Опорные вузы:
особенности и преимущества
С начала 2021 года все более ощутимыми становятся изменения в академической сфере. Одно из таких изменений — принятие программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», пришедшей на смену проекту по повышению глобальной конкурентоспособности «5−100».
В новом материале ЛаЛаЛань разбирается, как изменится положение опорных вузов с принятием этой программы. Для тех, кто имел лишь отдаленное представление об опорных вузах, расскажем о них поподробнее, а также проследим путь нового статуса, которым могут обладать такие вузы — национальный опорный университет.
Статья будет полезна всем, кто давно хотел разобраться в иерархии вузов, уточнить свое представление об опорных университетах, а также понять, что ждет сферу высшего образования и ее учебные заведения в ближайшие 5−10 лет.
О вузах и их сравнительном положении до 2021 года
Высшие учебные заведения в России выстроены иерархически. Так, с 2016 до начала 2021 года, пока действовали прежние стратегические решения и еще не были приняты нынешние, иерархию вузов можно было условно представить подобным образом:
- федеральный университет + МГУ и СПбГУ;
- национальный исследовательский университет (НИУ);
- опорный университет (ОУ);
- университет;
- академия, институт, военное училище и пр.
Эта иерархия основывается на статусности учебного заведения, на количестве студентов и качестве учебных программ, а также на размерах государственной поддержки. Кроме того, статусы вузов отличаются и длительностью обладания: так, статус НИУ первоначально присуждался на 10 лет, а статус федеральных университетов и особое положение таких университетов, как МГУ и СПбГУ, не имел временных ограничений.
К концу 2020 года насчитывалось 29 национальных исследовательских университетов и 33 опорных университета. В дальнейшем, предположительно, число НИУ будет уменьшено до 25, а число опорных вузов, в том числе в новом статусе национальных опорных, увеличено почти в два раза.
Теперь, когда создан контекст, остановимся поподробнее на опорных университетах и национальных опорных университетах, опишем их цели и задачи в сравнении с национальными исследовательскими вузами, обозначим место опорных вузов в новой программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Об опорных университетах — с 2016 года
В 2016 году Минобрнауки РФ была начата программа по созданию опорных вузов.
- Опорный университет — вуз, создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений. В первую очередь опорный университет ориентирован на поддержку экономического и социального развития региона, в котором он создан.
Поддержка региона включает в себя подготовку высококвалифицированных специалистов для местного рынка труда, решение актуальных задач региональной экономики, реализацию совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.
В этом кроется особое значение опорных университетов: они нацелены на повышение уровня благосостояния региона, на раскрытие его экономического потенциала.
Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен был находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один.
Так, в 2017 году к участию в программе присоединился Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) имени Г. И. Носова, ранее объединившийся с Магнитогорским государственным университетом. Ключевой профиль университета — горное дело, транспорт, металлургия, машиностроение, металлообработка, что напрямую отражает потребность в кадрах для основного градообразующего предприятия — Магнитогорского металлургического комбината. По такому же принципу были созданы и другие опорные вузы.
Сейчас создано уже 33 опорных университета: Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, Костромской государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и другие (посмотреть весь список можно здесь и здесь ).
На сайте опорных университетов приведены ключевые результаты объединения учебных организаций:
- 96,2% руководящего состава объединяемых вузов продолжают работать в опорном университете;
- 89,7% руководящего состава головного вуза сохранили или повысили свою должностную позицию в опорном университете;
- 69% руководящего состава присоединенного вуза сохранили или повысили свою должностную позицию в опорном университете;
- сохранен прием практически на все образовательные программы;
- рост среднего балла ЕГЭ на 3,2%;
- доля выпускников региона в общем объеме приема увеличилась на 4% (до 76%).
Создание опорных вузов — попытка замотивировать одаренных молодых людей не переезжать в столичные города для обучения. По мнению Минобрнауки, сильный вуз в регионе — это отличная возможность остаться в своем родном субъекте РФ, в котором есть потребность в специалистах.
При всей значимой роли опорных вузов, которая на них возлагалась, в негласной иерархии они следовали за национальными исследовательскими университетами (НИУ). В чем их отличие? В то время как ОУ должны были решать практические задачи и «поднимать» экономику региона, НИУ в первую очередь ориентированы на развитие научного потенциала страны, на фундаментальные исследования и создание новых технологий.
О национальных опорных университетах — с 2020−2021 года
Изменить положение в иерархии вузов призвана новая программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (узнать о ней подробнее можно здесь и здесь ).
Программа пришла на смену проекту по повышению глобальной конкурентоспособности «5−100». Предполагаемый срок реализации программы «Приоритет 2030», как следует из названия, 10 лет. Программа будет проходить в два этапа: 2020−2025 годы и 2025−2030 годы. Ожидается, что на первом этапе в нее будет отобрано до 120 вузов. С 2021 года по 2024 год по новой программе на развитие вузов будет направлено около 52 млрд рублей.
Количество НОУ в сравнении с числом ОУ планируется увеличить примерно в два раза — до 60 национальных опорных университетов.
В программе не только отражены ключевые аспекты развития национальных исследовательских университетов и особое положение творческих вузов, но и представлен новый взгляд на статус опорных университетов.
Во-первых, опорные вузы могут стать национальными опорными (НОУ), но изменение статуса происходит не автоматически, а на конкурсной основе.
Во-вторых, статус НОУ необходимо будет периодически подтверждать, он не присуждается сразу на 10 лет.
В-третьих, НОУ так же ориентированы на развитие отрасли в регионе, на развитие экономики субъекта, но это уже совсем иной уровень взаимодействия организаций: так, для становления опорным, вузу было необходимо объединиться с другим учебным заведением. В рамках программы «Приоритет 2030» субсидии получают те организации, которые кооперируются не только с университетами, но и с институтами, предприятиями и прочими организациями в регионе. Это так называемые консорциумы — объединения организаций, нацеленных на совместное выполнение поставленных перед ними задач.
В-четвертых, НОУ могут быть как территориальным, так и отраслевым. Это означает, что кооперация организаций в составе консорциумов при НОУ может не ограничиваться территориальными рамками.
В-пятых, по статусу НОУ и НИУ равны друг другу, а значит, учить и учиться в национальном опорном университете не только востребовано, но и престижно.
О специальных возможностях ОУ и НОУ и преимуществах для студентов и преподавателей
Ряд характеристик, заложенных в основу программ по созданию ОУ и НОУ, является преимуществами для вузов.
В чем достоинства статуса «опорный вуз» для самой учебной организации?
- Увеличивается количество студентов;
- планируется увеличение доходов вуза из всех источников;
- увеличивается количество реализуемых образовательных программ;
- увеличивается число научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника, а также число публикаций организации.
Однако когда речь идет об образовательной организации, важно не только выполнение формальных требований и достижение показателей, обозначенных в официальных бумагах, но и качество образовательного процесса, степень удовлетворения его непосредственных участников: студентов и преподавателей.
Итак, каковы преимущества опорного и национального опорного университета для студентов?
- Есть возможность получить образование в своем родном регионе;
- опорные и национальные опорные вузы ориентированы в качестве учебных программ на столичные вузы, а значит, успех реализуемой программы позволит получать в регионах образование, по качеству ничуть не уступающее столичному;
- ОУ и НОУ нацелены на подготовку кадров, востребованных в регионе, а значит, с большой долей вероятности у выпускника не возникнет проблем с трудоустройством;
- программы поддержки и субсидий созданных опорных вузов позволяют университетам увеличивать количество бюджетных мест на востребованных направлениях и устанавливать адекватные проходные баллы при поступлении.
Наконец, в особом положении оказываются и преподаватели. Какие преимущества работы в опорных университетах можно выделить для них?
- По статусу НОУ равны НИУ, а значит, быть преподавателем в таком университете престижно;
- поскольку количество НОУ планируется увеличить почти в два раза относительно 33 нынешних опорных вузов, а количество НИУ, наоборот, несколько сократить, можно предположить, что на создание и слияние новых университетов будут выделяться дополнительные средства из государственного и регионального бюджета. Это означает повышение заработной платы, новые ставки и рабочие места, интересные задачи и дополнительные учебные часы;
- в связи с этим предполагается, что объединение организаций в составе опорных и национальных опорных университетов позволит решить проблему загруженности преподавателей, снимет с них административную нагрузку и бюрократические задачи, оставит время для собственных исследований и научной работы;
- в опорных вузах почти физически ощутима связь «университет — рабочее место выпускника»: поскольку в вузах готовят кадры, у которых не возникает сложностей с трудоустройством, преподаватель тоже реализовывает по максимуму свои ожидания, надежды, амбиции, видит результат своей работы в трудоустроившемся выпускнике-профессионале.
На данном этапе программа по созданию опорных вузов существует уже почти пять лет, по созданию национальных опорных — только начинается. Говорить о каких-то выводах и наблюдениях предметно можно будет уже через год-два.
А пока мы предлагаем вам в комментариях поделиться своим взглядом на статус ОУ и НОУ: способна ли эта программа решить поставленные перед ней задачи и развить экономику региона? Довольны ли уже начавшимися изменениями студенты, преподаватели, руководство вузов?
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Отраслевой вуз
Отраслевые вузы в целом, и нефтегазовые в частности, являются теми образовательными учреждениями, которые позволяют государству обеспечить оптимальное сочетание личностных интересов граждан в получении профессионального высшего образования и интересов отдельных отраслей в их кадровом обеспечении. [1]
Статус отраслевого вуза меньше всего определяется его формальной подчиненностью определенному ведомству. [2]
Статус отраслевого вуза меньше всего определяется его формальной подчиненностью соответствующему ведомству. [3]
Перед головным отраслевым вузом были с исчерпывающей полнотой раскрыты актуальные проблемы газовой промышленности, в том числе связанные с подготовкой кадров, научно-техническим прогрессом. [4]
Приведенная характеристика отраслевого вуза не исчерпывает все особенности вуза, имеющего данный статус. [5]
Именно через систему отраслевых вузов обеспечивается органическая связь образования, науки и производства. Вскоре после организации Московского нефтяного института в его составе было создано проектное бюро, которое со временем превратилось в ведущий отраслевой научно-исследовательский институт ВНИИнефть, по проектам которого разрабатывались крупнейшие нефтяные месторождения Урало-Поволжья и Западной Сибири. Преподаватели вуза всегда активно участвовали и участвуют в этих работах, а сотрудники института — в учебном процессе. [6]
Создание большого количества отраслевых вузов привело к затруднениям в обеспечении их квалифицированными научно-педагогическими кадрами, поэтому в центральных вузах страны был создан институт аспирантуры, позволивший за сравнительно короткий срок обеспечить вузы и научно-исследовательские институты высококвалифицированными научными кадрами. [7]
Во-вторых, в отраслевых вузах подготовка специалистов ведется по направлениям и специальностям полного технологического цикла отрасли, в частности, в вузах нефтегазового профиля — от нефтегазоразведки до сбыта продуктов переработки углеводородного сырья. Такой подход взаимно обогащает научно-педагогические коллективы кафедр и позволяет вести подготовку специалистов с учетом развития смежных направлений. [8]
Каким же должен быть современный отраслевой вуз и, в частности, Академия им. [9]
В этой ситуации в ряде отраслевых вузов стали проявляться тенденции к существенному изменению номенклатуры специальностей, по которым они осуществляют подготовку кадров, и в связи с этим — к перепрофилированию вузов. [10]
Есть все основания утверждать, что отраслевые вузы в целом и нефтегазовые, в частности, являются теми образовательными учреждениями, которые позволяют государству обеспечить оптимальное сочетание личностных интересов граждан в получении высшего профессионального образования и интересов отраслей, за состояние которых государство ответственно перед обществом в части их кадрового обеспечения. [11]
Наученные горьким опытом различных общегосударственных кампаний, отраслевые вузы страны , избегая шараханья в крайности, реализуют эти положения, бережно сохраняя принципы, доказавшие свою жизнеспособность. [12]
Как я уже говорил, Губкинская академия — отраслевой вуз и ее учебно-лабораторная база всегда была предметом особой заботы отраслевых министерств и ведомств. [13]
Российская система высшего инженерного образования, опирающаяся на политехнические и отраслевые вузы , является уникальной и давно стала достоянием современной мировой культуры, всего мирового сообщества. [14]
Российская система высшего инженерного образования, опирающаяся на политехнические и отраслевые вузы , является уникальной, и она уже давно стала достоянием современной мировой культуры, всего мирового сообщества. [15]
Источник