- Кредит
- Что такое кредит
- Чем кредит отличается от займа и ссуды
- Кто может взять кредит
- Формы кредитования
- Виды банковских кредитов
- Что такое рефинансирование кредита
- Требования к заемщику
- Какие документы понадобятся для бизнес-кредита
- Что нужно запомнить
- Сейчас читают
- Амортизация
- Доверенность
- Аукцион
- Рассылка для бизнеса
- Чтобы скачать чек-лист, подпишитесь на рассылку о бизнесе
- Что такое обслуживание кредита, как на нем сэкономить
- Обслуживание кредита со стороны банка: функции кредитора
- Что еще можно понимать под обслуживанием кредита
- Определение обслуживания кредита со стороны заемщика
- Имеет ли право банк брать комиссию за обслуживание кредита
- Незаконность комиссий за обслуживание
- Единовременная комиссия за выдачу кредита
- Комиссия за открытие ссудного (кредитного) счета
- Комиссия за досрочное погашение кредита
- Комиссия за выпуск и обслуживание банковской карты
- Комиссия за прием или выдачу наличных в кассе банка или через банкомат
- Комиссия за SMS-информирование
- Комиссия за расчетно-кассовое обслуживание (комиссия за РКО)
- Как сэкономить на обслуживании кредитов
- Выводы
Кредит
Деньги или имущество, которые банк или другая кредитная организация выдает в долг под процент на ограниченный срок
Кредит — это деньги, которые банк или другая кредитная организация выдает в долг под процент. У платежей по кредиту есть конкретный график, и вся сумма должна быть выплачена в срок по договору.
Рассказываем, чем кредиты отличаются от других видов займа, какие они бывают и кто может их взять.
Что такое кредит
Кредит — это деньги или товары, которые банк или другая кредитная организация выдает заемщику в долг. Обычно они выдаются под проценты, но бывают исключения — если это мера поддержки. Например, в 2020 году малый бизнес из пострадавших от коронавируса отраслей мог взять беспроцентный кредит на выплату зарплаты сотрудникам.
Правоотношения между клиентом и кредитором закрепляются кредитным договором. Ключевые условия договора кредитования — сумма, срок и процентная ставка. Они отличаются в зависимости от политики банка, вида кредита, целевого назначения, характеристик заемщика. Есть закономерность: чем дольше срок кредита, тем ниже процентная ставка, и наоборот.
Заемщик должен гарантировать, что сможет вернуть деньги. Для этого он может использовать поручительство, выплату неустоек, залог и банковскую гарантию.
Чем кредит отличается от займа и ссуды
Кредит, заем и ссуда — способы взять деньги в долг. Вот чем они различаются:
Критерии | Кредит | Ссуда | Заем |
---|---|---|---|
Кто кредитор | Банк или организация с лицензией от Центробанка, юрлицо или ИП | Физлицо, предприниматель или организация | Микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, физлицо |
Предмет договора | Деньги, продукция | Имущественные объекты: земельные участки, оборудование, транспорт | Деньги, имущество и драгоценности |
Как выплачивается | Частями по графику | Единовременно | Единовременно вместе с процентами или частями по схеме |
Процентная ставка | Всегда есть | Нет | Может быть |
Форма договора | Письменный договор | Письменный договор | Устно, расписка или договор |
Срок возврата | Определен в договоре, просрочка грозит штрафом | По договоренности с кредитором | По договоренности с кредитором |
Если коротко, ссуда — это бесплатная беспроцентная аренда имущества. Например, продавец шоколадок в форме Деда Мороза поставляет в магазин товар со специальной новогодней витриной. Магазин не платит за ее использование, но должен будет вернуть ее, когда закончатся праздники.
Заем — это способ взять в долг небольшую сумму или имущество у знакомых или финансовых организаций. Он может быть процентным или беспроцентным. Порядок выплаты долга устанавливают в договоре.
Кто может взять кредит
Кредиты могут получить граждане, компании и даже страны. При этом цели у таких заемщиков разные:
- Физлица берут кредиты, чтобы оплатить покупку для себя и своей семьи. Обычно это необходимо, если личных сбережений не хватает.
- Компании вкладывают заемные деньги в оборотный капитал или развитие бизнеса. Например, покупают оборудование, оплачивают ремонт помещения, оплачивают услуги поставщиков или обеспечивают участие в тендере.
- Государство берет кредит, если доходов не хватает для покрытия дефицита госбюджета.
Кредиты гражданам и компаниям выдают банки, а государствам — центробанки других стран. Банки пускают полученные проценты в оборот и зарабатывают на них. Например, обеспечивают проценты по вкладам для других клиентов, чтобы привлечь деньги.
Формы кредитования
Формы кредитов различаются в зависимости от того, кто их выдает.
Банковские кредиты. Это деньги, которые выдают банки: физлицам, предпринимателям и компаниям. Физлица берут кредиты под крупные траты, а организации — на увеличение оборота и развитие.
Процентную ставку по кредиту банк устанавливает сам на основе ключевой ставки — минимального процента, под который он может взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк.
Коммерческие кредиты. Коммерческие кредиты иногда называют товарными. Кредитором в этом случае выступает не банк, а юрлицо или ИП. Он передает заемщику — компании или ИП — деньги или товар в рассрочку. Например, компания может заказать продукцию оптом, получить ее сразу, а оплачивать частями.
Закон не регулирует процентную ставку коммерческого кредита: ее оговаривают стороны и отражают в договоре.
Государственные кредиты. Одна сторона, кредитор или заемщик — государство, а вторая — юридическое или физическое лицо. Чтобы взять кредит у граждан, государство выпускает облигации — долговые бумаги. Покупая их, физлицо или компания как бы дает деньги в долг государству и может рассчитывать на процентные выплаты.
Иногда государство выступает кредитором — например, когда выдает льготную или военную ипотеку.
Международные кредиты. Выдаются государству или крупным компаниям для создания проектов в масштабах страны. Такие кредиты могут выдавать Международный валютный фонд, зарубежные правительства и иностранные финансовые компании.
Виды банковских кредитов
Есть несколько видов кредитов в зависимости от условий и целей кредитования.
Потребительский кредит. Это самый популярный вид кредитования физлиц. Потребительский кредит выдают на бытовые и личные нужды — например, на лечение, образование, путешествие, ремонт, покупку бытовой или компьютерной техники.
Ипотечный кредит. Ипотеку берут, чтобы купить недвижимость. Неважно, для каких целей приобретают помещение. Ипотека работает так: клиент берет кредит и оставляет в залог квартиру, которую купил на эти деньги. Он может пользоваться этой недвижимостью, но если он перестанет выплачивать долг, ее заберут.
Автокредит. Такой кредит берут для покупки автомобиля. У него пониженная процентная ставка по сравнению с потребительским, а средний размер ежемесячного платежа — от 12 000 до 15 000 ₽. Обычно первый взнос за автомобиль заемщик оплачивает своими деньгами.
Кредит под залог имущества. Банк может предоставлять заемщику деньги под залог имущества — автомобиля или недвижимости. Если взять кредит под залог автомобиля, банк заберет транспорт до момента погашения долга. Средняя ставка по таким кредитам — от 5,9%. Плюсы такого типа кредитования в том, что не нужны поручители, а еще банк не проверяет кредитную историю и доходы.
Под залог недвижимости выдаются суммы от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей. Главное, чтобы стоимость объекта была не меньше суммы займа. Для банка это самый надежный гарант исполнения обязательств.
Кредитная карта. Это пластиковая карта, которая способом использования похожа на дебетовую. С нее можно оплачивать покупки, бронировать отели, покупать билеты на концерты. Но деньги, лежащие на ней, не принадлежат владельцу карты. Это кредит, которым можно воспользоваться в любое время. Чтобы погасить его, нужно внести на карту недостающую сумму и проценты за использование денег.
Есть также дебетовые карты с овердрафтом: деньги на них принадлежат клиенту, но если их не хватает, можно превысить лимит и потратить заемные средства.
Кредиты для бизнеса. Для бизнеса есть свои виды кредитов. Они помогают сократить кассовый разрыв, пополнить основной или оборотный капитал.
Что такое рефинансирование кредита
Рефинансирование, или перекредитование, — это оформление нового кредита для погашения старого. Вот для чего рефинансируют кредит:
- объединить все долги в один кредит — так проще платить;
- перейти в другой банк на более выгодные условия;
- выкупить заложенное имущество;
- увеличить сумму кредита.
Если компания брала в кредит 5 млн рублей на два года, но за год увеличила обороты, она может обратиться в банк с просьбой рефинансировать кредит. Ей одобрят новую сумму — например, 10 млн рублей по более выгодной ставке. Часть этих денег сразу уйдет на погашение предыдущего кредита.
Требования к заемщику
Требования к заемщику зависят от стратегии банка и вида кредита. Для физлиц обычно требования такие:
- Возраст от 18 до 65 лет, а по лояльным программам — до 75 лет. Ипотеку обычно выдают с 21 года.
- Статус резидента, постоянная или временная прописка.
- Платежеспособность. Чем больше сумма кредита, тем тщательнее проверяют финансовое состояние: наличие постоянного дохода, официальное трудоустройство.
- Хорошая кредитная история. У заемщика не должно быть просрочек по платежам или уклонения по ранее оформленным кредитам.
- Наличие объектов обеспечения. Например, недвижимости, транспортных средств и всего, что можно взять в залог, если этого требуют условия кредита.
Юрлица должны подтвердить платежеспособность, отсутствие признаков банкротства и чистоту кредитной истории.
Какие документы понадобятся для бизнес-кредита
Чтобы бизнесу получить кредит, нужно подать заявку, предоставить необходимые документы и дождаться решения банка.
Подать заявку. Это можно сделать в отделении банка или онлайн. Обычно требуют заполнить форму с паспортными и контактными данными.
Предоставить документы. Полный список необходимых документов можно узнать на сайте банка, в отделении или через форму обратной связи. Для физлиц, ИП и компаний он разный. Обычно нужно предоставить такие документы:
- действующий паспорт гражданина РФ;
- подтверждение регистрации бизнеса: для ИП — копия ИНН, ОГРНИП, выписка из ЕГРИП, а для юрлиц — копия ИНН, ОГРН и выписка из ЕГРЮЛ;
- выписку по расчетным счетам;
- налоговую декларацию за прошлый год.
Иногда банк запрашивает дополнительные документы: например, книгу учета доходов и расходов.
Дождаться решения и подписать договор. Документы могут рассматривать от нескольких минут до нескольких дней. Все зависит от вида, суммы и срока кредитования.
Если у потенциального заемщика плохая кредитная история, срок рассмотрения заявки может затянуться.
Что нужно запомнить
- Кредит — это деньги или товар, которые можно взять в долг под проценты на определенный срок.
- Условия выдачи кредита прописывают в кредитном договоре. В нем же указывают график погашения долга, процентную ставку и размер штрафа за просрочку платежа.
- Кредит могут взять физлица, компании, ИП и государство. Его выдают на разные цели. Например, физлица могут взять кредит на бытовые нужды, покупку автомобиля или жилья.
- Чтобы бизнесу оформить кредит, нужно подать заявку в банк и приложить к ней пакет документов: копию паспорта, выписку по расчетным счетам, выписку из ЕГРИП и ОГРНИП — для ИП, выписку из ЕГРЮЛ и ОГРН — для компаний.
Сейчас читают
Амортизация
Процесс, при котором стоимость основных средств и нематериальных активов постепенно включают в себестоимость товара, работы или услуги.
Доверенность
Документ, который дает право одному лицу действовать в интересах другого.
Аукцион
Разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Источник
Что такое обслуживание кредита, как на нем сэкономить
Многие россияне, собирающиеся взять деньги в долг у банка, сталкиваются с таким понятием, как обслуживание кредита. И простому обывателю не понять, что это такое. Одни люди подразумевают под обслуживанием кредита задачу банка, выдавшего его. Другие поясняют, это обязанность заемщика по выплате задолженности. Однако оба толкования правильные, поскольку данный термин можно трактовать и так, и так.
Обслуживание кредита со стороны банка: функции кредитора
Чтобы понять, что такое обслуживание кредита в банке, необходимо взглянуть на кредитный договор. В данном документе, который заключается между кредитором и заемщиком, содержатся пункты, раскрывающие права и обязанности обеих сторон. Но сначала приведем общие определения.
Обслуживание – это комплекс действий нематериального характера, которые совершает одна сторона для удовлетворения потребностей другой.
Обслуживание клиентов – это меры, проводимые до, после и вовремя оказания услуг, продажи товара, направленные на повышение удовлетворенности клиента, формирование у него ощущений относительно услуги/товара, соответствующих ожиданиям.
Теперь вернемся к кредитному договору. Что же должен со своей стороны делать банк:
- открывать и заниматься ведением ссудного счета;
- зачислить определенную денежную сумму на счет клиента;
- предоставлять возможности заключения дополнительных соглашений (например, на дистанционное банковское обслуживание);
- соблюдать конфиденциальность и передавать данные только с согласия клиента аффилированным лицам, партнерам, агентствам, в том числе коллекторским, бюро кредитных историй, органам госвласти, судам по соответствующим приказам;
- информировать клиента о тарифах, их изменениях;
- запрашивать, получать документы, проверять и обновлять сведения, предоставленные клиентом, касательно его платежеспособности и кредитоспособности;
- проводить идентификацию клиента;
- производить финансовые операции (к примеру, по погашению долга) и отменять ошибочные;
- начислять проценты на предоставленный кредит, согласно тарифному плану;
- подключать клиенту по обоюдному согласию опции и сервисы (например, смс-информирование);
- безакцептно списывать регулярные платежи, штрафы, комиссии в соответствии со сроками и суммами, определенными договором;
- выполнять полное/частичное досрочное погашение по предварительному запросу клиента;
- вводить штрафные санкции при просрочках;
- предоставлять кассовые чеки, в том числе электронные, выписки;
- законно удерживать комиссии, предусмотренные условиями договора.
Если объединить все упомянутое выше, можно сказать, что обслуживание кредита – это предоставление банком клиенту определенной суммы денег в долг, и оказание ему сопутствующих услуг.
Что еще можно понимать под обслуживанием кредита
Кроме того, кредитор обязан осуществлять обслуживание через различные каналы: контактный центр, офис и личное общение, банкоматы, мобильный или интернет-банк. Сюда входят: консультации, отключение-подключение некоторых сервисов и т.п. Еще к обслуживанию кредита можно отнести обеспечение контроля за состоянием заемщика, которое в течение срока кредитования может не только улучшиться, но и ухудшиться.
При необходимости банк осуществляет легальными способами взаимодействие с клиентом, направленное на возврат задолженности, предположим, ведет переговоры. Эту часть обслуживания кредита со стороны банка в учебной литературе называют ссудным (кредитным) администрированием или мониторингом. Т.е. это тактический и сложный процесс, в ходе которого отслеживаются ключевые факторы деятельности отдельного заемщика, связанные с его способностью вернуть кредит.
Более рискованные ссуды требуют более интенсивного контроля. И оценка этих рисков, вычисление рейтинга производятся не только на этапе одобрения заявки, но и периодически на протяжении всего периода обслуживания кредита (1 раз в месяц или квартал). Неотъемлемой частью работы банкиров является проверка того, соблюдаются ли заемщиком условия кредитного договора.
Если выявляются нарушения, они анализируются, и выясняются причины их возникновения. По итогам всех этих проверок составляется отчет, который помещают в кредитное досье клиента. В результате затрачиваются трудовые, технические, временные банковские ресурсы.
Определение обслуживания кредита со стороны заемщика
Если говорить про обслуживание займов и кредитов с точки зрения заемщика, то имеем дело с выполнением им своих долговых обязательств. Другими словами, это своевременное внесение ежемесячных платежей, которыми постепенно погашаются основная задолженность и начисленные проценты, а также оплата комиссий, предусмотренных кредитным соглашением.
При возникновении просрочек клиент обязуется проинформировать кредитора о причинах нарушения платежной дисциплины, уплатить штраф, пеню. Если заемщиком был взят ипотечный кредит или займ на покупку авто, то к перечисленным расходам, еще прибавляются страховые взносы. Помимо этого, он должен уведомлять банк, когда у него меняются контактные данные.
Для частичного либо полного досрочного погашения человек заведомо изъявляет свое желание в письменной форме. Чтобы должник выполнял свои долговые обязательства без ошибок, которые чреваты переплатой и испорченной кредитной историей, следует тщательно исследовать в кредитном соглашении условия предоставления и обслуживания кредитов.
Недостаточно знать процент, сумму и срок, тем более те, которые содержатся в рекламе. Для каждого человека все параметры рассчитываются индивидуально. Также наблюдается следующая практика: если вы отказываетесь от оформления страховки, процентная ставка увеличивается. Потому необходимо знать общую стоимость обслуживания кредита перед заключением сделки.
В договоре на первой странице в правом верхнем углу содержится ПСК (полная стоимость кредита), которая может включать: проценты, тело ссуды, издержки третьим лицам (страховые взносы, платежи нотариальным конторам, оценочным компаниям, если таковые имеют место быть), всевозможные комиссии (например, за операционное/расчетное обслуживание).
Сбербанк минимальное и максимальное значение ПСК публикует также на сайте. Но информация будет полезной не для тех кто, желает оформить потребкредит, а тем, кому нужна ипотека, в том числе жилищный кредит на рефинансирование.
А вот образец кредитного договора ВТБ и отражение сведений о полной стоимости кредита.
Имеет ли право банк брать комиссию за обслуживание кредита
Интересный вопрос, волнующий даже тех особ, которые уже полностью расплатились с кредитором: «Может ли вообще банк взимать комиссию за обслуживание кредита?». Чтобы на него ответить, нужно коснуться нормативных актов, и включить смекалку. Обратимся к статьям 819 и 779 ГК РФ. Первая говорит о том, что по договору кредитно-финансовое учреждение обязуется предоставить заемщику кредит на тех условиях и в том размере, которые предусмотрены этим документом.
В свою очередь заемщик обязуется вернуть в полном объеме полученную сумму и проценты, начисленные на нее. А согласно второй статье, если в кредитном договоре есть дополнительные комиссии, то списываться они должны только за конкретные услуги, оказываемые клиенту. Стоит различать, где действительно услуги, в которых он нуждается, а где изобретательность банка.
Так, кредитор может удерживать комиссии за:
- рассмотрение заявки;
- подготовку и обработку документов;
- выдачу наличных;
- оценку финансового состояния физического или юридического лица, обратившегося за кредитом;
- оценку залога, гарантий;
- открытие и ведение ссудного/карточного счета;
- расчетно-кассовое обслуживание;
- перевод денежных средств;
- снятие денег через кассы, банкоматы;
- обмен валют;
- предоставление информации по счету и др.
Они могут быть единовременными и постоянными, т.е. регулярными (годовыми, ежемесячными). И кредитор вправе определять, с какой периодичностью, в каком размере будет происходить удержание. Но все ли они взимаются законно?! Понять, законная ли издержка, можно, посмотрев, по каким из них оказываются услуги. Но если действия банка — это его прямая обязанность (выдача кредита, открытие и ведение счета, рассмотрение заявки и т.п.), с них взимать комиссию нельзя.
Поскольку Центробанк издал указание об обязательном доведении до клиента информации о ПСК до подписания договора, вы будете видеть, к каким затратам по обслуживанию кредитов и займов нужно быть готовым. Главное, внимательно читать документ и не бояться переспрашивать, если что-то непонятно.
Незаконность комиссий за обслуживание
Итак, мы выяснили, что некоторые комиссии могут взиматься неправомерно. Если вы обнаружили такие в договоре уже после того, как начали его обслуживать, тогда откажитесь от них. Это позволяет сделать Закон №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон). Потребуется составить претензию, в которой потребовать: признания недействительной ту или иную комиссию, возврат денежных средств, уплаченных по ней.
Бывали случаи, когда на жалобу поступал отрицательный ответ. Чтобы исключить отказ в удовлетворении ваших требований, напишите в претензии, что дальнейшее урегулирование споров будет происходить в судебном порядке, и банку предъявят еще сумму в качестве возмещения морального ущерба, ссылаясь на ст. 15 Закона. Плата госпошлины, судебных издержек ляжет на плечи кредитора. Кроме того, что он компенсирует вам деньги, 50% от этой, присужденной судом, суммы еще заплатит государству.
Также заемщик может обратиться с заявлением, копией соглашения и квитанцией об оплате комиссии в организацию по защите прав потребителей. Специалисты, как правило, сами подготавливают все необходимые бумаги, взаимодействуют с банком и участвуют в судебном разбирательстве.
А теперь предлагаем поговорить о популярных правомерных и неправомерных комиссионных взносах в отдельности.
Единовременная комиссия за выдачу кредита
Единовременная комиссия – это затрата заемщика, которую он несет единожды. Т.е. он один раз платит банку и, больше требовать с него уплату данной комиссии банк не вправе. Она взимается в рублях, может быть фиксированной или выражаться в процентах, в зависимости от выданной суммы, к примеру, 1,5% от размера кредита. И среди такого вида издержек существуют комиссионные сборы, взимаемые правомерно и неправомерно.
Законодательно запрещены единовременные сборы за рассмотрение заявки. Эта процедура и так должна проводиться кредитором, следовательно, речь идет не об отдельной услуге, а о неотъемлемой части банковской операции. Несколько лет назад некоторые банки не производили кредитование без уплаты заемщиком комиссии за выдачу ипотеки (Альфа-Банк, Газпромбанк, МКБ). А автокредит выдавали с взиманием вознаграждения ОТП Банк, Райффайзенбанк и др.
Сегодня же предоставление заемных средств – процесс, который банковская организация производит, чтобы заемщику стала доступна ссуда. Поэтому такая комиссия в обслуживании банковского кредита не должна присутствовать. Причем неважно, ипотека это или займ на потребительские цели.
Комиссия за открытие ссудного (кредитного) счета
Формально комиссия за открытие и ведение (обслуживание) ссудного (кредитного) счета Высший арбитражный суд признал незаконной в 2009 году. Но банковские учреждения хитры, и научились обходить закон. Они придумывают иные названия либо вводят и навязывают прочие платежи. Подобная комиссия за обслуживание кредита уже полностью отменена. На данный момент крупные игроки финансового рынка России отошли от введения этого сбора.
Комиссия за досрочное погашение кредита
Аналогичным образом комиссия за досрочное погашение кредита не может являться законной. Если у вас появилась возможность справиться с обслуживанием кредита раньше оговоренного срока, это, конечно, накладывает на вас определенные обязательства: составление заявления в 2 экземплярах и его подача за 15-30 дней до планируемой даты частичного или полного возврата денег. Оно пишется в произвольной форме, но при этом должно отвечать по содержанию определенным стандартам.
Однако, что касается комиссий, то о них не может быть и речи.
Комиссия за выпуск и обслуживание банковской карты
Плата за обслуживание карты – одна из основных комиссий, приносящих эмитенту значительную долю прибыли. Она удерживается правомерно и даже тогда, когда вы ее активировали, но не используете. А некоторые банки удерживают сборы после первого совершения любой операции. Комиссионные издержки могут быть ежемесячными, но чаще всего годовыми.
Есть кредитные организации, которые не берут деньги за выпуск пластика, но эта привилегия не распространяется на его перевыпуск по инициативе держателя. Т.е., когда истечет срок действия карточки, расходов не будет. Но если вы потеряете или испортите ее, придется понести расходы. Большинство кредиторов увеличивают стоимость обслуживания карты, в зависимости от ее категории. Это касается как дебетовых, так и кредитных.
Для сравнения смотрите тарифы кредитки Альфа-Банка «100 дней без процентов».
Если не брать во внимание проценты за использованный кредитный лимит, то кредитки в обслуживании обходятся дешевле, но бывают и исключения. По сути, заемщик платит за: сам пластик, его дополнительные возможности, наличие чипа, уровень защиты и др. Сейчас большинство банков, дабы привлечь клиентов, предлагают карты с бесплатным обслуживанием за первый год:
- кредитные — ВТБ, Восточный, карты рассрочки Совкомбанка, Киви и Хоум Кредит Банка, Росбанк, УБРиР и т.д.;
- дебетовые – Тинькофф Банк, Открытие, Райффайзенбанк, АК Барс, Альфа-Банк и др.
Иногда для безвозмездного обслуживания приходится выполнить определенное условие, например, ежемесячно отовариваться картой на n-ную сумму или сохранять ее на остатке баланса. Тем не менее иногда платный продукт дешевле бесплатного. Так, расходы на обслуживание платежной карты могут покрываться различными преференциями: кэшбэком, скидками, льготным периодом и прочими бонусами.
Комиссия за прием или выдачу наличных в кассе банка или через банкомат
На снятие наличных в банкомате и кассе кредиторы также накладывают комиссии, правда, не всегда. Если деньги вы хотите получить через устройства самообслуживания «родного» банка, тогда платы, скорее всего не будет. Но когда решите воспользоваться банкоматом сторонней банковской организации, комиссию удержит она. Чтобы не платить за данную процедуру или платить, но меньше, необходимо проводить ее в партнерской сети банкоматов.
Размер вознаграждения эмитенту карты зависит от ее типа, категории, суммы операции. Обычно это 1-5%. Иногда устанавливают определенный процент от суммы + …руб. Также указывается минимальное значение комиссии. Некоторые не взимают комиссионный сбор при снятии средств, если вкладываться в лимит. Тот же Альфа-Банк при обналичивании карты в банкомате не взимает деньги, но при этом нельзя снимать более 50 тыс. руб. в мес.
Дороже обходится снятие наличных в кассах. Дело в том, что при подобном операционном обслуживании банк претерпевает больше расходов, нежели при содержании банкоматов. Но бывает и такой вариант, когда комиссия в случае со снятием в любых банкоматах, и в случае со снятием в пунктах выдачи (отделениях), одинакова.
Комиссия за SMS-информирование
Смс-информирование – это дополнительный сервис, уведомляющий обо всех транзакциях совершенных вами. Ее в стоимость обслуживания карты включить не могут, только, если она подключена с вашего согласия. Платеж за эту опцию обычно удерживают ежемесячно либо устанавливают его равным 0. И комиссию за обслуживание карты, и сбор за пуш-уведомления могут списывать со счета даже, если на нем недостаточно средств.
Таким образом, появляется несанкционированная задолженность, а нее начинают начислять штрафы. Возможен более простой вариант – отключение услуги, если нет денег для ее оплаты. Примеры комиссий за смс-оповещения по кредиткам в разных банках отображены в таблице.
Наименование кредитно-финансового учреждения | Стоимость услуги (за мес.) |
Тинькофф Банк | 59 руб. |
Сбербанк | бесплатно |
ВТБ | 0-59 руб. |
Райффайзенбанк | 0, 45, 60 руб. |
ОТП Банк | бесплатно |
МКБ | бесплатно |
Банк Открытие | 59 руб. |
Ренессанс Кредит Банк | бесплатно |
Россельхозбанк | 59 руб. |
Комиссия за расчетно-кассовое обслуживание (комиссия за РКО)
С расчетно-кассовым обслуживанием сталкиваются, как правило, предприниматели, юрлица, которые открыли расчетный счет для проведения расчетов, связанных с бизнесом. Банку причитается комиссионные выплаты за комплекс услуг, возможность совершения операций. Он позволяет своему клиенту дистанционно управлять финансовыми потоками, обеспечивая при этом защиту их проведения, дает доступ к различным полезным сервисам. В рамках расчетно-кассового обслуживания могут оказывать такие платные услуги:
- эквайринг;
- снятие со счета наличных и его пополнение;
- банковские гарантии;
- зарплатный проект;
- онлайн-переводы;
- проверка контрагентов;
- онлайн-бухгалтерия и электронный документооборот;
- платежи в иностранной валюте и др.
Стоимость РКО определяется, в зависимости от тарифов банка, взимается ежемесячно. Но можно прибегнуть к абонплате и получить бонусы. Многие учреждения предоставляют бесплатное обслуживание впервые 1-3 мес. Так, у Тинькофф Банка оно стоит от 490 до 4990 руб., Сбербанк берет 0-8600 руб., Восточный – 490-8990 руб. Наиболее дешевое обслуживание предлагает Точка Банк (0-2500 руб.).
Как сэкономить на обслуживании кредитов
Практически каждый человек, погашающий ссуду, а тем более, выполняющий обслуживание ипотечного кредита, задумывался, как платить меньше. Для этого мы составили список рекомендаций, следуя которым, вы сможете сэкономить, не допускать ошибок в будущем.
- Если вам пытаются навязать дополнительное страхование, сначала уточните, входит ли страховка в пакет обязательных документов. Соглашайтесь только тогда, когда можете выбрать самостоятельно более выгодную страховую компанию.
- Внимательно изучайте все пункты договора, спрашивайте о платежах, без которых, по словам банкиров, заем невозможен, интересуйтесь и о дополнительных сборах. Пусть консультанты посчитают, какие будут затраты на обслуживание кредита в целом. Так, при ипотечном кредитовании их, естественно, больше: услуги оценщика, нотариуса, страховые взносы и др.
Сделайте то же в сторонних кредитно-финансовых учреждениях. Сравните 3-4 программы и потом принимайте взвешенное решение.
- Доказывайте свою правоту, если выяснится, что во время обслуживания кредита с вас взимали незаконную комиссию.
- Всегда просите распечатку графика платежей, ведь на конкретных, наглядных цифрах проще выяснить, во сколько обойдется займ.
- Когда вас какое-то условие или платеж не устраивают, лучше не подписывать договор, ведь банковский бизнес включает в себя сотни кредиторов, и никто не запрещает вам стать клиентом одного из них. Если после отказа от навязанных услуг банк отвечает взаимностью в отношении предоставления кредита, не волнуйтесь, конкуренция заставит их умерить свои аппетиты. Но вы уже пойдете на сделку с другим кредитно-финансовым учреждением.
- Досрочное погашение задолженности наиболее выгодно при аннуитете и в первой половине срока обслуживания кредита.
- Выбирайте те кредитные продукты, по которым предусмотрено минимум комиссионных взносов.
- Контролируйте состояние счета, вносите платежи заранее, чтобы не получить штраф.
- Желательно при обслуживании кредита иметь денежный запас для оплаты 2-3 платежей на случай непредвиденных обстоятельств.
- Используйте более дешевые способы возврата долга (интернет-банкинг, мобильное приложение).
- Если не хватает финансов на внесение обязательного платежа, не пропускайте его. Лучше внести меньшую сумму, тогда и штраф меньше.
Выводы
Подытожим. Обслуживание кредита – это выполнение банком и заемщиком своих обязательств, предусмотренных кредитным договором. Для первой стороны обслуживание связано с использованием трудовых, временных и технических ресурсов. Для клиента данное понятие значит неизбежный и долгосрочный расход денег на возврат долга и оплату комиссионных вознаграждений.
Когда вы будете выбирать любой из видов кредитных продуктов, будь-то ипотека, потребительский кредит или карта, ориентируйтесь не только на ставку. Не верьте в смехотворный процент, обещанный рекламой. На деле окажется, что заманчивые условия преувеличены. Достоверная информация о расходах по обслуживанию кредитов известна из ПСК, с которой банк вас должен ознакомить до заключения сделки.
5,00 (3)
Обновлено: 31.10.2021 / ☑ Эксперт: Анастасия Овчаренко
Источник