- Толкование на Левит 18:7
- Толкование на Левит 18:7 / Лев 18:7
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Не открывай наготу
- Толкование на Бытие 9:22
- Толкование на Бытие 9:22 / Быт 9:22
- Иоанн Златоуст (
- Климент Александрийский (
- Амвросий Медиоланский (
- Филарет (Дроздов) (1782−1867)
- Мч. Иустин Философ
- Нил Синайский
- Августин (354−430)
- Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
Толкование на Левит 18:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Левит 18:7 / Лев 18:7
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 7−18 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу, не открывай наготы ее. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее
Отдельные случаи запрещенных и преступных половых союзов: 1) сына с матерью (ст. 7); 2) с мачехою и вообще с другою женою отца (ст. 8; в патриархальное время кровосмешение Рувима с Валлою, Быт XXXV:22, преступление против этого пункта, ср. 1 Kop V:1); 3) брата с сестрою кровною (ст. 9) или сводною (ст. 11, в древнее время браки между сводными и у евреев не считались недопустимыми, как видно из примера Авраама—Сарры, Быт XX:12 ср. беседу Фамари и Амнона, 2 Цар XIII:12 и след.); 4) с внучкою (ст. 10); 5) браки с теткой (сюда подходил брак родителей Моисея Амрама и Иохаведы, Исх VI:20): а) сестрой отца (ст. 12), б) сестрой матери (ст. 13), в) женой дяди со стороны отца (ст. 15); 6) с невесткой, женою сына (ст. 15; таково было преступление Иуды с Фамарью, Быт ХХXVIII); 7) с женою брата (исключая бездетства ее по смерти мужа: тогда по закону Левирата, Втор ХХV гл., брак был даже обязателен, — ср., напротив, преступление Ирода Антипы, Мф XIV:3−4); 8) последовательное или одновременное сожительство: а) с матерью и дочерью, б) с бабушкою и внучкою (ст. 17); 9) одновременное сожительство с двумя сестрами — брак с свояченицею при жизни жены (ст. 18), «чтобы не сделать ее соперницею» (брак Иакова с Лиею и Рахилью). Таким образом, законодатель воспрещает браки и половые союзы в ближайшем родстве — первых трех степеней, охраняя тем нравственные отношения уважения и любви между кровными родственниками от влечений и уз плотской половой любви и воспитывая взаимное уважение, скромность и целомудрие в членах дома и семьи. В юридическом смысле не все запрещенные сопряжения признавались одинаково тяжко наказуемыми. Так за сожительство с женою отца и невесткою назначена была смертная казнь (Лев XX:11−12); совместное сожительство с матерью и дочерью наказывалось не просто смертью (обычно через побиение камнями), но и сожжением трупов виновных (ibid., ст. 14); напротив, за брак с теткою или женою брата своего угрожало лишь бездетством (ibid. 20−21).
Источник
Не открывай наготу
«Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и УВИДИТ НАГОТУ ЕЕ, и она УВИДИТ НАГОТУ ЕГО: это срам, да будут они ИСТРЕБЛЕНЫ пред глазами сынов народа своего; он ОТКРЫЛ НАГОТУ сестры своей: грех СВОЙ понесет он.
Если кто ляжет с женою ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ [кровоочищения] и откроет наготу ее, то он обнажил ИСТЕЧЕНИЯ ЕЕ, и она открыла течение кровей СВОИХ: оба они да будут истреблены из народа своего.
Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает ПЛОТЬ СВОЮ: грех СВОЙ понесут они.
Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, БЕЗДЕТНЫМИ умрут.
Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, БЕЗДЕТНЫ будут они.
Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их,– и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.»
Левит 20:17-22
Нагота есть отсутствие одежды на теле человека. Глупо понимать буквально запрет открывать наготу, что обнаженное тело – это стыд, ибо Бог ничего не создал в теле человека такого, чего бы нужно было стыдиться, и по этой причине скрывать под одеждой. Одежда выполняет иные функции.
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и ЗАКРЫЛ то место ПЛОТИЮ.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И БЫЛИ оба НАГИ, Адам и жена его, И НЕ СТЫДИЛИСЬ.»
Бытие 2:21-25
Писания написаны образным иносказательным языком, в котором в принципе нет буквального смысла, потому их нельзя понимать буквально. Все это образы, отражение и тень истинного, сокровенного в образах духовного смысла. Потому речь о духовной одежде, которая есть истинное Слово Божие – истинный его духовный смысл.
«ОБЛЕКИТЕСЬ ВО ВСЕОРУЖИЕ Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего ПРИИМИТЕ всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, ПРЕПОЯСАВ чресла ваши ИСТИНОЮ и ОБЛЕКШИСЬ в броню ПРАВЕДНОСТИ,
и ОБУВ ноги в готовность БЛАГОВЕСТВОВАТЬ мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч ДУХОВНЫЙ, который есть СЛОВО БОЖИЕ.
Ефесянам 6:11-17
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
НЕ ГОВОРИТЕ ЛЖИ друг другу, СОВЛЕКШИСЬ ВЕТХОГО человека с делами его
и ОБЛЕКШИСЬ НОВОГО, который обновляется В ПОЗНАНИИ ПО ОБРАЗУ Создавшего его,
где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Итак ОБЛЕКИТЕСЬ, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
Более же всего [ОБЛЕКИТЕСЬ] в ЛЮБОВЬ, которая есть СОВОКУПНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА.»
Колоссянам 3:8-14
Все это суть образы истинного духовного смысла, в который следует облечь свой ум – принять его. Для этого необходимо совлечься ветхого, буквального понимания Писаний, и облечься в новое, истинное, духовное. То же самое означает совлечься земного дома, чтобы облечься в небесный.
» Ибо знаем, что, когда ЗЕМНОЙ НАШ ДОМ, эта хижина, РАЗРУШИТСЯ, мы имеем ОТ БОГА жилище НА НЕБЕСАХ, дом нерукотворенный, ВЕЧНЫЙ.
Оттого мы и воздыхаем, желая ОБЛЕЧЬСЯ В НЕБЕСНОЕ наше жилище;
только бы нам и одетым не оказаться нагими.
Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что НЕ ХОТИМ СОВЛЕЧЬСЯ, НО ОБЛЕЧЬСЯ, чтобы смертное поглощено было жизнью.
На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог ДУХА.»
2Коринфянам 5:1-5
Внешний, видимый буквальный смысл Писаний ложный, потому буквальное понимание временно, до времени откровения невидимого, сокровенного, истинного духовного смысла, который вечен, потому что истинный смысл – истина, не меняется со временем.
«Посему мы не унываем; но если ВНЕШНИЙ наш человек и ТЛЕЕТ, то ВНУТРЕННИЙ со дня на день ОБНОВЛЯЕТСЯ.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
когда мы смотрим НЕ НА ВИДИМОЕ, но НА НЕВИДИМОЕ: ибо видимое ВРЕМЕННО, а невидимое ВЕЧНО.»
2Коринфянам 4:16-18
«Так [поступайте], зная время, что наступил уже час ПРОБУДИТЬСЯ нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
НОЧЬ ПРОШЛА, а день приблизился: итак ОТВЕРГНЕМ дела тьмы и ОБЛЕЧЕМСЯ в оружия СВЕТА.»
Римлянам 13:11-12
Кто имеет в себе Слово Божие, но понимает его буквально, тот духовно наг и слеп, ибо тьму внешнюю воспринял как свет, который внутри этой тьмы светит.
«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и СЛЕП, и НАГ.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и БЕЛУЮ ОДЕЖДУ, чтобы одеться и чтобы не видна была СРАМОТА НАГОТЫ твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ.»
Откровение 3:17-18
Не обнаженного обычного тела надобно стыдиться, стыдиться нужно наготы духовной – глупости своей, ложного, буквального понимания Писаний. Понимающие Слово буквально, не подозревают даже о своей духовной наготе. Этот факт открывается только с открытием истинного смысла. А это делать запрещено кому попало, ибо не смогут и духовно умрут, их рассудок убьет смертоносная буква Слова. По этой причине и запрет открывать наготу.
Источник
Толкование на Бытие 9:22
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 9:22 / Быт 9:22
Иоанн Златоуст (
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим
Если бы были еще и другие (люди), он, может быть, и им открыл бы срамоту отца: таково было злонравие этого сына. Поэтому-то, дабы ты знал, что он уже прежде и с самой ранней поры был развращен душою, Писание не сказало просто, что «виде Хам наготу отца своего», но как? «И виде Хам, отец Ханаань». Для чего, скажи мне, оно и здесь упоминает об имени его сына? Для того, чтобы ты знал, что он был человек похотливый и невоздержный, и по той же (развращенной) воле, по которой он не воздержался от деторождения при таких обстоятельствах, и теперь оскорбил родителя. «И изшед вон, — сказано, — поведа обема братома своими». Заметь здесь, возлюбленный, что начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Вот, ведь все сыновья Ноевы одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостию, и не смотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение. Он, может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался и насмехался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: «не славися в бесчестии отца твоего» (Сир.3:10).
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.
Климент Александрийский (
Ст. 22−25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих
…Об опьянении Ноя записано, чтобы мы, имея перед собой ясно начертанную картину падения, особенно остерегались опьянения. Поэтому-то благословляются Господом те [Сим и Иафет], кто прикрыли позор пьянства. Совмещая все в одном слове, Писание поэтому говорит: «Человеку воспитанному довольно вина, и на ложе своем он успокоится».
…Сын благородный не перенес неблагопристойного обнажения праведника. Нравственность покрыла, что опьянением было раскрыто, — для всех явный пример, как и помимо своего сознания можно пасть.
Амвросий Медиоланский (
Ст. 22−25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих
Из всего, что мы сказали, главное — оказывать уважение родителям. Ибо мы читаем, что кто был благословен отцом, тот был благословен, а кто проклят отцом — проклят! Такую благодать даровал Бог родителям, чтобы они вызвали в детях глубочайшее уважение. Так что воспитание детей — дело отцов. Почитай же отца твоего, дабы он благословил тебя.
Источник: О патриархах.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Ст. 22−23 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего
Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытою для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаруживало в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю.
Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые не видали наготы отца своего.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Мч. Иустин Философ
Ст. 22−25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих
И другое таинство, которого вы не знаете, было предвозвещено событием во время Ноя. Оно заключается в следующем. В благословениях, которыми Ной благословил двух своих сыновей, он изрек и проклятие на своего внука, ибо пророческий Дух не хотел проклясть того сына, которого благословил Бог вместе с другими сынами. А так как наказание за грех должно было перейти на все поколение сына, осмеявшего наготу (отца), то он совершил проклятие, начиная с его сына. Но, говоря это, Ной предсказал, что потомство Сима будет обладать стяжаниями и жилищами Ханаана, а после потомство Иафета возьмет себе стяжания и жилища семитов — которыми последние овладели от ханаанитян, — лишивши их потомство Сима, как сами семиты овладели ими, отнявши их у племени Ханаана.
И послушайте, как точно исполнилось это. Вы, происходящие от племени Сима, по определению Бога, пошли на землю сынов Ханаана и овладели ею; известно также, что потомки Иафета в свою очередь, по суду Божию, напали на вас, взяли вашу землю и обладают ею. Об этом было сказано так: И Ной проспался от вина, и узнал, что сделал над ним младший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:24−27).
Таким образом, были благословлены два народа, сыны Сима и Иафета, и сначала сынам Сима было определено обладать жилищами Ханаана, а от них те же владения должны были, по предсказанию, получить в свою очередь сыны Иафета; и один народ, народ ханаанский, был предан в рабство тем двум народам. Затем Христос пришел по данной Ему от всемогущего Отца власти и, призывая людей к дружеству, и благословению, и покаянию, и совокупной жизни, обещал им, как было показано, обладание, имеющее быть в той же земле святых. Потому люди всех стран — рабы ли или свободные — если они веруют во Христа и признают истину в Его словах и в словах Его пророков, знают, что они будут вместе с Ним в той земле и получат вечное и нетленное наследие.
Источник: Беседа с Трифоном иудеем.
Нил Синайский
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим
Хам представляет собой лицо неверующих иудеев. Он смеялся над обнаженным Христом, бил и бесчестил Его в лице Пилата, и так далее. А Сим и Иафет как бы перстами указывают на Иосифа, который обвил плащаницею Тело Спасителя «и положи в новем гробе» (Мф. 27:59), а также на Никодима, учителя израильского, и всех прочих, старавшихся почтить и с честью соблюсти всесвятое Тело.
Источник: Письма на разные темы. Пресвитеру Филагрию.
Августин (354−430)
Ст. 22−25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих
Почему согрешил Хам, а проклятие пало на сына его, Ханаана? Почему за грех Соломона сын его принял кару в виде уменьшения царства? Почему согрешил Ахав, царствуя над Израилем, а кара распространилась на его потомство? Почему мы читаем в священных книгах: за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них (Иер. 32:18), и еще: наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5)? Это число можно считать указанием на всех потомков. Неужели все сказанное — ложь? Кто способен сказать такое, кроме откровенного врага божественных речений? Просто телесное рождение, которое даже в народе Божием принадлежит к Ветхому завету и рождает в рабство, переносит грехи отцов на детей; духовное же рождение переменяет как наследие, так и угрозы и воздаяние за грехи.
Источник: Против Юлиана-пелагианина.
Состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом, не природа, а грех заслужил это имя.
Источник: О граде Божием.
Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18−29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророчестве Ноя относительно судьбы его потомства с предварительным описанием случая к произнесению сего пророчества.
И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братом своима
Долг почтения к отцу требовал от сына прикрыть наготу отца и не разглашать о ней. Хам не исполнил сего долга и разглашением виденного им зрелища хотел, чтобы и братья его вместе с ним осудили отца и поглумились над ним. Вместе с непочтительностью к отцу Хам обнаружил недостаток целомудрия, бесстыдно потешая себя зрелищем наготы.
Источник: Толкование на паремии из книги Бытия.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим
«И увидел Хам… наготу отца своего…» Хам увидел ту самую наготу, которую мучительно ощутили и наши прародители тотчас по вкушении запрещенного плода (Быт. 3:7) и которую из чувства стыда прикрыли опоясаниями. Однако со стороны Ноя во всем этом было очень мало вины: во-первых, как видно из контекста, он сделал это во сне и следовательно, бессознательно; во-вторых, он допустил это дома (в шатре своем), куда не должен проникать чужой нескромный взор и где всякий человек в праве позволить себе большую свободу и непринужденность действий.
«И выйдя, рассказал двум братьям своим…» Эта последняя прибавка и выдает всю вину Хама: если бы Хам был только невольным свидетелем такой несколько соблазнительной картины и не придал всему виденному никакого особенного значения, то он и не совершил бы никакого преступления. Но Священное Писание говорит о противоположном: «в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура; в поступке его видна злобная радость в унижении отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда» (Властов). Вскрывая довольно ясно выраженные здесь мотивы Хама, мы можем сказать, что он издевался перед братьями над своим отцом, изображая в неприглядном свете то, как их отец — этот шестисотлетний старец, такой непоколебимый столп благочестия и веры — мог дойти до такого смешного состояния! «Он, может быть, рассказывая о случившемся, еще издевался над посрамлением отца, не внимая премудрому, который говорит: не ищи славы в бесчестии отца твоего» (Иоанн Златоуст. Бес. 29), (Сир. 3:10; Исх. 21:17; Лев.19:3; Мф. 15:4; Притч. 30:17). Он как бы был рад, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении от опьянения.
Источник