- потребность: опредмечение
- Смотреть что такое «потребность: опредмечение» в других словарях:
- Предмет потребности
- Потребность как предмет
- Готовые работы на аналогичную тему
- Потребности и мотивы
- Предмет потребности и мотивы
- Потребности и мотивы. Понятие опредмечивания потребностей. Виды и функции мотивов в деятельности. Полимотивация в деятельности.
потребность: опредмечение
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое «потребность: опредмечение» в других словарях:
опредмечение потребностью — потребность: опредмечение процесс «узнавания» потребностью своего предмета. В элементарных формах известен как запечатление (импринтинг). Опредмечение очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет… … Большая психологическая энциклопедия
потребность — (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к рому осуществляется… … Большая психологическая энциклопедия
Потребность — Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1]. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия
мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия
личность: формирование — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия
формирование личности — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… … Большая психологическая энциклопедия
Источник
Предмет потребности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Потребность как предмет
Потребность – это внутреннее состояние нужды организма в чем-либо.
Иногда бывает иногда и так, что нужды нет, а потребность есть.
Субъектом предмет потребности обычно не отражается, в субъективном опыте он представлен мотивом, который биологически связан с предметом потребности. Некоторые специалисты и, в частности В.Г. Лежнев, считают, что потребность – это предмет, который отражается в сознании человека и может удовлетворить его нужду.
Если даже в общих чертах потребность не предполагает того, что её можно удовлетворить, то и потребности как психологической реальности, не существует. Образ предмета и сам предмет многими авторами считается потребностью, в этом случае она как бы выходит за пределы субъекта. В подобной точке зрения отражается бытовое понимание потребности, на уровне того, когда человек, например, говорит, хочу много денег, хочу хлеба и др.
Существует множество примеров того, когда нелогичность принятия предмета удовлетворения потребности принимают за саму потребность. Это говорит о том, что потребность и предмет, её удовлетворяющий, поменяли местами.К тому же совершенно разные предметы могут удовлетворять одну и ту же нужду. В том случае, если данные предметы принять за потребности, тогда одна и та же нужда сразу превратится в несколько опредмеченных потребностей. На самом же деле речь должна идти о том, что одна потребность может быть удовлетворена разными средствами – И.А. Джидарьян рассматривает их как цели.
Ряд психологов рассматривает предметы как средство развития потребностей, которое происходит в результате изменения круга предметов, их удовлетворяющих.
Таким образом, получается, что от количества предметов, окружающих человека, будут зависеть его потребности, т.е. чем их больше, тем больше будет и потребностей.
Готовые работы на аналогичную тему
По всей вероятности, речь должна идти не о появлении новых потребностей, а об обогащении способов и средств удовлетворения потребности. Поиграв с игрушкой, например, ребенок бросает её и берет другую и это не означает, что потребность в игре исчезла, просто ему надоело удовлетворять потребность при помощи этого предмета, и он возьмет новую игрушку. Или, наличие богатой домашней библиотеки, не вызывает у детей желания прочесть книги, а чтобы ребенок попробовал новый для него фрукт, его надо уговаривать. Это говорит о том, что потребностная сфера человека развивается не потому, что ему предъявляются какие-то новые предметы.
Поскольку потребность, соответствующая этим предметам отсутствует, то и желания иметь их, тоже нет. Возникает вопрос, почему не только на уровне бытового сознания, но и сознания специалистов-психологов предмет отождествляется с потребностью.
А. Н. Леонтьев отмечает, что до первого удовлетворения потребность ещё «не знает» своего предмета, его надо найти и запомнить. А поэтому потребности младенцев не связаны с предметами. Свою потребность они выражают плачем и беспокойством.
По мере того, как ребенок начинает узнавать предметы, с помощью которых он получил удовольствие, образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью объектом её удовлетворения и образом.
В стереотипных ситуациях вместе с появлением и осознанием нужды, возникает образ предметов, которые эту потребность удовлетворили. В некоторых случаях, например, в какой-либо неопределенной ситуации, связь потребности с предметом её удовлетворения может отсутствовать. Человек чувствует, что чего-то недостает, но не знает, чего именно или, возможно, неправильно представляет предмет потребности.
Потребности и мотивы
К потребностной сфере человека относятся:
Российский психолог А.Н. Леонтьев рассматривает потребность как необходимую объективную необходимость организма в чем-то внешнем, например, организм новорожденного уже ориентирован на потребление – пищевая потребность.
У потребности в широком смысле слова есть свой предмет – «Благо», что является предметным содержанием потребности.
По Леонтьеву потребность – есть состояние нужды организма в предметном содержании.
Им было введено понятие «объём потребностей», который показывает, какое количество благ необходимо для удовлетворения потребностей. Этот объем может быть постоянным и актуальным. Если постоянный объем существует всегда, то актуальный возникает при дефиците благ.
Анализировать потребности психологи начинают, когда они представлены в психике человека в виде эмоций, потому что они являются психическим отражением актуального состояния потребности.
Когда потребности удовлетворить невозможно, возникает негативное эмоциональное состояние. По мнению П. В. Симонова, эмоции вызываются неудовлетворенной потребностью.
Подлинные потребности могут быть опасны и могут отличаться от тех, которые проникают в психике.
Когда потребность находит свой предмет, тогда происходит опредмечивание. А ситуация, когда потребность есть, а предмета нет, характеризуется общей, не направленной активностью, широким спектром возможных благ при наличии ключевых раздражителей и наличием негативного эмоционального состояния.
После опредмечивания происходят радикальные изменения в деятельности – появляется направленная активность и резкое изменение возможных благ, а также предмет потребности аффективно закрепляется и направляет деятельность.
А.Н. Леонтьев считает, что предметом потребности и предметом деятельности выступает мотив.
Предмет потребности и мотивы
Формы предмета потребности различны, и на биологическом уровне это может быть любая составляющая природы, необходимая для организма.
На общественном уровне в качестве предмета потребности выступает продукт трудовой деятельности и любое социальное образование.
Функция предмета потребности, прежде всего, выражает предметную направленность, потребность всегда предметна и её функционирование раскрывает предметное содержание, являющееся конкретным предметом, который должен быть потреблен строго определенным образом.
Предмет потребности на биологическом и социальном уровне отличается принципиальной ограниченностью биологической формы движения материи.
Потребность возникает вначале как чисто энергетический импульс, который побуждает к поисковой деятельности, а она, в свою очередь, приобретает статус мотива, когда предмет потребности четко обнаруживается.
Рисунок 1. Соотношение потребности, мотива и цели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребности и мотивы имеют между собой многозначную связь – одна потребность может активизироваться через многие мотивы, так же как за одним и тем же мотивом могут быть различные потребности.
Мотив рождается в процессе опредмечивания и определяется как предмет потребности. Типичным признаком мотива является множество действий, собирающихся вокруг одного предмета.
Таким образом, мотив – это то, ради чего совершается действие.
Мотивы делятся на два уровня:
- мотивы сохранения,
- мотивы достижения.
В своей жизни человек чаще всего использует мотивы сохранения и его активность направлена на то, чтобы не потерять уже созданное.
Мотивы достижения для получения желаемого требуют от человека постоянной активности.
Основные виды мотивов включают шесть составляющих:
- внешние мотивы, связанные с потребностью приобрести что-то новое;
- внутренние мотивы, возникающие внутри самого человека;
- положительные мотивы, в основе которых лежат положительные подкрепления;
- отрицательные мотивы, отталкивающие человека от свершения ошибки;
- устойчивые мотивы, в основе которых лежит нужда человека;
- неустойчивые мотивы, требующие постоянного подкрепления.
Данные виды мотивов выполняют три основные функции:
- заставляют человека действовать;
- определяют направление деятельности;
- контролируют и поддерживают деятельность человека с учетом достижения поставленной цели.
Таким образом, мотив соответствующей деятельности рождается в акте опредмечивания потребности. Мотив – это предмет деятельности и предмет потребности. Потребность, в свою очередь, вызывает активность, которая находит свой предмет и, в результате, появляется деятельность. Результатом активности является опредмечивание.
Источник
Потребности и мотивы. Понятие опредмечивания потребностей. Виды и функции мотивов в деятельности. Полимотивация в деятельности.
«Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап — период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап — после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Эта встреча часто протекает очень драматично. Вспомним слова пушкинской Татьяны: Ты чуть вошел, я в миг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта — в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе — как опредмеченная потребность. Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете. Именно множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, — типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив — это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.»
Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.
Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.
Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.
Функции и виды мотивов
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
- Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
- Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
- Положительные мотивы.Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
- Отрицательные мотивы.Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
- Устойчивые мотивы.Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
- Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
- побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
- направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
- контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.
Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.
Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом
Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей. Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:
- материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
- значимость работы — здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
- свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.
Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия. Иными словами, своей деятельностью каждый человек преследует цель каким-либо образом повлиять на поведение других людей, объединенных в социум. Виды социальных мотивов могут быть различны. Наиболее важным из них является феномен, называемый социальной сопоставимостью. Это попытка человека анализировать и оценивать свои способности сравнивая их с другими людьми. Отсюда проистекают такие виды социальных мотивов взаимодействия как симпатия к другому человеку или влечение к нему.
Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.
Специфическое предметное содержание деятельности.
Предмет может быть идеальным и материальным.
Независимо от своего предметного содержания любая деятельность характеризуется своей уровневой структурой. Эти уровни используются как уровни анализа этой деятельности.
- Первый уровень анализа – деятельность в целом, деятельность, которая характеризуется предметом. Предмет деятельности есть ее мотив.
- Второй уровень анализа – уровень действий. Действие – основная структурная единица анализа любой деятельности.
- Третий уровень – уровень операций. Операции – средства и способы деятельности.
- Четвертый уровень — уровень психофизиологических функций. Самый глубокий уровень, находится на стыке интересов двух наук – психологии и физиологии. Это средства и способы деятельности. В отличие от операций они врожденные, природные особенности человека.
Эти уровни могут быть объединены в более крупные слои:
- Верхний слой – объединяет первые 1 и 3 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «кто осуществляет деятельность?». Субъектный слой (уровень). Анализ этого слоя позволяет ответить на вопрос «ради чего человек ввязывается в деятельность?», это вопрос к мотиву. Потребностно-мотивационный слой деятельности.
- Нижний слой. Объединяет 2, 3 и 4 уровни деятельности. Отвечает на вопрос «как?». Как реализовать мотив. Операционально-технический слой.
Чиксент-Михай flew theory
Потребностно-мотивационный слой.
По Леонтьеву: потребность – состояние объективной необходимости (нужды) в каком-то внешнем благе. Благо – предмет потребности. Напряженное состояние, когда субъект испытывает дефицит благ. Объем –кол-во благ, которое необходимо, чтобы снять напряженность. Нужда может быть постоянной и актуальной.
Потребности различаются по содержанию. Некоторые потребности имеют особое значение, принципиально важное значение для развития человеческой психики:
- Потребность в познании;
- Потребность в общении.
Потребность в социальных контактах с себе подобными, прежде всего со взрослыми индивидами проявляется у ребенка очень рано, на первом этапе его жизни (Д. Б. Эльконин выявил концепцию развития ребенка). Ведущая деятельность (ВД):
От 0 до 1 года — непосредственно-эмоционально общение ребенка со взрослым.
1.5-2 месяца – первая социальная реакция ребенка на ухаживающего за ним взрослого (маму) – «комплекс оживления». Он включает: двигательные, речевые и положительные эмоциональные реакции в ответ на прикосновение, голос, лицо взрослого. От этого зависит психическое развитие ребенка. Дети в детских домах вследствие отсутствия достаточного внимания и непосредственного общения отстают в развитии, позже начинают говорить и т.п.
У подростков ведущая деятельность – интимно-личностное общение в референтной группе сверстников.
Ведущая деятельность пожилых людей – общение. (корень проблем найден)
Потребность в познании – потребность в новых впечатлениях. Проявляется очень рано, в первые часы жизни ребенка. Ребенок активно добывает информацию из окружающего мира. Впоследствии эта потребность меняет свои формы – это могут быть перцептивные манипуляции (исследования) (ребенок зрительно отслеживает передвижения объекта), практические манипуляции (ребенок бросает панамку из коляски).
С 3 до 5 лет проявляется возраст интеллектуальных познавательных потребностей. «Почемучки».
Потребности в общении и познании 1. ненасыщаемы.
Рубинштейн: потребности имеют субъективную психическую представленность (они могут быть представлены в сознании, в эмоциях). Наличие потребности проявляется в отрицательных эмоциях. Получение блага вызывает положительную эмоциональную реакцию.
Потребности человека могут быть амбивалентными, и тогда их представленность в сознании и эмоциях не может быть прямой.
Некоторые потребности могут быть осознанны, но не адекватно. Это не подлинные потребности.
Нужда имеет определенный объем и психическую представленность.
Потребность – объективная необходимость (нужда) во внешнем благе имеющая определенный объем (постоянный или актуальный) и представленная психически (прямо или косвенно).
Специфика человеческих потребностей.
Потребности низшие + высшие потребности (духовные).
Потребности человека отличаются от потребностей остальных живых существ тем, что они удовлетворяются с помощью специальных культурных средств. Все потребности человека опосредованы культурой.
Потребность может распредметиться (например, от вида). Главный признак потребности – опосредованность, использование культурных средств.
От рождения человеку не задан способ удовлетворения его потребностей, формирование потребностей происходит при жизни человека, в процессе присвоения культурных средств с помощью психологического взрослого. Так, в процессе присвоения культурных средств происходит овладение и управление своими потребностями, то есть их очеловечивание. Человек может управлять своими потребностями и подавлять их.
2 этапа развития потребности. Конечная цель потребности – снять потребность. Путь поиска можно разделить на 2 этапа:
Первый этап.
- Общая ненаправленная активность потребности.
- Имеется широкий диапазон благ.
- Негативные эмоции (печаль, депрессия).
- Потребность вызывает активность.
Второй этап:
- Встреча потребности с предметом. Происходит драматично, эмоционально окрашено.
- Опредмечивание потребности.
- Предметонаправленная направленность активности.
- Резкое сужение диапазона благ, которые могут снять потребность.
- Бурный всплеск положительных эмоций.
Акт встречи потребности со своим предметом является границей между двумя этапами в развитии потребности. В этот момент рождается мотив соответствующей деятельности. Деятельность становится направленной именно на этот предмет. Появляется предмет – появляется содержание.
В акте опредмечивания потребности рождается мотив соответствующей деятельности. Мотив – предмет деятельности, то содержание, которое определяет деятельность. Мотив – предмет потребности.
Потребность вызывает активность, активность находит свой предмет и появляется деятельность.
Деятельность порождается мотивом. Потребностью порождает активность. Результатом активности является опредмечивание.
Любая деятельность мотивирована.
АКТИВНОСТЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ не являются синонимами.
Мотив может не осознаваться, может осознаваться, цель действия осознается всегда.
Цель – осознаваемый образ желаемого результата.
Функции мотива в деятельности:
- Направляющая. Направляет деятельность человека.
- Побуждающая.
Любая деятельность полимотивированна. Есть главные мотивы, ведущие, смыслообразующие.
Мотивы-стимулы выполняют только побуждающую функцию. Они подталкивают, когда уже «нет сил».
Главный, ведущий, смыслообразующий мотив
Любое действие побуждается одним и тем же мотивом. Но при этом каждое действие направлено на достижение особой, своей цели.
Цель, заданная в определенных условиях – задача. Мы получаем возможность различать действие идеальное. Реальное действие требует учета условий, в которые погружены действия.
От условий зависит выбор средств для достижения цели. Операции – это и есть те самые условия. Психофизиологические функции – первичные операции.
Динамика уровней: один и тот же мотив определяет реализацию сразу многих действий.
Уровень деятельности отличается от уровня действий.
Если мотив верно осознается – он называется мотив-цель.
Сдвиг мотива на цель.
Превращение цели действия в мотив новой, самостоятельной деятельности. Пример: учебное действие, имевшее цель научиться чему-либо .
38. Понятие действия: основные определения и их обсуждение. Идеальное и реальное действие.
Действие – это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели (цель – образ желаемого результата).
Характеризуя понятие «действие», можно выделить 4 момента:
1. Действие содержит в себе акт сознания. Действие направлено на достижение цели, цель всегда сознательна, образ результата удерживается в сознании, пока осуществляется действие.
2. Действие – это акт поведения. Внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием.
3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти принципы различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма.
4. Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель может быть любой, не только биологической (получение пищи, избегание опасности), но и производством какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний.
Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.
Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное.
Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеальный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программу поведения, определяемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.
Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов и модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, и если внешняя среда слишком изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.
Источник