- Типы культурных общностей в пространстве
- Специфичность и общность культур
- Понятие о специфичности и общности культур. Этноцентризм, его принципы и связь с ксенофобией, культурный релятивизм. Сущность понятия культуры, язык как ее основной элемент. Анализ сходств и различий взаимоотношений поколений в различных культурах.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- 1. Понятие о специфичности и общности культур
- 2. Элементы культуры
- 3. Сходства и различия взаимоотношений поколений в различных культурах
- Подобные документы
Типы культурных общностей в пространстве
В науке разработана типология следующих культурных общностей:
— расово-этническая;
— национально-культурная;
— регионально-историческая.
Расово-этническая культурная общность изначально имеет биологическую природу и является самой древней культурной общностью. Основа расово-этнической культурной общности – наследственные психофизиологические особенности людей, связанных един-ством происхождения. В мире выделяются 3 основные расовые группы: европейская, мон-гольская, негритянская.
Понятие «раса» категория биологическая предисторическая. Однако расы до сих пор участвую в культурном процессе. В настоящее время расы значительно перемешались, как биологически, так и территориально. Вместе с тем, в психологии, в нравах и обычаях, ра-совые группы имеют много общего, независимо от места проживания. Пример: афро-американская.
Этническая общность может включать в себя племя, народность, народ. Отличитель-ный признак этнической общности не только наследственно-биологическая общность, но и культурно-бытовое единство. Пример: русские – россияне. Этническая обусловленность человеческих общностей находит выражение в этническом самосознании, а также в фольклоре, этикете, характере пищи, домашней утвари, одежде, жестах и т.п. признаках.
Расовые и этнические различия человеческих общностей становятся причиной ис-кусственно разжигаемой вражды, выделения «высших» и «низших» рас, народов. На таком подходе основам расизм, этноцентризм.
Этноцентризм – свойство сознания определенной этнической общности восприни-мать себя в качестве образца, находящегося в центре Вселенной. Причем, внутри данного этноса царят товарищество и солидарность. А по отношению к другим народам преобла-дает вражда и подозрительность. Этноцентризм характерен для малых народов.
Нация – общность людей, складывающаяся преимущественно на экономической ос-нове в процессе обретения ими единой территории, единого литературного языка и общих особенностей духовной жизни, культуры.
Национальная культура предполагает наличие у людей одного и того же языка, сход-ство психики, образа жизни + государство.
Национально-культурная общность менее устойчива, чем расово-этническая. Госу-дарство, объединяющее нации, может существовать 100, 1000 лет. Расово-этнические общности существуют млн. лет.
В настоящее время человечество представляет собой пеструю мозаику взаимосвя-занных, взаимозависимых, взаимовлияющих, взаимообогащающихся национальных куль-тур.
Регионально-историческая культурная общность – определенная духовная близость нескольких народов одной расы с родственными этносами, обычно смежной территории, переплетающейся истории, сходными культурными и региональными хозяйственными связями.
Выделяют: романскую, англо-саксонскую, славянскую, скандинавскую, арабскую, тюркскую, латиноамериканскую и т.п. регионально-исторические культурные общности.
Процессы взаимообогащения культур, международные связи невозможны без учета регионально-исторической принадлежности той или иной страны.
Источник
Специфичность и общность культур
Понятие о специфичности и общности культур. Этноцентризм, его принципы и связь с ксенофобией, культурный релятивизм. Сущность понятия культуры, язык как ее основной элемент. Анализ сходств и различий взаимоотношений поколений в различных культурах.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.04.2009 |
Размер файла | 14,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
- Введение 3
- 1. Понятие о специфичности и общности культур. 4
- 2. Элементы культуры 6
- 3. Сходства и различия взаимоотношений поколений в различных культурах 9
- Литература 11
Идентичность рождается из (осознания) различия.
Введение
В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых «архаических» народов.
До недавнего времени большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучаются через призму языка и литературы.
1. Понятие о специфичности и общности культур
Так как культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора видов их поведения, то прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают »мистические видения» как высшую форму сознания. Существует великое множество различий между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.
Однако, для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т. д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное — в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся:
§ наличие двух полов;
§ потребность в пище и тепле;
§ возрастные различия между людьми;
§ усвоение разных навыков.
В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией — страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога У. Г. Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. В своей книге Самнер утверждает, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.
2. Элементы культуры
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой — общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют «английским языком», некоторые группы употребляют «более правильный» английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по- разному.
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу — испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
3. Сходства и различия взаимоотношений поколений в различных культурах
Итак, анализ периода взросления с точки зрения особенностей, присущих той или иной культуре, демонстрирует существование многочисленных различии. Важно, что эти различия наблюдаются на фоне однотипных биологических процессов полового созревания и взросления во всех частях света, хотя временной ход их и неодинаков.
Можно считать твердо установленным, что у первобытных народов господствуют относительно ясные и недвусмысленные отношения. Статусы ребенка и взрослого человека четко определены, переход от первого ко второму часто резкий, связанный с установленными ритуалами. Само общественное устройство здесь значительно проще, чем в западных странах. Нормы и представления о ценностях едины для всего общества, хорошо определены и дают возможность отдельному человеку направлять свое поведение в соответствии с проверенными образцами. В то же время общественные изменения происходят медленно, поэтому традиционные нормы сохраняются и точно соблюдаются в течение длительного времени.
В развитых странах картина часто прямо противоположная. Между детским и взрослым возрастом вклинивается все более растягивающаяся фаза взросления. Индустриализация, технический прогресс и общая сложность общественных процессов постоянно удлиняют период обучения, так что несамостоятельность, экономическая зависимость, отсутствие социальных функций ответственности превращаются в значительные помехи для развития в этот период. Растущие когнитивные и эмоциональные способности молодых людей не используются надлежащим образом, а плюрализм общественных норм и представлений приводит к идентификационной неопределенности, которая часто компенсируется путем формирования юношеской субкультуры. Последнее относится, конечно, не ко всей молодежи, а лишь к ее определенным группам.
Особый упор на эти культурные аспекты ни в коем случае не должен привести к рассмотрению индивидуальных психических процессов лишь как эпифеноменов общественных. Он скорее показывает разностороннее взаимодействие индивидуальных психологических предпосылок с социальными и культурными условиями. Эту взаимозависимость легко проследить на примере конфликтных отношении с родителями в разных по культуре странах, в частности, на примере сравнения появления конфликта поколений в традиционных культурах и западных странах. При рассмотрении восточных стран следует, однако, принять во внимание, что обе они движутся по пути технического прогресса и существующие и них условия все больше приближаются к типичным для промышленно развитых государств.
1. Белик А.А. В 43 — Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241
2. Вежбицкая Анна. Семантические универсалии и описание этнических элементов культуры. — М.: Языки русской культуры, 1999, 654 с.
3. Зельнов И. Эволюционизм. Свод этнографических понятий и терминов.— Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
4. Перший, А. И. Остаточные явления в культуре.— Природа, 1982
Подобные документы
Структура, формы и общие черты различных культур. Этноцентризм и релятивизм при изучении культуры. Роль языка в жизни общества. Виды культурного конфликта. Изучение сферы духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества.
реферат [22,5 K], добавлен 08.11.2014
Понятие культуры. Социализация — функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.
реферат [18,9 K], добавлен 12.11.2003
Исследование юмора как составляющей английской и иных народных культур. Анализ случаев восприятия английского юмора людьми в зависимости от их принадлежности к различным культурам. Определение сходств и различий в восприятии юмора в различных культурах.
курсовая работа [31,4 K], добавлен 07.03.2011
Проблема современного культурного многообразия. Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры. Социализация и инкультурация, их основные формы и классификация. Этноцентризм и культурный релятивизм. Понятие и сущность эмпатии.
реферат [24,6 K], добавлен 21.12.2015
Компоненты культуры: нормы, ценности, символы и язык. Универсальные оставляющие культуры. Культурная интеграция и этноцентризм. Понятие и содержание культурного релятивизма. Разнообразие субкультур и контркультур. Процесс культурой глобализации.
курсовая работа [21,2 K], добавлен 29.04.2011
Подходы к пониманию и определению культуры. Классификация культур, характерные черты народов разных культур. Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея, Турция – слушающие культуры. Шкала линейности активности и полиактивности.
лекция [10,2 K], добавлен 25.08.2006
Понятие культуры. Многообразие мировой культуры. Диалог культур, как основа развития мировой культуры. Освоение духовных сокровищ народов мира. Социокультурные изменения, затрагивающие все стороны жизни различных стран и народов.
реферат [27,9 K], добавлен 10.09.2007
Источник