- Сочинение-описание животного
- Как составить текст-описание 2 класс
- Рассмотрим пример текста-описания животного «Лиса».
- Пример текста-описание кошки:
- Пример текста-описание дикого животного:
- Пример текста-описания по опорным словам:
- Урок развития речи «Описание животного» методическая разработка по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сочинение-описание животного
Сочинение-описание животного обычно пишется по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях, связанных с ним. Тем не менее, в таких сочинениях главное — описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае из жизни. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти, клюв, туловище, морда (мордочка), лапы (лапки), грива, масть и т.д. Описывая животное нужно увидеть что-то особенное в его внешнем виде и повадках.
Вот как это сделал Джек Лондон в своей книге «Белый Клык» (гл. «Серый волчонок»):
«Он сильно отличался от своих братьев и сестер. Их шерсть уже принимала рыжеватый оттенок, унаследованный от матери-волчицы, а он пошел весь в Одноглазого. Он был единственным серым волчонком во всем помете. Он родился настоящим волком и очень напоминал отца, с той лишь разницей, что у него было два глаза, а у отца — один.
Глаза у серого волчонка только недавно открылись, а он уже хорошо видел. И даже когда глаза у него были еще закрыты, чувства обоняния, осязания и вкуса уже служили ему. Он прекрасно знал своих двух братьев и двух сестер. Он поднимал с ними неуклюжую возню, подчас уже переходившую в драку, и его горлышко начинало дрожать от хриплых звуков, предвестников рычания. Задолго до того, как у него открылись глаза, он научился по запаху, осязанию и вкусу узнавать волчицу — источник тепла, пищи и нежности. И когда она своим мягким, ласкающим языком касалась его нежного тельца, он успокаивался, прижимался к ней и мирно засыпал.
Первый месяц его жизни почти весь прошел во сне; но теперь он уже хорошо видел, спал меньше и мало-помалу начинал знакомиться с миром. Мир его был темен, хотя он не подозревал этого, так как не знал никакого другого мира. Волчонка окружала полутьма, но глазам его не приходилось приспосабливаться к иному освещению. Мир его был очень мал, он ограничивался стенами логовища; волчонок не имел никакого понятия о необъятности внешнего мира, и поэтому жизнь в таких тесных пределах не казалась ему тягостной.
С каждым днем серый волчонок становился все злее и злее. Рычание получалось у него более хриплым и громким, чем у братьев и сестер, припадки щенячьей ярости были страшнее. Он первый научился ловким ударом лапы опрокидывать их навзничь. И он же первый схватил другого волчонка за ухо и принялся теребить и таскать его из стороны в сторону, яростно рыча сквозь стиснутые челюсти».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Комплексный словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. – М.: Русский язык, – Медиа, 2005. – 1228 с.
2. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
3. Шевцова Л. Г. Как написать сочинение.
Источник
Как составить текст-описание 2 класс
С текстом-описание учащиеся знакомятся во 2 классе начальной школы. Особенность и цель данного текста – точное описание людей, растений, животных, предметов, явлений природы и других объектов.
Что значит описать предмет? Рассказать о предмете так, чтобы его можно было представить.
Текст-описание отвечает на вопрос: какой? какая? какое? какие? Следовательно, прилагательные являются опорными словами для текста-описание.
Текст-описание состоит из 3 частей. Его части можно менять местами в зависимости от построения:
- Главная мысль.
- Описание внешнего вида.
- Особенности.
Рассмотрим пример текста-описания животного «Лиса».
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Определим части текста.
Главная мысль. Лиса – осторожный и хитрый зверь.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Учителя во 2 классе дают разные задания по составлению текста-описание:
1) составить текст-описание домашнего животного. Описать кота или собаку, которая живет рядом с человеком легче, чем представить дикое животное. Описывая домашнее животное, можно подробно рассказать о его внешнем виде и повадках.
Пример текста-описание кошки:
Кошка Кесси.
У меня есть кошка. Зовут ее Кесси, порода шотландская вислоухая. Цвет шерсти серый с полосками, животик светлвй, шерстка плюшевая.
Характер у кошки сложный. На руки она не идет, но любит играть с мячиком, «мышкой» и фантиками. Очень боится большой резиновый мяч. Если ей что-то не нравится, то она страшно шипит и рычит. Любит корм Dresms.
Договориться с Кесси не получается, но мы ее любим. Ведь с ней веселей.
2) Составление текста-описание дикого животного.
Пример текста-описание дикого животного:
Крокодилы
Крокодилы – водные хищные животные, длиной два – семь метров. У них плоская голова, приплюснутое туловище, массивные короткие ноги и мощный хвост. Глаза расположены высоко. Кожа толстая. Зубы находятся в специальных ячейках.
Крокодилы обитают во всех тропических странах, в пресных водоёмах. Первые крокодилы жили на суше. Современные крокодилы обитают в воде, яйца откладывают на суше.
Крокодилы – долгожители, они могут прожить до ста лет. У них нет врагов в природе. Крокодилы растут на протяжении всей жизни.
3) составление текста по опорным словам: маленькая, рыжая, густая, пушистая, красивая, стоят торчком, питается желудями, запасает летом, живет в лесу, хлопотливый, веселый.
Пример текста-описания по опорным словам:
Белочка
Идёшь по лесу, и вдруг видишь — мелькнёт в еловых ветвях маленький рыжий огонёк. Ну, конечно, это белка! Это очень весёлый зверёк. Шёрстка у неё густая, пушистая, красивая, ушки стоят торчком.
Всю жизнь белочка живёт в лесу. Питается жёлудями, орехами, грибами, ягодами и другими лесными дарами.
Все эти припасы наш хлопотливый зверёк прячет в кладовых. Всю зиму белочка будет питаться тем, что запасёт летом.
Презентация к тексту-описанию «Белочка»
4) составление текста-описания по плану:
План:
1. Встреча со зверьком (почему привлек внимание)
2. Описание внешности и повадок (какой он и какие совершает действия)
3. Твое отношение (Вывод)
Хомяк
В этом году я впервые увидел хомяка. Вечером, кто-то проскочил мимо, и скрылся под крыльцом дома. А через некоторое время появилась удивительная мордочка странного зверька.
Это был зверёк, похожий на жирного кролика. Хвост длинный, толстый. Спинка буро-рыжая, брюшко черного цвета. Лапки маленькие и скрещены на груди. Усы длинные и носик розовый. А глаза черные, светятся в темноте. Это был хомяк. Он смотрел на нас и удивлялся, почему мы здесь? Пришлось его спугнуть. Зверек побежал по тропинке к кустам, а я за ним. И я очень удивился тому, что он с лёту прыгнул в воду и поплыл. Оказывается, он умеет плавать! А когда плывёт, щёки у него становятся большими.
Когда хомяк скрылся, я долго думал, почему он меня не испугался и так долго смотрел на меня? А потом понял. Хомяк ведь был дома у себя, это я у него в гостях, просто он маленький и не может вступить в бой с человеком.
Подведем итог: изучая разные виды текста в начальной школе, учащиеся знакомятся с текстом-описание, сравнительное описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
Источник
Урок развития речи «Описание животного»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Художник рисует красками, писатель — словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить — сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише сочинения даёт возможность правильно составить текст, работа в группах воспитывает коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи «Описание животного» | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
- формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему «Моё любимое животное»;
- расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
- закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Эпиграф к уроку :
Животные – наши самые лучшие друзья.
Посмотрите в глаза вашей любимой собаки и вы
увидите: нет преданнее друга.
Посмотрите на своего любимого кота, на кошку шалунью.
Разве можно их обидеть?
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и приступим к работе. Пусть наш урок принесет нам всем радость общения.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; актуализация имеющихся знаний; побуждение интереса к получению новой информации.
— Сегодня у нас урок развития речи. На доске я написала только одно слово из формулировки темы урока: ОПИСАНИЕ…
— На уроках русского языка мы часто обращаемся к загадке, сегодняшний урок не исключение, отгадайте, о ком идёт речь?
(Слайды 1-6).( Приём прогнозирования ).
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
Пушистый хвост – краса.
На завтрак, на обед и ужин
Мне с малолетства хлеб не нужен.
Излишни всякие продукты –
Котлеты, молоко и фрукты.
Без мошек с голоду помру.
По нраву мне на них охота.
Мой дом родительский – болото.
Мне ни к чему матрас, подушка.
Я голосистая …(Лягушка).
Острые зубки. (Мышь).
На дворе мороз трещит,
Под сугробом шуба спит
Беззаботно до весны
И о мёде видит сны.
Стоит солнышку пригреть –
И пробудится . (Медведь).
— О ком все эти загадки? (о животных).
— Обратите на эпиграф к уроку (Слайд)
— А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?
— Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока
«Описание животного». (Слайд)
II. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Этап усвоения новых знаний.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; добиться усвоения учащимися восприятия изучаемого материала; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.
— Ребята, поднимите руку те, у кого дома есть животные.
— А теперь те, кто хотел бы завести любимого питомца.
— Я вижу, что любителей животных среди нас много.
— А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?
— Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами знаем типы речи? (Слайд)
— А описание животного нам может встретиться, в каком из них?
— Так какой же тип речи называется описанием? (Слайд)
— Из каких частей состоит текст – описание? (Слайд)
1. Общее представление о предмете.
2. Описание отдельных признаков предмета.
3. Авторская оценка.
4. Вывод, заключение.
-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.
— Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.
I I I. Коллективная комплексная работа
с текстами-описаниями животных и птиц.
1.Прочитайте тексты. Назовите стиль каждого описания.
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли.
Тетерев – род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина – 53…57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.
(Из «Определителя птиц».)
Вывод : научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами);
художественное описание образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.
Упражнение 2. ( Найдите лексические ошибки). Слайд
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста , как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо.
Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладят его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.
Вывод : при написании сочинения следует помнить о том, что животные имеют окрас, шерсть, ногти, размер. Следим за речью и не допускаем лексических ошибок.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо – влево).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают – разжимают пальцы).
Раз – два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Скачут).
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал. (Садятся).
V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Самостоятельная творческая работа.
Друж О к — это … щ е нок. Ш Ё рстка у него … . Морд ОЧК а … . У щенка … глазки и … носик. Уши у него …. торчат. У Дру Ж ка … лапки и … хвост.
— Понравился ли вам текст?
— Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте слова из составленной таблицы.
Дополнить текст словами из справки: (Приложение)
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, лапки, шерстка, глазки, мордочка, в крапинку
- Эпитеты: забавный, пушистая, хитроватые глазки, весёлая, маленькие, мягкие,
- Метафоры: пушистый комочек, шерстяной клубок, носик кнопкой, озорно торчат
Друж О к – это забавный щ е нок. Ш Ё рстка у него пушистая . Морд ОЧК а весёлая . У щенка хитроватые глазки и кнопкой носик. Уши у него озорно торчат. У Дру Ж ка мягкие лапки и в крапинку хвост.
— Ребята, как вы думаете, какие выразительные средства помогут нам в описании животного?
— Ребята, как вы думаете, а чего в нашем описании нет?
— Правильно, нет описания характера, повадок, место проживания, чем питается щенок, мы не узнали.
Источник