Что значит оперный голос

Виды оперного пения


Изучая виды оперного пения, важно изучить сложную терминологию и понять, в чем заключается такой жанр исполнения. Существует женское, мужское и детское пение, но существуют различия в классификации, тембре, скорости вибрации и разновидность диапазона.

Что такое оперный жанр пения

Опера – определенный жанр искусства, где важно не только техника исполнения, но также соблюдение рамок и канонов. Чтобы получилось качественное пение, необходимо соблюдать все критерии. Оперный певец – это профессионал, который имеет рабочий диапазон в две октавы, звучащий однородно. Здесь важна плавность перехода между регистрами и только практика и опыт позволят их правильно сглаживать. Диапазон в две октавы – это только база. Дополнительно исполнитель должен уметь брать самые высокие и низкие ноты, а также уметь контролировать плавность перехода. Способность петь высоко и низко как раз и является оперным пением. Основные виды жанра: предел высоты и половая принадлежность, ведь женский голос разительно отличается от мужского. Вибрато, вибрация, тремоляция в переводе с латинского языка именуется, как колебание. Изменение касается высоты пение, силе голоса и тембру. Существует различия по скорости вибрации, когда определяется высокая частота чередования периодов в секунду и степень отклонения от нормы. Оперный норматив – скорость пения вибрации в 6—7 периодов. Такая частота позволяет обогатить звуковой тембр. Голос становится более эмоциональным, в нем чувствуется динамика. Если голос певца обладает такими показателями, то его можно назвать певческим или оперным. Когда увеличивается темп исполнения, к вибрато добавляется тремоляция, а когда скорость падает и появляется размах в пении, теряется устойчивость интонации и происходит «качание» звука.

Читайте также:  Нжк что это значит

Женские голоса

Женское пение бывает трех видов. Голос различается в порядке понижения высотности голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Сопрано – это исполнение на высоких нотах, где диапазон доходит до третьей октавы. В оперных школах выделяют несколько разновидности этого вокала. Выступления в стилях: лирика, драма, смешенная вариация исполнения. Классификация сопрано – это тонкий анализ исполнения. Здесь важна окраска голоса и его насыщенность эмоциями. Если поется драматическое произведение, то сопрано будет плотным, громким и даже атакующим. Этим видом оперного пения поют исполнители главных ролей. Драматическое сопрано – это страсть, чувственность и лирика. Персонаж – мягкий, воздушный, нежный, страстный. Женский сопрано магическим образом действует на слух мужчин. Его исполняют хрупкие дамы, поэтому сила голоса создает дополнительный эффект из-за визуальной противоречивости. Меццо-сопрано напротив – напористый, плотный, сильный. Таким тембром поют женщины в возрасте и играют на сцене дам с волевым характером. Контральто – это редкость в опере, когда на переходах вверх-вниз голос продолжает звучать бархатно. Певиц с таким оперным исполнением можно встретить только в знаменитых концертных залах.

На заметку! Детский голос: альт — низкий женский или детский голос.

Мужские голоса

Мужское исполнение – это тенор. Голос высокий, сильный, но наполненный лирикой и драматургией. Когда говорят, что исполнение характерное, значит, в пении присутствует переливные нотки с дребезжанием. Такой голос предназначен для пения в паре, роли – яркие персонажи: мудрые старцы или храбрецы. Другой вид – баритон, когда пение звучит бархатно. Предел: Ля большой октавы – ля первой октавы. Певцы-универсалы с баритоном в опере исполняют главные партии. Чаще всего, их герои – сильные, мужественные: патриоты своей страны или романтичные любовники. Низкое исполнение – это раскатистый голос обладает своей уникальностью. Встречается встретить одинаковое пение. Такой голос жесткий, раскатистый с гудящим, колокольным звучанием. Герои: отцы, волевые персонажи, герои-любовники с доминантным характером.

Читайте также:  Heartbreak kid егор крид что значит

На заметку! Дискант — самый звонкий, как у мальчика. Самый редкий дар, когда мужчина может менять стили и петь: тенором, баритоном, басом и дискантов.

Источник

Виды и техники оперного пения

Вокал в оперном жанре – это подвид вокального искусства, который отличается от других стилей исполнения широтой диапазона. Иногда его называют классическим или академическим. Дело в том, что академическое пение используется преимущественно с классической музыкой, которая является неизменной частью оперетт, романсов и мюзиклов. Например, в эстрадном исполнении, голос певца поддерживает аппаратура, его обрабатывают и усиливают, а вот в академическом пении исполнителю приходиться звучать на весь зал только лишь за счёт собственного голоса. Это целое искусство, в котором задействовано буквально всё тело.

Виды оперного пения

Манеры исполнения подразделяются на: певучий стиль, декламационный и колоратурное пение.

Певучий стиль или кантилена

Данный тип исполнения отличается мелодичностью. Звуки в нём тянутся, что добавляет мягкости и плавности. Именно кантилена позволяет певцу полностью раскрыть выразительное звучание своего голоса.

Декламационный или речитатив

Уже исходя из названия можно предположить, что речитатив включает в себе элементы разговора. Это симбиоз речи и песни. Исполнитель читает нараспев, но вместе с тем, сохраняется интонация: вопросительные ноты, побудительные, восклицательные. Обычно такую манеру используют в промежутках между ариями, как переходный элемент.

Речитатив под аккомпанемент только клавесина, называют «секко» (дословно, сухой). А вот сопровождение чтение оркестром гораздо мощнее и звучит богаче.

Колоратурное

Исполнение, требующее от исполнителя великолепного технического овладения высокими нотами. Это пении наполнено сложными приемами. Голос певца во всех регистрах звучит мягко и одновременно мощно, переходы плавные, что создаёт впечатление легкости исполнения. Колоратура, это сложная мелодия, но и здесь есть категории для разных голосов. Так лирические колоратуры пишутся для лёгких голосов, а драматические – более крупных. Отнесение к той или иной категории зависит от диапазона голоса, его цвета.

Типы голосов в опере

Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.

Женский оперный вокал:

  • Сопрано. Женское сопрано является самым высоким голосом в целом. В сопрано, как и в других типах голосов, существует деление на подгруппы в зависимости от тембра, диапазона, цвета и веса голоса. Таким образом выделяются:
    • Субретт (роли молодых, кокетливых девушек в комедийных жанрах и опереттах).
    • Колоратурное сопрано.
    • Спинто-сопрано (цвет темнее, чем в лирическом; имеет высокие легкие ноты).
    • Лирическое сопрано.
    • Драматическое сопрано.
  • Меццо-сопрано. Отличается объемом звучания и насыщенностью. Его подгруппы: колоратурное, лирическое и драматическое.
  • Контральто. Самый низкий певчий голос. Встречается редко. Охватывает все ноты малой октавы. Как и предыдущие типы делится на колоратурное, лирическое и драматическое.

Мужское оперное пение:

  • Контртенор. Самый высокий мужской голос.
  • Тенор. Высокий мужской певческий голос. Он также подразделяется на лирический и драматический тембр.
  • Баритон. Средний по звучанию голос. Такой голос универсален и позволяет исполнять большинство героических и любовных ролей в опере.
  • Бас. Самый низкий голос. Характеризуется глубоким звучанием. По высоте различают:
    • бас-кантанте (высокий бас; мелодичное и певучее звучание);
    • центральный (хорошее звучание в низком диапазоне);
    • бас-профундо (низкий бас; густой, раскатистый голос).

В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.

А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления.

История и развитие

Жанр оперного пения появился относительно недавно – пятьсот лет назад между XVI-XVII вв. Родиной оперы считается Италия. В то время были популярны театральные постановки, где музыка являлась фоном. Первые авторы, которые сделали попытку создать новый жанр, поначалу называли его «drama per musica» (драмой на музыке). Коллективное стремление композиторов возродить древнегреческую трагедию, привело к тому, что они сами того не зная стали основоположниками совершенно нового вида искусства, пусть первоначально их пьесы значительно отличались от классической оперы.

Видные деятели в оперном искусстве

В 1607 году опера «Эвридика» Мантуе К. Монтверди была наполнена драматизмом и художественностью. А уже в 1639 был введен новый термин «опера».

С того момента как зародилась классическая опера, она постоянно видоизменялась. Разные итальянские школы меняли звучание, устанавливали новые правила и формы. Происходило разделение вокальных номеров. Наиболее значимые изменения в опере принадлежат К. Глюку, где он сумел в своих трагедиях («Альцеста», «Орфей и Эвридика» и др.) соединить лучшие достижения итальянской оперы.

Нельзя не отметить влияние В. Моцарта, который создал уникальные произведения, наполненные выразительными образами и яркими эмоциями. Ему удалось вобрать лучшее от итальянских школ разных эпох и создать сложные и многогранные образы, конфликты и трагедии в своих произведениях.

Романтизм XIX века принёс в оперу новые взаимоотношения с другими жанрами, что было популярно в то время. Именно тогда огромное влияние на её развитие оказали: Дж. Верди, Р. Вагнер, М. Глинка, М. Мусоргский.

В наши дни понятие оперы в её традиционном понимание устаревает. Сегодня наряду с оркестром, режиссеры добавляют современные звучания, например, электронную музыку, накладывают городские звуки или переносят действия классических опер в нынешнюю эпоху. Опера, как и когда-то, является синтезом, музыки и театрального представления. Нельзя сказать, что изменения коснулись современного пения – оперные исполнители стали значительно моложе, однако техники и методики их обучения, правила постановки голоса и его звучания остались неизменными даже спустя пятьсот лет.

Как научиться оперу — необходимые основы

Невозможно дать однозначный ответ на вопрос, как правильно научиться за короткий срок пению в оперном жанре.

Академический вокал, это искусство оперного пения, которое требует отточенного мастерства и упорства. Певцы годами отрабатывали технику владения своим голосом, добиваясь чистого и мощного звучания. Самостоятельно обучиться технике можно, однако без опытного педагога есть риск уже с самого начала сформировать неправильную привычку, от которой в будущем будет сложно избавиться.

Опытные преподаватели оперного вокала утверждают, что научиться петь можно всем и в любом возрасте. Бывают психологический проблемы, если человек не уверен в себе или же какие-то физиологически особенности, которые могут мешать. В остальных случаях всё зависит от стараний и усилий.

Развитие голоса и слуха идут рука об руку. Без одного невозможно другое. Основы вокала укладываются обычно до года максимум. В отдельных случаях человек может начинает петь даже на втором индивидуальном уроке вокала с педагогом, потому что интуитивно чувствует голос, понимает, как дышать.

Важно помнить, что для того чтобы просто красиво петь, понадобиться пару месяцев. Для развития профессионального оперного вокала этого недостаточно. Опытные певцы посвящают ежедневным практикам не один год, чтобы добиться мастерства в своём деле. Уникальные вокальные данные это редкое стечение. У всех индивидуальные особенности артикуляции, выносливости связок, силы мышц, а также слуха и чувства ритма.

Особенности классического вокала включают в себя:

  • широкий диапазон голоса;
  • умение пользоваться природными резонаторами;
  • округлый, чистый звук.

Первое, на чём базируется весь вокал, это: правильное дыхание, артикуляция и резонаторы.

Дыхание

База, с которой начинает любой педагог. Правильное дыхание во время пения, это основа. Нужно учиться дышать животом. Благодаря способности певца опускать диафрагму ниже, становится возможно взять большой объём воздуха. А чтобы он резко не закончился нужно контролировать его выдыхание. Вот несколько упражнений, для того чтобы научиться правильно дышать животом:

«Книга»

Необходимо лечь на спину. После нескольких глубоких вдохов-выдохов, положить книгу потяжелее на живот и стараться с дыханием опускать и поднимать её.

«Свеча»

В этом упражнение можно научиться контролировать выдох. Нужно сесть перед горящей свечой и, сделав вдох животом, медленно дуть на неё, но при этом не тушить. Чем дольше пламя будет дрожать, тем лучше.

Правильное дыхание помогает не только в вокале. Речь людей, регулярно занимающихся такими упражнениями, становится мелодичнее. Они хорошо контролируют свой голос и умеют расходовать воздух при разговоре.

ВНИМАНИЕ! С осторожностью делать упражнения на дыхание особенно в начале обучения. Не допускать головокружения.

Опора

Данный термин означает устойчивый звук и в пении и голосообразование. Опертый голос округлый, чистый и свободный. Это характеристика очень важна при постановке голоса для пения.

Следующее упражнение поможет с развитие опоры. Оно одно из самых эффективных, несмотря на сложность.

Ноги необходимо расставить широко. Корпус наклонить вперед и свесить руки. Затем втянуть воздух животом и медленно выдыхать, при этом опуская руки вниз. Выдох должен быть бесшумным.

А ещё можно 30 раз посвистеть. Для этого нужно набрать воздух и непрерывно выдыхать звуком «с». Когда весь воздух кончиться, повторить заново.

Резонаторы

Это полости, которые находятся чуть ниже голосовых связок. Их функция – усиливать звук. Считается, что существует два вида резонаторов: головной (высокие звуки отражаются в голове) и грудной (звуки резонируют в трахее и бронхах).

ВНИМАНИЕ! Не путать голосовой регистр и резонатор! Первое, это отрезок диапазона голоса, и он позволяет петь выше или ниже. Второе – пустоты в теле, что ощущаются физически. Именно за счёт отражения звука и происходит его усиление.

К работе с регистрами следует обращаться после того как человек научился дышать животом и опускать диафрагму.

Для усиления голоса нужно обращать внимание на гортань. Она должна быть свободной. Мужчины при этом опускают кадык, а женщины делают это мысленно. Голос будет максимально звонким если резонанс пойдет через голову. Нужно представить, как поток попадет туда.

Наилучшее упражнение — это «мычание». При этом необходимо слушать и постараться уловить чувство, когда в голове проявится это самое «мычание», тогда и будет верный резонанс.

Гортань

Многие замечают, что певцы и певицы при исполнении опускают гортань. У мужчин это больше заметно из-за кадыка. Это хорошо ощущается при зевке. Задача вокалистов сделать так, чтобы звук шел не за счёт широкого открытия рта, а опускания гортани. Причём, чтобы это происходило естественно, а не насильно, иначе звук будет блеклым и невыразительным.

Чтобы опустить гортань необходимо делать следующее:

  1. Открыть рот, зафиксировать его в таком положении, например, пытаясь откусить яблоко, и стараться чётко произнести звуки: НГО, НГУ, НГЕ, НГА.
  2. Тренировать язык, выталкивая его изо рта с такой силой, чтобы он сам возвращался назад, как у лягушки.

ВНИМАНИЕ! Гортань, как и всё горло, должна во время пения быть максимально расслабленной.

Артикуляция

Разговор и опера, это совершенно разные вещи по артикуляции. Когда певец расслабляет горло, опускает гортань, звуки, которые он начинает издавать должны быть разборчивыми. Для этого необходимо тренировать артикуляцию. На помощь придут скороговорки, гимнастика, а также старое упражнение с использованием постороннего предмета во рту, как тренируются дикторы.

Кстати именно поэтому у многих возникает вопрос, почему во время пения певцы и певицы странно артикулируют, будто гримасничают. Это потому, что артикуляция при разговоре и пении совершенно разные. Исполнители уделяют большое внимание правильной работе рта и голосовых связок, чтобы звук был не только чистым и мощным, но и зритель понимал текст.

Распевка

Распевки очень важны для того, чтобы подготовить голос к усиленным нагрузкам. Начинающим певцам курса обучения вокалу взрослых советуют петь с закрытым ртом. Нужно использовать только звук «хм». Челюсти должны быть разжаты. Исполнив таким образом пару нот, нужно продолжать упражнение, но уже с открытым ртом, используя звуки «ма» «мо», «му» и тд. Достигнув максимальной высоты, постепенно опускаться назад.

Источник

Оцените статью