Формирование
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое «Формирование» в других словарях:
формирование — См … Словарь синонимов
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… … Толковый словарь Ушакова
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… … Словарь иностранных слов русского языка
формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть … Большой Энциклопедический словарь
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… … Википедия
формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping … Справочник технического переводчика
Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Источник
Особенности формирования личности
Формирование личности в социальной философии принято называть термином «социализация». Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Результат социализации – сформированная личность.
Социализация обусловлена: 1) биологическими особенностями организма, генетической памятью; 2) своеобразием индивидуального жизненного опыта; 3) интернализацией (преломлением через свое индивидуальное понимание) жизненного опыта, социальных ролей.
Объективные факторы социализации: система материальных условий жизни; практическое участие в тех или иных видах деятельности.
Субъективные факторы социализации: воспитание; образование; самообразование.
Стадии развития и механизмы социализации.
Новорожденный – только потенция человеческой личности. Как же происходит усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры, какие стадии он проходит, какие социальные механизмы имеют решающее значение на каждой из этих стадий?
В обществе существуют различные возрастные группы, фиксируемые более или менее точно. Это младенчество, детство, отрочество, подростковый возраст, юность, зрелость, старость. Существуют процессы физического, психического и социального развития. Чаще всего они не совпадают друг с другом. Рассмотрим особенности некоторых возрастных групп.
Формирование Я у ребенканельзя расценивать как пассивный результат воздействия извне. Человека нельзя вылепить как вещь, как продукт, но можно, обусловив включение ребенка в деятельность, вызвать его собственную активность. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, но, прежде всего, общий тонус семейной жизни. Огромное значение для формирования детского самосознания имеют также конкретные формы предметной деятельности, включающие общение ребенка с другими людьми.
По сравнению с ребенком, подросток гораздо больше ценит собственное Я. Выросший уровень сознания и самосознания позволяет подростку заметить некоторые противоречия действительности, которых не замечал ребенок. В своем самоутверждении подросток стремится к некоему образцу, идеалу, к максимальному проявлению себя и своих качеств. Этот максимализм — нормальное и плодотворное явление. Подросток легко идеализирует окружающих людей, а затем так же легко разочаровывается. Негативизм, дух противоречия – специфические формы самоутверждения подростка. Они проявляются во многих сферах жизни, в отношениях со старшими, особенно с родителями.
Юность определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека. В первобытных обществах, с их сравнительно простой социальной структурой, индивид довольно легко усваивает социальные роли взрослого человека: к 10-12 годам подросток обычно довольно хорошо знает всю технику обиходных работ, в значительной мере — всю сумму духовного знания — обычаи, легенды своего племени. Отсюда – его чувство собственного достоинства, солидность речи, умение держаться в обществе. Факт наступления половой зрелости в родоплеменном строе одновременно символизирует наступление социальной зрелости. Такое событие ознаменовывается обрядом инициации – торжественного посвящения подростка во взрослое состояние — и сопровождается различными ритуалами, часто включающими суровые испытания (например, вытерпеть без стона сложную татуировку, пройти трудные соревнования со взрослыми). Торжественная фиксация совершеннолетия сохраняется и в цивилизованных обществах.
В современном обществе происходит удлинение периода юности, во-первых, за счет более раннего полового созревания, во-вторых, – более позднего социального созревания. В целом, сегодня возрастные границы гораздо более размыты по сравнению с первобытным обществом.
Если говорить о классических классовых обществах, например, феодальном или индустриальном, то следует иметь в виду следующее: там нет молодежи как единой социальной группы. Сообщество парней «на углу улицы» отличается от «братства» студентов университета. В постиндустриальном обществе происходит постепенное «размывание» четких социальных границ и, прежде всего, среди молодежи.
Юноша во многих отношениях является взрослым. Расширяется круг и изменяется характер его деятельности, выполняемые им роли. Юноша обнаруживает гораздо большую зрелость и самостоятельность в своих оценках и самооценках, нежели подросток. Он жаждет «найти себя», «стать самим собой». Здесь речь идет о раскрытии своих реальных, но до сих пор не выявленных возможностях. Найти себя — значит найти свое место в жизни, выбрать из громадного множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально соответствовали бы собственной индивидуальности.
Современное общество весьма мобильно, возможности выбора огромны. Все это, несомненно, прогрессивно. Большая свобода выбора, меньшая социальная скованность (например, по сравнению с феодальным обществом) способствуют формированию более гибкого социального характера. Велик выбор социальных путей, но решать самому. И самое главное — только в ходе непосредственной деятельности выяснится, подходит ли она человеку. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя. Юность – это период своего рода «ролевого моратория», когда человек может «примерять» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно.
Усиленный интерес к собственному Я у многих молодых людей вызывает чувство одиночества, непонятости. Но это, в большинстве случаев, не означает действительной самоизоляции. Наоборот, именно в юности роль коллектива сверстников бывает очень важна, именно здесь юноша чувствует себя наиболее свободно, только так он может вполне осознать собственную индивидуальность. Чрезвычайно возрастает значение и расширяются функции дружбы. Друг становится в буквальном смысле другим Я, а мнение друзей — более важным, чем мнение родителей или воспитателей.
Формирующаяся личность ищет опору не только в дружбе, но и в слиянии с более широким коллективом сверстников (например, фанаты какого-либо клуба). Коллективность часто может выступать как некая самоцель, а подчеркнутая независимость от старших сочетаться с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип: «Быть таким как все».
Социальная зрелость. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентиров, способна адекватно воспринимать мир. Зрелость ассоциируется с ясностью, спокойствием, определенностью. Юности же свойственны порыв, желание изменить мир. В результате этого образ взрослого человека часто ассоциируется с застойностью личности, для которой нет сомнений и есть ответы на все вопросы. Но насколько это правомерно? Конечно, есть немало людей, у которых юношеские порывы с возрастом увядают, «заплывают жирком». Но это далеко не всеобщее правило: один человек приспосабливается к действительности, а другой пытается ее видоизменить. Как сказал В.Э. Мейерхольд: «У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других – о мосте». Зрелость — это некая определенность только по отношению к неоформленности юношеского порыва. Взятая в другом ракурсе, она тоже динамический процесс, со своими трудностями и противоречиями. Личность, как и история, всегда остается незаконченной, незавершенной, она всегда есть проекция, творчество, поиск.
Источник
Пути формирования и становление личности
Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.
Дети, будучи совсем маленькими, копируют поведение родных, преимущественно доминирующих членов семьи. Позже они уже осознают свою личностную обособленность, которая может проявиться даже детским возрастным кризисом. Иногда то, что принято считать беспричинными капризами, является ничем иным, как эмоциями на природное развитие и переход к изменению мышления и осознания мира. Позже у ребёнка развивается адаптация к изменениям, более лёгкое их принятие. Так дети учатся дисциплине в воспитательных учреждениях и школе. По мере взросления происходит социализация, во время которой крайне важным становится принятие сверстниками, оценка социальных ролей ведущих и ведомых, возможное стремление к лидерству. В подростковом возрасте личность ещё более остро начинает ощущать социальную значимость, испытывает свои первые «взлёты» и «падения». В этот иногда критичный период на границе между детской и взрослой жизнью ребёнок также нуждается в наставничестве родителя либо педагога.
Стадии и факторы формирования личности
Базовые фазы формирования личности описываются в современных источниках, которые придерживаются устоявшихся взглядов на этапы становления и берут во внимание факторы, влияющие на её развитие.
Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:
- адаптация (период формирования навыков приспособления к социальным условиям);
- индивидуализация (самоидентификация и желание проявления личных особенностей);
- интеграция (форма поддержания социальных стремлений, взаимодействие с обществом), дающая позитивный результат;
- дезинтеграция (форма отвержения либо отверженности социумом, максимальный уход от общения), тормозящая либо останавливающая процесс развития;
- деградация (процесс обратного развития, в ходе которого субъект теряет уже обретённые навыки к деятельности и адекватность мышления).
Также научно выделен ряд факторов становления личности:
- внутренние – темперамент, волевые качества и мотивация;
- внешние – среда обитания субъекта (семейное и педагогическое воздействие и условия жизни);
- социальные – новые навыки и знания;
- биологические – наследственные и врождённые особенности.
Влияние социальных агентов на формирование личности
На становление личности ребёнка оказывают значительное влияние так называемые социальные агенты, которые определяют чередование ролей в социуме:
- агенты первичной организации – родители, близкие, друзья, наставники;
- вторичные агенты – руководители воспитательного, учебного, трудового процессов, службы.
Важность ролей в процессе развития личности при этом может меняться.
Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни.
В связи с этим очень важен положительный родительский образ в сознании ребёнка, который несёт в себе основу здоровья психической деятельности человека и его адаптивных функций. В то же время отрицательный образ, проявляющийся не только в агрессии и отчуждённости, но и в излишнем контроле, требовательности и осуждении со стороны близких, разрушителен для психики человека и может на протяжении всей жизни преследовать уже сформировавшуюся личность необъяснимыми терзаниями, нервозностью и прочими, отравляющими жизнь, негативными факторами.
Оценивая фундаментальное значение в формировании личности этапов младенчества, детства, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, человек продолжает получать опыт и, следовательно, формировать себя, изменяться на протяжении всей своей жизни. При этом важно научиться фокусироваться на главном, устранять помехи, принимать взвешенные решения, уходить от шаблонов и стереотипов. Это умение поможет получить курс Викиум «Критическое мышление».
Источник