Что значит общественно полезный труд

Общественно полезный труд

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Общественно полезный труд» в других словарях:

общественно-полезный — , ая, ое. Полезный для общества. ◘ Неоспоримо положительное влияние на школьников таких общественно полезных дел, как коммунистические субботники, трудовые десанты. СиШ, 1984, № 3, 10. == Общественно полезная деятельность. ◘ Работа по… … Толковый словарь языка Совдепии

труд — , а, м. Созидательная деятельность человека. == Освобожденный (свободный) труд. ◘ Все контрреволюционное отребье не учитывало одного могущественного фактора силы освобожденного труда. Шкаратан, Ваксер, 129. И когда Владимир Ильич заглядывал … Толковый словарь языка Совдепии

общественно — нареч. 1. Совместно, всем обществом. Человек привык жить о. 2. Для общества. О. полезный труд. О. опасные действия. О. важные вопросы … Энциклопедический словарь

общественно — I нареч. 1) Совместно, всем обществом. Человек привык жить обще/ственно. 2) Для общества. Обще/ственно полезный труд. Обще/ственно опасные действия. Обще/ственно важные вопросы. II см. общественный … Словарь многих выражений

Общественнополезный труд — любые виды труда, доступные для выполнения без специальной профессиональной подготовки, приносящие пользу и имеющие созидательный характер, совершаемые без оплаты, т.е. на общественных началах. Этим он отличим от профессионального… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Конституция СССР 1977 — Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила… … Большая советская энциклопедия

ОСУЖДЕННЫЙ — по уголовно исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом. вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Граждане РФ, отбывающие наказание, обладают общегражданскими… … Энциклопедия юриста

Читайте также:  Что значит фраза простота хуже воровства

исправление осужденных — формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК); одна из целей уголовно исполнительного законодательства.… … Большой юридический словарь

Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

Дискриминация лиц — Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, негативно пристрастное отношение к людям, нарушение их прав или ограничение возможностей на основании наличия у них психического… … Википедия

Источник

Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Юшкова Евгения Анатольевна
Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал жить согласно принципам нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд — это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление людей друг о друге.

Общественно-полезный труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Общественно-полезный труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Мне предстояло решить следующую проблему – может ли общественно-полезный труд являться средством воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Я могу предположить, что при правильной организации и руководстве общественно — полезным трудом, у детей среднего дошкольного возраста можно воспитать нравственные качества.

В исследовании использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, организация общественно-полезного труда, статистическая обработка данных.

Работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап – включал в себя наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности, беседы с детьми.

2. Формирующий этап, который включал в себя чтение художественной литературы о труде, планирование и проведение общественно-полезного труда.

3. Контрольный этап – представлен повторной беседой, контрольным наблюдением и проведением общественно-полезного труда.

В ходе исследования мной была проведена беседа с детьми.Были заданы следующие вопросы:

1. С какой целью мы убираемся в группе, на участке?

2. А вам нравиться трудиться в коллективе; почему?

3. А что нужно уметь, чтобы быстро и хорошо трудиться?

4. А вам нравится трудиться?

5. Что вы больше всего любите делать?

Из беседы мы выяснили, что большинство детей любит трудиться в коллективе, но не всегда могут договариваться друг с другом, и распределять самостоятельно обязанности. Знают, для чего необходимо трудиться. Дети отметили, что любят протирать строительный материал, кукольную мебель, посуду.

Также нами были проведены наблюдения. Они проводились в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности и на прогулке. Наблюдения велись за всеми детьми группы.

Отмечались не только самостоятельность, организованность и добросовестность, но и такие качества как умение договариваться, взаимопомощь, поддержка, настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Наше наблюдение показало, что большинство детей в средней группе имеют некоторые сложности в плане формирования нравственных качеств, такие как умение договариваться, уступать место другому, умение распределять обязанности в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, что уровень развития нравственных качеств сформирован в соответствии с возрастной нормой у детей не в полной мере.

В результате выводов, сделанных на основе полученных данных, мной была спланирована работа, направленная на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации общественно-полезного труда в группе и на прогулке.

Работа мной строилась с учетом уровня сформированности нравственных качеств. Дети включались в выполнение разнообразных заданий как индивидуальных, так и коллективных. Я подбирала и объединяла детей, также учитывая их отношение к труду, уровень самостоятельности, организованности.

Я продумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием чтения художественной литературы о труде (ЯЛ. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр» — рассказы, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда» — пословицы, «Авось да как-нибудь до добра не доведут», «Каков мастер, такова и работа» — поговорки о труде.

На контрольном этапе моего исследования было проведено повторное наблюдение за детьми, беседа. Мы акцентировали внимание на уровне сформированности тех качеств, которым уделяли внимание в формирующем эксперименте и пришли к выводу, что все качества самостоятельность, организованность, настойчивость, умение договариваться стали проявляться у детей в большей степени. Все эти дети стали более внимательными, дружелюбными друг к другу.

После этой работы мной был спланирован общественно-полезный труд со всей группой детей. Сюда входила стирка кукольного белья, протирание крупного строителя.

Цель данного труда:

1. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

2. Формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья);

3. Учить трудиться сообща в определенной последовательности;

4. Воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку;

5. Доводить начатое дело до конца.

Дети были разбиты на подгруппы. Нами были намечены только бригадиры и проведен инструктаж, как надо выполнять работу.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети вели себя более организованно, доводили начатое дело до конца, у детей наблюдалась настойчивость, они лучше стали договариваться друг с другом.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

• что у детей данного возраста недостаточно сформированы нравственные качества в процессе участия в общественно-полезном труде.

• так же были проведены наблюдения за трудом взрослых и другими дошкольниками;

• чтобы повысить мотивацию, мы читали художественную литературу о труде, целью которой было формирование нравственных качеств у детей;

• детям давались различные индивидуальные задания.

Таким образом, проделанная мной работа позволила достичь поставленной цели, решить запланированные задачи, подтвердить моё предположение.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Общественно-полезный труд. Средняя группа Проводя ежедневно психолого-педагогическую работу с детьми в области «Соцциально-коммуникативного развития», мы воспитываем у детей положительное.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Источник

Общественно-полезный труд

Роль труда в жизни общества невозможно свести к какому-то одному значению. Она многогранна и исключительна настолько, что позволяет охарактеризовать труд, как независимое от всяких общественных форм условие существования людей, как вечную естественную необходимость, без которой не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Труд – первое основное условие человеческого существования. Труд – источник благосостояния людей, ибо все материальные и культурные ценности создаются трудом. Труд – основа решения всех экономических задач, а вместе с тем и социальных, и политических, и прочих, ибо с момента зарождения человеческой цивилизации и до сегодняшних дней не было и нет никакого другого способа изменить жизнь к лучшему, кроме как трудом. Труд – и могучий воспитательный фактор, ибо сама его организация обретает помимо производственно-технических еще и моральные, нравственные, психологические аспекты.

Поэтому осознание необходимости труда заключенных и претворение этой идеи в практику было без преувеличения революционным шагом в пенитенциарном деле. А необходимость для заключенных трудиться в местах лишения свободы и полезность этого труда для общества были обоснованы еще в 17-18 веках, когда в выступлениях против смертной казни и членовредительских наказаний неоднокр

Замена каторжного труда работами, необходимыми государству, но не превышающими по тяжести работу вольнонаемного чернорабочего, оплачиваемыми к тому же применительно к обычным работам, была провозглашена Постановление НКЮ РСФСР от 30 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах», где говорилось:

1. «Из числа работоспособных, заключенных в тюрьмах, образуются рабочие команды для производства необходимых государству работ, не превышающих по тягости работы чернорабочего.

2. Арестованные . получают за свой труд соответственно данной отрасли труда плату.

3. Из означенной оплаты одна треть идет в общетюремный фонд по улучшению жизни арестованных, а две трети записываются за арестованным и выдаются ему при освобождении.

4. Десятая часть заработанных денег может выдаваться, по просьбе арестованного, ему на руки в конце каждой недели». 27

Заложенные здесь принципы организации труда в местах лишения свободы достаточно прогрессивны для своего времени. В дальнейшем данные правила подвергались различным изменениям и дополнениям.

Дальнейшее развитие принципов организации труда заключенных нашло свое отражение в циркуляре Карательного отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР от 29 мая 1918 г. Существенное влияние на последующее решение вопроса занятости заключенных оказала первая Советская Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г.

Современное пенитенциарное законодательство также придает большое значение привлечению осужденных к трудовой деятельности, рассматривая его как важное средство исправления. Согласно ч. 1 ст. 103 УИК «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений».

В новом уголовно-исполнительном законодательстве труд остается одним из средств исправления осужденных, что закреплено в ч. 2 ст. 9 УИК. В силу своих больших исправительных и воспитательных возможностей в сфере воздействия на личность труд и сейчас выступает как важное средство, используемое для исправления преступников, несмотря на возникновение острейшей проблемы безработицы осужденных к лишению свободы.

Важным вопросом в использовании труда осужденных всегда была финансово-экономическая сторона дела.

Заметим, кстати, что в первом ИТК РСФСР 1924 г. фактически был закреплен принцип самоокупаемости ИТУ, согласно которому каждое ИТУ должно было стремится возмещать трудом содержащихся в них заключенных затрачиваемые на них издержки, не теряя, однако, из виду исправительно-трудовых целей (ст. 9).

В настоящее время признано, что работа не может осуществляться с целью достижения коммерческих целей. Так, в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который определяет основы и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы, специально подчеркивается, что интересы исправления осужденных «не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда» (ст. 1).

Однако обстановка вынуждает УИС осуществлять определенную работу по самообеспечению УИС продуктами питания, вещевым имуществом и предметами коммунально-бытового назначения. Так, в 2000 г. и 2001 г. за счет увеличения производства сельхозпродукции удалось сэкономить около 10% средств, требуемых для обеспечения питания осужденных. В частности за счет собственного хлебопечения была удовлетворена вся потребность в хлебе, в результате чего получена ежегодная экономия бюджетных средств в размере более 230 млн. руб. Общая же ежегодная экономия за счет такой деятельности составила почти 500 млн. руб. 28

Таким образом, важно, насколько это возможно, предоставлять заключенным такие условия и характер труда, которые максимально напоминали бы существующие в обычной жизни.

Эти условия включают в себя:

· возможность выбора рода занятий в соответствии со своими желаниями;

· установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели с учетом правил и норм, применяемых в отношении трудящихся на свободе;

· справедливое вознаграждение за труд в рамках определенной системы;

· применение в исправительных заведениях правил, касающихся безопасности и охраны здоровья свободных рабочих;

· распространение на заключенных в случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний условий компенсации, предусмотренных законом для вольных рабочих.

Данные правила устанавливает основные принципы организации и выполнения работ заключенными. Они считаются общепринятыми, хотя их воплощению в жизнь часто мешает нехватка ресурсов и возможностей, а также оперативная обстановка.

В обратно пропорциональной зависимости от продолжительности рабочего времени находится продолжительность свободного от времени, необходимо для реализации других исправительных мер. Исходя из этого, международные стандарты, с одной стороны требуют возлагать на заключенных достаточный объем работы, с тем чтобы они были заняты ею в течение нормального рабочего дня, а с другой требуют распределять рабочее таким образом, чтобы заключенные располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их перевоспитания (для получения образования и других занятий, предусмотренных программой исправительного воздействия и обучения в целях их последующего включения в жизнь общества.

Так, (адекватные) ставки оплаты труда заключенных, приближающиеся к существующим в обществе, влияют не только на его качество и производительность, но и на другие аспекты режима. Если заключенные получают возможность выполнять свои финансовые обязательства по отношению к своим семьям и долгам, а также выбирать необязательные виды занятий, это способствует процессу ресоциализации. Труд, выполняемый в контексте таких подходов, позволяет использовать такие системы оплаты, которые развивают у заключенных более высокое чувство ответственности за свои дела, чем это обычно бывает в заключении. Он также ценен потому, что способствует развитию личности и более ответственным социальным установкам.

В то же время возможность заключенных выполнять работу по своему выбору, «если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении». Ограничена В рамках разумного профессионального отбора, требований администрации и дисциплины.

Цели трудового использования осужденных

Некоторые из названных целей трудового использования осужденных сформулированы в различных статьях пенитенциарного законодательства, другие не зафиксированы в законодательстве, но вытекают, как считают некоторые специалисты, из содержания и условий труда заключенных.

Воспитательная функция труда прямо вытекает из ч. 2 ст. 9 УИК и выражается в том, что в процессе труда у осужденных формируются такие человеческие качества, как добросовестность, чувство личной дисциплины и ответственности за дело, обязательность и т. п. Особенно очевидно разлагающее влияние длительного безделья в местах лишения свободы. Систематическое занятие трудом формирует привычку трудиться не от случая к случаю, а постоянно. В процессе трудового воспитания некоторых осужденных должны быть задействованы такие социально-психологические факторы, которые способствуют формированию у них отношения к труду не только как к способу получения вознаграждения, но и как к неизбежной форме жизнедеятельности индивида в обществе. Ведь преступник всегда идет по пути наименьшего сопротивления, стремясь к достижению благополучия самым коротким путем — за счет труда других людей. Убедить в предпочтительности более длительного, но зато легального пути не просто, но необходимо.

Эффективность воспитательного значения труда осужденных во многом зависит от характера их трудоиспользования. До сих пор значительное число осужденных занято неквалифицированным физическим трудом. По мнению одних труд такого рода “точно так же, как и другой вид общественно полезного труда, имеет воспитательное значение”. Другие утверждают, что производство в исправительных учреждениях должно базироваться на современной технике. 30

Практика показывает, что наилучшие результаты дает квалифицированный труд, так как именно такой труд способен увлечь человека. Чем интереснее для него результат деятельности, тем привлекательнее и сама деятельность. Другое дело, что современные исправительные учреждения не в состоянии обеспечить всех осужденных квалифицированной работой, не располагая ни соответствующей технической базой, ни кадрами для обучения осужденных сложным перспективным профессиям. Проводимая же подготовка по так называемым операционным или простейшим профессиям далеко не у всех осужденных вызывает интерес.

И в Европе труд заключенных, как и свободных людей, часто бывает монотонным, однообразным, скучным и неквалифицированным. Необходимо предпринимать усилия для того, чтобы разрешать эти проблемы, признавая при этом, что заключенные скорее всего столкнутся с аналогичными проблемами при поиске работы и на свободе. Последнее особенно важно, так как опыт показывает, что необходимость предоставлять рабочую силу и обслуживать производство по мнению многих мешает учреждению выполнять другие функции. Новая формулировка призвана способствовать формированию положительного отношения к этому, чтобы максимально повысить статус индивидуального труда в контексте режимов содержания и стилей руководства.

Но в идеале следует, конечно, стремиться к тому, чтобы труд заключенных выполнялся на уровне, соответствующем современным требованиям в отношении производственных процессов, систем управления, производственного контроля, гарантии качества и сбыта. Именно такой труд способен внести наибольший вклад в исправительное воздействие и обучение.

Экономическая функция трудового использования осужденных видится в решении таких задач, как:

1. созданию материальных ценностей, входящих составной частью в национальных доход государства (прежде трудовая деятельность осужденных включалась в общегосударственный план и приобретала таким образом общегосударственное значение (лес, пиломатериалы, текстильное и швейное производство и т. д.);

Важное значение такого труда состоит в том, что он осуществляется в больших масштабах, имеет непосредственное отношение к ресоциализации заключенных, дает возможность должным образом использовать рабочую силу, предоставляемую пенитенциарными учреждениями,

Такой труд и обеспечение его рабочей силой должны быть надлежащим образом организованы и соответствовать политике в области трудовых ресурсов.

2. обеспечение возможности расходовать часть заработанных ими денег на приобретение дозволенных предметов личного пользования и расходовать часть своего заработка на нужды своих семей или в иных разрешенных целях;

3. частичное возмещение затрат на содержание в исправительных учреждениях самих осужденных;

4. возмещение материального ущерба, причиненного преступлением.

5. пополнение фонда личных сбережений заключенного, который откладывается администрацией за счет части его заработка и передается ему в момент освобождения.

Важное значение такого труда состоит и в том, что он реализует ожидания общественности в отношении того, что заключенные должны хотя бы в какой то мере возмещать расходы на собственное содержание, не перекладывая это бремя на законопослушных налогоплательщиков. А для этого они должны в обязательном порядке привлекаться к труду во время отбывания наказания.

За счет средств, заработанных в период отбывания наказания, заключенным могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанной льготы устанавливается центральным органом уголовно-исполнительной системы. 31

Социальная функция труда состоит в том, чтобы посредством приобщения к производительному труду способствовать возвращению осужденных в общество с сохраненными или вновь приобретенными профессиональными трудовыми навыками. Это означает, что организация труда осужденных должна быть направлена не только на приобретение или сохранение трудовых навыков в широком смысле этого слова, но и на сохранение у осужденных уже имеющейся специальности, необходимой им после освобождения, а в отношении тех, кто ее не имел, — на получение профессии с тем (а также на овладение специальностью теми, кто не имел ее), чтобы она могла быть использованной ими после освобождения. Ибо каким бы продолжительным не было наказание, связанное с лишением или ограничением свободы, рано или поздно осужденный возвращается в общество, где он вынужден включаться во все многообразие тех видов общественно полезной деятельности, которые вытекают из социального статуса гражданина. В этом смысле приобретение специальности осужденными, ранее не имевшими ее, повышение квалификации по имеющейся специальности или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки их к жизни на свободе.

Оздоровительная функция труда законодательством специально не предусмотрена, но вытекают, как считают некоторые специалисты, из содержания самого труда вообще и его условий, в частности. Она состоит в том, что способствовать поддержанию духовных и физических сил осужденного, его физического и психического тонуса и переключению энергии с различного рода антиобщественных действий на общественно полезные цели.

Дело в том, что труд — это не только средство для пропитания, но и биологическая необходимость. “. Абсолютная леность, — подчеркивал Ф. Энгельс, — бессмыслица. Она никогда не существовала и не может существовать. . В природе человеческого духа заложена потребность быть деятельным самому и побуждать к деятельности свое тело — поэтому нет необходимости насильно принуждать людей к деятельности. а нужно лишь дать верное направление их природной активности” 32 . Поэтому труд (как физический, так и умственный) благотворен для человека прежде всего как деятельное состояние организма. Не случайно заключенные в тюрьмах (особенно — в одиночных камерах) самостоятельно занимались физическими и умственными упражнениями, делая физзарядку, изучая иностранные языки и т. п. Это помогало не сломаться, не опуститься, а порой даже сохранить свое душевное здоровье, т. е. не сойти с ума. Кроме того, физическая активность (закалка) сама по себе уже является средством профилактики, предупреждения многих соматических заболеваний.

Безусловно, все эти факторы срабатывают при условии соблюдения соответствующих условий труда. Факторами подбора осужденных для той или иной трудовой деятельности должны быть состояние здоровья, которое определяется медицинской службой исправительных учреждений, возраст, пол, вид совершенного преступления, срок назначенного наказания и пр.

Говоря об оздоровительной роли труда, нельзя обойти внимание и то обстоятельство, что в литературе определенное распространение получил тезис о том, что труд в какой-то мере способствуют снижению остроты сексуальной проблемы в местах лишения свободы.

Таковая проблема действительно существует и остается пока неразрешенной. Как быть с теми, кто оказавшись в условиях несвободы, объективно остается несвободным и от своих половых потребностей? Суть рассуждений тех, кто видит в труде средство решения этой проблемы, сводится к следующему:

· причиной всяких сексуальных проблем в ИУ является бездеятельность и праздность, так как вся свободная человеческая энергия, не находя своего выхода, делается добычею полового влечения;

· чтобы бороться с этим, необходимо соответствующим образом распределить расходование энергии, направляя ее в сторону высших потребностей, а этого можно добиться только посредством сублимации, целью которой является переключение энергии низших (в основном — сексуальных) побуждений на высшие, общественно полезные цели и объекты; 33

· исходя из этого, принцип сублимации в деятельности исправительных учреждений как раз и осуществляется путем рационально организованного распорядка дня и достаточного трудового напряжения заключенных, что является важным средством борьбы с половыми извращениями и частичного решения “сексуального голодания”, сексуальной проблемы. 34

И в советские времена далеко не все были согласны с этой идеей по причине ее несоответствия положению о решающей роли социальных условий в формировании личности, которые предопределяли вывод о первостепенности нравственного и полового воспитания или отсутствия такового в решении сексуальной проблемы в ИУ. Дескать, и страдающий от безделья не обязательно придет к половым извращениям, в то время как и активная трудовая деятельность отнюдь не гарантирует от них.

Карательная цель трудового использования осужденных законодательством не предусматривается, но вытекает, как считают некоторые, из порядка организации и условий труда в местах заключения.

Идея о том, что труд — не только основа перевоспитания человека, но и средство искупления вины перед обществом за совершенное преступление, достаточно популярной была в советский период развития нашего общества. Тем не менее и в это время единого мнения по вопросу о каре не было. Одни считали труд заключенных одним из средств кары (М. М. Исаев, Н. А. Беляев, В. Г. Смирнов), другие полагали, что карательные элементы имеются не в самом труде, а в определенных условиях труда и его оплаты (А. И. Зубков), третьи признавали лишь наличие отдельных картельных элементов в труде, который в целом карой все не является (Л. Г. Крахмальник), четвертые исходили из того, что труд заключенных целиком лишен карательных элементов (В. Д. Меньшагин, Ю. М. Ткачевский).

Обратившись к законодательству, нельзя не отметить, что лишение свободы ставит заключенного в существенно иные условия труда, нежели человека свободного. Прежде всего посредством установленного режима реализуется обязательное привлечение заключенного к труду, исключающее его волеизъявление и усиливающее значение внеэкономического принуждения. Далее, существенные правоограничения в местах лишения свободы изменяют социальный характер труда осужденного и прежде всего эти отличия коренятся в условиях труда.

Таким образом, именно внеэкономическое принуждение к труду и установленные уголовно-исполнительным законодательством специфические условия, в которых протекает такой трудовой процесс, придают труду заключенных карательный характер.

В правовом отношении труд осужденных носит двойственный характер. С одной стороны, он не может основываться в полной мере на общих принципах, установленных законодательством о труде. В этом смысле не следует отождествлять трудовые правоотношения, в которые вступают рабочие и служащие, и правоотношения, возникающие в процессе труда осужденных, ибо в качестве оснований своего возникновения указанные виды правоотношений имеют различные юридические факты (трудовой договор — в одном случае и обвинительный приговор — в другом) и преследуют различные цели.

Ограничение трудовых прав осужденных означает не только усиление карательного воздействия, но и повышение воспитательной роли труда как важнейшего элемента уголовно-исполнительного процесса.

Важным вопросом в применении принудительных работ всегда была финансово-экономическая сторона дела. В настоящее время признано, что работа не может осуществляться с целью достижения коммерческих целей. При этом законодательство не ограничивает трудоиспользование осужденных только государственной (общественной) формой собственности. Поэтому их труд может использоваться и в рамках государственных, и полугосударственных и частных организаций. Главное, чтобы труд осужденного использовался в общественных целях, а не в целях извлечения прибыли.

Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 2400 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью