Что значит осадка корабля

Осадка

Осадка (англ. Draft ) — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

Различают следующие виды осадки.

  1. Проектная или расчётная осадка, или вертикальное расстояние от верхней кромки киля до уровня главной ватерлинии, измеренное на половине длины корпуса. В технической документации обозначается как T.
  2. Проектная осадка по мидельшпангоуту — расстояние от ватерлинии до наружной кромки обшивки у киля.
  3. Осадка носом, измеряемая по носовой точке погружения, или у носовой марки.
  4. Осадка кормой, измеряемая по кормовой точке погружения, или у кормовой марки.
  5. Средняя осадка — среднее арифметическое значение носовой и кормовой осадки.

Для измерения осадки на корпусе корабля наносятся марки углубления. В большинстве флотов мира марки углубления наносятся по вертикали от концевых точек прямой линии киля до главной ватерлинии с обоих бортов судна. В англо-саксонских странах (но не только в них) долей марки является фут.

Для судов с большой осадкой затруднён, либо невозможен вход в мелководные районы моря, гавани, порта, а также в устья рек.

Литература

Эверс Г. Военное кораблестроение. — Под ред. А. Э. Цукшвердт. — Главная редакция судостроительной литературы. — Л.; М., 1935.

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Осадка» в других словарях:

ОСАДКА — ОСАДКА, осадки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. осесть; медленное понижение, оползание (спец.). Осадка почвы. Осадка стены. Осадка фундамента. 2. Глубина погружения в воду судна, считая от самой нижней части его (тех.). Суда с небольшой осадкой … Толковый словарь Ушакова

осадка — водоизмещение; оседание, операция, опускание, глубина Словарь русских синонимов. осадка сущ. • оседание • сползание смещение вниз под действием тяжести) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 201 … Словарь синонимов

ОСАДКА — в строительстве деформация основания сооружения, не сопровождающаяся коренным изменением структуры грунта. Вызывается уплотнением грунта и вытеснением из его пор избыточной воды … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — кузнечная операция, при которой уменьшается высота заготовки и увеличивается площадь ее поперечного сечения; обычно предшествует протяжке или прошивке … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — судна расстояние по вертикали от ватерлинии до нижней точки корпуса … Большой Энциклопедический словарь

ОСАДКА — ОСАДКА, и, жен. 1. Постепенное оседание, опускание (сооружения, грунта). О. здания. 2. Глубина погружения судна в воду (расстояние от нижней кромки киля до поверхности воды). Небольшая о. | прил. осадочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

ОСАДКА — та же лебеза, но больших размеров и с более тупым концом (толщиной около 6 мм). О. назначается для раздавания пазов и стыков новой постройки перед конопаткой для осаживания верхней пряди, для вбивания в паз жгута и для осаживания старого… … Морской словарь

ОСАДКА — понижение сооружения или части его под действием собственного веса или внешней нагрузки за счет уплотнения или усыхания материала, из к рого построено сооружение, или уплотнения грунта основания. О. предусматривается и учитывается при… … Технический железнодорожный словарь

ОСАДКА — сделалась у кого. Сиб. О надорвавшемся человеке. ФСС, 127. Давать/ дать осадку. 1. Кар. Оставлять привкус во рту. СРГК 4, 236. 2. Одесск. Худеть. КСРГО. Дать осадку спанью. Кар. Выспаться. СРНГ 23, 350 … Большой словарь русских поговорок

осадка — Вертикальное смещение поверхности грунтового основания в результате действия сжимающих сил [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительство в целом EN settlementsettling DE EinsinkenSetzung… … Справочник технического переводчика

ОСАДКА — (1) в металлообработке формообразующая технологическая операция обработки металлов давлением для уменьшения высоты заготовки (за счёт увеличения площади её поперечного сечения) и повышения механических свойств стали; её осуществляют на прессах и… … Большая политехническая энциклопедия

Источник

Осадка судов

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

  • Проектная. Представляет собой расчетную осадку, измеренную на ½ длины корпуса судна, и характеризующую расстояние от ватерлинии судна до крайней точки киля. Данный показатель, измеренный по мидель-шпангоуту, в проектно-технической документации, согласно принятым международным стандартам, обозначается латинской буквой «Т».
  • Носовая осадка – показывает глубину погружения носовой части судна. Для её определения на носу крупных судов наносят специальную разметку – носовую марку.
  • Кормовая осадка – нижняя точка погружения кормы в воду. Определяется при помощи нанесённой на корму разметки – кормовой марки.
  • Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

  • Массы судна. Согласно законам физики, чем больше масса корабля, тем глубже он будет погружаться в воду.
  • Длины и ширины корпуса. При одинаковой массе меньшую осадку будет иметь судно с более широким и длинным корпусом. Это связано с большей выталкивающей силой воды, действующей на корпус корабля с увеличенной площадью днища.
  • Конструктивных особенностей корпуса. В первую очередь, здесь подразумевается размер киля. А для малых судов – его наличие или отсутствие.

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

  • По специальной диаграмме, называемой «грузовой размер». В ходе исчислений выводится грузовая шкала, которая является основным грузовым документом судов.
  • По показателям кормовой (Тк) и носовой (Тн) осадок находится средняя осадка судна (Тср): Тк х Тн = Тср. Подобная формула справедлива для плавсредств с ровным килем, лишённым изгиба. Для кораблей с изогнутым килем, перед тем, как определить осадку судна, потребуется внести в данную формулу поправки в виде коэффициента изгиба киля. Этот показатель должен быть указан в технической документации корабля.

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Источник

Осадка (корпус) — Draft (hull)

Проект или проект из судового корпуса является расстоянием по вертикали между ватерлинией и нижней частью корпуса ( киль ). Осадка определяет минимальную глубину воды, на которой корабль или лодка могут безопасно перемещаться.

Чем больше загружено судно, тем глубже оно погружается в воду и тем больше его осадка. После постройки верфь создает таблицу, показывающую, сколько воды вытесняет судно, в зависимости от его осадки и плотности воды (соленой или пресной). По осадке также можно определить вес груза на борту, рассчитав полное водоизмещение, учитывая содержимое бункеров корабля и используя принцип Архимеда .

Тесно связанный термин «дифферент» определяется как разница между прямой и кормовой осадками.

СОДЕРЖАНИЕ

Корабля

  • Осадка кормой ( кормой ) измеряется по перпендикуляру кормы .
  • Осадка вперёд ( нос ) измеряется по перпендикуляру носовой части.
  • Средняя осадка рассчитывается путем вычисления среднего значения осадки кормой и носом с поправкой на изменение уровня воды и значение положения носа (F) относительно среднего перпендикуляра.
  • Балансировка корабля — это разница между осадкой носа и кормой. Когда осадка на корме больше, считается, что у судна положительный дифферент, а при большей осадке носом — отрицательный. В таком случае это часто называют неудачей .

При эксплуатации коммерческих судов судно обычно указывает среднюю осадку как осадку судна. Однако в навигационных ситуациях максимальная осадка, обычно осадка кормой, будет известна на мостике и будет сообщена лоцману .

Вариации

На осадку корабля могут влиять несколько факторов, не считая подъема и падения корабля водоизмещением:

  • Вариация по обрезке
  • Вариант по списку
  • Вариация при изменении уровня воды
  • Допуск изменения осадки в пресной воде при переходе от пресной воды к морской или наоборот
  • Изменение температуры при плавании на мелководье
  • Вариация в результате движения корабля на мелководье или приседания

Шкала осадки

Осадки измеряются по «полосатой» шкале от носа до кормы, а для некоторых судов также используется среднее перпендикулярное измерение. Шкала может использовать традиционные британские или метрические единицы . Если используется британская система мер, нижняя часть каждой отметки представляет собой осадку в футах, а отметки имеют высоту 6 дюймов. В схемах метрической разметки нижняя часть каждой отметки осадки — это осадка в дециметрах, а высота каждой отметки — один дециметр.

Подразумеваемое

Большие корабли

Большие суда стараются поддерживать среднюю осадку на воде, когда они легкие (без груза ), чтобы лучше пересекать море и уменьшить влияние ветра (высокий центр большой силы). Для этого они используют парусный балласт для стабилизации судна после разгрузки груза. Осадка большого корабля на воде не имеет прямой связи с его остойчивостью, поскольку остойчивость зависит исключительно от соответствующих положений метацентра корпуса и центра тяжести. Однако верно также и то, что «легкий» корабль имеет довольно высокую остойчивость, что может привести к чрезмерной качке корабля (из-за памяти). Полностью загруженное судно (с большой осадкой) может иметь либо сильную, либо слабую остойчивость, в зависимости от способа загрузки корабля (высоты центра тяжести ).

Осадка корабля может быть увеличена, когда корабль движется на мелководье, явление, известное как приседание (морской термин, обозначающий гидродинамический эффект низкого давления, тянущего корабль вниз при движении).

Водные пути

Осадка является важным фактором, ограничивающим судоходные пути, особенно для крупных судов. Это включает в себя множество неглубоких прибрежных вод и рифов, а также несколько крупных судоходных путей. Panamax класс корабли-крупнейший суд , способный транзит Панамского канал -У есть проект предела (и «проект воздушного» предел для прохождения под мостами) , но, как правило , ограничены лучом , а иногда и длиной в целом , для установки в замки . Однако суда в Суэцком канале могут быть длиннее, шире и выше , ограничивающим фактором для судов Suezmax является осадка. Некоторые супертанкеры могут пересекать Суэцкий канал в порожнем или частично загруженном состоянии, но не в полностью загруженном состоянии.

Каналы — не единственные судоходные пути с ограниченной осадкой. Malaccamax судно, является самым глубоким проект в состоянии транзита очень занят , но относительно небольшой пролив Малакка . Пролив позволяет судам иметь осадку только на 0,4 м (1,3 фута) больше, чем у Суэцкого канала. Capesize , Ultra Large Crude Carriers и несколько судов Chinamax — вот некоторые из судов, которые имеют слишком большую осадку в загруженном состоянии либо для Малаккского пролива, либо для Суэцкого канала.

Прогулочные катера

Небольшой проект позволяет прогулочных судов перемещаться по мелкой воде. Это позволяет этим лодкам заходить в более мелкие порты, путешествовать по рекам и даже «причаливать» к лодке. Большой проект обеспечивает хороший уровень стабильности при сильном ветре, так как центр тяжести ниже (балласт над килем лодки). Например: балласты расположены очень низко в киле лодки, такой как лодка-дракон, с осадкой 1,20 м на длину 8,90 м. Лодка, такая как катамаран, может смягчить проблему, получив хорошую остойчивость при небольшой осадке, но ширина лодки увеличивается.

Подводные лодки

Термин, называемый глубиной киля, используется для подводных лодок , которые могут погружаться на разную глубину в море, указывая текущее расстояние от поверхности воды до дна киля подводной лодки. Он используется в навигации для обхода подводных препятствий и ударов о дно океана, а также в качестве стандартной точки на подводной лодке для измерения глубины. Подводные лодки обычно также имеют заданную осадку, используемую при работе на поверхности, для навигации в гаванях и в доках.

Источник

Читайте также:  Если кот лежит у порога что это значит
Оцените статью