- Банковское обслуживание физических лиц
- Понятие и сущность банковского обслуживания физических лиц
- Принципы банковского обслуживания физических лиц
- Организация обслуживания физических лиц в банке
- Банковское обслуживание вкладных операций физических лиц
- Банковское обслуживание расчетных и кассовых операций физических лиц
- Дистанционное банковское обслуживание физических лиц
- Банковское обслуживание валютных операций физических лиц
- Банковское обслуживание кредитных операций физических лиц
Банковское обслуживание физических лиц
Нестеров А.К. Банковское обслуживание физических лиц // Энциклопедия Нестеровых
Понятие и сущность банковского обслуживания физических лиц
По своему содержанию категория банковского обслуживания физлиц включает все операции, связанные с предоставлением банком своих услуг частным клиентам.
Банковское обслуживание физических лиц – спектр финансово-кредитных и сервисных операций, связанных с предоставлением услуг частным клиентам банка в рамках реализации их финансовых интересов.
Банковские операции, связанные с обслуживанием физических лиц, включают 4 категории:
- Сервисные – это все операции, в которых только два участника: частное лицо и банк. Сюда относятся вкладные операции, банковское кредитование, расчетные операции и т.д.
- Корпоративно-розничные – обслуживание банком операций между физлицами и компаниями, при этом банк выступает посредником при совершении таких операций. Например, оплата коммунальных услуг, товаров и т.д.
- Технологические – предоставление расширенного обслуживания, в том числе системы дистанционного банковского обслуживания и управления счетом.
- Электронные расчеты – включают комплекс услуг, в том числе, выпуск и обслуживание банковских карт различных типов, платежи, электронный документооборот.
Виды банковского обслуживания физических лиц можно представить следующим образом:
- Вкладные операции – услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств.
- Кредитование физических лиц – выдача населению ссуд под ссудный процент.
- Расчеты и кассовые операции – все виды расчетных операций, производимых как с открытием, так и без открытия счета в банке.
- Обмен валюты – конверсионные операции с наличными и безналичными эквивалентами разных валют, обмен которых осуществляется банком.
- Услуги хранения – предоставление в аренду сейфов и сопутствующие услуги.
Вкладные операции реализуются в рамках трех целей, которые преследуют частные лица, размещающие средства в банке.
Цели размещения вклада в банке физическими лицами
Предоставление ссуд физическим лицам осуществляется в рамках организации кредитования в банке на общих принципах.
Расчетные операции включают кассовые услуги: прием и выдача наличных денежных средств, начисление и списание средств по счету, осуществление переводов и т.д.
Операции обмена валюты связаны с расчетами в иностранных валютах, покупкой и продажей валюты.
Услуги хранения позволяют физическим лицам передать банку на хранение ценностей, документов в банковскую ячейку.
Принципы банковского обслуживания физических лиц
Под принципами в данном случае понимаются правила, которых придерживаются банки при обслуживании физических лиц:
- Платность – все услуги банка должны компенсироваться эквивалентной оплатой со стороны клиента.
- Рациональность – удовлетворение интересов клиентов посредством осуществления финансово-кредитных операций.
- Обеспечение ликвидности – сохранение способности расплачиваться по обязательствам как банка, так и клиента.
- Взаимная обязательность – учет интересов обоих сторон и выполнения взаимных договоренностей.
- Партнерство – банк и клиент в равной степени заинтересованы друг в друге, могут требовать только то, что предусмотрено договором.
- Секретность – банк обязан хранить банковскую тайну в соответствии с действующим законодательством.
Организация обслуживания физических лиц в банке
Банковское обслуживание физических лиц регулируется двухсоставным договором банковского обслуживания. Первой частью договора банковского обслуживания физических лиц является заявление на банковское обслуживание.
Типовая форма заявления на банковское обслуживание физического лица
Заявление заполняется в двух экземплярах, в нем указываются данные клиента физического лица и основные сведения, заявление подписывается клиентом и сотрудником банка. Фактически, заявление является подтверждением заключения договора банковского обслуживания.
Второй частью договора банковского обслуживания физических лиц являются Условия банковского обслуживания физических лиц банка в последней редакции. Условия включают в себя положения по банковскому обслуживанию физических лиц в целом, по расчетно-кассовому обслуживанию, по выпуску и обслуживанию банковских карт, по обслуживанию вкладных операций, обезличенных металлических счетов, индивидуальных сейфов, услуги по каналам удаленного обслуживания физических лиц, депозитарному обслуживанию и брокерских услуг.
Структура Условий банковского обслуживания физических лиц соответствует общей структуре договора: общие положения, термины, положения по отдельным услугам, ответственность сторон, изменение информации, прочие условия, сроки действия договора и приложения.
Выпуск банковских карт физическим лицам осуществляется на основании заявления от клиента на выпуск банковской карты установленной банком формы. Например, в Сбербанке, помимо обычных пластиковых карт, действует программа по открытию социальных пластиковых карт, предназначенных для получения пенсий, пособий. Срок выпуска карты на практике составляет до 7 банковских дней. При получении карты клиент обязан подписать карту, отсутствие или несоответствие подписи образцу клиента банка может служить основанием отказа проведений операций по карте и изъятию карты из обращения. Банк имеет право перевыпускать карту по истечении срока ее действия, в случае если клиент письменно не уведомил за 60 календарных дней до истечения срока действия карты об отказе от пользования картой. Действие договора в отношении карты также может быть прекращено по желанию клиента банка, для этого необходимо заполнить заявление о закрытии счета карты.
Типовая форма о закрытии счета карты
Для отражения операций, проводимых по банковской карте, банк открывает клиенту специальный счет, на который зачисляются вносимые и перечисляемые клиентом суммы и списываются в соответствии с совершаемыми клиентом операциями и тарифами обслуживания карты.
Банковское обслуживание вкладных операций физических лиц
Согласно условиям банковского обслуживания открытие вклада осуществляется на основании заключении договора о вкладе.
Договор подписывается клиентом и сотрудником банка. При открытии вклада клиент вносит на счет сумму денежных средств во вклад. Основанием для заключения договора служит устное волеизъявление клиента и предъявленный документ, удостоверяющий личность. Сумма вклада, вид вклада, валюта, срок, процентная ставка и иные условия размещения вклада определяются тарифами банка. По счетам вкладов запрещается ведение операций, связанных с предпринимательской деятельностью, проведение операций, несоответствующих условиям размещения вклада. Договор вклада вступает в силу со дня его заключения и открытия счета по вкладу. Договор вклада пролонгируется в соответствии с условиями конкретных вкладов. Действие договора вклада прекращается с выплатой всей суммы вклада вместе с процентами, причитающимися в соответствии с Договором вклада, или списанием ее со счета по иным основаниям. Права на денежные средства, внесенные во вклад, могут быть завещаны по завещательному распоряжению.
При совершении операций по вкладам банк руководствуется правилами размещения вкладов, которые являются частью общего договора обслуживания физических лиц.
В рамках организации банковского обслуживания вкладных операций физических лиц банк ежемесячно оценивает суммы депозитов физлиц на предмет соответствия плановым показателям. Пример оценки динамики выполнения плана по мгновенным остаткам одного из отделений банка приведен в таблице.