишком сложная программа
Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижную школу, гимназию или лицей с множеством сложных предметов. Требования у учителей высокие, ребенок не справляется. После занятий у него болит голова, он устает и нервничает. Сами родители сокрушенно вздыхают:
В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!
Но, если очевидно, что ребенок не справляется, нужно просто выбрать для него школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
Плохое поведение и забывчивость
Бывают двойки не за знания, например, из-за плохого поведения или забытой дома тетради. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае. Ну и поговорить с учителем тоже лишним не будет, ведь оценивать предмет разрешено только за знания. А поведение — это отдельная тема.
Конфликт с учителем
Учителя тоже люди и, к сожалению, зачастую имеют субъективное отношение к ученикам. В современных школах конфликт ученика с учителем совсем не редкость. В силу субъективных обстоятельств учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое.
Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс. В старших классах придется или налаживать отношения или менять школу.
Случайность
В этом случае какой-то процент случайных двоек допустим, – только бы он не превышал норму. Кстати, бывает, что двойки появляются и по ошибке учителя, например при заполнении электронного дневника. За этим нужно следить.
Осознанный отказ учиться
Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу. Хотя в некоторых школах практикуют профильные классы. Если же ученик не хочет учиться в принципе, предстоит серьезная работа, в том числе и с привлечение психологов.
Первые двойки…Оценки, которые могут настроить ребёнка на не простое просиживание уроков в школе от звонка до звонка, но и получение знаний. Знаний, от которых зависит воплощение мечты в жизнь. Главное понимать, что случайная двойка не должна становиться камнем преткновения в общем становлении ребёнка. Оценку следует рассматривать как стимул к познанию того, что по каким-то причинам осталось неизученным.
Источник