- Пункт 8.4 ПДД – перестроение, в том числе одновременное
- Официальная трактовка на 2021 год
- Комментарии к пункту 8.4 ПДД
- Одновременное перестроение из одной полосы движения
- Если нет разметки
- Исключения
- Важное замечание!
- Штраф за нарушение пункта 8.4 ПДД РФ
- Судебная практика
- Одновременное перестроение. Теория и практика
Пункт 8.4 ПДД – перестроение, в том числе одновременное
Перестроение – это манёвр по ПДД, и за неправильность его выполнения в 2021 году предусмотрен такой же штраф, как и за другие нарушения. И, если речь идёт о простой смене полосы на пустую, то он достаточно прост. Если же соседняя полоса занята, Вы обязаны уступить дорогу занявшему её транспортному средству. И это азы Правил. Но ещё сложнее, если выполняется одновременное перестроение – здесь становится не так всё очевидно в пункте 8.4, когда Вы перестраиваетесь одновременно из одной полосы с другим автомобилем.
Официальная трактовка на 2021 год
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Пункт 8.4 Правил дорожного движения не менялся с самого вступления в силу нормативного акта с 1993 года.
Комментарии к пункту 8.4 ПДД
Итак, как становится видно из официального текста, у Вас 2 обязанности при перестроении:
- уступить дорогу автомобилям на той полосе, на которую Вы перестраиваетесь,
- если происходит одновременное перестроение, то 8.4 предписывает правило помехи справа – но речь идёт именно о случае, когда в одну полосу перемещаются транспортные средства с разных сторон.
Обратите внимание на тот факт, что термин уступления дороги машинам чётко описан в ПДД. Это значит, что Вы не должны вынудить другого участника дорожного движения вынудить изменить скорость и/или траекторию движения. Но для появления такой обязанности у Вас должны пересекаться траектории движения в пространстве и во времени одномоментно.
Простое перестроение с обязанностью уступить дорогу
Одновременное перестроение, где водитель красного автомобиля должен уступить водителю синего
Ещё более сложное перестроение, где синий уступает зелёному, а красный – синему и зелёному
Одновременное перестроение из одной полосы движения
Но схемы выше про соблюдение пункта 8.4 описывают лишь цветочки. Есть более сложное одновременное перестроение, где обязанность не создавать помехи не так очевидна.
Как видим, здесь оба автомобиля перестраиваются из одного ряда (полосы) в другой. Кто кому должен уступить в данной ситуации? Тонкость в помехе справа здесь уже не действует.
Согласно пункту 8.4 2021 года, перестраивающийся водитель обязан уступить дорогу всем транспортным средствам, которые движутся без перестроения по той полосе, место в которой он хочет занять. А сам манёвр считается завершённым тогда, когда автомобиль полностью займёт нужную ему полосу для движения.
Если применить вышесказанное к одновременно перестраивающимся автомобилям, то получается, что преимущественное право на движение у того, кто первый занял целевую полосу – то есть покинул разметку, разделяющую потоки машин. Давайте выясним на примере описанной выше схемы:
- если синий автомобиль при одновременном перестроении перестроился быстрее красного – покинул прежнюю полосу движения и разметку, то красный обязан ему уступить по тексту 8.4 Правил,
- если красный покинул прежнюю полосу раньше, то синий обязан ему уступить, но только в том случае, если красный при этом ускорился – то есть траектории движения автомобилей пересекаются во времени, о чём мы упомянули выделенным текстом выше,
- если оба автомобиля одновременно покинули прежнюю полосу движения, то действует уже пункт 9.10 ПДД по части дистанции.
Обратите внимание, на практике определить виновность того или иного водителя при таком виде одновременного перестроения бывает практически невозможно без наличия видеорегистратора. Причём, в описанной выше ситуации у водителя синей машины для аргументации своей невиновности регистратор должен снимать ещё и обстановку позади него.
Если нет разметки
Если Вам всё в вышеописанной схеме стало предельно ясно, так как она опирается на полосы движения, то в случае отсутствия разметки вопрос одновременного перестроения из одной полосы в другую становится сложнее.
Дело в том, что ПДД чётко регулируют лишь разделение дороги пополам в случае встречных потоков транспортных средств. А вот ситуация деления на полосы движения регламентируется лишь шириной ТС и необходимым безопасным боковым интервалом. Поэтому и чётких границ, когда автомобили покидают полосу движения, нет, а на практике правоприменения здесь может быть признана обоюдная вина, и обоим водителям будет выписан штраф за нарушение предписания 8.4 ПДД.
Исключения
Есть два исключения среди транспортных средств, кто не должен уступать дорогу при перестроении, а, напротив, пользуется преимуществом:
- автобус, только если он отъезжает от обозначенной остановки из кармана в соседнюю полосу движения,
- автомобили с включенными маячками и сиреной (оперслужбы, машины охраны и т.п.).
Важное замечание!
Штраф за нарушение пункта 8.4 ПДД РФ
Сама суть неправильного перестроения не влечёт никаких наказаний для водителя. Но есть санкция за невыполнение требования уступить дорогу, а именно это и предписывает 8.4.
В нашем случае применяется часть 3 статьи 12.14 КоАП, которая предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за невыполнение требований ПДД уступить дорогу (кроме случаев создания помехи на перекрёстках).
Других административных наказаний, в том числе лишения прав, эвакуации на штрафстоянку, запрета эксплуатации и других действующий на 2021 год КоАП не предусматривает.
Судебная практика
- Татарстанский суд удовлетворил жалобу водителя, которому было вменено неуступление дороги при одновременном перестроении и нарушение пункта 8.4 ПДД и который в обоснование жалобы указал и привёл фотодоказательства того, что он уже успел перестроиться в целевую полосу раньше другого автомобиля.
- Один из пензенских судов вынес решение, где водителю автомобиля сначала было вменено нарушение пункта 9.10 ПДД в части несоблюдения дистанции, но впоследствии выяснилось, что автомобиль, в который въехал водитель, перестраивался до этого. И ещё одно аналогичное решение суда.
- Тверской суд лишь частично удовлетворил иск потерпевшего к виновнику ДТП, который не уступил дорогу при перестроении, так как имеющий преимущество автомобиль двигался с большей, чем разрешено на данном участке дороги скоростью.
- Спорное решение суда с назначением обоюдной вины по причине того, что никто не перестраивался, но столкновение произошло.
Источник
Одновременное перестроение. Теория и практика
Последнее обновление: 20.05.2020
Комментариев нет
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
О том, что представляет собой перестроение как маневр, а также процесс одиночного перестроения в потоке машин, было рассмотрено в одноименной статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
В этой публикации разберем вариант одновременного (обоюдного) перестроения, и кто кому из водителей, и в каких случаях должен уступать дорогу при перестроении.
Но для более полного представления об этом маневре сначала рекомендую ознакомиться с материалом по одиночному перестроению.
Когда осуществляется одновременное перестроение транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется ТС, находящееся справа (пункт 8.4 ПДД). В этом правиле кроется один маленький нюанс, но его игнорирование или непонимание может привести к большому столкновению. Чтобы стало понятнее, рассмотрим расположенные ниже рисунки. Схема, разумеется, условная, но смысл будет понятен.
Есть два автомобиля А и Б, и они оба движутся попутно. Предположим, водителю машины Б необходимо перестроиться влево. Кто из водителей и кому в таком случае уступает при перестроении?
Согласно первой части пункта 8.4, уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается: водитель Б, перестраиваясь, должен уступить дорогу водителю А (левый рисунок).
Но если окажется, что водителю А в этот момент тоже захочется сменить свою полосу (т.е. перестроиться вправо), то, согласно второй части пункта 8.4, при одновременном перестроении преимущество на стороне того автомобиля, который располагается справа. Т.е., обратите внимание, приоритет (право на первоочередный проезд) меняется местами (правый рисунок)!
Теоретически, совершая перестроение, авто Б обязан уступить автомобилю А (если А едет в пределах своей полосы, не перестраивается). В случае одновременного перестроения (если водитель Б вдруг поймет, что А – тоже намеревается совершить перестроение), теперь уже автомобиль А уступает дорогу автомобилю Б, т.е. пропускает того вперед.
Возникает вопрос: как водители поймут, что они оба совершают одновременное перестроение? Чтобы в этом разобраться, нужно посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами каждого водителя.
Когда приходится рассматривать статичный рисунок, на нем все выглядит понятно: теоретически приоритеты расставить несложно. На практике, т.е. на дороге, машины движутся, причем неравномерно, вокруг едут другие машины, и теория предстает перед глазами совершенно под другим «углом».
Как можно понять намерения другого водителя? Это возможно только в том случае, если его автомобиль виден на дороге (впереди по движению, в зеркалах заднего вида или сбоку). Причем не просто автомобиль заметен, а нормально виден всеми своими габаритами. Разве что, в случае, когда оппонент находится сбоку, его намерения не всегда понятны (или совсем непонятны – он просто едет вперед, находясь сбоку, и его указатели поворотов часто бывают не видны).
Допустим, водителю Б нужно перестроиться левее. Как он должен действовать? План его действий будет зависеть от наличия свободного пространства на дороге, расположения машин на проезжей части и скорости его движения. Машины, чаще всего движутся в ломаном шахматном порядке, который постоянно «перетусовывается».
Если автомобиль А находится слева-сбоку, то первая часть пункта 8.4 обязывает сначала пропустить вперед автомобиль А, и затем перестроиться левее, вслед за ним.
В свою очередь, если водитель машины А также захочет перестроиться правее, то он увидит справа от себя автомобиль Б, и согласно первой части того же пункта 8.4 будет обязан пропустить Б вперед, и после, перестроиться уже ЗА ним (сзади автомобиля Б).
Предположим, что намерения обоих водителей совпали – они движутся рядом, параллельно друг другу, и обоим необходимо перестроиться: одному направо, другому налево. Оба включают «поворотники» и, с этого момента можно смело предположить, что вот так сразу ни тот ни другой не поймут намерения друг друга, поскольку машины движутся, нужно смотреть вперед на дорогу, и еще успеть увидеть включенный «поворотник» у «соседа» сбоку, что не всегда реально.
Кто-то может возразить, ведь, у машин есть боковые повторители сигналов поворота, но все ли водители обращают на них внимание? Как целесообразно поступить в таком случае?
Самый рациональный вариант, это расположить свой автомобиль на дороге так, чтобы оппонент, который едет сбоку, оказался либо впереди (следует чуть сбавить скорость), либо сзади (следует чуть увеличить скорость). Нужно сместиться примерно на такое расстояние, чтобы появилась возможность увидеть световые сигналы друг друга (один из них увидит задний бампер своего оппонента, второй – передний бампер «соседа», в зеркалах).
Разумеется, смысл ускориться есть только, когда общая дорожная обстановка к этому располагает, т.е. ничто не препятствует.
Далее, весь процесс одновременного перестроения сводится к одиночному перестроению, рассмотренного в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Каждый перестраивается в соответствии с первой частью пункта 8.4, независимо друг от друга и, не мешая друг другу.
Процесс перестроения в другую сторону выполняется также, только в зеркальном порядке описанному выше.
Нужно понять следующее. Теоретически, одновременным перестроением можно считать любой маневр смены полосы, который происходит одновременно с маневром другого автомобиля.
Сюда относится и обоюдное перекрестное перестроение (рассмотрено выше), и обоюдное параллельное перестроение (два авто одновременно перестраиваются из одного ряда в соседний ряд). Такой вариант был рассмотрен ранее в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Вопросы преимущества проезда во время перестроения возникают у водителей только тогда, когда пути машин пересекаются. Но водители не всегда могут понять, что процесс перестроения протекает обоюдно. Это становится ясно, когда машины начали сближаться или, что хуже, уже столкнулись. Тогда виновного определяют по второй части пункта 8.4: если был справа, значит, имел право!
Но на практике этим правом чаще всего удается воспользоваться только после того, как ДТП уже произошло. Тогда какой смысл в этом праве, если все равно автомобиль придется ремонтировать?
Поэтому, любое возможное одновременное перестроение целесообразно «конвертировать» в одиночное перестроение, как было рассмотрено только что выше, и в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Следует постоянно обращать внимание на движение «соседей» по дороге, их траектории, на их световые сигналы и на то, как в общих чертах изменяется дорожная ситуация.
Ну и последнее. Процесс перестроения считается завершенным, когда автомобиль сменил полосу движения, занял место на проезжей части и продолжает движение в пределах другой полосы. Соответственно, если полосы движения условные (без разметки, определяются «на глазок» с учетом ширины ТС (пункт 9.1)), то и завершение перестроения будет условным, по выключению сигнала поворота, как требует пункт 8.2.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 20.05.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник