Что значит оплачивать qr кодом

Оплата по QR-коду через СБП: что это и зачем она бизнесу

Система быстрых платежей — новый способ принимать безналичную оплату с помощью QR-кода. Разбираемся, что это, кому подходит, как работает и как подключить

Леонид Шаманаев

Технолог Системы быстрых платежей в Тинькофф Бизнесе

По статистике ЦБ, больше 70% покупателей расплачиваются безналичным способом с помощью банковских карт или гаджетов с бесконтактной оплатой. В 2019 году Центробанк ввел Систему быстрых платежей для переводов между людьми, а сейчас она добралась и до бизнеса. Разбираемся, что такое СБП, зачем она бизнесу и почему она может конкурировать с эквайрингом.

Что такое СБП

СБП — Система быстрых платежей. Это сервис Банка России для моментальных платежей между людьми по номеру телефона. Если вы переводили деньги человеку в другой банк по номеру телефона и с вас не взяли комиссию, скорее всего, это был перевод через СБП. Еще СБП используют для оплаты товаров и услуг в розничных магазинах с помощью QR-кода.

С помощью СБП можно переводить деньги напрямую с банковского счета в одном банке на счет в другом банке, главное — чтобы банк отправителя и получателя платежа были подключены к этой системе. Перевод происходит моментально в любое время, даже в выходные и праздники.

Читайте также:  Ондулин что это значит

Как работает оплата по QR-коду​​

Для клиента оплата по QR-коду проходит очень быстро, ему нужен только смартфон и приложение банка, подключенного к СБП:

  1. Клиент сканирует QR-код телефоном. На старых телефонах QR-код нужно сканировать из приложения банка.
  2. Попадает в приложение банка для перевода денег.
  3. Нажимает «Оплатить».
  4. Деньги уходят на расчетный счет магазина.

Оплата через СБП в приложении Тинькофф

Для бизнеса это работает так: заключаете договор с банком, банк предоставляет QR-код, по которому можно переводить деньги.

Динамический QR-код. Это уникальный код, который создают под конкретную покупку каждого клиента: он генерируется после внесения заказа и в нем уже указаны сумма и наименование товара. Клиенту достаточно отсканировать QR-код и сразу оплатить товар. Такой QR-код можно показать клиенту на экране кассы, компьютера или смартфона либо напечатанным на бумажном чеке.

Постоянный QR-код. Такой QR-код можно сгенерировать один раз, распечатать и повесить в магазине. Когда клиент захочет оплатить покупку через СБП, он отсканирует QR-код и сам введет сумму товара, который хочет оплатить. Это самый простой и быстрый способ принимать оплату через СБП: не нужно отдельно настраивать кассу или программу учета на вывод и формирование QR-кода.В этом случае кассиру надо отдельно пробить фискальный чек на онлайн-кассе, указать там безналичный способ оплаты и отдать его клиенту.

Кому подойдет оплата по QR-коду

Оплата по QR-коду подходит большинству бизнесов, которые работают с клиентами в офлайне. Это новый способ оплаты и для клиентов, и для бизнеса, поэтому к нему еще не все привыкли. Но на практике это проще подключить, чем полноценный торговый эквайринг.

Для клиента это тоже удобно: для оплаты нужен только смартфон, подключенный к интернету, при этом не обязательно, чтобы телефон поддерживал бесконтактную оплату.

Вот несколько ситуаций, когда оплата по QR-коду может быть удобна бизнесу.

Кафе, бары и рестораны. В таких заведениях обычно стоят 1—2 терминала для приема карт, при этом бывают ситуации, когда сразу много людей хотят оплатить свой заказ и им приходится ждать, пока освободится терминал для оплаты картой.

С помощью QR-кодов можно сократить время ожидания в очереди. На пречеке вместе с подсчитанным заказом можно распечатать уникальный QR-код, тогда клиент просто отсканирует его и быстро оплатит заказ в приложении: не надо ждать, пока терминал обработает платеж и выпустит чек.

Счет в кафе с возможностью оплаты через СБП

Маленькие магазины, мастерские по бытовому ремонту и другой микробизнес. Устанавливать торговый эквайринг может быть дорого для небольшого бизнеса: комиссия в 2—4 раза больше, чем в СБП. К тому же многие банки берут минимальную плату около 2000 ₽ в месяц.

Простым решением для приема безналичной оплаты кажется перевод на карту, но это незаконно: предприниматель не может принимать оплату на личный счет. СБП позволяет сделать прием оплаты без терминала законным: можно повесить наклейку с QR-кодом на оплату и принимать деньги переводом сразу на расчетный счет.

Что выгоднее: оплата по QR-коду или эквайринг

Эквайринг — привычный и понятный способ оплаты, а оплата по QR-коду через СБП только начинает появляться на рынке, но постепенно начинает конкурировать с терминалами.

QR-код Эквайринг
Плюсы

— Легко подключить: достаточно распечатать и прикрепить наклейку;

— комиссия ниже, чем за эквайринг;

— деньги поступают на счет моментально;

— не надо ждать, пока терминал проведет оплату, — меньше ожидание и очереди;

— наклейка не может сломаться: прием платежей по безналу будет работать всегда;

— QR-код можно напечатать на чеке и отдать курьеру, тогда терминал не понадобится — Клиенты знакомы с этим способом и привыкли расплачиваться так;

— клиенту не нужен доступ в интернет, достаточно иметь при себе карту или телефон с бесконтактной оплатой

Минусы

— Клиенты не привыкли к этому способу, могут не знать, как воспользоваться кодом;

— если у клиента нет интернета, сел телефон или нет онлайн-банка, он никак не сможет оплатить покупку;

— есть ограничение по сумме: за один раз нельзя переводить больше 600 000 ₽;

— если клиент хочет заплатить кредиткой, с него могут взять комиссию. Это зависит от банка, в котором открыта кредитка. Например, в Тинькофф комиссию не берут;

— не все банки начисляют кэшбэк за переводы через СБП — Дороже, чем СБП;

— нужно покупать или арендовать терминал;

— терминал может сбоить или сломаться, и тогда бизнес не сможет принимать платежи по безналу, пока его не починит;

— гости кафе, баров или ресторанов могут долго ждать, так как терминалов мало

Сейчас принимать оплату через терминал эквайринга дороже, чем по QR-коду.

QR-код Эквайринг
Комиссия 0,4% на товары повседневного спроса, 0,7% на все остальное От 1%
Подключение Бесплатно Бесплатно
Минимальный платеж Нет Иногда есть
Терминал Не нужен Нужен
Скорость перевода Моментально На следующий день, часто только в будни

С точки зрения сервиса для бизнеса лучше подключить и эквайринг, и оплату по QR-коду. Так у вас будет максимальный охват клиентов: те, у кого есть телефон с интернетом, смогут оплатить по QR-коду, а те, кто пришел с обычной картой или хочет оплатить кредиткой, — через терминал.

Подключить оплату по QR-коду

Оставить заявку. Чтобы подключить оплату по QR-коду, нужно обратиться в свой банк, специалисты банка все настроят и подключат. В Тинькофф это происходит так:

  1. Оставляете заявку на сайте.
  2. Открываете счет, если его еще нет. На встрече с представителем банка подписываете документы.
  3. Мы присылаем PDF c QR-кодом, который можно распечатать или показать клиенту на любом экране. Еще можем доставить наклейку с представителем банка.
  4. Если нужна более сложная интеграция с кассой, то помогаем настроить печать чека с нужным QR-кодом или настраиваем вывод QR-кода на экран.

Сформировать QR-код. Есть два варианта: статический и динамический QR-код. Использовать статическую наклейку проще, ее можно распечатать или показать прямо на экране смартфона. Клиент сканирует код, сам вводит нужную сумму и оплачивает покупку. В этом случае вы можете не интегрировать эту систему со своей онлайн-кассой, а просто отдельно выбивать на ней фискальный чек на безналичную оплату и отдавать его клиенту.

Для динамического кода требуется интеграция с кассовыми программами — в этом случае на чеке или экране формируется уникальный QR-код с суммой покупки.

Это не так сложно, как кажется: настройку и интеграцию кассы с СБП берет на себя банк. Специалисты помогут настроить кассовую программу так, чтобы она сама выдавала нужный QR-код. Интеграцией занимаются банки и разработчики касс. Например, в Тинькофф уникальный QR-код поддерживают кассы «Контур», r_keeper, «Кристалл» и iiko. Еще простое подключение к кассе «1С:Розница».

Показать покупателю. Готовый QR-код нужно показать покупателю. Он отсканирует его, автоматически попадет в приложение банка и оплатит покупку через Систему быстрых платежей.

Источник

Не так страшен QR-код, как его малюют: оплата покупки QR-кодом

QR-коды стали неотъемлемой частью нашей жизни во время пандемии. Черно-белые квадратики нашли свое место даже в бизнесе – теперь с помощью них можно оплачивать покупки. Разбираемся вместе в тонкостях новой системы.

Можно ли вместо эквайринга использовать QR-коды

Большинство людей уже привыкли оплачивать товары карточкой, приложив ее к терминалу. Но мало кто знает, что это можно сделать и с помощью QR-кодов.

Для начала разберемся, в чем отличие между QR-code и эквайрингом.

QR-код, или код быстрого ответа (КБО), – квадратный штрих-код, на котором может быть зашифрована любая информация.

Эквайринг – это оплата покупок с помощью карты или другой системы бесконтактной оплаты через терминал.

Проще говоря, оплата с помощью КБО – это аналог эквайринга, но без использования терминала и банковской карты.

Любой продавец или предприниматель может настроить оплату покупки через QR-code. Для этого необходимо разместить его рядом с ценниками или открыть на кассе с экрана телефона или планшета. Для считывания не нужно использовать специальный аппарат. Покупателю достаточно будет зайти в приложение нужного банка, отсканировать КБО и произвести оплату. Деньги поступят на расчетный счет организации.

Алиса вышла на прогулку и увидела автомат по продаже кофе. Обычно она покупала его в кофейне и рассчитывалась картой. Сделав заказ, девушка обратила внимание на QR-код. Алиса отсканировала его и оплатила свой заказ.

Планируется, что в будущем QR-коды будут использовать для оплаты коммунальных счетов, налогов и штрафов от ГИБДД.

Совкомбанк предлагает предпринимателям помощь с оформлением торгового эквайринга и системы QR-кодов. Подключить услугу могут владельцы онлайн- и офлайн-бизнеса. Для быстрой оплаты покупок с помощью телефона банк использует собственное приложение SovkomPay. Оставить заявку можно на сайте банка.

Что такое Система быстрых платежей

Использование QR-кодов легло в основу Системы быстрых платежей (СБП).

СБП – это система, позволяющая практически мгновенно перевести деньги с одного счета на другой.

Систему разработал Центробанк РФ. На официальном сайте сервиса можно ознакомиться, какие банки подключены к системе. Если вашей финансовой организации нет в перечне, то оплатить покупку с помощью КБО вы не сможете.

Изначально услуга была доступна только для физических лиц, но с 2019 года ею могут воспользоваться юридические лица для приема платежей.

Как оплачивать покупки по QR-code:

  1. Откройте мобильное приложение банка.
  2. Найдите и перейдите в сервис СБП.
  3. Отсканируйте код.
  4. Подтвердите оплату покупки.

Чек об оплате придет на вашу электронную почту.

Важно: рассчитаться с помощью QR-code можно только в том случае, если счета продавца и покупателя подключены к Системе быстрых платежей.

Перевести деньги со счета одной организации в другую невозможно. Сейчас юридические лица осуществляют платежи друг с другом с помощью банковских реквизитов. Прочитать подробнее о СБП можно в нашей статье.

Какую комиссию возьмет банк

При оплате покупки через СБП взимаются комиссии за входящий и исходящий платеж. Размер комиссии устанавливают два банка – откуда ушли деньги и куда зачислилсь.

Если раньше при переводе денег между физическими лицами могла удерживаться комиссия, то с появлением СБП эта проблема отпала. Комиссия также не взимается с человека, если он оплатил покупку с помощью новой системы.

Важно: комиссия отсутствует при условии, что сумма переводов составляет менее 100 тысяч рублей в месяц. Однако некоторые банки могут установить сумму выше.

Если превысить этот лимит, банк возьмет с отправителя комиссию. Но она не должна быть выше 0,5% от отправляемой суммы и превышать 1,5 тысячи рублей.

С 1 июля 2022 года отправителю и получателю придется платить комиссию за любой перевод ИП.

Бизнес за прием входящих платежей отдает часть средств уже сейчас. Размер комиссии зависит от сферы деятельности предпринимателя. До 0,4% нужно заплатить бизнесменам, работающим в сфере:

  • ценных бумаг;
  • ЖКХ и транспорта;
  • образования;
  • медицины;
  • телекоммуникаций;
  • информационных и почтовых услуг.

Ту же комиссию платят те, кто продает:

  • потребительские товары;
  • лекарства и БАДы (исключение составляет медтехника).

Владельцам благотворительных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных организаций, а также самозанятым тоже придется заплатить 0,4%.

Для всех остальных остается максимальная ставка комиссии – 0,7%.

Чтобы стало понятнее, разберем пример.

В больнице Алексею выписали рецепт на приобретение лекарств. В аптеке он расплатился с помощью QR-code, за таблетки он отдал 5 тысяч рублей. В этом месяце молодой человек воспользовался СБП трижды. Сумма не превысила 100 тысяч рублей, а значит, комиссию банк не удерживал. Аптеке приходится выплачивать 0,4% за каждый входящий платеж. С покупки Алексея владелец должен заплатить банку комиссию в размере 20 рублей.

Несмотря на это, оплата с помощью КБО выходит куда дешевле эквайринга. Если бы Алексей расплатился картой, то аптеке пришлось бы вернуть от 1 до 3% от суммы покупки. Кроме того, организации пришлось бы ежемесячно платить за использование терминала.

Какие бывают QR-коды

Коды создают только в банке. Сейчас существует два вида КБО: одноразовый и многоразовый.

  • Одноразовый, или динамический.

Предназначен для проведения конкретной транзакции, поэтому каждый раз он будет обновляться. В нем помимо расчетного счета продавца содержится сумма платежа. Чаще всего именно его используют в онлайн-магазинах.

Отсканировать КБО можно с чека или дисплея. Иногда сотрудники небольших кафе или кофеен открывают изображение с экрана телефона. Как правило, одноразовый код не действует очень долго – пару часов или сутки.

  • Многоразовый, или статический.

Его банк создает только один раз – в нем содержится только расчетный счет получателя. Чтобы оплатить покупку, человек должен сам внести необходимую сумму. Обычно изображение держат открытым на дисплее или клеят недалеко от кассы.

Павел пригласил свою девушку на свидание в кафе. После окончания ужина официант почему-то не спешил к ним со счетом. Около кассы выяснилось, что посетители кафе с легкостью могут сами рассчитаться за еду и напитки. Павел отсканировал QR-code возле кассы и перевел необходимую сумму.

Визуально коды между собой не отличаются, разницы в зашифрованной информации в них также нет. Продавец выбирает сам, с каким из них ему удобнее работать. Банк сам создает КБО для организации, который затем привязывает к расчетному счету.

Если вы решили использовать многоразовый код:

  1. определитесь с банком, который поддерживает СБП;
  2. заведите расчетный счет;
  3. установите приложение;
  4. опубликуйте или распечатайте QR-code.

Если вы выбрали одноразовый КБО, то процесс немного усложняется. Нужно интегрировать банковский сервис по API с кассовым ПО, чтобы ускорить процесс генерации. Если вы работаете онлайн, банковский сервис придется интегрировать с онлайн-кассой по API.

У обоих кодов можно найти недостатки. При использовании статического велика вероятность того, что покупатель оплатит неполную стоимость. Динамический позволит избежать финансовое упущение, но сотруднику придется каждый раз показывать его покупателю.

Плюсы и минусы оплаты по QR-коду

Для бизнеса внедрение новой системы оплаты влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты. Перечислим плюсы.

  • КБО требует меньших финансовых вложений, чем эквайринг.

Как мы говорили выше, при новом способе оплаты комиссия не может быть выше 0,7%. При использовании эквайринга она может достигать 3%.

  • Как следствие, не обязательно устанавливать терминал.

Специальный аппарат для считывания КБО тоже не требуется, для проведения платежа достаточно простого смартфона.

  • Воспользоваться новой системой платежей может любой бизнес – в онлайне и офлайне.

После подключения услуги можно разместить КБО на просторах интернета, и для этого не потребуется создавать новый сайт. В офлайне будет достаточно распечатать изображение и повесить его возле кассы.

  • Платить с помощью СБП безопаснее.

Утерянной картой могут воспользоваться мошенники, тогда как получить доступ к чужому телефону куда тяжелее. Для этого постороннему человеку придется разблокировать ваш телефон и подобрать пароль к банковскому приложению.

  • Оплатить покупку сможет любой человек, у которого есть камера и доступ в интернет.

Чтобы купить что-то бесконтактным способом, в телефон должен быть встроен NFC-модуль. Без этого смартфон банально не сможет поддерживать Apple Pay, Android Pay, Mir Pay и другие системы.

  • Продавец моментально получает деньги.

Теперь отметим минусы.

  • Не все смогут оплатить покупку по новой системе.

Если покупатель не подключен к СБП, то внести платеж у него не получится. Кроме того, до сих пор не все знают о СБП или просто не доверяют системе. В этих случаях организация потеряет клиента, а значит, и деньги.

  • Установить терминал придется для тех, кто предпочитает расплачиваться по-старому.

В этом случае оплатить аренду терминала все же придется.

Что касается покупателей, то для них тоже можно отметить несколько минусов:

  • придется платить комиссию, если вы исчерпаете лимит в 100 тысяч рублей;
  • если платеж превышает 600 тысяч рублей, то воспользоваться системой не выйдет;
  • у человека не получится расплатиться без счета, подключенного к системе.

Если учесть все плюсы и минусы, с полным переходом на QR-code стоит повременить. Самый лучший вариант – совмещение их с эквайрингом.

Для кого подходит такая оплата

Однако СБП может значительно облегчить жизнь малому бизнесу, у которого нет большой проходимости в офлайне. Среди них: небольшие кофейни и кулинарии, службы доставки, салоны красоты и парикмахерские, фитнес-клубы, хостелы, цветочные магазины, киоски, торговые точки и рынки.

Чтобы полностью перейти на новую систему оплаты, им нужно пройти три простых шага:

  1. заключить договор с финансовой организацией;
  2. завести приложение;
  3. опубликовать статический КБО на сайте или разместить его на торговой точке.

Не исключено, что совсем скоро система станет максимально удобной для среднего бизнеса и крупных организаций. Специалисты ежегодно улучшают СБП и внедряют новые возможности для покупателей и продавцов. В планах увеличить предельную сумму операции, которая сейчас составляет 600 тысяч рублей.

Источник

Оцените статью