Что значить обучение дистанционное

Как проходит дистанционное обучение в вузе

Тема дистанционного обучения стала особенно актуальной в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса на такой формат подготовки временно перешло подавляющее большинство российских вузов. Но популярность дистанционки объясняется не только появлением опасной инфекции.

Напротив, все большее число абитуриентов рассматривает такой способ получения высшего образования как приоритетный. В этом нет ничего удивительного, если учесть его очевидные достоинства – доступность, удобство и качество подготовки. Логичным следствием увеличения интереса становится появление вопроса о том, как непосредственно проходит дистанционное обучение. Ответ на него – в статье.

Этап № 1. Поступление

Процедура поступления в вуз на дистанционное обучение практически не отличается от обычной. Будущий студент последовательно выбирает вуз, направление подготовки и специальность, после чего изучает и четко выполняет правила приема.

От абитуриента требуется сформировать и предоставить в выбранный вуз стандартный комплект документов. Способ подачи выбирает он сам из трех возможных: дистанционно в электронном виде, лично или почтой. Далее остается дождаться решения приемной комиссии.

Этап № 2. Обучение

Структура дистанционного образовательного курса также не сильно отличается от очного. Обучение ведется циклами – семестрами, по окончании каждого из которых проводится промежуточная аттестация или, как звучит более привычно, сессия.

Читайте также:  Базар что это значит сленг

Учебные занятия делятся на классические виды:

  1. Теория. Сегодня используются разные форматы для проведения подобных занятий. Самые распространенные – видео- и аудиолекции, электронные учебники, различные виды презентаций и т. д.
  2. Практика. Практические занятия осуществляются в виде вебинаров, конференций, онлайн-чатов, веб-уроков и множества других форматов. Отдельного упоминания заслуживают виртуальные лабораторные работы, которые стали доступны после активного внедрения обучающих онлайн-платформ.
  3. Контрольные задания и тесты. Фактически выступают в качестве промежуточных аттестаций. Периодичность и сроки проведения определяются конкретной учебной программой. Перечень доступных сегодня форматов также очень обширен – от обычных онлайн-тестов до виртуальных тренажеров и симуляторов.

Этап № 4. Итоговый экзамен

Отличается от промежуточной аттестации только объемом выполняемых заданий. Это может быть дипломная работа или несколько курсовых, объединенных по тематической направленности. В большинстве случаев в качестве подготовки к итоговой аттестации требуется пройти практику.

Такая гибкость подготовки выступает важным достоинством дистанционного обучения, которое еще не оценили в полной мере. Именно онлайн-формат образования способен максимально совместить теоретические знания и непосредственную их реализацию на практике. В результате у студента появляется более четкое представление, чему нужно обучаться и на что обращать внимание в своей профессиональной деятельности.

Этап № 5. Выдача диплома

Успешно завершившим дистанционное обучение в вузе выдается диплом государственного образца. Он полностью равнозначен тому, который оформляется по итогам очной подготовки. Документ действует по всей территории России, а для некоторых вузов – и за пределами страны. В качестве примера можно привести обучение в ИМЭС, когда студенту предоставляется возможность получить дополнительно международный диплом об образовании. Его наличие позволяет как продолжить обучение за границей, так и трудоустроиться в зарубежные компании.

Источник

Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн

Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:

  • электронное обучение (ЭО) – это процесс учебы с использованием информации, представленной в цифровом формате, и соответствующих технических средств, которые обеспечивают доступ к ней и общение педагогов и студентов (школьников);
  • дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это методы, процессы и средства обучения, в том числе и электронного, на расстоянии.

Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.

Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Правовая база дистанционного обучения

  1. Реализация дистанционного и электронного обучения в образовательных организациях – ФЗ № 273-ФЗ.
  2. Порядок применения дистанционного и электронного обучения – Приказ Минобрнауки № 816.
  3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при обучении в бакалавриате, специалитете и магистратуре – Приказ Минобрнауки № 301.
  4. Организация дистанционного и электронного обучения с применением информационных технологий – ФЗ № 149-ФЗ.

В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.

Источник

Что такое дистанционное обучение? В чем различие понятий дистанционное и онлайн-обучение?

Сейчас педагоги, родители и ученики горячо обсуждают вопрос дистанционного обучения. При этом кто-то называет это онлайн-обучением, кто-то дистанционным. Довольно часто эти понятия используют как синонимы.

Давайте разберемся, обучение онлайн и дистанционно — это одно и то же, или есть отличия? А если есть разница, то в чем она заключается?

В Академии репетиторов мы даже проводили коллоквиум на эту тему.

Дистанционное обучение

Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.

Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционно — все виды обучения на РАССТОЯНИИ.
Здесь и старые добрые заочники, и видеокурсы, и электронные учебники, в том числе, интерактивные, и общение через социальные сети (как сейчас), и онлайн-занятия тоже.

В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия ученика по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку преподавателю.

До появления интернета связь “учитель-ученик” устанавливалась, например, при помощи обычной почты. Это было обучение по переписке. Немного позже стали использовать радио, телевидение и спутниковую связь.

Эти форматы обрели популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов. Сегодня многие репетиторы разрабатывают целые дистанционные курсы для учеников от 1 до 11 класса.

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.

Видеозаписи лекций появлялись в сети еще в конце 1990-х, но, по-настоящему популярными они стали после 2010 года.

С тех пор онлайн-курсы стали не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи учителя и ученика. Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду — смотреть/слушать занятия, выполнять задания, консультироваться с учителями и общаться с такими же учениками, благодаря подключению к сети.

В одной смысловой связке с онлайн-обучением употребляют слова и словосочетания “e-learning” и “электронное обучение”. Они указывают на возможность учащегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографики, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и прочее.

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство — само обучение, то есть процесс получения новых знаний и навыков.
Причем ВНЕ учебных заведений и БЕЗ непосредственного контакта с учителем. Этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся.

Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между учеником и учителем существует расстояние.
“Онлайн-обучение” означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. То есть, ученик и учитель также удалены друг от друга.

Понятие дистанционное обучение шире, чем онлайн-обучение, и вбирает «онлайн» в себя.
Дистанционное обучение есть процесс, а онлайн есть маленький кирпичик процесса.

Онлайн — это занятие здесь и сейчас. Дистанционно, это может быть не сейчас, а когда удобно (прослушать, например, записи уроков).

Обучаться дистанционно удобно:

— индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ.

— гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени.

— мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения.

Но именно онлайн-обучение позволяет выяснить непонятные вопросы сразу.
Это живое общение.

Вот мнения педагогов по этому вопросу:

Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного обучения

И главный вопрос — что выбрать?

В многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу обучения для ученика.
На что нужно обратить внимание при выборе.

Вот небольшой перечень таких вопросов:

  • Есть ли бесплатные пробные или ознакомительные фрагменты занятий по теме? Это помогает составить впечатление о предстоящем обучении и решить, подходит ли такой формат и стоит ли на него записывать вообще?
  • Если в программе прописаны требования к уровню подготовки ученика — это означает, что она разработана для конкретной аудитории, что повышает степень полезности материала. Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
  • Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любой программе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний. К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
  • В идеале, у ученика должен быть свой виртуальный кабинет в системе обучения. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем. Если такового нет, то должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях репетитора для связи. Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?

Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному ритму и графику.

Теперь главный вопрос для педагогов и учеников состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности для современного мира.

Источник

Оцените статью