Возникновение государства. Отделение ремесла от земледелия
1. По современным представлениям, земледелие и скотоводство возникают приблизительно на одном и том же историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних районах мира могло преобладать земледелие, в других, — наоборот, скотоводство, приручение животных. Древнейшие нильские поселения (Египет), равно как и те, которые открыты в Месопотамии, Иране, Средней Азии, некоторых областях Европы и т.п., указывают на преимущественно земледельческий характер возникших здесь культур.
Можно полагать, что в ранней истории великих цивилизаций Древнего Востока земледелие должно было играть преобладающую роль. Вместе с тем не вызывает сомнений, что только с появлением упряжки, бывшей результатом древней скотоводческой культуры, стало возможно распространение и упрочение самого земледелия. Мотыга не вытеснена, ибо обладает своими особенными полезными свойствами, но она, без сомнения, уступает первенство упряжке, влекущей за собой плуг или соху.
В то время как обрабатываемая земля оставалась еще собственностью племени и передавалась в пользование сначала роду, позднее — домашним общинам и наконец отдельным лицам (но так, что и эти последние могли иметь известное право владения, но не собственности), стада уже перешли в обособленную собственность домашних общин или отдельных семей. При условии, что земля все еще равномерно разделена между семьями, главное богатство стало заключаться не в ней, а в скоте. И первые рабы, с которыми мы встречаемся в истории, — пастухи и скотоводы, наподобие описанного Гомером Эвмея.
Как люди научились выплавлять металл, мы не знаем, но несомненно, что уже в III тысячелетии до н.э. был изобретен воздуходувный мех, а вслед затем выделились в особо почитаемое «сословие» кузнецы. Можно предположить, что выплавка металла произошла сначала в гончарной мастерской: кусок малахита (минерала, содержащего медь), используемый для глазурования, попал в гончарную печь, и таким образом явился на свет многоцветный кусок медной руды. Вслед затем был изобретен плуг, а вместе с ним упряжь для волов.
«Увеличение производства во всех отраслях, — резюмирует Энгельс, — скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле — сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее. Вместе с тем оно увеличивало ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов».
2. Отделение ремесла от земледелия, вызванное успехами обработки металлов, особенно железа, приходит вслед за отделением скотоводства от земледелия. Обособляются не только земледелие и ремесло в целом; обособляются отдельные виды ремесленной деятельности, некогда совпадавшие в домашнем ремесленном труде. Появляются разнообразные предметы ремесла, а вместе с тем и разнообразные товары для обмена. Идет непрекращающийся рост производства. Рабство, носившее спорадический характер, становится теперь существенной составной частью общественной системы. Возникает производство непосредственно для обмена и даже заморская торговля.
Наряду с различиями между рабами и свободными углубляется пропасть между богатыми и бедными семьями; старая коммунистическая домашняя община взрывается. Пахотная земля переходит (через опосредствующие ступени) в частную собственность отдельных семей. Не только между рабами и не рабами, но та же и между самими свободными возникают различия и противоречия.
Власть военного начальника, поначалу не очень значительная, усиливается главным образом в результате грабительских войн. Она становится наследственной. Вместе с тем закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати.
3. Исчезает затем и самый род. С общественным разделением труда, с распространением ремесел и обмена родовые поселки теряют свое старое единство, они становятся местом поселения пришлого населения — иноплеменников, в том числе иностранцев, рабов, разного рода посторонних старому роду людей вообще. Аттический закон VI столетия до н.э. уже не позволяет, но обязывает фратрию принимать в качестве полноправных членов не только кровных, но и всех тех посторонних людей, которые поселились на ее территории. Вселение постороннего человека в «виллу» узаконяет (на известных условиях) Салическая правда. Англосаксонским правдам принадлежность человека к роду вообще безразлична, лишь бы он осел и «нашел себе господина».
Уходят и не возвращаются коренные жители родовых поселков. Одни — из-за отчуждения принадлежавшей им земельной собственности, другие — потому, что занятие ремеслом или торговлей потребовало перемены местожительства (переселения в город), Третьих выгнали какие-нибудь другие причины, в том числе война, кровная месть, притеснения и пр.
Интересы ремесленников не совпадают с интересами купцов, и обе эти новые общественные группы во многом враждебны деревне. Ни о каких родовых связях не может быть и речи: и купцы и ремесленники принадлежат к разным родам, фратриям, племенам, а их интересы, их цели, как и их единство, обусловлены уже не столько происхождением от общего предка, сколько профессией.
Ко всему этому сами родичи оказались разделенными на бедных и богатых. Функционирование родовых органов должно было поневоле прекратиться.
Возникло общество, расколотое на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, укоренилось рабство иноплеменников, а вместе с ними и долговое рабство. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между классами или же «под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большое только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями — расколов общества на классы. Он был заменен государством».
Источник
Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства
. При том, что город становился средоточием отделившихся от сельского хозяйства функций средневекового общества, в том числе политико-идеологических, основой городской жизни была экономическая функция — центральная роль в складывающемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене.
К X—XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения (см. гл. 6, 19). Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался там в постепенном изменении и развитии техники и главным образом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, дифференциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регулярные рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения.
Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах.
Другой предпосылкой отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расширились посевы зерна и технических культур: развивались и совершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельничное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей внесло важные улучшения в гужевой транспорт и военное дело, в крупное строительство и обработку почвы. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том числе пригодных как ремесленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.
Наряду с названными хозяйственными предпосылками на рубеже 1 и II тысячелетий появились важнейшие социальные и политические предпосылки складывания специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий класс, потребность которого в роскоши, оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению слоя профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить на рынок не только излишки, но и часть необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету.
Таким образом, к X—XI вв. в Европе появились необходимые условия для отделения, обособления ремесла от сельского хозяйства. Именно «с разделением производства на две крупные основные отрасли, земледелие и ремесло», писал Ф. Энгельс, возникло производство непосредственно для обмена, т. е. товарное производство, а также произошел важнейший сдвиг в области товарного обмена, товарных отношений вообще’.
Но в деревне возможности для развития товарного ремесла были весьма ограниченными, так как рынок сбыта ремесленных изделий там узок, а власть феодала лишала ремесленника необходимой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни и селились там, где находили наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, получения сырья. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей.
В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X—XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации.
Формирование феодальных городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом. Поэтому, являясь органичной составной частью феодализационных процессов, складывание города несколько отставало от складывания государства и основных классов феодального общества.
Источник
Отделение ремесла от земледелия
Влияние неолитической революции на изменения общественного устройства
1. Переход от коллективного к индивидуальному труду.
В период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять традиционные принципы коллективного труда: так же, как и охота, обработка земли совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от охотников было народное собрание и родовая демократия.
Перенаселение проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться, что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется возможность неполной отдачи сил,”- говорится в старинном китайском трактате “Люйши чунцю”. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы подлежали систематическому перераспределению.
“Тучными землями не разрешалось радоваться кому-либо одному, поэтому раз в три года переделялись поля и жилища”, — говорит китайский источник. В Китае эта система называлась “цзинь-тянь”, она зафиксирована почти во всех районах мира, а в России и Юго-Восточной Азии дожила до XIX века.
Однако в областях более высокого демографического давления система наделов быстро привела к 2. Появлению частной собственности на землю — прежде всего потому, что переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других регионах — по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В Китае это произошло в VI-VII веках до н. э., в Индии и в Италии — в середине I тысячелетия до н. э.
3.Появление частной собственности вызвало распад общины. Семьи и частные дома отделились друг от друга высокими заборами. Жена брата перестала быть «моей женой». Началось расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить землевладельцев. Крестьяне брали зерно в долг— так появились ростовщичество — и в конце концов теряли свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, многие промышляли разбоем.
Другая часть безземельных занялась профессиональным ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на хлеб — так 5.Появились города и торговля.
Рост населения приводил к постепенному заполнению экологической ниши земледельцев, и по мере этого заполнения происходила адаптация человека к новым условиям существования. Результатом этой адаптации и было появление частной собственности, новые семейные отношения, развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки – становление нового общества, которое называют «традиционным обществом» земледельцев. Этот мир был разительно непохож на прежний мир охотничьих общин и эти перемены были вызваны великим фундаментальным открытием – освоением земледелия. В конечном итоге оно привело к созданию материальных и духовных основ первых древних цивилизаций.
Гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для ее обжига были изобретениями шумеров.
На рубеже II-I тысячелетий один из семитских народов, финикийцы, усовершенствовал клинопись и создал алфавит из 22 букв. (Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия: стекло и пурпурная краска.)
Уже к концу III тысячелетия была создана позиционная система счислениядля записи чисел – однако она была не десятичной, как в наше время, а шестидесятиричной, причем для обозначения единиц и десятков использовались различные значки. На основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень. Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора», свойства подобных треугольников, умели вычислять объем пирамиды, составляли чертежи полей, рисовали карты – но не всегда соблюдали масштаб. Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц состоял из 29 или 30 дней (период смены лунных фаз равен 29,5 суток); год состоял из 12 месяцев. Задача составления календаря была связана с астрономическими наблюдениями.
Древние египтянетакже умели сооружать систему каналов и бассейнов,плавить медь. Они изобрели водоподъемное колесо, строили пирамиды. Наивысших успехов в области ткачества в древние времена достигли индийцы. В начале нашей эры индийские крестьяне освоили технологию выращивания заливного риса. Древние китайцы владели искусством выплавлять бронзу, изготовляли керамическую посуду, имели развитую письменность, знали секреты выделки шелковых тканей, ювелирных изделий. Китайцы научились ткать шелк,во II веке они изобрели бумагу, а в VI веке – фарфор. Самым замечательным достижением китайской цивилизации было создание доменных печей иполучение чугуна. Ученые пришли к выводу, что американские земледельческие цивилизации прошли примерно те же стадии технического и экономического становления, что и Египет, Шумер, древние государства Индии и Китая. Хотя каменный век здесь длился гораздо дольше, гончарный круг и металлургия не были известны местным жителям, пока не пришли испанцы. Индейцы так и не изобрели колеса. Впрочем, строили оросительные и дренажные системы, террасы с наносной землей для посевов.
Крупнейшим техническим достижением Древнего Востока было освоение плавки металлов. Настоящая техническая революция произошла лишь с освоением металлургии железа, в конце II века до н. э. Железная руда встречается гораздо чаще, чем медная, – поэтому железо стало широко распространенным металлом. Огромные перемены произошли и в военном деле.
[1] Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире// 1У Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации».- М., МГУ, 2005.- С.18-20.
Источник