Что значит освященный человек
Быть освященным – значит быть «отделенным». Библия говорит о таких освященных вещах, как г. Синай (Исход 19:23) и дары храму (Матфея 23:17); днях, как например, суббота (Исход 20:8); именах – например, Божьих (Матфея 6:9); и о людях – израильтянах (Левит 20:7-8) и христианах (Ефесянам 5:26).
Если что-то является освященным, это значит, что оно было отделено для специального использования. Синай был отделен от всех других гор для предоставления Закона. Храм в Иерусалиме был отделен от всех других мест – для поклонения единому истинному Богу: «Я избрал и освятил этот дом, чтобы Мое имя пребывало здесь навеки. Мои глаза и сердце будут здесь всегда» (2 Паралипоменон 7:16; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Освященные вещи «зарезервированы» для Божьих целей и не должны использоваться для мирских задач. В ночь падения Вавилона царь Валтасар «приказал принести золотые и серебряные кубки … из Иерусалимского храма. Царь со своими приближенными, женами и наложницами собирался пить из них» (Даниила 5:2). Это было одно из его последних действий, поскольку он был убит той же ночью вторгнувшимися персами. Имя Бога священно (Луки 11:2), и любое его легкомысленное или неуважительное использование является богохульством.
Иисус говорил о Себе как о посвященном в Иоанна 17:19; иными словами, Он – свят и «отделен» от греха. Его последователи также должны быть отделены от греха и предназначены для Божьего использования (см. 1 Петра 1:16).
Освященные люди рождены свыше и поэтому являются частью Божьей семьи (Евреям 2:11). Они также «зарезервированы» для использования Господом, испытывая «освящение Духом» в своей жизни (1 Петра 1:2) и являясь призванными «быть святыми» (1 Коринфянам 1:2).
Быть освященными означает, что Бог действовал в нашей жизни. Согласно ветхозаветному закону, кровь жертв требовалась для того, чтобы отделить вещи для Него: «Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью…» (Евреям 9:22). Кровью кропили мебель скинии, одежду священников и людей. Ничто не считалось освященным, пока не соприкасалось с кровью. Это был образ духовного применения крови Христа ради нашего спасения – мы окроплены Его кровью (1 Петра 1:2). Подобно тому, как древний храм был освящен для использования Господом, наши тела – храмы Святого Духа – отделены для Его святых целей (1 Коринфянам 6:19).
Быть освященным означает, что Слово Божье оказало на нас влияние. Он очищает нас и делает святыми «через слово» (Ефесянам 5:26; Иоанна 17:17).
Господь приглашает нас, грешников, прийти к Нему такими, какие мы есть, чтобы получить Его милость и прощение. Когда мы спасены, Святой Дух начинает Свою удивительную деятельность по превращению нас в образ и подобие Христа. Быть освященными означает, что Бог любит нас слишком сильно, чтобы позволить нам оставаться такими, какими мы были прежде.
Апостол Павел молится за всех верующих повсюду: «Итак, пусть Сам Бог, дающий мир, освятит вас всецело, чтобы ваш дух, душа и тело сохранились непорочными до тех пор, когда придет Господь наш Иисус Христос» (1 Фессалоникийцам 5:23).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Источник
ОСВЯЩЁННЫЙ
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «ОСВЯЩЁННЫЙ» в других словарях:
освящённый — освящённый. см.: освещённый … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
освящённый — освящённый, ён, ена, ено, ены (от освятить) … Русское словесное ударение
освящённый — прил. из прич. по гл. освящать 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
освящённый — освящённый; кратк. форма ён, ен а (от освят ить) … Русский орфографический словарь
освящённый — ён, ена освящённый, ён, ена … Словарь употребления буквы Ё
освящённый — прич.; кр.ф. освящён, освящена/, щено/, щены/ … Орфографический словарь русского языка
освящённый — о/свящ/ённ/ый (от о/свят/и/ть) … Морфемно-орфографический словарь
Савва Освящённый — Савва Освященный оригинальное имя Σάββα родился 439 год умер … Википедия
освещённый — и освящённый. Прич. от глагола «осветить» (сделать светлым, снабдить светом) освещённый. Улицы, освещённые фонарями. Прич. от глагола «освятить» (совершить над кем , чем либо церковный обряд придания святости; сделать особо почитаемым) освящённый … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
освятить — освятить, освящу, освятим, освятишь, освятите, освятит, освятят, освятя, освятил, освятила, освятило, освятили, освяти, освятите, освятивший, освятившая, освятившее, освятившие, освятившего, освятившей, освятившего, освятивших, освятившему,… … Формы слов
Источник
Что значит быть святым?
Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье!
Что значит быть святым?
Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.
Что такое святость?
Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.
Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!
Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.
Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.
Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.
Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремятся жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12), и есть праведные.
Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.
Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.
Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.
Зачем молятся святым?
В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).
Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.
В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.
В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.
Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.
Каждый пятый — святой!
Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.
Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!
Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.
Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».
Вы прочитали статью Святой, святость — что значит быть святым? Читайте также:
Источник
Как обстоят дела с эмоциями освященного человека?
Р. Л. Берри.
Я неоднократно проповедовал на тему: что же чувствуют освященные люди. А так как я имею опыт и победу в этом отношении, то ощутил необходимость написать статью.
Очень легко перепутать освящение с некоторыми видами раскаяния (или покаяния). Многие люди считают, что должны отказаться от многого в своей жизни, чтобы стать святыми. Во все времена люди считали, что святость и покаяние родственны и тесно связаны между собой. В Индии святым человеком считают того, кто ведет особый и необычный образ жизни, например: удаляется от брака (и семьи), не умывается, не стрижет ногти, лежит на досках с острыми гвоздями или подвергает себя особым истязаниям. Уже в первом столетии верующие люди удалялись в уединенные места, чтобы стать святыми; там они отказывались от многого, что имели и делали обычные люди: избегали брака, чрезвычайно скудно питались и пытались различными способами умертвить в себе естественные потребности.
Иисус Христос и Его апостолы дали нам совершенно иной пример и образ жизни. Они не истязали свои тела. Иисус Сам вел обычный образ жизни. Он охотно общался с людьми и участвовал в праздничных застольях, на которые был приглашен. Он удалялся от людей только для молитвы, — чтобы черпать новые силы в общении со своим Небесным Отцом. Ему было приятно, когда люди оказывали Ему любовь, и больно, если Им пренебрегали.
Освящение очищает сердце от наследственных грехов. Адам был чист, когда его сотворила рука Божия. Еще до их падения Бог повелел Адаму и Еве размножаться. Итак, в супружеской жизни нет ничего греховного. А потому все потребности человека, данные Богом, сами по себе естественны и не греховны.
Освященный человек остается обычным человеком, каким он и был до сих пор. Он чувствует, если с ним поступают несправедливо или относятся с пренебрежением. Если бы человек не обладал этой способностью, то не имел бы сострадания или сочувствия к окружающим. «Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11). Другими словами: Разве наши чувства не исходят из того, что мы переживаем или испытываем? Мы испытываем гонения, — и они больно сказываются на нас, даже если мы приносим их в молитве Богу и получаем от Него благодать переносить все это и оставаться верными Ему. С нами поступают несправедливо, — и это больно ранит нас; но из-за этого мы не отступаем от Бога, напротив, — еще больше приближаемся к Нему. Если люди говорят о нас доброе — нас это радует и служит нам во благо; мы не гордимся этим, но дорожим таким отношением и ценим его. Так и должно быть: как мы можем любить и ценить окружающих нас людей, если не знаем, что значит быть любимыми и уважаемыми?
Получив освящение, человек не станет меньше любить свою жену, — эту любовь не нужно подавлять, чтобы получить и сохранить освящение, — ее только нужно контролировать во славу Божию.
Разве освященный человек теряет способность радоваться? Радость — сопутствующий жизни продукт. Разумеется, никто не может радоваться только потому, что решил радоваться. Но освященный человек сам в себе имеет источник радости. Он не всегда вне себя от радости, но его радость постоянна. Этот источник радости дает ему силу исполнить волю Бога и вести святой образ жизни.
Освященные люди испытывают и страдания. Если они должны разлучиться со своими любимыми, то испытывают самую глубокую боль, но не так, чтобы лишиться радости или безрассудно обвинять Бога. Они чувствуют, когда к ним плохо относятся, но из-за этого не теряют своей опоры в Боге. Освященные люди могут страдать и плакать о людях, погибающих во грехах, как Иисус страдал о жителях Иерусалима.
Часто говорят, что освященные люди не испытывают страха. Обосновывают это следующим местописанием: «Совершенная любовь изгоняет страх». Но речь не об этом страхе, потому что страх — естественное чувство. Самосохранение тоже является природным законом, вложенным в нас Богом, чтобы защитить от самоуничтожения. Освященный человек страшится приближения урагана и спешит в укрытие. Освященная женщина боится идти в темноте по опасным дорогам. Естественный страх — вполне нормальное явление, и освященные люди обладают им более или менее. Страх, который изгоняется совершенной любовью — это тот страх, который имеет человек при встрече с Богом, когда он должен дать отчет за свои греховные поступки.
Может ли освященный человек когда-либо быть охвачен негодованием? Этот вопрос часто обсуждался в верующих кругах. Но почему же освященный человек не может негодовать, когда видит явную несправедливость? Почему Иисуса охватило справедливое негодование, когда увидел сидящих в храме меновщиков денег, и Он даже взял в свои руки розги, чтобы выгнать их оттуда? Есть справедливый гнев и справедливое возмущение грехом, большими злодеяниями и преступлениями современного мира. Кто же будет бороться с этими злодеяниями? Как же будет выглядеть этот мир, если освященные люди не будут иметь чувства справедливости и будут только любовью и терпением?
Освященные люди должны бороться со злом со всей силой. Они ненавидят грех, и разве могут не вознегодовать, если видят, какие большие беды он вызывает?
Это негодование необходимо, чтобы поддерживать порядок в семье. Если родители не вознегодуют на заупрямившегося ребенка, они не могут наказать его. Освященные люди, естественно, не теряют самообладания, и их негодование не является греховным гневом. Но и если кто-то воздерживается от отдыха и всех невинных и чистых радостей, то это тоже не является особым признаком освящения.
Часто задается такой вопрос: Могут ли быть уязвлены, ущемлены или оскорблены чувства освященных людей? Мои чувства часто были уязвлены, но все же я знаю, что я освящен. Случается ли такое с другими освященными людьми или нет – не имеет для меня никакого значения. Если с кем-то такое не случается, то я ничего не могу сказать на это, но я еще не встречал ни одного человека, которой бы мог сказать, что его чувства никогда не были уязвлены.
Много вреда принесло то, что некоторые люди пытаются все и вся примерять на себя и судить своими личными мерками. Существует много различных примеров этому. Благодать Божья равно распространяется на всех людей. Бог всем предлагает одни и те же условия для получения спасения и освящения. Бог всем одинаково прощает грехи, очищает сердце и дает мир и покой души. В этом нет различия между людьми. Однако личный опыт спасения у всех людей разный, т.е. процесс и акт спасения и освящения в каждом человеке сугубо индивидуален.
Некоторые говорят, что им было очень тяжело и болезненно посвятить себя Богу и оставить личные желания, в то время как другие этого не испытывали. Не принесет никакой пользы применение чужого опыта к себе или определение его собственной меркой. Проповедники должны быть, прежде всего, внимательны, чтобы проповедовать не личный опыт, а Слово Божье – Писания.
Если кто-то ищет освящения, его необходимо наставить библейскими требованиями и условиями, которые он должен исполнить, чтобы получить освящение. Но все человеческие приукрашивания должны быть отставлены в сторону. Пусть ищущие души получают освящение в тех красках, которые даст им их личный опыт.
Ранее совершенная ошибка
Нет ничего необычного в том, что при духовных реформациях происходили перегибы. Так Джон Уэсли писал в своем первом издании книги «Христианское совершенство» следующее: «Они (освященные) свободны от всякого эгоистичного желания, они не желают ничего, кроме святой и совершенной воли Божьей: ни удовлетворения естественных и телесных нужд, ни облегчения испытываемых болей, ни жизни, ни тем более смерти … они свободны от всех злых мыслей, так что они не имеют входа к ним ни на один момент. Они свободны от всех искушений и ничто не может нарушить их душевный покой». В горячем энтузиазме этого нового и чудесного учения глубокого опыта спасения Уэсли высказался слишком экстремально. Он приукрасил эту картину – планка этого масштаба была поднята слишком высоко.
Это он увидел позже сам и при повторных изданиях этой книги добавил замечания, которые звучат так: «Это слишком крепко сказано», «сказано слишком много», и т.д.
Нет ничего особого в том, что во время проповеди звучат такие высказывания, как: «Христианин постоянно радуется (или: постоянно испытывает радость)». «Освященный человек мертв. Мертвые люди не имеют чувств; делай что хочешь – они ничего не ощущают. А ты мертв?» ; и др. выражения. Это верно, что жизнь христианина радостна: душа истинного христианина исполнена постоянной радости, — по причине спасения, которое он получил; но даже в жизни самого праведного человека встречаются тяжелые часы.
Слишком высокий масштаб в проповедях об освящении имеет две опасности. Многие люди впадают в сомнения, искушения, обвинения и заблуждения, потому что, несмотря на все свои усилия, не достигают цели. А другие, наоборот, идут в противоположную сторону и утверждают, что человек вообще не может освободиться от врожденной греховной природы. Обе эти крайности вредны. И сегодня еще есть проповедники, которые слишком высоко поднимают планку святости. Они не имеют намерения нанести урон, напротив, они думают послужить этим Богу и окружающим их людям, указывая на высокую цель. Они сами не достигают поставленного масштаба, и, тем не менее, продолжают этот перегиб, частью из-за привычки, а частью из-за приведенной выше причины.
Много лет тому назад у меня был случай, который доставил мне много размышлений и открыл глаза. Однажды я слышал проповедь о плодах Духа. Проповедник сделал особый акцент на терпении, и я почувствовал, что мне не хватает именно терпения. После собрания проповедник пошел на станцию, где он должен был сесть на поезд, и некоторую часть дороги нам было по пути. Было уже поздно, и он стал беспокоиться по поводу того, что может опоздать на поезд. Из его проповеди я сделал заключение, что он имеет достаточно терпения и ему должно быть абсолютно все равно — опоздает он на поезд или попадет на него, — по крайней мере, он не будет расстраиваться из-за опоздания. Теперь я увидел, что он имеет те же человеческие слабости, что и другие люди. Это открыло мне глаза.
Освящение – это очищение
Освящение включает в себя очищение. Это очищение происходит посредством крови Христа (Евр. 13,12), через Слово Божье (Ефес. 5,25-27). Апостол Петр связывает очищение с получением Святого Духа (Деян. Ап. 15,8-9). Это дело совершается Богом (Иоан. 17,17), и, таким образом, это нечто большее, чем посвящение. Посвящение должно произойти со стороны человека, а Бог совершает остальное.
Освящение – это библейское учение и является действительным опытом. Оно приносит очищение, которое не оставляет ни одного греха. Врожденная испорченность умерщвляется и душа становится чистой и святой. Освященный человек освобожден от всех грехов и от своего личного плотского эгоизма; его мотивы, даже сама основа его жизни так изменяются и очищаются, что для него вполне естественно исполнение воли Бога.
Нужда — в том, чтобы больше проповедовалось библейское учение об освящении и больше было указано на то, как разумно это учение. Церковь Божья нуждается в этом опыте, и лично каждый христианин. Это самый чудесный и прекрасный опыт, который может испытать человек по эту сторону от небесной славы. Да даст нам всем Бог мудрости правильно проповедовать освящение и сохранять истинный библейский масштаб, чтобы все могли увидеть, что совершает освящение и чего оно не совершает. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте…» (1 Фес. 5,23).
Источник