- Что значит от стоимости товара
- Разница между ценой и стоимостью
- Для чего нужна цена
- Как формируется конечная цена
- Виды цен
- Что такое наценка: виды, формула расчета
- Для чего нужна наценка
- Факторы определения наценки
- Формула расчета наценки
- Виды наценки
- Расчет цены товара
- Из чего состоит цена товара
- Себестоимость
- Формула полной себестоимости
- Себестоимость реализованной продукции
- Наценка
- Наценки
- Определение наценки на товар
- Расчёт наценки
- Стратегии ценообразования
- Сезонный или постоянный спрос на товары
- Способ реализации
- Местоположение
- Конкуренты
- Какую наценку на какие товары установить в розничном магазине
- Как упростить расчет цены в розничной торговле
- Какие плюсы еще вы получаете от использования программ для товарного учёта
Что значит от стоимости товара
Это сумма, которую продавец хочет получить за товар
Это количество денег, за которое продавец согласен продать товар. В нее входят стоимость производства и надбавки.
Разница между ценой и стоимостью
Цена и стоимость не синонимы. Рассказываем, чем они различаются.
Стоимость. Это затраты на производство товара или оказание услуги. Вот что в ней учитывают:
- производство: например, сырье, воду и электричество;
- аренду помещений;
- амортизацию оборудования и помещений;
- зарплату сотрудников и отчисления на социальные нужды;
- маркетинг, расходы на продвижение;
- транспортировку товаров;
- налоги.
Стоимость может выражаться в деньгах или натуральных показателях: например, трудочасах.
Цена. Это сумма, которую продавец планирует получить за товар. Чтобы установить цену, к стоимости добавляют процент продавца.
Например, ювелир изготавливает украшение: он покупает металл, расходники, арендует на пару часов мастерскую. На материалы и аренду он потратил 10 000 ₽ — это стоимость. Чтобы получить прибыль, он продаст украшение дороже, например за 13 000 ₽, — это цена.
Размер наценки зависит от трех показателей:
- Спрос. Чем больше желающих купить товар, тем выше цена. И наоборот: отсутствие спроса снижает цену.
- Уникальность товара. Если в отрасли нет конкурентов или производство товара ограничено, можно устанавливать высокие цены. Например, за вещи из лимитированной коллекции одежды покупатели заплатят больше, чем из обычной коллекции.
- Сезон. В высокий сезон компании предлагают больше товаров и устанавливают низкие цены. Например, клубника летом доступнее и дешевле, чем зимой.
Если украшения мастера уникальны, а люди ждут своей очереди месяцами, он может установить цену выше, чем у других ювелиров, и продавать товары по 30 000 ₽. Ограничений по размеру наценки нет: обычно ее устанавливают после анализа рынка.
Для чего нужна цена
Цена — один из рычагов управления экономикой. Она помогает понять, насколько востребованы продукты, чтобы эффективно управлять бюджетом и производством. Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет цена.
Поддерживает равновесие на рынке. Если аналогичных товаров на рынке слишком много, их цена падает. Предпринимателям становится невыгодно их продавать, и они начинают вкладывать деньги в другие. Избыточное производство останавливается, и начинается производство дефицитных продуктов.
Помогает распределять деньги. Цена помогает государству распределять деньги между разными отраслями, регионами страны и социальными группами населения.
Например, есть высокорентабельные товары — на их продаже компании зарабатывают больше, чем на обычных. Государство устанавливает на них акциз — налог, который должны платить производители, переработчики и импортеры этих товаров. К высокорентабельным товарам относится алкоголь: компании платят за него налог в бюджет. Эти деньги идут на общественные нужды: например, на зарплату бюджетникам.
Позволяет контролировать развитие сфер экономики. Чтобы поощрить развитие производства, государство может ввести ограничения для продавцов импортных товаров. Например, повысить таможенные пошлины. Произвести товар внутри страны будет выгоднее, чем привезти его границы.
Привлекает инвестиции. Инвесторы вкладывают деньги только в перспективные отрасли: там, где высокие цены, высокая прибыль. Так рынок развивается.
Как формируется конечная цена
Цена зависит от количества этапов, который проходит товар, прежде чем его купит конечный потребитель. Чем больше этапов и участников, тем выше цена.
Количество стадий, которые проходит товар, влияет на определение конечной цены
Как это работает. Допустим, ИП Василий печет хлеб. Чтобы открыть бизнес, он:
- Арендовал помещение.
- Закупил необходимое оборудование: печи, тестомесы, расстоечные шкафы, холодильники, мойки, стеллажи, столы, противни.
- Нанял персонал.
- Нашел поставщиков сырья: муки, яиц, соли, сахара, дрожжей.
- Организовал производство, хранение и доставку готовой продукции в ближайший магазин.
Все эти этапы требуют вложений, которые составляют себестоимость товара. Но производитель хочет не только вернуть затраты на производство, но и заработать на продаже. Поэтому он делает наценку на товар.
Например, себестоимость булки белого хлеба — 20 ₽. Чтобы получить прибыль, Василий будет поставлять ее в магазин по цене 25 ₽. 5 ₽ — наценка.
Если бы Василий продавал табачные изделия, ему бы пришлось платить акциз — косвенный налог. Чтобы отбить себестоимость, нужно поднимать цену — пачка сигарет стоила бы уже не 25 ₽, а минимум 27 ₽.
Вернемся к хлебу. Есть еще один налог, которого увеличивается цена, — НДС. Обычно его платят компании на основной системе налогообложения или едином сельскохозяйственном налоге. Но ИП тоже могут его платить, если ввозят товары границы или становятся налоговыми агентами — например, закупают товар в другой стране или у продавцов на основной системе налогообложения.
Василий поставлял булки в магазин по 25 ₽, но они плохо продавались. Он решил закупать сырье напрямую у французских производителей, чтобы улучшить качество выпечки. Теперь он налоговый агент и вынужден платить НДС — хлеб придется продавать по 28 ₽.
Иногда в этой схеме возникает посредник. Например, оптовики закупают у производителей одежду и перепродают ее в магазины. При перепродаже они делают наценку. Магазин тоже хочет получить доход от продажи, поэтому делают свою.
Магазин покупает у Василия хлеб по 28 ₽ — в эту цену входят стоимость производства, наценка производителя и часть НДС. Чтобы получить прибыль, он продает товар на 3 ₽ дороже. В итоге розничная цена товара, которую видит конечный потребитель, равна 31 ₽.
Самый короткий путь по цепочке ценообразования проходят отечественные товары, которые не подлежат маркировке и продаются напрямую от производителя: у них только одна наценка.
Виды цен
Классификаций цен много. Рассказываем о тех, что встречаются чаще всего.
По способу международных расчетов. Есть два вида цен: экспортная и импортная.
Экспортная цена. Ее устанавливают компании, которые поставляют отечественную продукцию в другие страны.
Импортная цена. Ее платят те, кто покупает продукцию за рубежом.
По способу установления и влиянию на контракт. Различают твердые, подвижные и скользящие цены.
Если в договоре прописана определенная сумма, которая не меняется в течение действия договора, ее называют твердой ценой.
Цены на некоторые товары постоянно меняются: например, на сырье для промышленности. Тогда поставщики могут заключить с предприятиями договор с подвижными ценами: в соглашении прописывают условие, что цена изменится, если изменится рыночная стоимость товара.
В долгосрочных контрактах часто указывают скользящие цены. В договоре не прописывают стоимость товара, но указывают, что цену актуализируют на момент поставки или оплаты.
По степени влияния государства. Выделяют свободные рыночные и регулируемые цены.
Свободные рыночные цены. Их устанавливают сами производители на основе спроса и предложения.
Регулируемые цены. Их регулирует государство. Госорганы могут рекомендовать конкретную цену на продукт или установить планку роста. Например, в России государство регулирует цены на проезд в общественном транспорте.
По условиям поставки и продажи. Есть цена-нетто и цена-брутто.
Цена-нетто. Это «чистая» цена, после вычета скидок и надбавок. Фактически это выручка продавца за товар.
Цена-брутто. Это полная стоимость товара с учетом дополнительных наценок: например, налогов и страховки. Цену-брутто иногда называют валовой.
Эти понятия используют в разных сферах. Например в туризме: нетто — цена услуг для туристов без комиссии посредника, а брутто — с наценкой.
Источник
Что такое наценка: виды, формула расчета
Узнайте, для чего нужна наценка и какие факторы влияют на ее определение
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Наценка
Наценка — это часть стоимости продукта, которая составляет разницу между конечной ценой товара и его себестоимостью. Показатель рассчитывают в процентах или денежном эквиваленте.
Посмотрите это видео, чтобы узнать, как правильно делать наценку при перепродаже товаров.
Содержание
Для чего нужна наценка
Она позволяет получить прибыль и покрыть все расходы компании, связанные с реализацией продукции. Если вы производите товар, то наценка должна включать расходы на прием заказов, доставку в точки продаж, заработную плату персонала и так далее. В эту сумму также важно добавить прибыль. Чтобы не работать в минус и иметь доход, необходимо помимо себестоимости и наценки еще рассчитать точку безубыточности и запас финансовой прочности.
Если компания покупает и перепродает товары, то наценка представляет собой разницу между закупочной и розничной ценой. Однако, чтобы установить конкурентоспособную стоимость продукции, следует учесть ряд факторов. Важно найти золотую середину между прибылью компании и выгодной ценой для потенциальных клиентов. Далее вы узнаете, что влияет на наценку и как правильно ее установить.
Факторы определения наценки
- Спрос
- Ситуация на рынке
- Расходы, связанные с реализацией
- Налогообложение
Путь покупателя у большинства клиентов начинается с изучения предложений на рынке. Люди редко покупают первый попавшийся продукт. Они сначала выбирают наиболее подходящий, а затем мониторят цены. Поэтому, нельзя установить максимальную стоимость и ждать высокой прибыли. В этом вопросе следует учесть ряд факторов, которые мы рассмотрим ниже. Посмотрите, от чего зависит наценка.
- Спрос. Один из главных факторов, который порой позволяет продать низкокачественные товары по двойной цене. Спрос зависит от целого ряда таких переменных как доход потенциальных потребителей, популярность продукции, цена на рынке, ожидания клиентов, стоимость аналогов.
- Ситуация на рынке. Уровень конкуренции может влиять не только на стоимость товаров и услуг, но и на их качество. В попытке завоевать целевую аудиторию компании часто прибегают к демпингу цен. Порой снизить стоимость можно только за счет качества, поэтому конкурировать при таких условиях довольно сложно.
- Расходы, связанные с реализацией. Это может быть аренда, хранение, упаковка, доставка и многое другое. Если растут расходы, растет и наценка.
- Налогообложение. Чтобы не работать в убыток, компании учитывают налог в наценку.
Как видите, при формировании конечной цены на продукт важно учесть не только очевидные расходы, но и такие факторы, как эластичность спроса или уровень конкуренции. Далее вы узнаете, как рассчитать наценку на товар.
Формула расчета наценки
Чтобы узнать сумму наценки в денежном эквиваленте, необходимо от конечной стоимости товара отнять его себестоимость. Рассчитать этот показатель можно также путем сложения таких расходов компании как налоги, комиссия посредников, затраты на персонал и прибыль компании. Однако, лучше всего при поиске наценки полагаться на точку безубыточности. Так вы будете знать минимальный уровень надбавки. Посмотрите, как рассчитать наценку в процентах.
Обратите внимание, что разница цены товара и его себестоимости — это валовая прибыль. Подробнее о ней мы писали в этой статье.
Виды наценки
Выделяют три основных вида наценки. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.
- Базовая наценка. Сумма, которая обеспечивает доход при продаже одной единицы продукции.
- Дополнительная наценка. Надбавка к базовой стоимости товара в связи с дополнительными требованиями покупателя.
- Посредническая наценка. Это надбавка, которую делает дилер или посредник, чтобы получить прибыль за свою деятельность.
Во время формирования цены на товар крайне важно учесть все постоянные и переменные расходы компании, связанные с производством и продажей продукции. Для сохранения платежеспособности регулярно отслеживайте разные финансовые показатели вроде запаса финансовой прочности, валовой прибыли, рентабельности продаж и так далее. Только с помощью грамотного анализа можно расширять или сокращать производство и принимать другие важные решения.
Источник
Расчет цены товара
Из чего состоит цена товара
Цена товара складывается из двух компонентов: себестоимость и наценка.
Актуально это как для производителей и дистрибьюторов, так и для ритейла, то есть розничной торговли. Каждое звено этой цепочки закладывает в цену свою себестоимость единицы товара и собственную наценку.
Рассмотрим каждый из этих составляющих цены отдельно.
Себестоимость
Себестоимость – это затраты на приобретение или производство самого товара.
Себестоимость в свою очередь складывается из следующих затрат:
Прямые – издержки производства: сырьё, заработная плата работников; для ритейла: на приобретение товара;
Косвенные – не относящиеся напрямую к производству или закупке товаров, делятся на два типа:
Условно-постоянные – объём постоянных затрат, не зависящих от объёма производства или реализации: амортизация производства, заработная плата для административного персонала, издержки на аренду помещения. Условно-постоянные расходы чаще всего подвергаются оптимизации для снижения себестоимости.
Частично-переменные – затраты, возрастающие соответственно объему производства или реализации товара: издержки на грузоперевозки, аренду дополнительных складских помещений, оплата труда на вспомогательные операции.
Для расчёта себестоимости существует несколько формул расчёта себестоимости.
Формула полной себестоимости
Формула полной себестоимости позволяет оценить предстоящие расходы на единицу товара.
Полная себестоимость продукции = затраты на производство или приобретение товара + расходы на реализацию товара
В расходы на реализацию товара для магазина входят, например:
заработная плата продавца, кассира;
арендная плата за помещение, в котором располагается магазин;
Себестоимость реализованной продукции
Эта формула будет более актуальной для торговой отрасли, так как рассчитывает стоимость реализации товаров.
Себестоимость реализованной продукции = полная себестоимость + себестоимость непроданной продукции
В рознице непроданной продукцией будут считаться товары, не реализованные за отчётный период. Стоимость их приобретения переходит в разряд издержек, тем самым повышая себестоимость реализованной продукции для продавца.
Затраты для разных предприятий будут разными, но мы можем привести основные из них, ложащиеся в себестоимость:
Затраты на производство;
Амортизация (отчисления на замену оборудования);
Заработная плата основного персонала;
Заработная плата административного персонала;
Страховые отчисления от заработной платы;
Расходы на реализацию товара;
Наценка
Важно понимать, что наценка и прибыль это не одно и то же, ведь в наценку тоже закладываются издержки, связанные с продажей товара.
Существует два основных вида розничной наценки для торговли:
Базовая – наценка, которую добавляет к себестоимости дистрибьютор или розничный продавец к стоимости 1 единицы товара.
Дополнительная – наценка к цене товара при возникновении дополнительных требований от покупателя. Может выражаться в расширенной гарантии на товар, расширенной комплектации и дополнительных услуг к товару, например — доставка;
В наценку на товар в рознице закладываются следующее:
Расходы на доставку продукции;
Расходы на реализацию товара;
Наценки
Определение наценки на товар
Перед расчётом наценки необходимо провести несколько действий для анализа рынка и места товара на рынке:
Нахождение пороговой цены;
Анализ рынка сбыта;
Поиск отличительных качеств товара.
Расчёт наценки
После проведения указанных выше действий, можно приступать к расчёту наценки.
Первый способ – сложение стоимости поставки товара, стоимости реализации товара и желаемой прибыли. Данный способ очень прост в реализации, но имеет несколько фундаментальных проблем: он не позволяет точно предугадать прибыль с продажи партии товара, так как нет возможности учитывать перемены на рынке. Из этого могут вытекать как недополучение прибыли при общем росте рынка, так и недостаточная реализация товара из-за общего падения цен на рынке.
Для определения стратегии развития компании и сравнения собственных наценок со средними рыночными в вашей отрасли можно вычислить долю наценки в цене товара с помощью следующей формулы:
((Цена — Себестоимость) / Себестоимость) * 100%
Второй способ – расчёт наценки с помощью метода безубыточности. Метод позволяет рассчитать минимальную наценку, при которой предприятие не будет терпеть убытки. Считается она следующим образом:
((Планируемая выручка / Издержки) — 1) * 100%
Например, ожидается выручка в 1 миллион, а издержки составляют 250 тысяч, тогда мы можем определить, что необходимая минимальная наценка на товар составляет ((100 / 25) — 1) * 100%, что равно 400%. В зависимости от ситуации на рынке, может понадобиться повышение ставки наценки, но теперь точно известно, ниже какого коэффициента не стоит опускаться, если нужно достичь планируемой суммы прибыли.
Стратегии ценообразования
Для предпринимателя, работающего в сфере розничной торговли, может возникнуть вопрос: каким образом установить цены на свои товары так, чтобы обеспечить достаточную прибыль и регулярность объёмов продаж?
На конечную цену товара влияют:
Цена покупки у поставщика;
Операционные расходы на содержание магазина;
Сезонность спроса на товар;
Давайте разберемся с каждым фактором, который влияет на расчёт цены на товары.
Сезонный или постоянный спрос на товары
Сезонными называются товары, спрос на которые растёт в определённые периоды времени – сезоны. К таким товарам относится, к примеру, школьная форма, письменные принадлежности, школьные учебники, ёлки и ёлочные игрушки.
Соответственно увеличенному спросу стоит увеличить наценку на востребованные в этот период товары.
Сезонным товарам свойственны короткие сроки реализации при высоком спросе. При неправильном расчете объемов сбыта и конечной стоимости для покупателя вы можете остаться со значительным количеством товаров после окончания сезона.
Для определения стоимости реализации сезонных товаров можно ориентироваться на цену поставщика, количество конкурентов, возможное изменение спроса, связанное с общей экономической ситуацией. А для достижения максимальной прибыли ориентируйтесь на средние рыночные цены данных товаров и на цены аналогичных товаров у конкурентов.
Способ реализации
Размер наценки зависит также от способа реализации товара. Оффлайн-торговля более затратна, так как требует расходов на аренду торгового и складского помещения, доставку товара до склада или магазина, зарпалту продавцов.
Уже давно онлайн-торговля стала для нас обыденностью, ведь к хорошему быстро привыкаешь: экономия времени и средств как для покупателя, так и для продавца.
На ценообразование в случае онлайн-торговли намного сильнее влияет конкуренция, ведь клиенту намного легче перейти на другой сайт, чем сходить в другой магазин. Таким образом в онлайн торговле стоит уделить больше времени и средств на улучшение сервиса: удобный сайт, платежи, быстрая обработка заказа, скорость и удобство доставки товаров.
Конкурировать по ценам с крупными магазинами получится вряд-ли – оборот у них больше и они могут позволить себе снизить цены не сильно теряя в прибыли. Малому розничному бизнесу рекомендуется конкурировать с гигантами рынка на других фронтах – уникальные предложения и качество сервиса.
Местоположение
Для оффлайновых магазинов важна локация. От неё зависят два фактора: посещаемость, то есть доступность для покупателя, и конкуренция, то есть наличие в ближайшей доступности магазинов с аналогичными товарами.
Магазин можно позиционировать двумя способами: либо в нём продаются редкие товары, за которыми конечный потребитель может и съездить именно к вам, либо в магазине товары общего характера, нужные каждому в повседневности. В втором случае лучше развивать сеть торговых точек. Тогда снижаются административные расходы, что в свою очередь увеличивает уровень рентабельности.
Если в определённом районе ваш магазин не имеет прямых конкурентов, то есть возможность поднять цены выше средних по рынку, ведь у конечных покупателей нет удобных альтернатив поблизости. Однако, с повышением наценок следует быть осторожными: в один момент для большинства покупателей станет выгоднее пройти или проехать подальше, чем отовариться у вас.
Если местность у вас конкурентная, то есть рядом находятся ваши прямые конкуренты, то есть два способа привлечь к себе покупателей: установить цены ниже, чем у конкурентов или создать уникальное предложение. К примеру, вместо обычного хлеба привозить товары из местной пекарни, или предложить покупателям фермерские товары вместо тех, что поступают во все сетевые магазины от комбинатов или заводов.
Конкуренты
Уровень конкурентности также играет роль в ценообразовании. На малоконкурентоном рынке с эксклюзивным товаром размер торговой наценки практически не ограничен. Цена товара зависит только от покупательствого спроса.
На высококонкурентном рынке наценка будет невысокой,, но есть стабильно высокий спрос на данный продукт. Подытожим то, что мы говорили о конкурентах ранее:
Для розничной торговли есть два способа завоевать свою долю рынка и переманить покупателей из других магазинов:
Снижение цен; акции, распродажи
Уникальные предложения.качество товара
Сервис (достака, под заказ)
Какую наценку на какие товары установить в розничном магазине
Устанавливайте наценку грамотно: создайте у себя в магазине хотя бы три категории товаров.
Первая категория товаров – самая рентабельная и популярная продукция, это ваш флагман и основной источник дохода. Наценку на такие товары необходимо устанавливать таким образом, что их средняя цена была такой же, как у конкурентов.
Вторая категория – товары низкой ценовой категории, они помогут покупателю не уйти без покупки из магазина, если ему не будет хватать денег на ваши флагманские товары. Такие товары необходимо снабжать низкой наценкой для достижения большего оборота.
Третья категория – очень дорогие товары.Они выполняют несколько функций:
витринная – такие товары очень выгодно выставлять напоказ в витринах или на самых видных местах в магазине, так как они привлекают посетителей (кто-то может зайти просто посмотреть, а в итоге и купить товар подешевле);
психологическая – в сравнении с очень дорогими товарами, цены на ваши основные будут казаться очень даже выгодными;
На товары данной ценовой категории тоже могут найтись свои покупатели, но почти наверняка они не будут приносить доход, сравнимый с товарами из других двух категорий.
Как упростить расчет цены в розничной торговле
Работу вашего бизнеса упростит товароучетная программа, в которой есть функция автоматичекого назначения цен.
Например, товароучетная программа МТС может сама рассчитывать розничную цену при оприходовании товара. Для этого задайте товару (или группе товаров) один раз фиксированную цену или наценку, и в дальнейшем программа сама будет производить расчет от цены закупки. Переоценка по итогам инвентаризации тоже проходит автоматически.
Какие плюсы еще вы получаете от использования программ для товарного учёта
Контроль остатков. Программа фиксирует любое движение товара: приход, продажу, списание, перемещение. Поэтому вы видите фактическое количество остаток в каждой торговой точке;
Грамотное планирование закупок товаров. Программа формирует отчеты, в которых вы увидите сколько и каких товаров было продано за неделю, месяц, сезон и т.д. Такая аналитика позволяет планировать объемы покупаемого товара и не переплачивать за ненужные поставки, которые потом просто лежат на складе;
Быстрое проведение инвентаризации. Обычно инвентаризацию проводят редко из-за сложностей в ее организации ─ надо свести остатки в учете, максимально распродать товары, чтобы потратить меньше времени, остановить торговлю или выводить сотрудников в ночное время.
С программой складского учета проводить ревизии проще ─ вы просто выгружаете акт для инвентаризации по группам и сверяете его с товарами в магазине. Это не занимает много времени, не требует закрытия магазина., поэтому проводить проверки можно хоть каждый день. Акты на списание и оформление пересортицы в товароучетном сервисе составляются автоматически.
Сокращение количества краж со стороны работников. Когда учет ведется «на коленке» недобросовестному сотруднику всегда есть чем поживиться. Неучтенный товар легко забрать с собой и перепродать. С программой для складского учета все оприходования, перемещения и продажи будут отражены в программе, поэтому риск мошенничества со стороны сотрудников исключен.
Дата публикации: 04.10.2021
Источник