Что значит отозвать банк

Массовая ликвидация банков в России: в чем причина и чем это грозит

3 Время прочтения: 5 минут

Сегодня банковский сектор продолжают покидать многие, даже крупные игроки. Кто-то уходит сам, но в большинстве случаев банки лишаются лицензий. В этой же ситуации государственные банки показывают рекордные прибыли. Давайте разберемся, почему государство забирает лицензии и чем это грозит всему финтех-рынку.

Алексей Толстик, основатель платежного сервиса Mandarin, поделился своим видением относительно того, почему данная тенденция присутствует на рынке и как текущая ситуация в перспективе может сказаться на работе различных финтех-компаний.

Кто остался без лицензии

По подсчетам экспертов, с начала 2019 года в России с рынка ушло около 100 банков. Из них примерно у половины была отозвана лицензия. Массовая ликвидация банков продолжается и на протяжении последних месяцев. С начала этого года по конец апреля лицензий лишились 15 банков, из них восемь — в апреле, то есть практически столько же, сколько за целый прошлый год.

Читайте также:  Что значит запущенные приложения

С чем связана такая тенденция?

Почему отзывают лицензии

Любые изменения в мировой и российской экономике отражаются на банковском секторе. Риски связаны с такими факторами, как снижение темпов роста экономики, уменьшение экономической активности граждан, и многими другими. Сложности в банковском секторе появились, в частности, во время общемирового экономического кризиса 2020 года, связанного с пандемией COVID-19. Положение усугубилось тем, что кризис возник в то время, когда экономика России и других стран уже испытывала некоторые трудности. Пандемия коронавируса привела к сокращению доходов клиентов, из-за чего ресурсная база многих банков тоже сократилась, а ликвидность снизилась. Также у клиентов возникли сложности с соблюдением кредитных обязательств, что стало причиной ужесточения банками условий выдачи кредитов. Это негативно сказалось на деятельности примерно 26% банков.

Однако основной фактор — это, конечно, политика регулятора. В самые неблагополучные годы для российской экономики — 1990-е — количество кредитных учреждений, например, росло.

Не секрет, что в течение последнего десятилетия Центробанк сокращает размер и численность игроков российского финансового рынка: количество банков с 2005 года уменьшилось на 72% — с 1 300 до приблизительно 350. Концентрация отрасли растет кратно.

На каком основании банки лишают лицензии? Формально поводов очень много, и лишить лицензии можно абсолютно любой банк, даже системообразующий. Вопрос в том, что предпочитает делать регулятор — контролировать и регулировать или вместо этого забрать лицензию.

Мировая практика показывает, что сила финансового рынка — в его равномерной распределенности, а не в концентрации. У регуляторов сегодня есть все необходимые инструменты для контроля отрасли и обеспечения прозрачности всех процессов. Современные информационные технологии позволяют контролировать игроков досконально, штрафовать в случае нарушений, как это делают за рубежом. Но можно и сразу отзывать лицензию — конечно, это выбор, который принимается регулятором.

Сами отказались

Случается и так, что банки расстаются с лицензиями не только по инициативе Центрального банка, но и по собственному желанию. Так, добровольно от лицензии с начала года по апрель отказались уже четыре банка. Чаще всего ликвидация по решению самой организации связана с отсутствием стабильной базы клиентов, частыми проверками, ужесточением регулирования отрасли, увеличением количества надзорных требований, высокой волатильностью средств клиентов и усилением конкуренции.

Однако это может и отражать нежелание собственников терять активы в случае принудительного отзыва лицензии. Ведь наиболее часто выбираемая Центробанком процедура в случае отзыва — это ликвидация, которая проходит очень проблемно и для собственников, и для клиентов банка.

Западная практика при этом другая. В США из более чем 4 500 банков в прошлом году было отозвано лицензии всего у четырех. Одна лицензия — принудительно, остальные — добровольно, но все четыре банка продолжают работать, так как переданы в управление другим финансовым организациям.

К чему это может привести?

Центробанк работает на опережение: из 30 прогнозируемых в этом году случаев лишения лицензии к апрелю ее потеряли уже 15 банков. По мнению экспертов, эта тенденция будет не только сохраняться, но и ускоряться. Плюс к этому многие средние и малые игроки уходят из финансового сектора добровольно или объединяются, приобретаются другими банками. Пока это движение в одну сторону: в последний раз ЦБ выдавал лицензию новому банку несколько лет назад.

В результате сейчас ситуация в отрасли нестабильная — наблюдается уменьшение рентабельности и настороженное отношение акционеров, предпринимателей к банковскому бизнесу. Новые лицензии не выдаются, желающих заниматься этим бизнесом практически нет. Постоянные отзывы лицензий влекут за собой недоверие граждан к банковской системе в целом. Люди все меньше заинтересованы в том, чтобы хранить свои средства в частных банках.

При этом крупнейшие финансовые системы в мире основаны именно на диверсификации, наличии большого количества небольших банков и финансовых компаний. Столь массовые отзывы лицензий ведут к перераспределению пассивов в пользу крупных финансовых организаций, что отрицательно сказывается на перспективах не только компаний, но и в целом российской финансовой отрасли. По данным одного из самых авторитетных рейтингов поставщиков финансовых технологий IDC Fintech Rating, из 100 крупнейших поставщиков в мире для финансовых компаний есть только один российский поставщик. Даже рядовой потребитель видит это каждый день — оплачивая покупки на импортных терминалах в магазинах, снимая деньги с иностранных банкоматов и т. д. Есть и еще один тревожный и, безусловно, ключевой момент. На сегодняшний день в числе десяти крупнейших банков России уже шесть с государственным участием. В ситуации с практически еженедельными отзывами лицензий именно эти банки являются основными бенефициарами.

Какие для обычных клиентов последствия такой концентрации отрасли? Сейчас они еще проявились не в полной мере, но уже вызывают тревогу. Сегодня ставки на кредиты в России редко опускаются ниже 14% при ключевой ставке ЦБ в районе 5%. Таким образом, банки на слабоконкурентном рынке имеют огромные прибыли. Этот фактор, конечно же, мешает развитию экономики в России, малый и средний бизнес сегодня, в посткризисное время, чувствует себя более зажатым, находится в состоянии стагнации из-за отсутствия легкого доступа к капиталу.

Как итог, суммарная прибыль всех крупных и средних российских компаний в 2020 году составила 12,43 млрд рублей. Из них 783 млн рублей, или 6%, приходится на один банк — СберБанк. Получается, не банки работают на экономику, а наоборот. И изменить ситуацию может только сильный конкурентный финансовый рынок.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

Инструкция: что делать, если у страховой компании отозвали лицензию

3 декабря 2021 года Центробанк отозвал лицензии у крупной компании «АСКО-Страхование». Объясняем, что это значит для клиентов и как быть в такой ситуации.

Что означает отзыв лицензии

Чаще лицензии отзывают из-за неустойчивого финансового положения компании — когда у неё недостаточно денег на выплату компенсаций. Также это может произойти из-за недобросовестных действий организации или отсутствия отчётности для Банка России.

У одной страховой может быть несколько лицензий на разные виды страхования. Разберём это на примере «АСКО-Страхования». Центробанк из-за неустойчивого финансового положения отозвал у неё лицензии на следующие виды страхования:

  • добровольное имущественное страхование;
  • обязательное страхование ОСАГО;
  • добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни.

Это значит, что компания больше не может продавать страховые полисы по тем видам страхования, по которым лишилась лицензии. Также запрещено продлевать и вносить изменения в уже действующие страховые договоры.

Что делать клиентам с полисами ОСАГО

Договоры ОСАГО даже при отзыве лицензии у страховой продолжат действовать до окончания своего срока. По закону в случае отзыва лицензии обязанность компенсационных выплат по ОСАГО переходит от страховой компании к Российскому союзу автостраховщиков (РСА).

Таким образом, при ДТП клиентам «АСКО-Страхования» нужно будет обращаться за урегулированием и компенсацией в РСА. Порядок получения компенсации от РСА прописан в статье 19 закона об ОСАГО. Лимиты выплат аналогичны лимитам страховых выплат: 400 тысяч ₽ за ущерб авто и 500 тысяч ₽ за ущерб жизни и здоровью.

Вывод: расторгать договоры ОСАГО клиентам «АСКО-Страхования» прямо сейчас смысла нет.

Как получить компенсацию по ОСАГО от РСА

  1. Собрать и заполнить документы, в том числе заявление, относящиеся к конкретному страховому случаю.
  2. Отнести эти документы в РСА лично или направить заказным письмом. Все адреса, куда можно обратиться, указаны на сайте организации.
  3. Получить ответ с присвоением номера выплатного дела и отслеживать текущий статус его рассмотрения на сайте РСА.

Что делать клиентам с полисами добровольного страхования

Действие полисов добровольного страхования для клиентов «АСКО-Страхования» прекратится через 45 дней, то есть 17 января 2022 года. Затем договоры будут расторгнуты, а клиентам вернут страховую премию в пересчёте на количество оставшихся дней по этим договорам.

Если не произошёл страховой случай

Обычно после отзыва лицензии Центробанк назначает временную администрацию, которая управляет страховой компанией. В случае с «АСКО-Страхованием» функции временной администрации возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Это значит, что АСВ будет следить в том числе за тем, чтобы клиентам «АСКО-Страхования» вернули деньги за полисы. Поэтому клиентам, у которых до 17 января 2022 года не произойдёт страховых случаев, нужно написать заявление на возврат денег и ждать их поступления на карту.

Образец заявления можно скачать с сайта АСВ. В заявлении требуется указать реквизиты для перечисления денег, также к нему нужно приложить копии:

1. договора страхования;

2. квитанции об оплате страховой премии;

3. паспорта заявителя.

Заполненное заявление следует отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.

Если произошёл страховой случай

Если в течение 45 дней после отзыва лицензии произошёл страховой случай по действующему договору добровольного страхования, клиенту должны выплатить страховое возмещение согласно условиям его договора.

Если у компании не хватит денег на компенсацию, необходимо дождаться её банкротства, а затем обращаться за возмещением в АСВ. Для этого потребуется собрать документы:

— копию договора страхования;

— квитанции об уплате страховой премии;

— копию паспорта заявителя;

— документы, подтверждающие факт наступления страхового случая;

— экспертное заключение по определению размера ущерба.

Все документы клиентам «АСКО-Страхования» нужно отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.

Однако, как показывает практика, ожидание банкротства и возмещения от АСВ может затянуться. К тому же после банкротства может не хватить денег на выплаты всем клиентам.

Вывод: чтобы не рисковать, клиентам «АСКО-Страхования» с полисами добровольного страхования лучше обратиться в АСВ с заявлением о возврате и прямо сейчас перестраховаться в другой компании.

Выбрать полис добровольного имущественного страхования можно на Сравни.ру

Источник

Отзыв персональных данных из банка (заявление)

При оформлении любого банковского кредита или займа от микрофинансовой организации заявитель оставляет свои персональные данные. И кредитная компания может использовать эти сведения по личному усмотрению. Если вы не желаете, чтобы информация была в сторонних руках, необходимо составить заявление на отзыв персональных данных из банка.

Покажем образец отзыва персональных данных из банка и расскажем, как и зачем подавать такое заявление. Есть случаи, когда личными данными клиента могут воспользоваться даже после официального отзыва. Подробности — на Бробанк.ру

Как персональные данные попадают в пользование банка

Это случается при любом заключении договора, не обязательно кредитного. Это нужно компании для работы с клиентом, для получения права на его обслуживание. Если вы откажетесь от обработки персональных данных, то не сможете получить нужную услугу.

Вы передаете личные данные банку при:

  • заключении любого кредитного договора;
  • выдаче дебетовой, пенсионной, зарплатной карты;
  • открытии вклада;
  • открытии простого расчетного счета.

Здесь ситуация несколько двоякая. Любой договор предусматривает согласие клиента на обработку персональных данных. Даже если вы заказываете услугу онлайн, то после формирования анкеты нужно поставить галочку в поле согласия. Вроде как это добровольное действие клиента, но без его выполнения услуга не будет оказана.

Как банки используют персональные данные клиентов

Первостепенная задача — использование их при оказании услуги. Например, если речь о кредите. Эта информация будет нужна банку в случае просрочки, чтобы передать дело коллекторам или использовать собственные силы для организации процесса взыскания.

Другой момент — реклама. Имея огромную базу персональных данных, финансовая организация получает перечень потенциальных клиентов. Им регулярно шлют информацию о предоставлении персональных кредитов, кредитных карт, просто рекламируют услуги. И хотя это может раздражать, периодически встречаются действительно дельные предложения.

По закону банки не имеют права передать собранные сведения третьим лицам, но проколы случаются. Регулярно появляются новости о том, что в какой-то организации случилась утечка. Виной тому хакеры или сотрудники, которые, пользуясь служебным положением, преступным путем продают данные.

Понятно, что эти сведения мошенники используют для личного обогащения. Например, в последние годы они активно атакуют клиентов Сбербанка, представляясь его службой безопасности. Таким образом они выуживают у граждан сведения, которые помогают им красть деньги со счетов.

Можно ли подать заявление в банк на отзыв персональных данных

Есть закон о персональных данных, которые регулирует все, что связано с этим вопросом. Это ФЗ-152. Статья 9 разъясняет вопросы, связанные с согласием субъекта на сбор и хранение сведений о нем. Здесь же говорится и о его праве отозвать предоставленное ранее согласие.

Если вы придете в банк, чтобы оформить отказ от использования персональных данных, то ссылаться нужно на ФЗ-152 ст 9. Ее второй пункт как раз и гласит о том, что человек может отозвать свои персональные данные. Причем нет указаний ни по срокам, ни по иным условиям. Выполнить это действие можно в любой момент.

Это касается не только банковских клиентов. Сбором информации и их хранением занимаются мобильные операторы, магазины (выдают карты лояльности) и пр.

Как удалить персональные данные из банка

Требуется личное обращение в финансовую организацию и написание соответствующего заявления. Отказать в этом праве банкиры не могут, поэтому принимают запросы без проблем и выполняют просьбу клиента.

Как отозвать личные данные из банка:

  1. Посетить офис финансовой организации и выразить свое намерение отозвать данные. Если заявление вы составляли самостоятельно, оно должно быть в двух экземплярах (бланк и образец отзыва обработки персональных данных из банка — ниже).
  2. Вас спросят, как вы желаете получить информацию о результате. Можно выбрать отделение банка, почтовую или электронную рассылку.
  3. По итогу обработки заявителю сообщают, что его данные отозваны, больше банк их использовать не может.

Самостоятельно составлять заявление не обязательно, так как в банке в любом случае предоставят готовый бланк. А чаще заявление формирует менеджер и просто дает его на подписание клиенту. Но на всякий случай оставляем образец.

Нужны именно два бланка. Один остается у банка для рассмотрения и выполнения требования, другой с отметками финансовой организации — у клиента. Его нужно хранить до момента выполнения банком действия и получения сообщения об этом.

Персональные данные убираются из банка в течение 30 дней после подачи заявления.

Исчезнут ли сведения полностью

Если клиенту просто надоела рекламная рассылка и бесконечные звонки с предложением взять кредит, это подействует. Некоторые банки действительно злоупотребляют спамом, шлют персональные предложения по СМС буквально каждый день. Это действует на нервы. Такая рассылка и обзвон должны прекратиться.

Но закон указывает, что полностью сведения из базы данных не исчезают. Есть основания для продолжения хранения, сбора и распространения данных:

  • если договорные отношения с кредитором не прекращены. Например, есть действующий кредит, кредитная или дебетовая карта, вклад и пр;
  • если лицо является участником судебных разбирательств;
  • обработка необходима для защиты жизни и здоровья гражданина;
  • информация может потребоваться для оказания медицинских услуг, установления диагноза, личности;
  • сведения потребуются в случае соблюдения законов о безопасности, противодействию терроризма, уголовного и исполнительного законодательства.

Подробное описание всех пунктов — в ст 10 части 2 ФЗ-152. Если вдруг информация понадобится для этих целей, она будет предоставлена финансовой организацией ведомству, которое ее запросило. То есть бесследно данные не исчезают.

Что делать, если заявление не подействовало

На практике банки стремятся соблюдать действующее законодательство. Им важна собственная репутация, и не нужны проблемы с Центральным Банком. Но если вдруг спустя 30 дней после подачи заявления вы не получили уведомление о положительном результате, или вас продолжают заваливать рекламой, нужно обращаться в вышестоящие инстанции.

Куда обращаться:

  • направить жалобу в интернет-приемную Центрального Банка;
  • обратиться в прокуратуру, так как действие банка нарушает действие законодательства.

К сожалению, если произошла утечка данных, вас донимают спамеры и мошенники, ничего с этим не поделать. Единственный выход из ситуации — блокировать входящие номера, помечая их как спам. В итоге телефон просто не будет в следующий раз принимать эти звонки.

Поможет ли отзыв избавиться от коллекторов

Некоторые должники, совершившие просрочку, желают написать отзыв персональных данных, чтобы прекратить действий коллекторов и службы взыскания. Они хотят отозвать персональные данные из банка и прекратить натиск. Но не все так просто.

Так как кредитный договор действующий, отзыв персональных данных по закону будет невозможным. В этом случае нужно действовать несколько иначе — нужно составлять отказ от взаимодействия с коллекторами. Это можно сделать спустя 4 месяца после фиксирования просрочки. После написания банк коллекторы не будут правомочны общаться с должником. Подробная информация в материале — как отшить коллекторов.

Источник

Оцените статью