Что значит общественные объединения равны перед законом

Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации *

Иванова М.И., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Статья посвящена исследованию принципа равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации. Автором предпринята попытка анализа законодательных актов об общественных объединениях с целью изучения правового регулирования данного института.

Ключевые слова: общественные объединения, принцип равенства, равенство требований, равенство перед законом.

Article is devoted research of a principle of equality of public associations before the law in the Russian Federation. The author undertakes attempt of the analysis of acts for public associations for the purpose of studying of legal regulation of the given institute.

Key words: public associations, an equality principle, equality of requirements, equality before the law.

Неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений — добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях — личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

Читайте также:  Что значит степень работы

В п. 4 ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» .

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека , провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод .

Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями). Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

В Конституции Российской Федерации закреплено равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в общественном объединении не порождает защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Таким образом, ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так, учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Так или иначе, такое положение законодательства можно рассматривать как позитивную дискриминацию.

См.: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам, однако на законодательном уровне достаточно четко определено их равенство перед законом. Равенство общественных объединений перед законом выражается, во-первых, в равенстве членов данных организаций, во-вторых, в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности и, в-третьих, в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами.

Источник

Статья 13 Конституции России

Текст Ст. 13 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Комментарий к Ст. 13 Конституции Российской Федерации

Обеспечение демократического характера государства и связанных с этим политических прав и свобод подкрепляется принципом политического плюрализма. Его базовой установкой является недопустимость признания какой-либо идеологии в качестве официальной и государственной.

Исходя из данного конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (Федеральный закон от 1 июля 2001года № 95-ФЗ).

Признавая идеологическое и политическое многообразие, Конституция устанавливает прямой запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Общественные объединения, уставы которых противоречит приведенным требованиям, регистрации не подлежат, а созданные объединения подлежат ликвидации по решению суда.

Статья устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно — популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом.

Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.

Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти.

Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности.

Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.

Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно — просветительского и оздоровительного назначения.

Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

В ч. 5 ст. 13 Конституции предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации — его действия.

И то, и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.

В случае нарушения общественными объединениями ч. 5 ст. 13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения.

Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора.

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.

В случае приостановления деятельности общественного объединения:

  • на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации;
  • ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать участие в выборах;
  • использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность.

Источник

Оцените статью