- Презентация на тему: «Окончания -омонимы»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока русского языка 3 класс (по системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова). Тема:»ОМОНИМИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СЛОВА, НАЗЫВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТ. СПОСОБ РАЗЛИЧЕНИЯ ТАКИХ ОКОНЧАНИЙ»
- Содержимое разработки
- Что такое омонимы определение и примеры слов с несколькими значениями
- Что такое омонимы и какими они бывают
- Виды омонимов — омофоны, омографы, омоформы
- Омонимы примеры слов
- Словарь омонимов русского языка
- Что помогает различать слова омонимы
- Грамматические омонимы
- Функциональные омонимы
- Лексические омонимы
- Морфологические омонимы
- Омонимичные окончания
- омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Презентация на тему: «Окончания -омонимы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
торчало чучело голова чучела был на чучеле выглядело чучело
торчало (что?) чучело голова (чего?) чучела был (на чём?) на чучеле выглядело (что?) чучело
торчало (=есть) (что?) чучело выглядело (=есть) (что?) чучело
Окончания одинаковые (-о) Падежные вопросы одинаковые (что?) Можно связать с одним и тем же словом (есть) Значит окончание в словах одно и то же
соломой доволен чем? Т.п. = = солома есть что? И. п.
у людей (есть) кто? что? мозги получить (есть)(вижу) кого? что? мозги
у людей (есть) кто? что? мозги получить (вижу) кого? что? мозги окончания одинаковые связываются с разными словами отвечают на вопрос что?, но не на второй вопрос (кто? – кого?) разные падежи — И. п. и В. п. значит, окончания — омонимы
В квартире стоит пластиковое окно. Я купила ведро. Определи, одно это окончание или разные?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 885 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 304 человека из 63 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-127106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока русского языка 3 класс (по системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова). Тема:»ОМОНИМИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СЛОВА, НАЗЫВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТ. СПОСОБ РАЗЛИЧЕНИЯ ТАКИХ ОКОНЧАНИЙ»
Этот урок является частью раздела «Зачем словам нужны окончания». На этом уроке перед детьми ставится учебная задача: Одинаковы ли у слов окончания, если фонемный состав их одинаковый, а работа (хотя бы одна, например, указание на падеж) разная?
Содержимое разработки
Тема: ОМОНИМИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СЛОВА, НАЗЫВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТ. СПОСОБ РАЗЛИЧЕНИЯ ТАКИХ ОКОНЧАНИЙ.
Урок в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
— Формировать умение различать разные окончания одного и того же слова с помощью подстановки другого слова стена в высказывании.
— учить подставлять слово стена в нужном падеже в высказывание для определения омонимичности окончания, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
— повторить знания о словах названиях предметов;
— развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;
— воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Предметные: — формировать умение определять окончания – омонимы с помощью подстановки слова стена;
— Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок (самооценка); высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; оценивать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок решения учебной задачи
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Репкин В.В., Восторгова Е.В. и др.-томск: 2Пелинг2, 2001, оценочный лист (для каждого ученика), компьютер, проектор, презентация, схемы-опоры
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа
Источник
Что такое омонимы определение и примеры слов с несколькими значениями
Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.
Название таким словам омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.
Что такое омонимы и какими они бывают
«Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании
Например:
- Слово «наряд». Одновременно может означать и вид одежды, и солдатский наряд.
- «Лук» также считается омонимом. В одном смысле это растение, в ином – оружие.
- Слово «лавка». Одно из значений слова «лавка» это торговая лавка, а второе – это обычная лавка, установленная в парке, на которой сидят люди.
В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.
В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» это омоним.
Виды омонимов — омофоны, омографы, омоформы
Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.
Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» некое здание, а «замОк» прибор, запирающий дверь.
Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» музыкальный инструмент.
Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании различны.
Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.
Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.
Омонимы примеры слов
Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.
Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.
Словарь омонимов русского языка
Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.
В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.
Что помогает различать слова омонимы
Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?
Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.
Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.
Грамматические омонимы
Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».
Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.
Функциональные омонимы
Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.
Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и наречием, и сравнительной частицей, и прилагательным.
«Точно подметить» наречие. «Точно ураган пролетел» это сравнительная частица. «Определение точно» это прилагательное.
Лексические омонимы
Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.
Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.
Морфологические омонимы
Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.
Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.
Примеры:
- «Илья растопил печь, чтобы бабушка могла сделать пирожки», тут слово «печь» является существительным,
- «Бабушка собралась печь пирожки с мясом и луком», в этом предложении слово «печь» глагол.
Омонимичные окончания
Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.
В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.
Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.
Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.
Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.
Источник
омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 381 КБ |
презентация к уроку | 128.5 КБ |
текст к уроку | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: «Омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных» (4 класс)
Базовая программа: «Русский язык» 1-4 классы, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко М.: Вита-Пресс, 2004
Тип урока: mixt (комбинированный)
Цель: предполагается, что через совместную исследовательскую деятельность учащиеся:
- откроют дополнительные способы определения падежа у имен существительных, имеющих омонимичные окончания;
- преобразуют модель способа определения падежа имен существительных;
- в ситуации омонимии падежных окончаний имен существительных научатся пользоваться открытыми способами определения падежей;
- осознают значение открытых способов для решения орфографических и синтаксических задач;
- освоят действие самоконтроля, работая в тестовом формате программы Exc el
Предполагаема деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
- Мотивационо-ориентировачная часть
- Актуализация знаний
Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание для учащихся «ситуация успеха».
— Ребята, я приготовила для вас текст.
— Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?
— Запишите текст, определите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания
— Все так определили границы предложений?
— Сверьте с образцом. Все ли так поставили запятые?
— Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь в тексте?
Цель данного этапа: формирование внутреннего мотива учебной деятельности, через выполнение индивидуального задания.
— Вам интересно узнать, что могло произойти дальше?
— Допишите заключительную часть текста под диктовку:
Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.
- Этап постановки учебной задачи
Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретно практической задачи УЗ, к открытию нового способа деятельности.
— Проходя по классу, я заметила, что у вас эти предложения записаны по–разному.
У одних в предложении после слова хлынул стоит запятая, а у других нет запятой.
?
, ,
— Такое может быть, чтобы правы были и те и другие?
— В чем причина ошибки?
(на доске моделируется)
— Почему было трудно выделить основу предложения?
=
В.п Г.З. = Г.З П = П
— Какую учебную задачу поставим на урок?
— Составим план работы
— Какую форму работы выберем?
(как удобнее для вас организовать работу?)
- Операционально-исполнительная часть
- Преобразование условия задачи
Цель данного этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной учебной задачи
( группам раздаются листочки с предложением без знаков препинания и подчеркнутыми словами с омонимичными окончаниями дождь и склон )
Источник