Что значит отделять халу
Заповедь отделения халы
Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.
Оглавление
Заповедь отделения Халы [↑]
Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.
Сказано в Торе (Бамидбар, 16:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».
Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.
Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.
Хала — заповедь из Торы и от мудрецов [↑]
Заповедь отделения халы — повелительная заповедь из Торы. Однако, в Письменной Торе она дана только в отношении Земли Израиля и только при условии, что там находятся все евреи. Мудрецы же постановили исполнять эту заповедь всегда и в любом месте, чтобы она не забылась.
В Торе также не указан минимальный размер отделяемого теста (по объяснению Раши, на это указывают слова «как возношение с гумна, так возносите его» — относительно этого вида трумы также не было указано количество). Однако, наши мудрецы установили количество в размере 1/24 (ок.4%) для частного лица и 1/48 (ок.2%) для профессионального пекаря (см.Раши к Бамидбар, 16:20).
Мудрецы указали также, из какого минимального количества муки должно быть приготовлено тесто, чтобы можно было отделить от него халу, и когда выполнить заповедь отделения халы можно с благословением, а когда это делается без него (см. об этом ниже).
Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).
В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.
Законы отделения халы [↑]
Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.
Если количество используемой муки составляет примерно 1600 г (по мнению Хазон Иша — 2250 г), то перед отделением говорится благословение: «…Который освятил нас Своими заповедями и заповедал отделять халу». При количестве муки от 1200 до 1600 г хала отделяется без благословения.
Не нужно произносить благословение, если из теста собираются не печь что-либо, а варить или жарить. Отделив кусок теста (обычно размером в кулак), произносят: «Вот хала!» («Иней хала!»).
Если не отделили халу от теста, можно отделить ее от готовой выпечки. Этим правилом, в частности, пользуются при изготовлении мацы на праздник Песах. Весь процесс выпечки мацы, начиная от добавления воды в муку и кончая помещением теста в печь, должен занять не больше 18 минут, иначе тесто заквасится и не будет пригодно для употребления в Песах. Поэтому замешивают небольшие порции теста и сразу же выпекают, а халу отделяют от готовых изделий.
Если пекут несколько видов выпечки, и среди них есть такие, для которых использовано недостаточное для отделения халы количество муки, разные куски теста (или готовую выпечку) можно объединять. Тогда от всего количества можно отделить один кусочек халы. Чтобы объединить разные порции теста или выпечки, достаточно положить их в одну миску или на одну скатерть и прикрыть сверху той же скатертью. Этим опять-таки пользуются при в отношении пасхальной мацы.
Не все виды теста или выпечки можно объединять. Эти законы достаточно сложны, и в конкретной ситуации нужно посоветоваться с раввином.
Заповедь отделения халы возложена на женщину, хозяйку дома. Только в случае ее отсутствия по ее поручению это может сделать кто-нибудь другой. (Законы отделения халы см. также на сайте —Кицур шульхан арух и книгуХлеб, огонь и вода ).
Женщина и отделение халы [↑]
Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (трактат Шабат, 32А).
Значение этих заповедей состоит в том, что они призваны исправить грех Первой женщины — Хавы. До греха (т.н. «первородный грех») Первый человек считался как бы «Халой мира»— святой его частью, которую отделил сам Вс-вышний. После греха Адам и Хава стали смертными, а смерть и приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту. Таким образом, оставаться «халой мира» было уже невозможно (ведь «хала» связана с понятием «ритуальной чистоты»). Первая женщина вмешалась в структуру мироздания и нарушила ее. Поэтому отделение халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает лучшее («начаток») от созданного ее руками, причем изначально, во времена Храма, она отдавала «чистую» халу коэну, т.к. такая хала имела статус «святыни» (подробнее об этом см. на сайте).
Отделение халы — источник благополучия [↑]
Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».
Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире, помогает одинокому человеку найти себе пару, а также является верным средством для облегчения родов.
Существуют специальные молитвы, которые произносятся на разных стадиях приготовления теста. Особый смысл имеет совместное отделение халы, когда женщины, выполняя эту заповедь, молятся за тех, кому необходимо исцеление, кто не может найти себе пару, за тех, у кого нет детей и т.д.
Источник
Так скажи дому Яакова 13. Законы отделения халы
Законы отделения Халы
Тесто, замешанное из муки пяти видов злаков (они перечислены ниже) и испеченное (но не жаренное в масле или сваренное в жидкости), требует отделения Халы, при условии, что оно имеет плотную тестообразную консистенцию.
Пять видов злаков: пшеница, ячмень, рожь, овес и полба.
Хотя отделение Халы — обязанность всех евреев, и мужчин, и женщин, эта Мицва, как и зажигание свечей в Шабат, доверена специально хозяйке дома. Относительно минимального количества муки, требующего отделения Халы, смотри главу о подготовке к Шабату.
От теста, которое собираются варить, а не печь, следует отделить Халу без Брахи при условии, что тесто имеет достаточно плотную консистенцию. Тем не менее, если даже малое количество теста будет испечено, Хала отделяется с Брахой (если общее количество муки, из которого сделано тесто, достигает требуемого минимума). Только хлебное тесто, то есть тесто, содержащее хотя бы немного воды, требует отделения Халы с Брахой.
От теста для пирогов, печенья и т.п., то есть от теста, замешанного без воды, тоже должна отделяться Хала, но без Брахи. Если есть также хлебное тесто, лучше отделить Халу от обоих видов теста вместе; женщине следует произнести Браху и отделить Халу сначала от хлебного теста, а потом — от теста другого вида. При этом она должна иметь в виду, что Браха относится к обоим отделениям.
Если кто-то забыл отделить Халу от теста, это можно сделать после выпечки. Как будет упомянуто дальше, вне Эрец Исраэль Хала может быть отделена, даже когда почти весь хлеб уже съеден.
Халу отделяют и тогда, когда тесто приготовлено из смеси муки различных злаков, упомянутых выше, и общее количество муки достигает требуемого минимума, даже если по отдельности муки каждого вида недостаточно для отделения. Это, однако, относится только к тому случаю, когда смешивается сухая мука, а потом замешивается тесто. Если из муки каждого вида замесили тесто, причем каждое не требовало отделения Халы, а затем объединили эти виды теста, то следует руководствоваться следующими правилами:
1. Тесто из пшеницы можно объединять только с тестом из полбы.
2. Тесто из ячменя объединяется с любым другим, кроме теста из пшеницы.
3. Тесто из ржи или овса объединяется только с тестом из ячменя или полбы.
4. Тесто из полбы объединяется с тестом из любого другого злака (из указанных пяти).
Кроме того, различные виды теста объединяют, только если они не настолько отличаются по вкусу и виду, чтобы владелец стал возражать против их смешивания. Два или более различных видов теста (из муки одного злака или из муки разных злаков, которые могут быть объединены так, как сказано выше) объединяются, образуя то количество теста, от которого следует отделять Халу, только в том случае, если выполнено одно из следующих условий:
а) если они слеплены так, что их нельзя разъединить, избежав некоторого их смешения;
б) если они помещаются в какую-то посуду со стенками так, что (даже после выпечки) часть каждого теста ниже высоты стенок. Или, если они выступают полностью над стенками посуды, то их можно накрыть салфеткой или скатертью;
в) если куски теста положены на скатерть, а края ее завернуты на тесто так, чтобы она более или менее покрывала тесто.
Если было приготовлено тесто из такого количества муки, которое требует отделения Халы, а потом это тесто разделили на более мелкие куски, Хала для всего теста (или хлеба, если он уже испечен) может быть отделена от любой части, даже если остальные части теста не находятся здесь же.
Если у кого-то есть два (или более) вида теста, причем каждое из них по объему требует отделения Халы, то можно отделить Халу для всех видов теста, отделив от одного из видов теста. При этом все виды теста должны лежать на столе или другой плоской поверхности и находиться в одной комнате. Если тесто находится в разных мисках или другой посуде, эти миски должны быть открыты и поставлены рядом так, чтобы они касались друг друга.
Хлеб и пироги, испеченные из малых порций теста, не составляющих нужного минимума, могут быть объединены и от них можно отделить Халу (эта процедура обычно используется при выпечке Мацы для Песаха), положив их после выпечки в одну посуду или завернув в скатерть, как объяснено раньше. Точно так же только после выпечки отделяют Халу от теста, которое имеет слишком жидкую консистенцию.
Поскольку отделение Халы — Мицва, хозяйке следует, когда есть возможность, стремиться исполнить ее: либо
замешивать количество теста, позволяющее ей отделить Халу с Брахой, либо, чтобы достичь нужного размера, объединять разные виды теста или печенья согласно тем правилам, которые изложены.
Халу нельзя отделять в Шабат. В Йом Тов ее можно отделять от теста, которое замесили в Йом Тов, но не от того, которое сделано накануне.
Если Халу не отделили перед Шабатом или Йом Товом, следует оставить кусок, несколько больший, чем пол-яйца, и отделить Халу от этого куска после Шабата или Йом Това. (Заметьте, что весь оставленный кусок не может быть Халой; только часть этого куска отделяется как Хала, а остаток должен быть съеден). Эти правила справедливы только вне Эрец Исраэль; в Эрец Исраэль нельзя есть хлеб, от которого не была отделена Хала.
Если уже отделенная Хала по случайности смешалась с остальным тестом, следует проконсультироваться с компетентным Равом. То же самое относится к случаю, когда тесто или что-то печеное, от чего уже отделена Хала, смешались с тем же видом печеного или теста, от которого Хала еще не отделена.
Отделять Халу должна сама хозяйка дома (т.е. владелец теста) или кто-то, кому она это поручит. Халу не может отделять нееврей или ребенок моложе возраста Бар или Бат Мицвы.
Размер отделяемой Халы приблизительно равен половине яйца. Этот кусочек должен быть сожжен, так, чтобы он стал абсолютно непригоден к употреблению. Если сжечь Халу невозможно, следует проконсультироваться с Равом относительно подходящего способа уничтожения.
Источник
Отделение халы от теста
Книгу р. Сиблигера «Хлеб, Огонь и Вода» о законах семейной чистоты, отделения халы и зажигании субботних свечей, можно приобрести в нашем офисе.
«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).
Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».
Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала. Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.
Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.
Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.
1. На ком лежит обязанность отделять халу?
Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.
2. От какого количества теста отделяют халу?
Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.
А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:
· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более·.
· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.
· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.
Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:
· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг·.
· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.
В. Не отделяют халу в следующих случаях:
· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.
· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.
В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.
3. Когда отделяют халу?
Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.
В шабат отделение халы запрещено.
Если перед шабатомхалу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.
В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед шабатомхала от него не отделена, в шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после шабата.
Этот закон действителен и для йом тов, если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе йом тов (см. п. 4).
Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.
В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:
בָּרוּ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶ הָעוֹלָם
אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה.
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав
ве‑цивану леафриш хала
Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.
Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.
5. Соединение нескольких порций теста
При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.
В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.
6. Хала упала в тесто
Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.
· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.
· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).
Источник