- Бронзовые скульптуры: как отливаются, фото
- История бронзовых изделий
- Основные свойства
- Медные сплавы
- Скульптура литьем
- Выбивная скульптура
- Тонирование, патинирование и оксидирование
- Какие материалы используют для изготовления памятников?
- Из чего делают памятники
- Содержание статьи
- Памятники из металла и камня
- Памятники из полимерных материалов
- Как делают скульптуры в Жуковском: Екатерина II, Доцент и секреты литья
Бронзовые скульптуры: как отливаются, фото
Бронзовая скульптура – это часть декора и шедевр мастера. Еще в III тысячелетии до нашей эры на территории Месопотамии изготавливали скульптуры и сосуды из бронзы. Вид искусства дожил до наших дней и, несмотря на свою древность, очень популярен в XXI веке.
История бронзовых изделий
Вначале из бронзы изготавливали обычные орудия труда и предметы обихода, а уж много времени спустя стали делать произведения искусства.
Поначалу орудия труда производились при помощи холодной ковки. Но для хозяйства такие предметы оказались непрочными. К меди стали добавлять олово и получился более крепкий металл — бронза. Она лучше поддавалась затачиванию и оказалась гораздо прочнее.
Человечество развивалось и был испробован метод горячего литья, что послужило стартом художественного изготовления изделий.
Бронзовые скульптуры начали появляться в V веке до нашей эры. Отливали портреты лидеров, статуи женского тела, фигуры животных и птиц.
Археологи еще находят древние экспонаты, благодаря которым познания о былых временах расширяются.
Антикварные бронзовые скульптуры интересным образом реагируют на поток световых лучей. Бронза отражает свет ясными резкими бликами. Основной фон таких изделий базируется на контрастах внешнего вида и отчетливых темных очертаниях.
Основные свойства
Для мастера скульптурного дела бронза — это вещество, гарантирующее долговечность его труда. Невзирая на разные погодные условия, бронзовые скульптуры сохраняются несколько веков, что подчеркивает ее ценность:
- Окисляясь, скульптуры покрываются тонким налетом, называемым патиной, и обретают окрас от зеленоватого до черного оттенка.
- Бронза интересна тем, что является эстетичным материалом. Все бронзовые статуэтки, скульптуры, фигурки желто-красного или желто-зеленого оттенка. Изделия из этого материала хорошо поддаются тонированию, золочению и полировке.
- Сплавы из бронзы – это недешевый материал, из него чеканили монеты, а ювелиры делали украшения.
Бронза – это не чистый металл, а с примесями. Существует много разных сплавов из бронзы.
Медные сплавы
В сплавах разное содержание олова и меди. Типичная современная бронза содержит 88% меди и 12% олова. Существует альфа-бронза. В ее состав включена альфа-твердая смесь олова в меди. Такие сплавы используют для чеканки монет и механических деталей.
История показывает, что при изготовлении своих шедевров мастера включали в раствор с медью другие металлы. Получались прекрасные соединения. Бронзовые скульптуры на фото, которые представлены в статье, вызывают восхищение.
Например, подсвечник Глостера. Бронзовая смесь наполнена цинком, оловом, свинцом, никелем, сурьмой, мышьяком, железом и довольно увесистым количеством серебра. Скорее всего, подсвечник сделали из старинных монет.
В далеком бронзовом веке для приготовления изделий использовались разные виды бронзы:
- Классическая – 10%-е олово, изготавливалось планочное оружие.
- Умеренная – 6%-е олово, из слитков раскатывались листы, ковали броню и шлемы.
- Скульптурная бронза – 90% меди и 10% олова, используется по сей день для создания шедевров.
Бронза служит важнейшим материалом наряду с мрамором. Но из бронзы изготавливают более мужественные работы, которые передают силу и энергию.
Скульптура литьем
Бронзовые скульптуры до сих пор пользуются большим спросом у состоятельных людей и считаются признаком хорошего вкуса. Свойства бронзы позволяют изготавливать крупные и мелкие изделия, передавая даже самые незначительные детали.
Прочный материал, который с легкостью поддается чеканке, литью и ковке, был известен еще со времен древнего Египта. Люди знали, как отливаются бронзовые скульптуры.
Осуществляется это тремя способами:
- Литье массы в пустую форму. Очень старый метод, используют его для приготовления элементарнейших фигур. Бронза вливается в полую форму, оставляется для застывания, а после форма снимается.
- Литье по частям (метод земляной формы). Метод позволяет использовать форму для заливания бронзы много раз. Именно таким способом делали скульптуры в Древней Греции. Этот вариант литья улучшили и используют по сей день. Скульптура выливается отдельными элементами, затем собирается и обрабатывается.
- Литье с применением воска. Готовят макет будущего изделия, используя гипс, дерево, глину. Готовый макет покрывают специальным составом, а поверх силиконовым каучуком. Спустя 5-6 часов верхний слой затвердевает, а смазка позволяет его легко снять из каучуковой формы, сохраняя в целости все мельчайшие детали. Далее, каучуковую форму соединяют с целостной и наполняют жидким воском. Когда он застынет, выходит восковая копия изделия. К этой копии цепляют литник, окунают в керамический раствор, покрывают каменным порошком и устанавливают в автоклав. Спустя 10 минут, керамика застынет, а воск растечется. Затем, идет работа с керамической формой. В течение двух часов при температуре 850 градусов ее обжигают и начинают литье. Сплав из бронзы, нагретый до 1140 градусов, заливают через литник в форму из керамики. Сплав застывает через небольшой промежуток времени. Форму разрушают и извлекают готовую бронзовую скульптуру.
Помимо литья, бронзовое изваяние могут выбивать молотком из металлических пластин.
Выбивная скульптура
Такой вид изготовления бронзовых изделий называется репуссе. На огне размягчают лист металла, ударом молотка по внутренней стороне придают требуемую выпуклость, постепенно, удар за ударом, возникают очертания и детали шедевра. Мастер должен иметь хороший багаж практики и ловкости.
Тонирование, патинирование и оксидирование
На поверхности бронзового изделия, благодаря определенной химической обработке, образуется цветное защитное покрытие. Если бронзовая статуэтка небольшого размера, тогда ее окунают в емкость с раствором в полном объеме. Крупные изваяния подлежат тщательной обработке кистью, поролоном и губкой. Для закрепления пленки на изделии, и чтобы на ней не образовывался налет, после процедур промывания и сушки, натирают пропитанной в олифе ветошью.
Сейчас бронзовые изделия возвращают свою популярность. В наше время можно встретить мастерски выполненные фигурки и статуэтки, в которых передано настроение и каждая мелочь. Они вполне могут стать частью прекрасного интерьера.
Источник
Какие материалы используют для изготовления памятников?
Памятники призваны сотни лет хранить информацию об усопших для потомков. Долговечные монументы устанавливают на могилу спустя год после захоронения для обозначения места последнего упокоения умершего человека. Чтобы стела действительно простояла многие годы, для ее производства нужно использовать крепкий натуральный материал. Современные производители надгробий работают с разным сырьем: природными горными породами или искусственными материалами. В зависимости от этого отличается стоимость обелисков, их прочность, красота и долговечность. При выборе монумента для установки на могилу необходимо понимать преимущества и недостатки каждого вида сырья.
Виды материалов для производства надгробий.
Натуральные материалы более прочны и устойчивы к внешним воздействиям, чем искусственный бетон, полимерные смеси, дерево или металл. Горные породы устойчивы к любому климату, крепки и долговечны. Среди них в сфере изготовления памятников наибольшей популярностью пользуются мрамор и гранит.
Камень белоснежного цвета с податливой мягкой структурой. Высокая пористость мрамора позволяет изготавливать из него разнообразные формы надгробий, детализированные скульптуры и необычный декор. Мраморные изделия выглядят нежно, плавно и сдержанно. Однако из-за большого количества пор горная порода быстро впитывает влагу и грязь, которые при расширении провоцируют появление трещин. Из-за этого монументы из мрамора разрушаются спустя пятьдесят лет и требуют регулярной чистки и реставрации для сохранения белого оттенка. На таких стелах трудно выгравировать портреты усопшего, из-за чего на мраморных памятниках монтируют изображения на фотокерамике.
Угольно-черная горная порода считается самой крепкой из всех натуральных материалов. Из всех видов камня наиболее красивым и долговечным является карельский габбро-диабаз. Низкопористый гранит не впитывает в себя влагу, что предотвращает появление внутренних трещин. Камень не разрушается от климата или внешних воздействий, сохраняя однородную структуру до 300 лет. Несмотря на плотность, гранит легко поддается обработке, а на его черной поверхности получаются четкие детализированные портреты. Из гранитного камня можно изготовить не только классические типовые модели, но и необычные резные модели и декоративные изделия. Гранитные памятники не разрушаются от высоких или низких температур и не требуют регулярного самостоятельного ухода.
Кроме натуральных горных пород многие производители памятников используют более дешевое искусственное сырье. Такие материалы менее долговечны и требуют реставрации спустя несколько лет после монтажа надгробия.
Из дерева чаще всего изготавливают временные кресты, которые устанавливают на захоронение сразу после похорон. На деревянный крест крепят табличку с информацией об усопшем. Дерево быстро портится от влаги, внешних воздействий. Поэтому через год его демонтируют и устанавливают долговечный прочный обелиск. Деревянные памятники недолговечны, однако, экономичны.
Бетонные памятники создают по типовым формам. Сырье заливают в заготовки и создают стандартные полукруглые плиты из бетона. Из этого материала невозможно изготовить резные необычные стелы из-за структуры и низкой прочности. Бетонные надгробия экономичны, но недолговечны. Они начинают разрушаться спустя два-три года после установки, а также требуют регулярного самостоятельного ухода.
Под пластиком подразумеваются искусственные материалы, внешне напоминающие натуральный мрамор или гранит. В его состав входит каменная крошка со связующим полимером. Более экономичный аналог природного камня не сравним по характеристикам прочности и долговечности с горной породой. Спустя несколько лет после монтажа надгробия его придется демонтировать и заменить, хотя изначально внешне монумент схож с гранитным или мраморным обелиском.
Металлические кованые или литые кресты также можно часто встретить на кладбище. Из металла также изготавливают многие ограждения и ритуальные аксессуары. Материал легко поддается коррозии, особенно в регионах с большим количеством осадков. Из-за этого металл покрывается трудно выводимым налетом, а затем разрушается. Такие надгробия экономичны, однако, не смогут долго хранить память об усопшем человеке.
Наименее прочное сырье для производства обелисков. Зачастую стекло используют в сочетании с другими материалами, например, гранитом, мрамором или полимерными смесями. Хрупкие стеклянные памятники быстро портятся, трескаются и разрушаются от внешних воздействий, смены климата или температур. Они требуют регулярного ухода и замены спустя несколько лет после монтажа на кладбище. Преимуществом монументов из стекла является невысокая стоимость и необычный привлекательный внешний вид. Блики, отражаемые материалов привлекают внимание и значительно выделяют мемориал среди прочих на погосте.
Выбор материала для монумента
Основная задача надгробия — хранить память об усопших людях. Справиться с ней может обелиск только из натурального материала, устойчивого к разрушениям. Наиболее крепкими и долговечными считаются мемориалы из карельского гранита. Несмотря на красоту и мягкость мрамора, камень менее прочен, подвержен природным изменениям и быстро покрывается мхом. Гранитные надгробия более 300 сохраняют первозданный облик, не требуют регулярного ухода и дополнительных вложений на ремонт или реставрацию. Благодаря этому есть возможность не только установить на могилу прочный монумент, но и сэкономить на дополнительных работах.
Источник
Из чего делают памятники
Содержание статьи
Наиболее распространенными сегодня являются памятники из металла и натурального камня, хотя все чаще встречаются и потрясающе красивые скульптуры из полимерных материалов. А вот памятники из дерева уже давно ушли в прошлое по причине того, что дерево не прослужит настолько долго, как вышеперечисленные материалы. Даже при покрытии специальными средствами, древесина слишком быстро теряет первоначально благородный вид и выглядит попросту неухоженной.
Некоторые памятники по старинке выливают из обычного бетона с элементами армирования, но и они не пользуются большой популярностью. Ведь даже самый качественный и прочный бетон с течением времени начинает трескаться и крошиться, оголяя армированный каркас.
Памятники из металла и камня
Памятники из натуральных материалов уже давно считаются классикой. Наиболее популярный металл для памятников – это обычная бронза, которая в жидком состоянии заливается в специальную форму. После застывания металла памятник вынимается из формы, и к нему прикрепляется табличка со смысловым посылом. В случае, если памятник выполнен из камня, его изготовление может отличаться. Это может быть прессование и формовка из каменной крошки (например, гранитной) или же высекание из цельной каменной глыбы.
В данном случае табличка с надписью может изготавливаться вместе с памятником, составляя единое целое. В таком случае ее потеря просто невозможна, ведь ее придется откалывать от цельного куска камня. А вот таблички от металлических памятников могут откручиваться или же просто отрываться, если они были закреплены методом пайки.
Памятники из полимерных материалов
Памятники из полимерных материалов имеют достаточно много преимуществ. Они не так дорогостоящи, как аналоги из натуральных материалов. Изготавливаются методом вибролитья. В форму заливается жидкий полимер, и во время застывания на форму передается вибрация, за счет которой выходят пузырьки воздуха. Так прочность полимера значительно увеличивается.
Такой памятник останется в идеальном состоянии не меньше, чем более дорогой натуральный аналог. Форма памятника может быть практически любой, да и цвет тоже. Причем памятник может быть выполнен полностью из цветного полимера, а не просто покрашен, что также является неоспоримым достоинством.
Источник
Как делают скульптуры в Жуковском: Екатерина II, Доцент и секреты литья
Скульптурно-производственный комбинат «Лит Арт» в подмосковном Жуковском с 1999 года занимается художественным литьем из бронзы, алюминия, чугуна и латуни. Созданные на нем скульптуры можно увидеть во многих уголках России и мира – от Москвы до Якутска, от Венеции до Филиппин. Корреспондент Жуковского информагентства побывал на заводе «Лит Арт» и узнал секреты изготовления литых памятников.
На фото: изготовление скульптур на комбинате «Лит Арт» в Жуковском
Жуковский завод «Лит Арт» – одно из крупнейших предприятий по художественному литью не только в России, но и в Европе. Площадь главного цеха составляет 4,5 тысячи квадратных метров, в нем работают 40 высококлассных специалистов. На плацу, где производятся основные работы, могут одновременно находиться пять бригад формовщиков и три бригады обработчиков.
На фото: главный цех завода «Лит Арт» в Жуковском
«Сейчас мы реализуем сразу несколько крупных проектов. Одним из них является памятник императрице Екатерине II, который будет установлен в Симферополе. К 6 июня монумент должен быть уже доставлен в готовом виде в Симферополь», – рассказал генеральный директор завода «Лит Арт» Александр Устенко.
Основу композиции составляет бронзовая фигура императрицы весом 7 тонн. У подножья памятника будут располагаться фигуры государственных деятелей екатерининской эпохи, участвовавших в присоединении Крыма к России – князей Григория Потемкина и Василия Долгорукова, полководца Александра Суворова, посланника России в Турции Якова Булгакова.
На фото: фрагмент памятника императрице Екатерине II
Также на заводе «Лит Арт» отливают новый вариант памятника народному артисту СССР Евгению Леонову. Скульптура, изображающая его в роли Доцента из кинофильма «Джентльмены удачи», была установлена в 2001 году неподалеку от входа на киностудию «Мосфильм». В октябре 2015 года она была похищена и распилена на металлолом. По словам скульптора Екатерины Чернышевой, новый памятник будет отличаться фотографическим сходством с великим актером.
«Надеюсь, что у этого памятника будет более счастливая судьба, и он останется на своем месте уже навсегда», – говорит Чернышева.
На фото: фрагмент памятника Евгению Леонову
Еще один грандиозный проект литейного завода в Жуковском – монумент, который будет установлен у входа на космодром «Восточный». Он посвящен его строителям.
«Монумент будет представлять собой кольцо на постаменте, изображающее земной шар. В центре кольца будет расположена фигура космонавта, слева и справа от него – строители космодрома. Скульптурная композиция будет полностью отлита к началу июня», – рассказал заместитель генерального директора «Лит Арт» Андрей Барбашин.
На фото: фрагмент монумента «Строителям космодрома «Восточный»
Создание любого памятника начинается с того, что скульптор лепит маленький эскиз из глины, передающий первоначальный замысел. Затем его масштабируют и увеличивают до натуральных размеров, создавая глиняную скульптуру на каркасе, укрепленном на вращающемся станке. После этого с фигуры снимается гипсовая, так называемая «черная форма». Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме.
На фото: глиняная скульптура на каркасе
Затем по гипсовой форме отливается точное восковое воспроизведение модели, так называемая «отливка». Внутри фигура полая, толщина воска всего 8-10 миллиметров.
На фото: фрагменты скульптур на заводе «Лит Арт»
В полость восковой фигуры заливают ХТС – холодную твердеющую смесь, которая состоит из специальной смолы, песка и кислоты. Затем воск удаляют снаружи, а саму фигуру обрабатывают огнеупорным раствором.
На фото: изготовление скульптур на заводе «Лит Арт»
Потом фигуру снаружи обкладывают кусками «ХТС-ки» – это называется внешняя опока. Оставшееся пространство между основой и опокой, где раньше был воск, предназначено для заливки бронзой.
На фото: сотрудник завода «Лит Арт» делает внешнюю опоку для будущей скульптуры
Перед тем, как заливать металл, всю конструкцию обкладывают кирпичом и тщательно укрепляют, в том числе с помощью специального груза.
На фото: сотрудники завода «Лит Арт» делают внешнюю опоку для будущей скульптуры
Груз должен быть как минимум в 10 раз тяжелее будущей заготовки. Например, если ее вес составляет 100 килограммов, то груз должен весить минимум 1 тонну.
«Дело в том, что при заливке раскаленного металла создается очень мощное давление от перепада температур, оно может разрушить всю конструкцию», – пояснил один из рабочих завода.
На фото: изготовление скульптур на заводе «Лит Арт»
Пока рабочие готовят конструкцию для заливки, в небольшой печи при температуре более 1 тысячи градусов расплавляют бронзовую руду. Когда расплав готов, в цеху раздается звук колокола: все готово к заливке скульптуры.
На фото: плавка бронзовой руды в печи
Специальным передвижным краном ковш с расплавленной бронзой подводят к месту заливки, чтобы влить металл в специальное отверстие в конструкции.
На фото: рабочие заливают расплавленную бронзу в заготовку
На заключительном этапе, когда форма уже готова, начинается процесс ее обработки, в частности, различные виды шлифовки и покраска.
На фото: заключительный этап работы над скульптурой на заводе «Лит Арт»
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Источник