Что значит основные события произведения

Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция

Привет, автор! Анализируя любое художественное произведение, критик/рецензент, да и просто внимательный читатель, отталкивается от четырёх базовых литературных понятий. Автор же опирается на них при создании своего художественного произведения, если он конечно не стандартный графоман, что просто пишет всё, что приходит на ум. Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов. Но вот достойный внимания читателя текст — довольно затруднительно. А потому, давай пробежимся по каждому из них. Постараюсь не грузить.

В переводе с греческого тема — это то, что положено в основу. Иными словами, тема — это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.

Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.

И так далее и тому подобное.

Темы меняются в зависимости от эпохи,в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными — называют «вечными темами». Выше я перечислил 6 «вечных тем», а вот последняя, седьмая — «тема покорения космоса» — стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет «вечной темой».

Поделим всех авторов на 4 условных категории.

1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.

Читайте также:  Пасочка это что значит

В результате получатся 4 разных романа.

1. 95% (проценты примерны, они приведены для лучшего понимания и не более того) — это будет обычная графомань, шлак, бессмысленная цепочка событий, с логическими ошибками, клюквой, ляпами где кто-то на кого-то напал, хотя не было для того никаких причин, кто-то в кого-то влюбился, хотя читатель совершенно не понимает, что он/она в ней/в нём нашёл, кто-то с кем-то поссорился непонятно почему (На самом деле, конечно понятно — так было нужно автору, для того, чтобы дальше беспрепятственно ваять свою писанину))) ) и т.д. и т.п. Таких романов большинство, но печатают их редко, потому что мало кто может их осилить даже при небольшом объёме. Рунет завален такими романами, думаю, что вы не однажды их наблюдали.

2. Это так называемая «потоковая литература», печатают её довольно часто. Прочитать и забыть. На один раз. С пивом потянет. Такие романы могут увлечь, если у автора хорошая фантазия, но они не трогают, не волнуют. Некий мужчина пошёл туда-то там нашёл что-то, потом стал могучим и т.п. Некая барышня влюбилась в красавца, с самого начала было понятно, что в главе в пятой-шестой будет секс, а в финале они поженятся. Некий «ботаник» стал избранным и пошёл раздавать направо и налево кнуты и пряники, всем тем, кто ему не нравился и нравился. И так далее. В общем, всякое. такое. Таких романах полно и в Сети и на книжных полках и, скорее всего, вы пока читали этот абзац вспомнили парочку-троечку, а может и с десяток или больше.

3. Это так называемые «поделки» высокого качества. Автор профи и умело ведёт читателя от главы к главе, а финал удивляет. Однако автор пишет не о том, что его искренне волнует, но он изучает настроения и вкусы читателей и пишет так, чтобы читателю было интересно. Такая литература встречается куда реже второй категории. Не буду тут называть авторов, но наверняка вы знакомы с годными поделками. Это и увлекательные детективы и захватывающее фэнтези и красивые любовные истории. После прочтения такого романа читатель часто доволен и хочет и дальше знакомиться с романами полюбившегося ему автора. Их редко перечитывают, потому что сюжет уже знаком и понятен. Но если герои полюбились — то перечитывание вполне возможно, а уж прочтение новых книг автора — более, чем вероятно (если у него они есть, конечно).

4. А эта категория — редкость. Романы, после прочтения которых люди ходят несколько минут, а то и часов, как пришибленные, под впечатлением, часто обдумывают написанное. Могут плакать. Могут смеяться. Это романы, которые потрясают воображение, которые помогают справиться с жизненными трудностями, переосмыслить то или иное. Практически вся классическая литература — именно такая. Это романы, которые люди ставят на книжную полку, чтобы через какое-то время перечитать и переосмыслить прочитанное. Романы, которые оказывают влияние на людей. Романы, которые запоминают. Это Литература с большой буквы.

Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.

Естественно, я не говорю о том, что выбора и проработки темы достаточно для того, чтобы написать сильный роман. Более того, скажу прямо — недостаточно. Но в любом случае, думаю понятно, насколько важна тема в литературном произведении.

Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.

Что же это такое — идея литературного произведения?

Идея — это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.

«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».

Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.

Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.

Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.

Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.

Тут важно не уйти в крайности, а это очень и очень непросто. Автор, что позабудет об идее в момент, акцента на художественности потеряет идею, а автор, что позабудет о художественности, поскольку всецело поглощён идеей, напишет публицистику. Это не хорошо и не плохо для читателя, ибо это дело читательского вкуса — выбирать, как к этому относиться, однако художественная литература, это именно что художественная и именно что литература.

Два разных автора описывают период НЭПа в своих романах. Однако, прочитав роман первого автора читатель проникается возмущением, осуждает описанные события и делает вывод о том, что этот период был ужасен. А прочитав роман второго автора, читатель был бы восхищён, и сделал бы выводы о том, что НЭП — замечательный период в истории и пожалеет о том, что он не живёт в этом периоде. Конечно в данном примере я утрирую, потому что топорное выражение идеи — есть признак слабого романа, плакатного, лубочного — что может вызвать отторжение у читателя, который сочтёт, что автор навязывает ему своё мнение. Но утрирую я в этом примере для лучшего понимания.

Два разных автора написали рассказы об адюльтере. Первый автор осуждает адюльтеры, второй разбирается в причинах их возникновения, а главную героиню, что будучи замужем полюбила другого мужчину — оправдывает. И читатель проникается либо идейным отрицанием автора, либо его идейным утверждением.

Без идеи литература — суть макулатура. Потому что описание событий и явлений ради описания событий и явлений — не только скучное чтиво, но и банально глупое. «Ну и что автор хотел этим сказать?» — спросит недовольный читатель и пожав плечами, выкинет книжку на свалку. Барахло, потому что.

Есть два основных способа подачи идеи в произведении.

Первый — художественными средствами, очень ненавязчиво, в виде послевкусия.
Второй — устами персонажа-резонёра либо прямым авторским текстом. В лоб. В таком случае идея называется тенденцией.

Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.

Сюжет — это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Простой пример для лучшего понимания — флэшбэк.

Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Нет конфликта — нет сюжета.

Это очень важно понимать. Множество «рассказов» и даже «романов» в Сети — сюжета не имеют, как таковые.

Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор — это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.

А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?

А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.

И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.

1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.

Автору вовсе не обязательно использовать все элементы сюжета, в современной литературе авторы нередко обходятся без экспозиции, например, однако главное правило художественной литературы — сюжет должен быть завершённым.

Подробнее о составляющих сюжет элементах и конфликте — в другом топике.

Не нужно путать сюжет с фабулой. Это разные термины с разным значением.
Фабула — это содержание событий в их последовательной связи. Причинно-следственной и временной.
Для лучшего понимания поясняю: автор замыслил историю, в его голове события выстроены по порядку, сначала произошло это событие, потом то, это вытекает отсюда, а это отсюда. Это фабула.
А сюжет — это то, как автор эту историю подал читателю — о чём-то умолчал, где-то события местами переставил и тд. и т.п.
Безусловно бывает, что фабула и сюжет совпадают, когда события в романе выстраиваются строго согласно фабуле, однако фабула и сюжет — не одно и то же.

Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.

Композиция — это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие.

Композиция — это структура художественного произведения. Структура вашего рассказа или романа.
Это такой большой дом, состоящий из различных частей. (for men)
Это такой суп, в котором каких только продуктов нет! (for women)

Каждый кирпичик, каждая суповая составляющая — суть элемент композиции, выразительное средство.

Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.

Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя композиция (архитектоника) — это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы.

Внутренняя композиция — это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие — пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.

Каждый автор стремится найти свою композицию, приблизиться к своей идеальной композиции для того или иного произведения, однако, как правило, в композиционном плане большинство текстов довольно слабы.
Отчего так?
Ну, во-первых, очень много составляющих, немало которых многим авторам просто неизвестны.
Во-вторых, банально из-за литературной безграмотности — бездумно расставленные акценты, перебарщивание с описаниями в ущерб динамике или диалогам, или наоборот — сплошное прыганье-беганье-скаканье каких-то картонных персов без портретов или сплошной диалог без атрибуции или с ней.
В-третьих, из-за неумения охватить объём произведения и вычленить суть. В ряде романов без ущерба (а нередко и на пользу) сюжету можно выкинуть целые главы. Или же в какой-нибудь главе добрую треть подаётся не играющая на сюжет и характеры персонажей информация — например автор увлекается описанием автомобиля вплоть до описания педалей и подробного рассказа о коробке передач. Читателю скучно, он пролистывает такие описания («Послушайте, если мне понадобится ознакомиться с устройством данной модели автомобиля — я почитаю техническую литературу!»), а автор считает, что «Это же очень важно для понимания принципов езды машины Петра Никанорыча!» и тем самым делает унылым неплохой в общем-то текст. По аналогии с супом — стоит переборщить с солью, к примеру и суп станет пересоленным. Это одна из самых распространённых причин, по которой начписам предлагают сначала потренироваться на малой форме, прежде чем браться за романы. Однако практика показывает, что немало начписов всерьёз полагает, что начинать литературную деятельность следует именно с большой формы, потому как именно она и нужна издательствам. Уверяю вас, если вы думаете, что для написания читабельного романа вам нужно лишь желание его написать — вы сильно заблуждаетесь. Писать романы нужно учиться. А учиться проще и с большим КПД — на миниатюрах и рассказах. Несмотря на то, что рассказ это другой жанр — внутренней композиции вы прекрасно сможете научиться работая именно в этом жанре.

Композиция является способом воплощения авторской идеи, и слабое композиционно произведение — это авторское неумение донести идею до читателя. Иначе говоря, если композиция слаба — читатель просто не поймёт, что хотел сказать автор своим романом.

Источник

Лекции по сюжету

Давайте поговорим о идее и задумке, ведь именно с них начинает зарождаться произведение. Что это такое и чем различается?

Идея — это главная мысль произведения. Задумка – это та же идея, только обросшая подробностями и деталями, содержащая в себе одно из главных событий или конфликтов будущей истории.
А теперь давайте разберем, в чем же различие задумки и идеи на примере такого произведения, как «Карлсон».

Идея: Воображаемый друг с пропеллером на спине.
Задумка: У мальчика по имени Малыш появляется загадочный/необычный друг с пропеллером, когда он, Малыш, очень нуждается в друге.

То есть, в задумке раскрываются детали произведения и главное событие или конфликт, чего нет в самой идее.
Задумку можно превратить в сюжет и план. Но что это такое?

Сюжет – это взаимосвязанные события, происходящие в произведении, но их последовательность идет таким чередом, каким хочется автору.

План произведения – это намеченная структура текста, которая включает в себя ключевые моменты истории и точки невозврата. А также полностью прописанную композицию произведения, его синопсис, карточки персонажей и локаций.

Точка невозврата — это то, что уже произошло и обратного пути нет. “Точка невозрата” не абстрактный термин. Он может быть не растяжим.
Например: герою разорвало на войне руку. Уже свою руку он не вернет. Все события и их последствия не повернуть вспять.

Структура литературного произведения — это то, что помогает обеспечить целостность произведения. Оно выражает и воплощает то, что передается в произведении. Это, проще говоря, композиция, сюжет и фабула.
Что такое “композиция”, мы узнаем в последующих уроках. О “Синопсисе” я расскажу чуть позже.

Но есть одна проблема. Прежде чем написать сюжет, а затем план, нам нужно знать фабулу произведения. Что же такое фабула?

Фа;була — это повествование о каких-то событиях в хронологическом порядке. Они (события) связаны между собой причинно-следственными связями. То есть, у каждой сцены в произведении есть причина (из-за чего все произошло), и за ней идет следствие (что станет возможным благодаря этой сцене, иными словами — результат). Каждое новое событие является следствием предыдущего.
Различие между сюжетом и фабулой в том, что фабула идет четко хронологически, а сюжет может быть как хронологичным, так и не хронологичным.

Что же получается? У нас есть идея, которую мы превращаем в задумку. А задумку во что? В фабулу или сюжет?

В фабулу. Бывают истории с уже готовой фабулой. Например, когда за основу берут события из реальной жизни. И из этого мы проектируем замысел и сюжет с планом. Но есть моменты, когда фабулу нужно продумывать самому. То есть, у вас есть задумка какого-то произведения. И вы начинаете расписывать из этого полный ряд причинно-следственных событий, из-за которых случился конфликт и чем он, в конечном итоге, обернулся. Но это вы записываете для себя, если пишите нефабульное произведение.
Нефабульное произведение – это произведение с сюжетом, идущим не по хронологии.
(И да. НЕфабульное не означает БЕЗфабульное. Не путайте.)

Для чего это нужно? Чтобы при проектировании сюжета не потерять логику в действиях или событиях произведения. Автор выстраивает их, как ему хочется, но при этом не забывает, что те события произошли из-за того-то, потому что случилось что-то и когда-то. И он должен будет логически это обосновать. Для этого и нужна фабула.

С этим разобрались. Теперь перейдем к сюжету и плану. Сейчас мы поверхностно это разберем, ибо более подробно о сюжетных линиях, проработке и элементах мы поговорим в будущих лекциях.

Итак, сюжет — это та составляющая, которая описывает суть событий в истории.
О чем нужно помнить при составлении сюжета? Перво-наперво это: как построить интересный сюжет? Наш сюжет — это дом. Персонажи и конфликт — это кирпичи. Чтобы был хороший дом, нам нужны хорошо проработанные персонажи и конфликт(ы).

Но что такое конфликт?

Конфликт в переводе с латинского означает столкновение. Это специфическая вещь, которая помогает двигать сюжет. Конфликт является его основой. Без конфликта не обходится ни одно произведение. Если, конечно, вы не читаете книгу про описание обоев. Конфликт несет в себе нежелательные последствия, агрессию, негативный смысл — все то, что в обыденной жизни мы стараемся избегать. Но в произведении это становится двигателем сюжета: развитие событий происходит через преодоление трудностей. Но всегда ли конфликт несет в себе негатив? Конфликт можно рассматривать и с положительной стороны: как способ развития героя и/или героев, переосмысливание каких-либо вещей.

Темы персонажей я не касаюсь. Вместо этого я расскажу о месте конфликта в сюжете.

Зачем нужны конфликты в вашем сюжете? Чему они учат читателя и вашего героя? Чему учит главный конфликт повествования? Этими вопросами вы должны задаваться при разработке сюжета. Чем больше конфликтов, тем тяжелее будет герою, но тем интереснее читателю. Один за одним у него на пути должны быть препятствия. Вылезая из одной проблемы, вы тут же должны его погрузить в другую проблему. Даже мелкая деталь или вещь в сюжете может породить огромный конфликт. Например, какой-то древний артефакт, который приносит беды. Или волшебный камень всевластия. Чтобы это получить, нужно пройти неминуемую кучу испытаний. Это и есть конфликт. И это есть двигатель вашего сюжета. Без него читатель просто перестанет читать вашу историю уже на пятой странице. Но самое главное — не забывайте про детали. Есть незначительные детали, о которых вы можете упомянуть, но они обязаны потом сыграть роль в вашей истории. Как, например, про ружье, висящее в комнате. Если вы о нем упомянули, то оно обязано выстрелить.
Подробнее об этом всём мы поговорим уже непосредственно на уроке по конфликту.

С этим закончили. Что же у нас остается? А остается план произведения.

Благодаря плану мы производим структурирование текста. Многие авторы только смутно представляют завязку, немного лучше главный конфликт и редко концовку. И именно поэтому они часто заходят в тупик, не зная, что же писать дальше, о чем говорить в следующей главе или как вывести героя из тупиковой ситуации. К чему это приводит? Правильно, к тому, что автор начинает либо лить воду, которую скучно читать, либо и вовсе забрасывает работу, теряя к ней интерес. Таких тупиковых ситуаций, когда не знаешь, о чем писать дальше и куда поворачивать сюжет, необходимо избегать.
И что же это значит? А это значит, что, во-первых, перед написанием работы необходимо составить ее план, а во-вторых, садясь писать этот самый план, мы четко и до мельчайших деталей должны его прописать. Это и есть структурирование текста.

С чего следует начать, когда садишься за план? Обычно его начинают с написания синопсиса. И тут у нас возникает вопрос. Что же это такое?

Сино;псис — краткая обрисовка сути произведения. То есть, кто, где, куда, зачем, а также основной конфликт и духовное изменение героя в результате.
Синопсис помогает понять, на чем нужно сделать акцент при написании произведения. Потому что по окончании истории может случиться, что завершилась она совсем не так, как задумывалось. Плюс синопсис пригодится, если кто-то из вас захочет отправить свое творение в издательство.

Какой следующий шаг?

Следующий шаг — это составление карточек персонажей.

Эти карточки спасают от множества ляпов и ненатуральности ваших персов. Вы уже не запутаетесь, какого цвета глаза или волосы у вашего героя или какие черты характера ему свойственны.

Следующий пункт – карточки локаций.

Так же, как и в карточках персонажей, вы должны продумать всё до мельчайших деталей, чтобы не очутиться в неловкой ситуации. Например, город, о котором вы рассказываете в произведении, на самом деле выглядит не так, как вы это описываете. Если придумываете свой город, то можно, для лучшего представления, даже его нарисовать. Но это не обязательно. Просто хорошо его проработайте. Где он находится, как выглядит, какой там климат, какие люди там живут, название и прочее, что поможет избежать ляпов и сделать ваш город интересным и неповторимым. Не стоит забывать про названия улиц и экстерьер домов. Так же, будет очень хорошо, если вы будете знать какие у них интерьеры.

Следующим пунктом идет краткое изложение событий, а после него прописываем блоки основных сцен.

Основные сцены – то есть, отдельные сюжетные блоки, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На них нужно стараться делать основной упор. Главное, что нужно знать, это то, что каждая из этих сцен должна что-то менять в произведении. Возможно, даже изменять ход событий. Например, тот же резкий поворот или изменение в действиях персонажа/в его психологическом состоянии (потеря, апатия).
Тем самым, прописав всё это, вы получите главные события, которые являются значительной частью вашего произведения.

Композиция – это построение изобразительных элементов, которые организуют художественное целое произведения.

В эпических произведениях типы композиции строятся на основе взаимосвязи сюжета и фабулы.

Выделяют четыре вида композиции (их гораздо больше):

1. Линейная – в ней сохраняется фабульная последовательность событий.
Например: роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»; Джоан Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”; Стивен Кинг “Мизери”.
2. Инверсионная – время выстраивается перестановкой фрагментов и событий, которые имели временную связь. А иногда они даже обращены назад.
Например: рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание»; Уильям Харрингтон “Коломбо”; Фильмы: “Миллионер из трущоб”; “Начало”; “Дневник памяти”; “Тысяча слов”;

3. Новеллистическая – важные события умалчиваются по ходу повествования и открываются только к концу произведения.
Например: А. П. Чехов новелла «Ба­рыня»; «В цирюльне»; «Ба­ран и Барышня» , «Смерть чиновни­ка». Эдгар Алан По новеллы «Лигейя» , «Падение дома Ашеров» , «Маска красной смерти»; Николас Спаркс — Спеши любить; Джулия Тот — Гном.

4. Кольцевая – это когда произведение начинается и заканчивается повторением каких-то элементов. Проще говоря, конечный эпизод возвращается к первому или повторяет его.
Например: повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушки­на; рассказ В. Набокова «Круг». Фильм: “Эффект бабочки”;

Типы композиции:
1.Простой (линейный) – отражает естественную последовательность факторов. Например: автобиография или отчет.
2. Параллельный – основан на сопоставлении двух или нескольких фактов, событий. Например, как в этом фанфике: https://ficbook.net/readfic/3331358
В нём производится параллель между “волшебной страной” и жизнью девочки.
3. Ступенчатый – переход от одного положения к другому. Например, как лекция.
4. Концентрические – подчеркивает уже известные факты, добавляя новые детали в произведение. Например: Агата Кристи.
5. Рассказ в рассказе — в произведении ещё один рассказ, который помогает раскрыть общую фабулу.
Например: роман Булгакова «Мастер и Маргарита». «Рассказом в рассказе» здесь является роман, написанный главным героем. Таким образом, Булгаков отображает свою судьбу в истории жизни Мастера, а судьбу Мастера он раскрывает в судьбе героя его неизданного романа Иешуа.
6. Зеркальная симметрия — повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа. Например: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает ее; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.
7. Контрастные – резкое противопоставление двух частей текста.
Например: Пушкин «Евгений Онегин». Контраст праздного Онегина и благородного Ленского.

А теперь разберем, что такое завязка и развязка, зачем они нужны и нужны ли вообще.

Завязка в литературе – это основное событие, которое влечет за собой ряд других событий. Коротко говоря – зарождение конфликта.
Но бывают такие моменты, когда завязка открывается только в конце повествования.
С какой целью? С целью того, чтобы добиться от читателя определенной реакции, подвести его к какой-то мысли и/или заинтересовать необычным ходом сюжета.

Классический пример: решение Чичикова скупать «мертвые души» явлено читателю только в конце первого тома поэмы Н.В. Гоголя.
Как её правильно написать?
a. Завязка должна увлекать и привлекать. Нужно зацепить читателя чуть ли не с первых строк. Если на словах это легко, то на деле куда сложнее. Так что потратьте время, чтобы потом не жалеть о том, что читатель закрыл ваше произведение уже на десятой странице.

b. В завязке должно быть представление о том, что же будет дальнейшим объектом внимания читателя. Именно это определяет дальнейшее развитие сюжета.

c. Стилистика завязки должна быть такой же или схожей с остальным текстом. Желательно не вводить читателя в заблуждение. Дайте ему право знать, к чему себя готовить.

d. Завязка должна быть простой и понятной, без лишних перегрузов. И лишь потом можно сделать лирические отступления, либо какие-то описания.
Лирическое отступление — это отход от темы в произведении. Оно может быть в форме авторского размышления, высказывания или рассуждения. Может быть воспоминанием или же обращением автора к читателям.

e. Определите жанр, цели и задачи вашего произведения. Завязка должна быть частью вашего замысла.

f. Размер завязки, каждый сам для себя выбирает. Например, в книге С. Кинга «Бессонница» примерно 40 страниц, а
К. Чапек «Война с саламандрами» 15 страниц.

g. Ситуацию в завязке нужно доводить до апогея. Если всё плохо, сделайте ещё хуже. Пусть у читателя возникнут эмоции, переживания и прочее, будто они волнуются за близких людей.

Пример завязки из сериала «Шерлок» (1 серия, 1 сезон): «Молодой военный врач возвращается из Афганистана в Лондон, одинок, мало денег, ему советуют соседа, который оказывается странным социопатом, с которым сотрудничает полиция»

Теперь переходим к развязке.

«Развязка» в литературе – конечный элемент сюжета.
Не всегда читатели жалуют открытые финалы, и поэтому им часто хочется, чтобы все тайны перед ними были раскрыты. Развязка может быть, как в конце (что чаще всего бывает), так и в начале. Например, если герой, будучи уже в возрасте, рассказывает историю о своей молодости. Часто это называют обратной композицией (произведение открывается послед­ним событием, которое постепенно начинает разъясняться читателю.) Например: роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Или фильм “Форест Гамп”.

Какой будет ваша развязка, зависит от вас самих. Будет она счастливой или трагической, решаете вы — это ваша история. Так что каких-то критериев здесь нет. Главное, полностью её раскройте (если, конечно, это не история с открытым финалом), сделайте её феерической и неожиданной, и успех вам обеспечен.

Пример развязки из сериала “Шерлок” (1 серия, 1 сезон): “Он решает остаться с ним дальше, потому что это помогает ему преодолеть одиночество и психосоматические проблемы.”

Но тут встает вопрос. Как же полностью раскрыть развязку?
1. Нужно «ответить» читателям на все волнующие их вопросы (раскрыть все тайны);
2. Довести конфликт до завершения;
3. Закончить не законченные дела персонажей.

В чем же связь завязки и развязки?
Завязка — начало конфликта, развязка — его окончание.

Как вы узнали с первой лекции, фа;була — это повествование о каких-то событиях в хронологическом порядке. События связаны между собой причинно-следственными связями. То есть, есть причина и за ней идет следствие. И одно событие всегда происходит по причине другого события.
В свою очередь, в сюжете последовательность идет таким чередом, каким хочется автору. В этом и есть их различие.
Фабула требует, чтобы сюжет постоянно двигался вперед. События, которые будут идти одно за одним, должны всё больше заинтересовывать читателя.

Есть два варианта последовательности фабулы:
Последовательность, которая «естественна» при взгляде «изнутри» художественного мира, т.е. «логическая», «причинно-временная». Таковы в особенности биографические и автобиографические формы.
Последовательность событий, которая не значима для героя, но которая позже открывается для читателя. То есть, «сконструированная», включающая временные перестановки и нарушения логических связей. Например: герой представляется перед читателем уже мертвым, а позже, идет знакомство с историей его жизни.
Яркий пример обратной композиции о которой мы говорили на второй лекции.

А теперь, разберем тот вопрос о который споткнулись все выполняя домашнее задание на первой лекции.
Может ли сюжет быть без фабулы?

Может. Но только в случае исключения. Например, путешествие в котором идет описание увиденных мест, а не повествование о личных приключений там, то это можно считать бесфабульным повествованием. Ну или же в лирических произведениях: стихи, балады, оды и т.д.

Отсутствие хронологии не означает, что её нет вообще. Она есть, для этого и существует фабула. И как я уже говорила в первой лекции, она нужна, чтобы не потерять логичность в перестановке фрагментов в сюжете. Да, сюжет может идти не по хронологии. Но! Все равно когда-то и что-то было. И у этого «когда-то» было свое время в определенном моменте. А значит, что события в произведении можно перестроить в хронологический ряд. Как я показываю на картинке. (И тут картинка)

Хорошая фабула должна иметь четыре вещи:
1. Как минимум два персонажа.
Почему два? Чтобы один герой делал другому герою препятствия. Как мы знаем, лучше насолить одному человеку может только другой человек.
2. Одного или несколько главных героев.
В фабуле главный герой должен легко определяться. Чтобы было сразу видно, вокруг кого крутится сюжет. Может быть один главный герой, два или больше.
3. Конфликт.
Хоть внутренний, хоть внешний. Любой. Но не обязательно глобальный, от которого будет зависеть жизнь или смерть.
4. Решение конфликта.
Пока не решен главный конфликт, замкнуть фабулу невозможно. Решение конфликта может быть: счастливым, трагическим, ироничным или сладко-горьким.

Также есть обязательные сцены.
Обязательная сцена – это та сцена, которая должна безоговорочно произойти.
Например, это финальная схватка между главным героем и злодеем.
В книге “Гарри Поттер и философсий камень” обязательной сценой было получение письма-приглашения. Без него Гарри не попал бы в Хогвартс.
А в книге “Гарри Поттер и Дары Смерти” обязательной сценой была финальная схватка Гарри и лорда Волан де Морта.

Одну и ту же фабулу несколько писателей могут использовать в разных интерпретациях. Например, тот же Шекспир очень часто заимствовал фабулы из различных источников и писал на их основе оригинальные сюжеты. Одна и та же фабула у многих произведений созданных на основе Библейских преданий. Многократно использовалась в качестве фабулы история Дон Жуана, Фауста. Эти примеры показывают нам, как на одной и той же основе создается принципиально новое художественное произведение, в котором использованная фабула обретает новый смысл и значение. Поэтому можно сказать, что фабула выполняет организующую функцию, она объединяет элементы сюжета в смысловое целое, тем самым, давая зрителю ключ к восприятию. Образно говоря — событийный ряд связан с темой, фабула с идеей.

У всех фабул есть общие элементы.

а. Напряжённость;
б. Присутствие враждебной силы: внутренний мир самого героя, другой человек, общество;
в. Усиление напряжённости по мере усиления враждебных сил;
г. Влияние событий на персонажей;
д. Влияние каждого события на сюжет повествования;
е. Представление причины происшедшего события как случайности;
ё. Непредвиденное и случайное должны быть представлены читателю заранее (хотя и ненавязчиво), а их возможность должна быть обоснована.

Как вы узнали с первой лекции, сюжет – это взаимосвязанные события, происходящие в произведении, но их последовательность идет таким чередом, каким хочется автору.

Сюжетные элементы:
1. Экспозиция — вступительная часть сюжета.
2. Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
3. Завязка — это основное событие, которое влечет за собой ряд других событий. Коротко говоря – зарождение конфликта.
4. Конфликт — Это специфическая вещь, которая помогает двигать сюжет. Он является его основой. Без конфликта не обходится ни одно произведение. Если конечно вы не читаете книгу про описание обоев. Конфликт несет в себе нежелательные последствия, агрессию, негативный смысл. Именно то, что в обыденной жизни мы стараемся избегать. Но в произведении это двигатель сюжета: развитие событий, преодоление трудностей.
5. Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта.
6. Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу.
7. Кульминация – результат кризиса. Герой либо ломается, либо идет до конца.
8. Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.
9. Развязка — конечный элемент сюжета.

Существуют ещё необязательные элементы сюжета:
1. Пролог – события, которые произошли до того, как началась история в произведении. Начало с пролога было в произведении «Фауст» И. Гете.
2. Эпилог – судьба героев после развязки и/или размышления самого автора о проблематике произведения. Классические примеры эпилогов есть в произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Есть такие вещи, как сюжетные линии.
Сюжетная линия — часть произведения, которая присутствует хотя бы половину всего произведения. Сюжетную линию связывает персонаж/группа персонажей или событие/серия событий. По сути, сюжетной линией является описание действий и ситуаций с персонажем/группой или последствий какого-то события/серии событий (Или просто описание событий).

Есть две основные разновидности сюжетов: хроникальные и концентрические.

Хроникальный сюжет – это естественное течение времени (Мемуары, саги, приключения).
Особым видом хроникального сюжета является «кумулятивные» сюжеты – это когда события наращиваются одно на другое, как в «Колобке» или «Репке».

В концентрическом сюжете время не имеет определяющего значения (Триллер, драмы, детективы).
В таком сюжете предполагается событийный центр или центры, без которого всё остальное теряет смысл.
Событийный центр — главное событие сюжета.
Например: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Сюжет построен вокруг одного события, а именно – убийства.

В литературе нового времени ещё устоялись такие варианты сюжетов, как:
Моновариантные и моделирующие (поливариантные) сюжетные схемы.

Моновариантные – (от слова «моно») сюжет предполагает, что каждое событие из произведения имело место быть только один раз.
Моделирующие – модель повествования, которую можно «переигрывать» на глазах читателя. То есть, одни и те же события в произведении могут переигрываться по несколько раз. Такие сюжеты характерны для постмодернизма. Хотя их истоки были у Гофмана в эпоху романтизма.
«Намеки» на многовариантность есть в произведении Пушкина «Евгений Онегин», когда была произведена «двойная» потенциальная судьба Ленского. Размышления Пушкина по поводу этого. Но на самом деле Ленский убит, поэтому Пушкин тем самым увязал нам эту загадку с классической логикой сюжета.

Сюжетный архетип — легко узнаваемый шаблон, который берется за основу в зависимости от жанра.
Благодаря архетипам, мы можем себе выбрать общие сценарии для сюжета.

Логика в сюжете – это естественное происхождение событий, у которых есть почва в прошлом, на котором основывались какие-то события. То есть, причинно-следственная петля. Что было и что из этого вышло. Все события в произведении должны быть связаны между собой, и это логично.
Есть много ориджей и фанфиков, в которых нет логики. Многие говорят: «Написано прикольно. Пофиг, что нелогично». Разве это нормально? Не думаю. Поэтому в своих работах старайтесь не забывать о логичности и взаимосвязях между событиями.

Какие могут быть причины нелогичности сюжета?

1. Плохо проработанный сюжет.
2. Не выстроены события в фабульной последовательности.
3. Не проработаны персонажи.
4. Лень автора продумать логику.

Как же с этим бороться?

А. Уточняйте факты, ройтесь в энциклопедиях, узнавайте всё, что нужно для проработки сюжета. Узнавайте, записывайте, пишите.
Б. Не забивать на жанр. Если вы не понимаете в нем ничего – узнайте. И не надо говорить, что детективы или фэнтези — логичные жанры, тут и так всё понятно. Нет, не понятно. Хотите отличную историю, проработанный мир или прекрасную загадку, чтобы читатели поломали голову? Тогда уж постарайтесь найти всю информацию по вашему жанру и проработать её.
В. Сравнивайте сюжет с фабулой. Делайте таблицы соотношения событий фабулы с событиями в сюжете.
Г. Не ленитесь. Лень – зло, хоть и манит.

Лекция №5
И первое — это восьмипунктовая дуга.
Что же это такое? Восьмипунктовой дугой Найджел Воттс называет восемь стадий сюжета.

А теперь более подробно рассмотрим каждый пункт. И вместе напишем мини-рассказ.

Стазис – начало повествования.
Например: «давным-давно» или «когда-то».
Тут нужно рассказать, как же всё начиналось. Своеобразный вход в историю.
Мое начало: «Давным-давно родился я».

Приведите свой пример стазиса.

Первый импульс – случилось что-то, что дало толчок истории.
«Я рос, и в один из дней, когда лежал на кровати, я понял, что помню свою прошлую жизнь».

Приведите свой пример первого импульса.

Цель – какая-то вещь, заставляющая героя к чему-то стремиться.
«Тогда я решил, что, когда вырасту, найду свою семью из прошлой жизни».

Приведите свой пример цели.

Неожиданность – какие-то вещи, которые двигают и в то же время тормозят героя.
Как неожиданности могут двигать сюжет? Например, давая какие-то возможности герою, но в тоже время не давая ему целиком воспользоваться ней.

«Пока я рос, постепенно начал понимать, что память о прошлой жизни стала угасать. Приняв вполне логичное решение, я принялся записывать всё, что помнил о своем прошлом, но с каждой новой записью забывал, зачем это пишу».

Приведите свой пример неожиданности.

Решающий выбор – решение, которое поможет преодолеть препятствие, но оно будет трудным, и, скорее всего, нужно будет чем-то жертвовать (или не жертвовать, если герой сделает отрицательный выбор). Но этот выбор должен даться герою нелегко.

«Видя листы бумаги, аккуратно сложенные на столе, я вспоминал о своей миссии и принимался снова записывать остатки воспоминаний на них. Это была отчаянная борьба с самим собой. В очередной раз посмотрев на стопку листов, я понял, что ничего не знаю о том, что тут написано. Мне даже показалось, что это наброски для моей книги. Что это? Лишь что-то отдаленно подсказывало мне о моей миссии. Эти записки самому себе подталкивали меня к цели. Я не мог понять, правда ли то, что было написано от моей руки, или это всего лишь бурная фантазия. Ничего не помнил, но принял трудное решение: когда вырасту, уеду искать семью, о которой написал на тех листах. Я не знал, существует ли она вообще, но что-то внутри меня кричало, что я должен был это сделать».

Приведите свой пример решающего выбора.

Кульминационный пункт – что-то, что влечет за собой необратимые последствия.
«Когда я вырос, собрал свои вещи и поехал неизвестно куда и даже непонятно зачем. Эти листы вели меня к неизвестной цели, о которой я написал на них.

Приехав в аэропорт, я купил билеты на самолет и полетел в другую страну.

Приведите пример кульминационного пункта.

Поворот – полное изменение ситуации.

Когда я стоял у выхода из аэропорта, мимо меня прошел парень и слегка зацепил меня локтем. Он повернулся в мою сторону, чтобы извиниться, как тут на его лице я заметил испуг. Будто он мертвого увидел. Я тоже напрягся. Тот недоверчиво потыкал в меня пальцем:
— Живой… — тихо промолвил. — Живой! – крикнул он и со слезами на глазах кинулся меня обнимать. Я был шокирован, но не стал его отталкивать».

Приведите пример вашего поворота.

Развязка – концовка. (Плохая или хорошая).

«Это был мой брат из прошлой жизни. Приехав домой, я увидел свою старую мать и вспомнил всё то, что писал на тех листах. Это было не бредом и не воображением. Они мне больше не нужны. Я вернулся домой. В семью.

— Если ты тут, то кто тогда в могиле?
— Мое прошлое, — тихо ответил я, расчесывая волосы и видя в зеркале того, кем меня похоронили.
— Прошло много лет, а ты не изменился. – Ничего не ответив, я повернулся к брату и крепко его обнял».

Приведите пример своей развязки.

Как же этим всем пользоваться?

Часто про фабулу не рассказывают, ибо хронология причинно-следственных событий многим кажется планом инженера для постройки здания — и так понятно, что и как, но это не совсем верно. Правильно выстроенное здание будет долго стоять, так же, как сюжет, основанный на правильно выстроенной фабуле.

Здравствуйте! Тема нашей лекции: план сюжета и второстепенный сюжет.

Как вы знаете, чтобы написать любую историю, нужен план. Дерево вашего сюжета. План не должен быть на 20 листов. Написав этот план, позже, он должен обрастать листьями — вашим сюжетом.
Зачем нужен план? Во-первых, это очень облегчит написание книги. Ибо всё в голове не удержишь, а если записать, то можно не забыть о каких-то мелочах. Во-вторых, если делать развернутый план, то можно избегать несостыковок в тексте. А в-третьих, план поможет всё-таки завершить вашу книгу. Для многих концовка является самым тяжелым. Потому что часто забывают, что они вообще хотели и как нужно было закончить историю. А с помощью плана вы можете себе напомнить о своих замыслах или же немного их поменять.

Переходим к созданию плана.

Коротко опишите в общих чертах весь сюжет. Как я говорила в первой лекции, пишем синопсис.
Например: «Старшеклассник влюбляется девушку из младших классов. Дождавшись того момента, когда она подрастет, преодолевая все трудности и преграды он добивается её и они женятся».
Коротко описавши сюжет выстраиваем само дерево:
Где живет герой? Чем занимается? Какой он? Что с ним происходит? Кто его враг (если есть)? Любовь. Борьба и прочее.

Дальше, вы как можно четче расписываете по каждому из пунктов.
Далее, идут карточки персонажей. Я о них не рассказываю.
Карточки локаций. О них я рассказала на первой лекции.
И блоки главных сцен.
Как я уже говорила в первой лекции, в этих блоках должны быть прописаны самые главные события в сюжете в короткий промежуток времени.
Например:
Сцена №1: Главный герой потерял родителей и рассказывает, как это случилось. (Воспоминания)
Сцена №2: Переход в реальный ход событий. Он понимаем, что его могут отправить в дет. дом и решает пойти к подруги своей матери, чтобы та его приютила.
Сцена №3: События происходят через несколько лет. Он учится и понимает, что с ним что-то происходит. Он слышит голоса, а иногда, ему кажется, что кого-то даже видит. В какой-то из дней, он понимает, что общается сам с собой, будто он — это другой человек. Его брат это замечает и отправляет в больницу.
Сцена №4: Главный герой сбегает из больницу и пытается покончить с собой спрыгнув с высотки. Но перед прыжком просит прощения у умерших родителей, что он стал таким.
Сцена №5: Брат находит его и успевает его схватить до того, как он прыгнул. Тот пытается уговорить главного героя образумиться, но он ставит условие: “Или живешь без меня, или прыгаешь со мной”. Парень понимает, что гг говорит об этом на полном серьезе и принимает решение обезвредить главного героя, путем вырубив его.
Сцена №6: Он приносит гг обратно в больницу, где его все-таки лечат. Пригрозив, что даст тому звиздюлей, парень перестает сопротивляться.
Сцена №7: Главный герой выздоравливает и признается брату в любви.
Конец.

Примерно такими должны быть главные блоки. Которые потом вы каждую по отдельности увеличиваете действиями, описаниями, событиями, которые произошли в этом блоке и между блоками. Это чем-то напоминает метод снежинки.

Что важно учесть, когда пишешь начало? Самое главное, заинтересовать читателя уже в первых слов. Объясняю:
как и во всех книгах, всё начинается хорошо. Ну или плохо… И позже ставят гг в такую ситуацию, что становится всё плохо. Или ещё хуже. Читателю интересно, как же главный герой выпутается из этой ситуации. НО! В тоже время, всё не должно быть банальным. Искусство мастерства писателя такое, чтобы он мог из ничего сделать такую интригу, от которой невозможно было бы оторваться уже с первых строк. Читатель должен быть в «напряжении» на протяжении всей истории.
Так же, читателю не нужно постоянно рассказывать о том, что ел персонаж и когда. Меньше еды. Правда. Меньше. Особенно если читатель сидит на диете и читает вашу книгу, чтобы забыть о еде.
Осторожно описывайте постельные сцены. Читатель не прощает ошибки. И когда-то вам о них напомнит.
Книги лучше (но не обязательно) писать от третьего лица.
Объясняю почему. Многие начинающие писатели пишут работы от первого лица и вскоре сталкиваются с проблемой переключения между персонажами. Если вы легко справляетесь с данной проблемой, то у вас далеко не маленький уровень мастерства.
Итак, вы написали план и немного описали сюжет. Самое главное, чтобы у героев между собой была связь! Теперь приступим к обширному описанию сюжета. Перво-наперво автор должен начать с места действия, где будут происходить все действия главного героя. Придуманный ли это мир или современность? Прошлое или будущее? Это очень важно. Какие ситуации будут ждать героя, повороты событий, конфузы и прочее. Ну, а ближе к концу собственно должна быть логическая, но в тоже время неожиданная развязка. Чтобы читатель не мог предугадать, что же будет дальше. Можно оставить какую-то недосказанность в конце, чтобы читатель уже сам додумал, как ему нравится. Но это совсем не обязательно.

Что же такое второстепенный сюжет?
Второстепенный сюжет – это ещё одна история, которая может развиваться параллельно основному сюжету.

Задача второстепенных сюжетом наполнить историю таким способом, каким не может сделать фабула.
В дополнительном сюжете, появляются другие герои, которые разбавляют основной сюжет и помогают разнообразить его какими-то второстепенными мыслями и задачами.
Так же, второстепенный сюжет помогает расширить саму историю. Иначе говоря, основной сюжет может быть не таким объёмным, как если бы в него добавить дополнительную сюжетную линию.

Побочные сюжеты могут быть как показателями какого-то аспекта темы, так и полной противоположностью фабуле.
Например, в сюжете у героя всё отлично, он добивается успеха, а в доп.сюжетах сплошные катастрофы, взрывы и несчастья. (Но он все равно выходит сухим из воды, потому что он счастливчик)

Чем могут нам помогать второстепенные сюжеты?

Второстепенные сюжеты являются большими помощниками в замедлении основного сюжета. Без них, главный сюжет быстро бы развивался. Так же, они могут быть в качестве пролога, который будет до первого импульса в тексте.
Чаще всего, доп. сюжет вплетают в основной для того, чтобы ставить препятствия перед главным героем и дать ему раскрыться (как герою) и пройти их не так быстро, как могло бы быть в сюжете без второстепенного сюжета.

Побочный сюжет может в какой-то момент пересечь главный и начать жить своей жизнью, будто он главный. Именно поэтому, может случиться так, что у вас в фабуле ДВА РАЗНЫХ сюжета, что может легко сбить с толку вашего читателя.
Что делать, если такое всё же случилось?
1. Урезать один из сюжетов, увеличивая значение другого сюжета.
2. Сделать из одного сюжета – два. То есть из двух сюжетных линий, две книги.
3. Забить на всё и сконструировать свою историю со сложным двух или трехмерным сюжетом. НО! Эти сюжеты должны быть связных друг с другом, иначе рискуете быть автором генератора случайных сюжетов.

Что нужно знать, чтобы создать хороший второстепенный сюжет?
1. Проанализируй главную фабулу.
2. Проанализируй побочный сюжет и ответь на вопросы:
А. Какую функцию он выполняет?
Б. Как ею можно обогатить главную фабулу?
В. Не превысил ли он свое значение над главным сюжетом?
Г. Не тормозит ли развитие второстепенного сюжета главный сюжет?
Д. Как доп. сюжет помогает гг и побочным персонажам?

Конфликт в переводе с латинского означает столкновение — это специфическая вещь, которая помогает двигать сюжет. Он является его основой. Без конфликта не обходится ни одно произведение. Если конечно вы не читаете книгу про описание обоев. Конфликт несет в себе нежелательные последствия, агрессию, негативный смысл. Именно то что в обыденной жизни мы стараемся избегать. Но в произведении это двигатель сюжета: развитие событий, преодоление трудностей. Все что раньше я называла причинно-следственной петлей. Но всегда ли конфликт несет в себе негатив? Конфликт можно рассматривать и с положительной стороны: как способ развития героя и/или героев, переосмысливание каких-либо вещей.

Виды конфликтов:
а) социальные — столкновение интересов определенных общественных групп. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» противостояние «старых» («пошлых») и «новых» людей, то есть людей с буржуазно-мещанскими взглядами на жизнь (Розальская, Сторешников, Жюли и др.), и людей, готовящихся строить новое, подлинно человеческое, социалистическое общество, которое «светло и прекрасно» (Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
б) нравственные — так, в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» конфликт заключается в столкновении главного героя — оперативного работника Леонида Сошнина, доброго, совестливого человека — с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы, преданы забвению этические правила;
в) психологические — борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Например, мотивом поведения героя повести В. Г. Распутина «Живи и помни» — дезертировавшего из армии Гуськова — становится постоянный страх разоблачения, страх смерти;
г) философские — например, спор Иисуса Христа и Понтия Пилата в романе Ч. Айтматова «Плаха»;
д) социально-исторические — так, столкновение Чацкого с Фамусове кой Москвой, человека передовых убеждений — с косной, бездуховной, беспринципной социальной средой предстает у Грибоедова как конфликт основных тенденций и сил, противоборствующих в русской истории;
е) конфликт добра и зла, просвещения и невежества (в произведениях классицизма, например в «Недоросле» Д. И. Фонвизина);
ж) интимно-личные — борьба между личными желаниями и общественным долгом. Например, в характере Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — конфликт между любовью к Родине и любовью к женщине;
з) конфликт между характером и обстоятельствами. Например, отношение героев пьесы А. П. Чехова к судьбе вишневого сада;
и) конфликт характеров, то есть героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Например, столкновение между Троекуровым и старым Дубровским или между Гриневым и Швабриным;
к) конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе Катерины между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием «темного царства», в частности религиозно осознанным законом супружеского долга.
Конфликты могут быть также производственные, семейно- бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми» и др.

Что может сделать конфликт?

Конфликт может как улучшить события так их усугубить и погрузить в ещё большие конфликты. Например, как в романе Л. Толстого Анна Каренина четко прописан трагический жизненный конфликт.

Так же, конфликт может как разрушить, так и созидать. Конфликты могут быть и межгрупповыми. Когда за чьими-то столкновениями стоят интересы отдельных и/или не отдельных групп, и межличностные. Какие источники могут быть у межгрупповых конфликтов? Конкуренция за какую-то ограниченную вещь, статус, власть и прочее.

Для чего используется конфликт?
Конфликт в сюжете используют в зависимости от того, какой жанр и задумка самого сюжета. Например, в классической детективной истории, вы вряд ли напишете про милых феечек и злобных пьяных ковбоях с Родео. Так же, в сюжете могут быть несколько конфликтов. Например, в «Горе от ума» Грибоедова легко увидеть два взаимосвязанных конфликта: любовный и идейный.

Это всё хорошо, но как же сочетаются разные конфликты в одном сюжете и зачем это?

Разные виды конфликта ставят в сюжет ради того, чтобы его усугубить. Поставить гг перед выбором. Один словом, усложнить гг жизнь. Например: Карьера или любимый человек? Деньги или счастье того, кого любишь ценой своего несчастья?
Как я говорила в начале своих лекций, конфликт должен строится по типу: Причина – следствие – причина — следствие. И так пока не разрешится основной конфликт. Это и есть то, что удерживает читателя. Интересный конфликт – половина успеха.

Как разрешается конфликт?

Разрешение конфликта: победа одной из сторон, компромисс, интеграция (решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон).
А. Первый способ не всегда эффективный, ибо сторона, которая приняла поражение всегда будет хотеть реванша, а это очередной толчок для последующего конфликта.
Б. Компромисс иногда может временно убрать остроту конфликта. Но по сути, стороны конфликта могут не всегда остаться довольными.
В. Чтобы привести разрешение конфликта к интеграции нужно: желание разрешить этот самый конфликт, талант и знания.

Конфликт, который устраивает обе стороны заставляя их хронически находиться в состоянии противоборства принято называть «холодным конфликтом». Если конфликт долго не разрешается, то он чаще всего перерастает в эмоциональный, что приводит к отказу от общения. Полный отказ от общения — это когда разрушение зашло на столько далеко, что ничего не может разрешить конфликт.
Так же, есть внутриличностный конфликт, который несет за собой массу проблем в виде расстроенной психики, нервных заболеваний героя и прочего. Хотя, этот же конфликт может привести к собственному развитию героя и становлению его как личности.

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности.

Так же, вы должны учитывать эпоху, когда происходит конфликт. Поэтому, чтобы написать о средневековых конфликтах, настоятельно советую узнать про саму эпоху и какие там были конфликты со всеми их вытекающими последствиями. Чтобы потом читатель не сказал: «Такого не было! Это обман!»

А теперь, хочу совсем немного поговорить о самых больших ошибках начинающих авторов. То есть, подведем итог всего того, что мы уже выучили.

Герой Мэри Сью, сюжет штампованый, а события прыгают, будто обрывки чьих-то воспоминаний.
Чтобы этого не было, что нужно сделать?
1. Проработать всё. От начала до конца. В этом вам поможет первая лекция.
2. Четко проработать персонажей. Чтобы не допустить оплошностей. Они должны быть живыми и натуральными. Они не должны быть слишком круты и не должны быть обделены по жизни.
3. Не забывайте про логичность вашего сюжета. А также сцены. У вас не должны прыгать события. Была тут, поехала туда, очутилась там-то. Нет. На пути всегда есть какие-то препятствия. Происходят какие-то события. Расскажите о них.
4. И не спойлерите в третьей главе о том, что будет в конце.
5. Больше эмоций герою. Больше. Если кто-то умер, читатель должен сопереживать смерти. А чтобы он сопереживал, он должен ощутить потерю. Он должен знать и чувствовать героя. Знать его историю и судьбу. Левых Вась и Петь никто не будет жалеть.
6. Не забывайте про историю жизни героев. Она формирует их характер и их самих.
В общем, это был кратенький план, как не написать фф в стиле йуного автора.

Я надеюсь, что мой курс был вам полезен и вы узнали много чего нового для себя, что помогло увеличить ваш уровень в сюжете.

Источник

Оцените статью