- Что значит одолевает лукавый
- Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
- Лукавый: персонификация зла
- «Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
- Как лукавый толкает человека на грех?
- Как дьявол подталкивает на грех?
- Какими способами лукавый толкает на грех?
- Тщеславие
- Обман
- Психологические уловки
- Совесть
- Значение слова «лукавый»
- лука́вый
- Помыслы неверия, сомнения, хулы
- Из наследия Оптинских старцев
Что значит одолевает лукавый
Батюшка, что означают понятие лукавство, лукавый человек? Спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:12-13); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр.satan; впервые: Иов.1:6) означает противник. Диавол (греч.- diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона.
Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и страстей.
Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2.1).
В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10).
Источник
Лукавый: персонификация зла
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главная христианская молитва – «Отче наш». Еще ее называют Господней молитвой, потому что ее в Евангелии продиктовал (Мтф. 6, 9-13; Лук. 9. 2-4) и заповедал ею молиться сам Христос.
Заканчивается она мольбой к Богу «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Интересно, что в греческом оригинале Евангелия лукавый обозначен как πονηρός (ponēros), что в переводе на русский означает «плохой», «злой», «дурной», «скверный». То есть, в этом греческом слове присутствуют преимущественно смыслы испорченности, зла, худости, а не коварства и хитрости, как в русском слове. Также и в латинском варианте молитвы (Paternoster) говорится «но освободи нас от злого (или от зла)»: Sed libera nos a malo.
Вообще слово «лука» в русском языке означает изгиб чего-либо, например, реки (не путать с именем Лука греческого происхождения). В переносном смысле наименование дьявола лукавым указывает на его нравственную искривленность и лживость.
Впрочем, в этом смысле слово «лукавый» не так уж сильно отличается от буквального значения греческого слова «дьявол» – клеветник. Коварство и хитрость, лукавство – непременные спутники клеветы.
Интересно также то, что под «злым» или «лукавым» в молитве можно понимать как дьявола, так и зло как таковое, и тогда это слово можно воспринимать просто как прилагательное «злое» (или «лукавое»). И в этом нет никакого противоречия или неясности. Дело, на мой взгляд, в том, что христианство – это религия личности и личностная. В ней добро и зло не абстрактные, внеличностные принципы на манер высших философских категорий. Богу как Личности, единственному источнику добра и бытия противостоит тоже личность – дьявол. Христу противостоит Антихрист.
(в этом греческом слове есть игра слов, оно одновременно значит и «противник Христа», и «вместо-Христос», тот, кто заступил на место Христа).
Действительно, вне Христа и признания его Богом никакое христианство невозможно, просто немыслимо. Поэтому, например, когда говорят, что в христианстве главное – это нравственность, мораль, ученик о добре, это величайшая ошибка. Не просто выхолащивание христианства, а отказ от него. Христианство – это, конечно, и учение о добре, о том, как жить по совести. Но главный источник этого учения, его носитель – это Христос. Эту мысль в нарочито парадоксальной форме выразил великий русский писатель Ф.М. Достоевский: «Если бы как-нибудь оказалось… что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины».
Также и зло – не только абстрактная категория или просто общее понятие, у него есть конкретный носитель – дьявол и подчиняющиеся ему бесы. Неверие в них, в их реальное существование также означает настоящий отказ от христианства.
Напоследок же я процитирую высказывания Иоанна Златоуста о лукавом из «Отче наш»: «Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол».
На анонсе фрагмент картины Фра Беато Анджелико «Страшный суд»
Источник
Как лукавый толкает человека на грех?
Дьявол пытается соблазнить человека на грех ежедневно и только знание того, какими приемами он пользуется, может помочь не быть пойманным на его уловки. Помимо, нужно также самостоятельно не давать поводов, на корню предотвращая его попытки.
Как дьявол подталкивает на грех?
В первую очередь лукавый смотрит на те первичные признаки слабого человека, готового сокрушиться перед грехом. Обычно они проявляются в следующем:
- прекословие;
- упрямство;
- своеволие;
- непослушание;
- бесстыдство.
Эти свойства дают лукавому понять, что человека можно склонить к греху. Большинство людей не готовы отказаться от своеволия, игнорируя советы батюшек и говоря обо всем с бесстыдством. В итоге божья благодать «уходит» от человека.
Сам же дьявол ничего не делает сам, а лишь подстрекает на грех. И не всегда он может делать это топорно и прямо, порой лукавый совращает человека на что-либо и тот ведется. А затем, наоборот, начинает его за это упрекать и говорить, что спасения после этого поступка нет. От этого человек еще больше впадает в отчаяние и отдается в руки греха.
Какими способами лукавый толкает на грех?
Если учитывать тот факт, что дьявол наблюдает за каждым из нас с рождения, то базы для манипуляции у него предостаточно. Понять специфику его способов можно на типовых примерах, однако нужно понимать, что основное орудие — хитрость и ложь.
Тщеславие
Вспомним историю об Адаме и Еве, где змей-искуситель соблазнил Еву попробовать запретный плод всего двумя аргументами:
- Люди не умрут, если попробуют плод. Господь говорил иное.
- Люди станут подобны Богам, будучи с ними наравне.
Именно чувство тщеславия и желание быть подобным Богу, зная что ни один человек при этом не умрет, заставило Еву попробовать плод.
В жизни соблазны действуют точно так же, потому что человеку кажется, что он либо достоин большего и идет ради этого на крайние меры, либо искренне верит в незначительность того нарушения, которое совершает ради заветной цели. Механизм, вне зависимости от того, чем производится соблазн, остается прежним. В сердце сеется мысль о запрещенном и желанном, ожидается высокая эйфория после получения этого, и она действительно есть, но после полная пустота и апатия — лукавый добился своего.
Обман
Дьявол также может производить обман скрытно, чтобы сам человек даже не подумал о его вмешательстве. Прямую аналогию можно привести с историческим примером, когда индейцы брали стрелу другого племени и выпускали ее в других индейцев, тем самым провоцируя войну между двумя племенами. Ни одно племя никогда не хотело войны, но сам факт этого вынуждал их.
Здесь происходит то же самое. Лукавый вынуждает нашего ближнего сказать нам что-то либо слегка обидное, либо безобидное вовсе, а после шепчет нам и слова друга приобретают негативную форму. Нам кажется, что в нашу сторону было сказано нечто обидное и несправедливое, вследствие чего возникает ссора на пустом месте. Особо часто такое происходит, когда человек забывает, что дьявол всегда поджидает его, и теряет бдительность.
Психологические уловки
Лукавый не брезгует использовать личностные качества человека и его слабую волю против него. Так, если человек решается на что-то, то дьявол говорит ему: «начни завтра». Зная, что это будет звучать убедительно в конкретной ситуации, его уловки срабатывают. Человек, решивший отложить что-то на потом, как правило, не приступает к задуманному никогда.
Схема такой уловки очень проста: отложив что-то на завтра, человек также откладывает это на потом при наступлении следующего дня. Ведь утром происходит ряд событий, приходит легкая усталость и, когда наступает момент заняться чем-то важным, оказывается вечер. Появляется неоправданная жалость к себе и внушаемое лукавым желание начать это завтра. Поддавшись, человек попадает в замкнутый круг, из которого самостоятельно очень тяжело выбраться.
Совесть
Дьявол также «играет» на совести верующего, когда у того наступает желание нарушить запрет или он впадает в отчаяние. Допустим, что человек долго и упорно работает, однако не видит в данный момент соизмеримых своим усилиям результатов. После он смотрит на тех людей, что добились всего путем обмана и грехов, и в него проникают мысли о том, чтобы начать жить также.
Естественно, что его сразу встречают сомнения, однако лукавый начинает утверждать, что Бог милостивый и сможет ему все простить. В ряде случае он также может указывать на тех падших в грехе, говоря, что даже их Бог простил, хотя плохих дел они совершили в разы больше верующего. Как итог, человек переступает через свою совесть. Он поддается обману, думая, что можно пользоваться божьим милосердием, и тут же теряет свою душу. Ведь Господь все видит и очень тяжело относится к тем, кто решает использовать его в своих личных целях.
Это лишь основные способы, по которым лукавый добивается своих целей. Описать их все попросту невозможно. Единственный же способ защитить себя от них — верить в Бога и быть всегда начеку, не поддаваясь на уловки. А если и поддались, то отнестись к себе с пониманием, сходите на исповедь и покайтесь в грехах.
Источник
Значение слова «лукавый»
1. Склонный к козням, интригам, хитрый, коварный. Лукавый человек. □ Давно сознался я во всем, Что вы хотели. Показанья Мои все ложны. Я лукав, Я строю козни. Пушкин, Полтава.
2. Исполненный веселого задора, игривости. Коммерсанты образовали кружок и подпевали задорному, лукавому мотиву. Куприн, Свадьба. Милая, лукавая улыбка блеснула в ее глазах. Панова, Ясный берег. [Валентина] смотрела на Ветлугина добрыми и лукавыми глазами. Коптяева, Товарищ Анна.
3. в знач. сущ. лука́вый, —ого, м. Прост. Бес, дьявол, сатана. Лукавый попутал. □ [Франц:] Воротился ночью мельник… Женка! что за сапоги? Ах ты, пьяница, бездельник! Где ты видишь сапоги? Иль мутит тебя лукавый? Это ведра. Пушкин, Сцены из рыцарских времен.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛУКА’ВЫЙ, ая, ое; -ка́в, а, о. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. Лукавый царедворец! Пшкн. || Исполненный добродушно-веселого коварства, игривый, кокетливо-хитрый. Л. взгляд. Лукавые глазки. Прищурился лукаво (нареч.). Л. задор. 2. в знач. сущ. лука́вый, ого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый (церк. и простореч.). Л. попутал.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
лука́вый
1. лживый, обманный, подлый, хитрый ◆ Он подумает, что перед ним лукавый, двоедушный человек, который из какой-то корысти стремился произвести на Ивана Васильевича хорошее впечатление. Булгаков, «Театральный роман», 1936-1937 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чтобы снискать расположение России, Баттенберг решил сделать лукавый ход. Владимир Дегоев, «Россия и Бисмарк», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ Они видят мою простоту и неопытность, что-де попался к ним на удочку, они с лукавой улыбкой так и рассыпались, уверяя с клятвой, что естли соединюсь с ними торговать, то ближе года так разбогатею, что на тройке рысистых лошадей покатывать буду. А.В., «Воспоминания лавочника», 1870-1900 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Однажды хулиганистый старый, весь потрескавшийся слон, его проводили по кругу арены, чтобы он здоровался со зрителями, вылил, лукавый, ведро воды из хобота на ни в чём не повинную бабушку, сидевшую в первом ряду, привёдшую внучку в цирк. Эдуард Лимонов, «У нас была Великая Эпоха», 1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Как молодой повеса ждёт свиданья с какой-нибудь развратницей лукавой… М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929-1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Жадный и лукавый — это лиса; алчный и хищный — волк. Борислав Козловский, «Хомячки и принцип фальсификации», 2010 г. // «Русский репортер» (цитата из НКРЯ)
2. перен. добродушно-хитроватый ◆ Шухов — обобщённый характер русского простого человека: жизнестойкий, «злоупорный», выносливый, мастер на все руки, лукавый — и добрый. Александр Архангельский, «40 лет Ивана Денисовича. 18 ноября 1962 года вышла в свет повесть, перевернувшая мир», 17 ноября 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Лицо старика по-прежнему было серьёзно, когда он говорил свою ироническую тираду, только бескровные, тонкие губы его чуть-чуть перекосились да в серых глазах играла едва заметная лукавая улыбка. К. М. Станюкович, «Жрецы», 1897 г. (цитата из НКРЯ)
Источник
Помыслы неверия, сомнения, хулы
Из наследия Оптинских старцев
В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.
Спасение утопающего апостола Петра |
Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.
Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.
Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:
«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают » .
Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:
«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».
Помыслы неверия, сомнения в вере
Уверование св. апостола Фомы |
К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:
«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».
Преподобный Амвросий объяснял:
«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».
Помыслы против духовного наставника
Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:
«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».
«Подобно ругательствам пьяного прохожего»
Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:
«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.
Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.
Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».
В чем причина появления хульных помыслов
Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.
Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:
«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».
О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:
«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».
«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».
Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:
«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».
Как получить освобождение от хульных помыслов
Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:
«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».
Старец Амвросий советовал:
«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».
«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».
«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Источник