Что значит оседлые арабы

Арабы, живущие в городах автор: Tatyana / дата: 2016-05-17

Мы привыкли сегодня судить об арабах по тем печальным «образчикам», которые нам предоставляют жители Сирии, Египта и Алжира, приниженные смешением народов и порабощением; однако очевидно, что, чтобы иметь о них непредвзятое мнение, следует заниматься их изучением в «самой колыбели арабского народа».

Мусульмане Нубии; по фотографиям автора

Автор, которого я выше цитировал [Палгрев], и который жил с ними долгое время считает их одной из самых благородных рас на земле, и добавляет:

«Я сказал «одна из самых благородных рас на земле»; арабы, живущие в городах, действительно заслуживают так называться. Я много путешествовал, и находился в тесном контакте с представителями разных народов, африканцами, азиатами, европейцами, и мало кто из них мне кажется достойным быть поставленным выше жителей центральной Аравии.

Последние говорят, однако, на том же языке, что и кочевники пустыни, та же кровь течет в их жилах, но какая пропасть их разделяет!»

Мы отмечали выше, что оседлые арабы, впрочем, как и все цивилизованные народы, сильно отличаются в зависимости от страны обитания. Эти различия заметны уже в Аравии. В одно и той же провинции Неджд, правда, гораздо более огромной провинции, чем большинство европейских государств, между арабами существуют такие же глубокие различия, как и те, что разделяют жителей севера и юга Европы. Например, ваххабиты имеют большие отличия в характере, который обычно приписывают большинству арабов. Они энергичны, не импульсивны, но подозрительны и часто завистливы. Вот как их описывает Палгрев:

Читайте также:  За браваду тут топил убитый капитан что значит

«Ваххабиты менее щедрые, не так склонны участвовать в рискованных делах, не такие веселые и искренние, как другие арабы. Они редко облекают в слова свои затаенные чувства, но они тверды в своих намерениях, ужасны в мщении, являются беспощадными врагами и сомнительные друзья для тех, кто не является их соотечественником.

Их можно было бы назвать, так сказать, не оскорбляя и со всей предосторожностью, шотландцами Аравийского полуострова. Выражение их сдержанных, суровых и даже мрачных черт удивительно контрастирует с добродушными лицами арабов севера. Они не следуют минутному настроению, а следую заранее расчерченному плану. Если у них и ограниченный ум, то их сильное стремление и настойчивость делают их способными организовать мощное социальное государство и стать для своих соседей деспотичными хозяевами. И наконец, их сплоченный союз должен обеспечить им триумф над врагами, которых ослабляют бесконечные разделы. И, по всей видимости, государство ваххабитов стремится к поглощению большей части территории полуострова, и тем самым их амбициозная мечта может осуществиться раньше, чем мы можем себе представить.

«Их характер проявляется даже в самых повседневных делах. При беседе с ними, нужно следить за тем, что говоришь, и хорошо взвешивать свои жесты, как если бы перед вами был враг».

Продолжение читайте в посте Кочевые арабы Сирии

Источник

Нравы и общественные институты арабов автор: Tatyana / дата: 2019-12-16

Перед Вами план повествования четвертой части книги французского автора 19-го века Г.Лебона «Арабская цивилизация». Дается краткое описание каждой главы и приводятся ссылки, раскрывающие краткое содержание подрубрик. С содержанием первых трех частей книги можно ознакомиться по следующим ссылкам:

Книга четвертая (или четвертая часть книги Г.Лебона «История арабской цивилизации»)

Глава I

Кочевые и оседлые арабы из деревень

  • ВОССОЗДАНИЕ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО НАРОДА

Как можно воссоздать жизнь древних арабов. Важные общественные изменения затрагивают только высокопоставленные слои населения. Причины, по которым арабы перестали эволюционировать, достигнув определенной ступени своей цивилизации.

Простота существования. Отсутствие потребностей. Неизменность условий существования кочевников с самых древних времен. Их жизнь в пустыне. Привычные занятия. Занятия женщин, жизнь в лагерях и др.

Общественная жизнь оседлых арабов. Неизменность их нравов и традиций. Детальное описание населения, выбранного в качестве типового. Патриархальные нравы. Общность благ. Семейная жизнь. Положение слуги. Тождественность некоторых традиций с теми, что существовали с библейских времен. Законный государственный строй. Полигамия. Крайняя необходимость, не допускающая распада сообществ. Взаимодействия с кочевниками. Необходимость выплаты им дани во избежание грабежей с их стороны и чтобы держать их в качестве союзников. Такая дань сравнима с суммами, которые тратит цивилизованное общество на содержание городских административных органов и полиции. Домашнее хозяйство оседлых арабов из различных стран. Жилища. Питание и пища. Одежда.

Глава II

Арабы из городов. – Нравы и традиции

Существенные различия, разделяющие общества Запада и Востока. Лихорадочные волнения одних, безмятежность других. Отсутствие социального соперничества на Востоке. Вежливость и высокая степень терпимости в отношении людей и вещей. Умеренность в потребностях. Чувство собственного достоинства во всех общественных классах. Как современное состояние арабов городов может служить полезным справочным материалом для воссоздания их древнего состояния.

Облик арабских городов. Жизнь внешнего мира заканчивается с закатом солнца. Вечер посвящен исключительно семейной жизни. Улицы Востока. Мягкое отношение жителей Востока ко всем животным. Транспортные средства. Жилища. Описание одного из дворцов Дамаска. Дома Алжира, Марокко и Египта. Причины, по которым арабские жилища представляют собой довольно разные типы в разных странах. Восточный базар.

Рождение. Обрезание. Брак, похороны и т.д.

Бани. Кафе. Использование табака и гашиша.

Различные игры арабов. Песни и музыка. Танцы. Альме, и др.

  • Игры арабов
  • Арабские истории
  • РАБСТВО НА ВОСТОКЕ. Ошибочные представления европейцев о рабстве на Востоке. Положение рабов на Востоке выше, чем положение прислуги в Европе. Они могут достичь более высоких должностных обязанностей. Они отказываются от свободы, которая даруется им законом. Мнение жителей Востока о мотивах европейского вмешательства в торговлю неграми. Эта торговля менее пагубна, чем принудительный импорт опиума в Китай европейцами.
  • Рабство на Востоке
  • Против рабства

    Глава III

    Политические и социальные институты арабов

    • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АРАБОВ

    Необходимость, которая служит причиной возникновения политических и социальных институтов народа. Они являются лишь выражением чувств и врожденных потребностей. Невозможность навязывания народу институтов, которые не были порождены его прошлым. Коран мог внушить почтение лишь тем народам, чьи нравы и традиции были очень схожи с арабскими. Как можно преобразовать общественные институты народа. Крайняя медленность их преобразования. Коран существенно не изменил общественные институты арабов. Книга Мухаммеда – сборник древних традиций, уже укоренившихся, благодаря общественному мнению. Его изучение очень хорошо раскрывает состояние общества нации, где он зародился.

    Источники судебной практики мусульман. Обычаи ханифитов, шафиитов, малекитов и ханбалитов. Традиционное право. Криминальное право. Заслуженное возмездие (закон «око за око, зуб за зуб»). Его польза во всех первобытных обществах. Введение компенсации убытков. Плата за кровь. Гражданское право. Собственность. Преемственность. Сравнительное исследование французского, английского и арабского сводов законов с точки зрения преемственности. Судебная организация и судопроизводство у арабов. Чувство равенства, которое главенствует во всех арабских общественных институтах.

    Политический режим арабов – демократия при правителе, наделенном абсолютной властью. Почему такая крайне слабая политическая система настолько возвеличила арабов? Одни и те же общественные институты могут, в зависимости от времени и расы, привести к величию или упадку народа.

    Глава IV

    Женщины на Востоке

    • ПРИЧИНА ПОЛИГАМИИ НА ВОСТОКЕ

    Открыто признаваемые ошибки в Европе о причинах полигамии на Востоке. Она возникла гораздо раньше ислама и является следствием климата, образа жизни и темперамента. Превосходство законной полигамии жителей Востока над лицемерной полигамией европейцев. Отсутствие соперничества и ревности в полигамных браках.

    Благотворное влияние Корана на социальное положение женщин на Востоке. Состояние женщин до и после Мухаммеда. Рыцарские нравы, обязывающие относиться к женщинам с уважением, обязаны своим появлением арабам. Как относились к женщинам во времена Карла Великого. Литературные произведения арабских женщин в период рассвета ислама. Религия Мухаммеда впервые поставила женщину в положение выше среднего.

    Законные предписания Корана в отношении брака. Возможность развода, но при условии обеспечения будущего разведенной женщины. Принципы брака на Востоке. Редкость целибата. Авторитет главы семейства в восточной семье. Легальный статус замужней женщины – гораздо выгоднее для нее на Востоке, чем в Европе. Женщина счастливее и более почитаема на Востоке, чем в Европе. Она зачастую даже более образованна.

    Семейная жизнь в гареме. Преимущества и недостатки гаремов.

    Глава V

    Религия и мораль

    Религиозные верования у арабов стали главным фактором их эволюции. Глубокое влияние Корана на арабов. Ни один мусульманин не решился бы избавить себя от следования его предписаниям. На сознание жителей Востока можно воздействовать только посредством религии.

    Различные секты: шииты, сунниты и др. Религиозные церемонии. Молитвы. Религиозные праздники. Посты. Религиозные праздники. Паломничество в Мекку. Церемонии, практикуемые дервишами. Религиозные памятники: мечети, монастыри и школы.

    Анализ нравственных принципов Корана и Евангелия. Независимость религии и нравственности. Изменчивость нравственных качеств жителей Востока в зависимость от времени и расы. Моральные принципы в сравнении между христианами и мусульманами Востока. Могущество некоторых мертвых.

    Источник

    Оседлые и кочевые арабы автор: Tatyana / дата: 2016-04-29

    Единственное фундаментальное различие, которое можно приписать арабам, обусловленное их традициями и образом жизни, это деление на оседлых и кочевых арабов. Понимание этого различия необходимо, и о нем всегда нужно помнить при изучении их истории.

    Кочевники, или, как их чаще называют, бедуины, от Марокко до Аравии ведут один и тот же образ жизни, носят одинаковую одежду и имеют одни и те же нравы, которые нисколько не изменились за последние тысячелетия и вряд ли изменятся. Как и в библейские времена, они живут племенами, меняя места, как только их стада истощат все пастбища, где они временно расположили свой лагерь. Оседлый же араб, напротив, подстраивается под места или различные народы, с которыми он вступает в контакт.

    Деление арабов на оседлых и кочевых

    Это деление арабов на оседлых и кочевых полностью соответствует тому, что закрепилось в преданиях. Последние действительно рассказывают о трех родах, стоявших у истоков зарождения арабов, первый из которых исчез еще до появления ислама. Второй сформировался из потомков Кахтана (Йоктан в Библии) – оседлое население, живущее в Йемене и считающееся самой чистой арабской расой. Третья ветвь восходит к Исмаилу, сыну египетской рабыни Авраама.

    Из всего вышесказанного о смешениях разных народов, которые сегодня составляют арабское население, становится ясно, что не существует чисто арабского типа, как это обычно принято считать. Дать описание типичному представителю арабов, то есть типу, о котором можно было бы сказать, что он присущ только арабу, мне кажется таким же невозможным, как и описать чистый французский или итальянский тип.

    Из всех попыток дать определение физическому типу арабов, одна, которая мне показалось наиболее соответствующей большому числу представителей чистой расы, принадлежит бывшему главному хирургу египетской армии Ларрею.

    Источник

    Оседлые арабы автор: Tatyana / дата: 2019-02-18

    Помимо членов семьи, которые входили в общину и между которыми делились ее прибыли, туда входила немногочисленная домашняя прислуга.

    Она состояла либо из иноземцев, которые искали способа заработать себе на жизнь, либо из отвергнутых членов других общин, которые не нашли с ними общий язык, или из членов общин, распавшихся из-за превратностей судьбы или по каким-либо другим причинам.

    Арабская прислуга

    Домашняя прислуга использовалась в основном для сельскохозяйственных работ и была реальным членом общины. Их заработок состоял из части, в большинстве случаев – четверти, собранного ими урожая.

    Они считались рабочей силой общины, хотя и делили с ней стол. Часто наблюдалось, что дочь семейства выходила замуж за прислугу.

    Однако в таких случаях оговаривалось, что в течение нескольких лет жених будет работать только за кров и пищу. Подобный контракт напоминает контракт, который заключил Яков с Лаваном, чтобы получить в жены Ревеку.

    Этот вид договоренности лишний раз показывает нам, сколь мало изменились нравы оседлых арабов с библейских времен. Также как и в те далекие времена случается даже иногда, что свекор настоятельно требует продолжения срока службы, не оговоренного в соглашении.

    Женится ли наемный работник на дочери хозяина или умудряется сэкономить такое количество денежных средств, чтобы купить несколько голов скота, войти в семью и начать вести хозяйство за свой собственный счет, у этих примитивных народов положение слуги является переходным состоянием, которое неминуемо должно привести к более высокому положению.

    Мужская полигамия

    Как и все восточные народы, население, о котором мы только что говорили, является полигамным. Их полигамия, впрочем, вызвана необходимостью, но к этому вопросу мы вернемся в следующей главе. Скажем лишь, что эта необходимость настолько острая, что женщины сами первыми подталкивают к ней своих мужей.

    Так же, как и в соседних регионах пустыни, т.е. на большей части Аравии, оседлое население Хауран оказалось в контакте с кочевыми племенами, которые, занимаясь разведением верблюдов и коз, не могли жить только тем, что давали им их стада и были вынуждены промышлять грабежом.

    Интересы арабов

    Интересы оседлых и кочевых арабов настолько же противоположны, насколько интересы охотника и добычи, когда первый имеет очевидную заинтересованность в том, чтобы съесть второго, а второй преследует не менее очевидную цель, чтобы не быть съеденным первым.

    Однако необходимость – этот вечный и самый мощный фактор возникновения всех человеческих институтов – не замедлила примирить, по крайней мере, у арабов, настолько противоречивые интересы.

    Оседлые арабы купили защиту у кочевников посредством ежегодных сборов, а кочевые племена, в свою очередь, защищали оседлое население, по крайней мере, для того, чтобы получить свою дань.

    Таким образом, первые отказывались от части своего урожая, чтобы сохранить оставшуюся долю. То же самое, только в иной форме, делают цивилизованные люди, отдавая определенную сумму средств, которая является ничем иным, как частью их урожая, для того, чтобы содержать жандармов, судей и других чиновников, призванных защищать их имущество.

    Арабы, о которых идет речь, не имея правительства, способного содержать полицию и армию, чтобы препятствовать расхищению, предпочли содержать тех, кто грабит. И результат тот же, и затраты небольшие.

    Взамен на дань, которую платила каждая деревня, кочевники превратились в союзников оседлого населения, готовых защищать их от возможных нападений других кочевых племен. Но такие нападения случаются редко, поскольку ни одно племя не захочет развязать войну, в которой оно абсолютно ничего не выиграет, напав на деревню, находящуюся под защитой другого племени.

    Источник

Оцените статью