Роль изобразительно-выразительных средств в тексте важна. Тропы и фигуры речи превращают скучный текст в художественное произведение. С помощью средств изобразительной выразительности автор рисует характеры героев, эпоху, быт, социальные устои и то, что определяет литературу как искусство.
Яркость, эмоциональность и образность – основные критерии изобразительно-выразительных средств.
Основные понятия, определения
Литература включает изобразительно-выразительные понятия, часто встречающиеся в текстах, как художественных, так и публицистических. Массовая и классическая литература, периодика, школьные сочинения, рекламные объявления – все эти области книжного искусства так или иначе сталкиваются с фигурами и тропами, помогающими воздействовать на читателя и потребителя эмоционально.
Здесь стоит выделить основные:
Риторический вопрос
Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.
Пример. Кто не любил в свои семнадцать лет?
Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста.
Риторическое восклицание (обращение)
Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова.
Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.
Пример. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С. Пушкин).
Афоризм
Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.
Пример. «Шел в комнату – попал в другую». (А.С. Грибоедов).Голод – лучшее лекарство. (А.Суворов).Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше! (фильм Л. Гайдая «Кавказская пленница»)
Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:
Пример. Баба с возу – кобыле легче.
Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности.
Фигура речи, представляющая собой предложение с заведомо неправильным (не прямым) порядком слов для усиления выразительного эффекта. Впереди-сказуемое, а потом- подлежащее. Применяется в случаях, когда необходимо акцентировать внимание собеседника на фрагменте высказывания.
Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.
Пример. За Родину сражались герои-партизаны. (Инверсия – за Родину сражались. Правильный порядок слов: Герои-партизаны сражались за Родину). Не надеюсь я на его аккуратность. (Инверсия: не надеюсь я. Правильный порядок слов: Я не надеюсь на его аккуратность).
Повтор
Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.
Пример. Зимы ждала, ждала природа. (А.С. Пушкин).
Анафора
Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:
Пример: Железная правда – живой на зависть,Железный пестик, и железная завязь. (О. Мандельштам).
Сравнение
– это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.
Пример выраженного сравнения: Как тень внезапных облаков морская гостья налетела… (О. Мандельштам).
Пример скрытого сравнения: Полетел он ясным соколом…(народная песня)
Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах.
Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия
Пример: Распростерлось вперед поле чистое…(народная песня) Поле чистое – эпитет, показывающий широту и мощь русской земли.
Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными:
Добрый молодец, солнце красное, красна девица.
Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.
Пример: Бродяга-ветер волны носит …(народная песня)
Метафора
Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.
Пример: Вдали простиралась щетка лесов.
Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку.
Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет.
— это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.
Здесь присутствует звукопись – аллитерация — постоянные повторы сочетаний согласных «гр», «б», имитирующие грохот копыт лошади по мосту.
Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:
Пример: «Обернусь я, бедная, кукушкой, о Дунаю-речке полечу.И рукав с бобровою опу́шкой.Наклонясь, в Кая́ле омочу. («Слово о полку Игореве», плач Ярославны).
В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа.
Средства изобразительной выразительности используются в художественных текстах, публицистике, периодике, ораторском красноречии. Тропы и фигуры речи помогают читателю и слушателю полнее понять текст, прочувствовать и проникнуться той атмосферой, какую автор воспроизводит в произведении.
Источник
Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
Содержание:
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
Например, таинственный свет, густые туманы.
Сравнения
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
Лес, точно терем расписной… И. Бунин
Олицетворение
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
Уж небо осенью дышало… А.С.Пушкин
Метафора
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
В саду горит костер рябины красной… С.Есенин
Ирония
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А. Крылов
Гипербола
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
В сто сорок солнц закат пылал. В.Маяковский
Литота
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
Жизнь человека – только миг.
Антитеза
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица
Инверсия
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин
Языковые особенности:
Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.