Что значит отпевать покойника заочно

Заочное отпевание

Отпевание или последование мертвенное – одна из важнейших религиозных служб у православных. По сути его можно приравнять к таинству Крещения. Но если последнее проводится над живыми людьми, добровольно уверовавшими во Христа, то первое совершается над умершими и только теми, кто был крещён при жизни. Проводя свой обряд над бренными останками, священник очищает душу от земной скверны, освобождает от вольных и невольных, но признанных грехов. Сам факт прочтения разрешительных молитв над останками был так важен для верующих, что отказ в этом служил особой формой наказания. Так, над богоборцами, ворами да убийцами отпевание не совершалось – ибо только Всевышний вправе простить такие тяжкие грехи, но не рядовой служитель Церкви.

Отпевание или последование мертвенное

Чин погребения – это завершающий этап в триаде посмертного отпущения грехов. Ему предшествуют исповедь священнику и отпущение названных плохих деяний. Следует понимать, что утаённые прегрешения, в которых человек перед смертью своей не сознался, не будут ему отпущены и станут той тяжестью, что низвергнет душу с Небес.

Читайте также:  Смайл черная луна что значит с лицом

Синонимами проводимого обряда считаются «последование мертвенное», согласно Требнику, и «отпевание», за читаемые нараспев слова молитв и псалмов. Чин погребения служится непосредственно над усопшим, желательно в Церкви, в соответствующей обстановке. В последнее время больше практикуется выездная служба – на кладбище или в крематории.

В отдельных случаях прочтение молитв и псалмов непосредственно над телом невозможно. Такое происходит при отсутствии трупа из-за крушения самолёта над морем, фрагментации останков вследствие взрыва бомбы, массовой гибели людей из-за буйства природной стихии. Родственники погибших серьёзно переживают за умерших близких, что отправились на тот свет не отпетыми. Ведь помимо непредвиденной гибели душу умершего ожидает трагическая участь в загробном мире. Идя навстречу пожеланиям радетельных членов семьи, священники проводят обряд заочного отпевания.

История возникновения

Войны сопровождали человечество всю многовековую историю. Одни государства захватывают территории других государств, проводят экспансию, насаждают своё учение, навязывают свой политический строй. Или сами граждане внутри страны решают кардинально изменить ход вещей. А в итоге гибнут люди. Их останки в лучшем случае отправляются домой в цинковом гробу или хоронятся здесь же, на месте проведения боевых действий. В худшем тела не обнаруживаются или закидываются в братские могилы как неопознанные трупы. И если ранее, во времена Царской России, при каждом войске находился капеллан, усердно справлявший последнюю службу над телами ведомыми и неведомыми перед погребением, то в годы СССР таковой отсутствовал.

Для верующих людей лишение чина отпевания было равносильно приравниванию умершего к святотатцам или разбойникам. Дабы воспрепятствовать подобной хуле батюшки стали проводить чин погребения заочно над горстью земли. Вдова, получившая похоронку на мужа, могла пойти в Церковь, заказать службу и подзахоронить отпетую землю на родственной могиле, условно считая, что и её супруг нашёл там упокоение.

Читайте также:  Не путать гречку с сечкой что значит

Кого можно отпевать заочно?

Кроме военнослужащих, погибших в горячих точках, практика заочного отпевания распространилась и на другие категории граждан:

  • скончавшихся во время отбывания наказания в исправительных учреждениях всех типов;
  • скончавшихся во время проведения лечения в медицинских диспансерах (инфекционных, туберкулёзных, психоневрологических и т. п.);
  • скончавшихся в результате крушения самолёта, поезда, или морского лайнера, при невозможности обнаружения, или опознания трупа;
  • скончавшихся в результате проведения террористической акции;
  • скончавшихся из-за буйства природной стихии (тайфуна, смерча, лесного пожара и т. п.);
  • скончавшихся в результате несчастного случая, при отсутствии тела или его фрагментации;
  • скончавшихся от заразной инфекции.

В исключительных случаях, когда достоверно известно, что перед погребением последование мертвенное не проводилось, допускается отпевать:

  • останки, извлечённые при эксгумации;
  • кремированный прах.

Как проводится обряд заочного отпевания?

При заочном отпевании, раз отсутствует тело, то нет необходимости в соответствующей атрибутике – венчике, разрешительной молитве, нательном крестике, иконке. Вместо останков используется несколько горстей земли. Собрать её можно с непосредственной могилы умершего, в т. ч. братской, родственного захоронения или же воспользоваться той, что предоставит батюшка. Далее над грунтом читаются те же молитвы и псалмы, в той же последовательности, что и при очном чине погребения. Отпетый грунт родственники прикапывают или сотворяют им крест на могиле родственника. Происходит условное воссоединение праха близких по крови, или семейным узам, людей.

В случае с заочным отпеванием эксгумированных останков вместе с грунтом обряд проводится над венчиком и разрешительной молитвой. Далее эти атрибуты вкладываются в новый гроб, а из землицы насыпают на саван крест. Если тело было кремировано без проведения последней службы, то землю ссыпают в урну, к полученному праху.

Как и очное последование мертвенное, заочное желательно проводить в присутствии родственников. Домочадцы во время обряда держат зажжённые свечи, огарки от которых оставляют на кануне – квадратном столике для заупокойных свечей.

Важно! Заочное отпевание не проводится в Великие Христианские праздники – Рождество, Пасху, Троицу.

Когда священник откажет в заочном отпевании?

Для проведения заочного отпевания существуют те же ограничения, что и для очной службы. В частности, священнослужитель откажет при следующих обнаруженных обстоятельствах:

  • Если умерший был некрещённым. Нет смысла проводить отпевание над иноверцами.
  • Если умерший отрицал Бога или конкретно Иисуса Христа. Сомневающемуся во Всевышнем, отрицающему Божье существование, нет смысла испрашивать у того прощения грехов.
  • Если умерший собственноручно укоротил себе жизнь. Жизнь дана Господом и не вправе человек сам решать, когда оборвать её.
  • Если умерший перед смертью заповедал не проводить над его телом чин погребения. Следует уважать мнение усопшего.

Важно! С 2018 года над некрещёнными младенцами творится «Последование мертвенное о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Кроме объективных причин, существуют и субъективные, на основании которых может быть отказано в проведении заочного отпевания.

Над телом преставившегося уже было совершено отпевание. Последование мертвенное проводится единожды. Нет смысла его повторять, ибо новые грехи умерший не сотворит, а прежние ему уже отпущены и прощены.

Нет достоверных ведомостей о том, жив или мёртв человек. Пропавший без вести – не значит умерший. А для Всевышнего все люди остаются живыми в любой ипостаси. Потому следует уповать на лучшее, творить молитвы за здравие и скорое нахождение дороги домой.

Тело ещё не захоронено и ничто не мешает проведению очного обряда. Очный обряд – первостепенен. Нежелание родственников прийти в Церковь или заказать выездную службу следует приравнивать к лени, одному из смертных грехов.

Помощь в проведении заочного отпевания

Городская Ритуальная служба в Санкт-Петербурге выражает искренние соболезнования в связи с постигшей вашу семью трагедией. Мы осознаём, как болезненно для верующих граждан нашей страны переживается осознание того, что их близкий умер и упокоился без отпевания. Со своей стороны, наша компания готова приложить всяческие усилия, дабы последняя служба по останкам дорогого вам человека была совершена. Подробнее о проведении религиозных посмертных ритуалов можно узнать по телефону 8 (812) 500-35-77. Консультируем по вопросам похоронной сферы в режиме 24/ 7.

Источник

Что такое заочное отпевание

«Чин бываемый на погребение», также известный как просто «чин погребения» или «отпевание» – одно из наиболее важных христианских таинств и одно из наиболее известных в культуре – даже среди неверующих людей. Подобно тому, как таинство крещения встречает христианина в начале его земной жизни, таинство отпевания провожает его в жизнь вечную и, согласно христианским догматам, является необходимым шагом к Спасению, и потому уходить на тот свет не отпетым для христианина – это большая беда.

В данном случае излагается суть отпевания, согласно догматам современной Русской Православной Церкви – в других христианских деноминациях это таинство, как и многие другие, может выглядеть иначе. В РПЦ же оно производится следующим образом. Сперва под звон колоколов в храм доставляют гроб с телом умершего (отпевание на дому возможно, но как исключение). В строго определенном порядке священнослужитель читает молитвы над телом покойного. В процессе пения молитв скорбящие, присутствующие на службе, могут подойти к гробу и поцеловать «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках. Последний этап таинства происходит уже на кладбище: священник посыпает горстью земли тело умершего, читает последнюю молитву, после чего гроб заколачивают.

Заочное отпевание раньше и сегодня

Заочное отпевание – это то же самое таинство, но совершается оно в отсутствие тела усопшего. Считается, что в православии заочное отпевание распространилось в двадцатом веке в связи с двумя факторами. Во-первых, люди стали гораздо чаще гибнуть вдали от дома: если еще сто лет назад подавляющее большинство людей жило и умирало в радиусе максимум ста километров от того места, где родилось, то в прошлом веке это радикально изменилось в связи с мировыми войнами, революциями, массовыми миграциями и насильственными депортациями людей. После очередного кровопролитного сражения, например, в далеком Афганистане домой могли вернуться грузом-200 лишь некоторые бойцы, тела которых удалось забрать с поля боя. А в двух мировых войнах на транспортировку тел не тратились вовсе: сослуживцы наскоро хоронили брата по оружию в неглубокой яме тут же после боя, после чего его тело если и обнаруживали, то уже археологи следующих поколений.

Вторым фактором стали религиозные гонения: в России на протяжение 74 лет порицалась религиозность любого типа, отчего многие семьи исповедовали христианство тайно. И если в тайне от соседей или начальства поститься или молиться еще реально, то незаметно от всех организовать отпевание тела в храме могло быть почти невозможно.

Тем не менее, в этих условиях семьи погибших все же хотели, чтобы над их родными были произведены последние религиозные обряды. Считается, что так практика заочных отпеваний и стала повсеместно распространенной. Но почему она сохраняется по сей день?

Увы, войны и гонения – это не единственное, что может помешать семье получить тело своего погибшего родственника. Во-первых, он может стать жертвой морской или воздушной катастрофы, а также разрушительного природного катаклизма – тайфуна, цунами, землетрясения. В этих случаях тело может оказаться утрачено полностью или частично. Другой вариант: человек умер от опасной инфекционной болезни, радиации или яда, и теперь его тело представляет опасность для человека или вообще всего живого вокруг – в этом случае заочное отпевание также может быть оправдано. Также заочное отпевание может быть произведено в случае погребения кремированных останков.

Как выглядит заочное отпевание

В случае заочного отпевание таинство включает в себя все те же молитвы, что были бы прочитаны над телом, и производится в любой день, исключая большие христианские праздники – Рождество, Троицу и Пасху. Различие в том, что в заочном отпевании обряды производят не над гробом с покойником, а над горстью земли. Землю для таинства можно взять с могилы покойного. Впоследствие эту землю родственники должны будут просыпать туда, где был захоронен заочно отпетый, или, если его тело так никогда и не было обнаружено и погребено, на могилу родственников, с которыми вместе его предполагалось похоронить.

Если же отпеваемый еще не погребен, то молитвы во время таинства читаются над венчиком и иконой, а при захоронении эти обрядовые предметы родственники положат, соответственно, на лоб и на грудь умершего.

Мнение Церкви и священнослужителей

Заочное отпевание, не завещанное современникам основателями христианской церкви, всегда было больным вопросом. В прошлом десятилетии Русская Православная Церковь дала в рамках своей юрисдикции официальный ответ на него: заочное отпевание допустимо в исключительных случаях. Священнослужители, как следует из сообщений СМИ, единодушны в главном: заочное отпевание — суровая необходимость, меньшее зло в сравнении с тем, чтобы ежегодно хоронить тысячи христиан неотпетыми вовсе без всякой их в том вины. Тем не менее, священники предупреждают о злоупотреблениях заочным отпеванием.

Во-первых, заочное отпевание – это действительно крайняя мера. Чтобы прибегнуть к ней, необходимо убедиться, что доставить тело в храм именно что невозможно, а не просто «неудобно», «долго» или «не хочется». Во-вторых, отпевание является заочным для покойного, но не для его семьи: все чаще происходит так, что родственники приходят в храм, чтобы попросить о заочном отпевании, передают батюшке контейнер с землей и спрашивают, когда «всё будет готово» и можно будет этот контейнер забрать, – священнослужители РПЦ предупреждают, что так поступать не следует. Наконец, иногда люди просят о повторном отпевании после уже свершившихся похорон, потому что им показалось, что отпевание, данное при похоронах, было «недостаточным» или «неправильным» – в этом случае священник имеет право отказать в проведении ритуала, поскольку отпевание по правилам совершается лишь единожды. Исключение может быть сделано в том случае, если проситель убедительно объяснит, что в первый раз ритуал был проведен категорически неверно, например, за десять минут прямо в морге человеком в священнической рясе, который, быть может, и не был священником вовсе (такое, увы, бывает).

Также следует помнить, что священник может отказать в заочном отпевании в том случае, когда точно не установлена смерть человека – даже если суд признал пропавшего без вести юридически мертвым.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Отпевание усопшего: порядок и правила

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.
  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Читайте также:

Источник

Оцените статью