- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Рим. 2:29
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Иларий Пиктавийский
- Свт. Феофан Затворник
- Прп. Ефрем Сирин
- Прп. Максим Исповедник
- Блаж. Августин
- Блаж. Феофилакт Болгарский
- Ориген
- Евагрий Понтийский
- Амвросиаст
- Лопухин А.П.
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Втор. 10:16
- Прп. Исихий Иерусалимский
- Магн Аврелий Кассиодор
- Еп. Виссарион (Нечаев)
- Лопухин А.П.
- Глава 10
- Вам может быть интересно:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 2:29
Свт. Иоанн Златоуст
Но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога
См. Толкование на Рим. 2:27
Свт. Иларий Пиктавийский
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Апостол подлинно засвидетельствовал: те, кто ходит по закону Христа — по духу, а не по букве, — те являются Израилем Божиим.
О Троице.
Свт. Феофан Затворник
Но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога
Вот кто настоящий иудей! Кто при внешнем имеет и внутреннее, — то, что в духе тайно созидается и что, будучи для людей невидимо и сокрыто, всегда видимо и открыто для Бога: не храм только вещественный чтит, но созидается сам для Бога в храм духовен; не жертвы только из своей собственности приносит Богу, но себя самого в духе приносит Ему в жертву живу и святу, готов будучи всегда и умереть славы ради имени Его; не устами только исповедует и воспевает Бога, но и в сердце своем имеет Его своим Богом, всегда о Нем помнит, любит Его и боится оскорбить Его и всегда к Нему единому прибегает, все упование свое на Него возлагая; не дела только законные внешно творит, но и соответственные им питает сердечные чувства и расположения — милосерд, сострадателен, готов на всякую помощь брату, уступчив, терпелив, верен в слове, целомудр не телом только, но и оком, и сердцем — и вообще украшен всеми добродетелями в сердце своем. Вот настоящий иудей! Соответственно сему и обрезание настоящее не то только, которое во плоти, но то, когда при обрезании плоти совершается обрезание и сердца духом. Святой Моисей писал, что Бог избрал себе иудеев и печатию избрания положил обрезание; но тут же приложил: обрежите жестокосердие ваше (Втор. 10, 16), возводя чрез то обрезание к полноте его совершенства. — Обрезание сердца означает отсечение от него всех страстей — гнева, похоти, зависти, гордости, тщеславия, корыстолюбия, со всеми их порождениями. Обрезанное сердце есть сердце чистое и непорочное, свободное от всего греховного и преисполненное святых чувств и расположений. Кто имеет такое сердце, тот настоящий обрезанный.
Что значит: обрезание сердца духом, а не писанием! Поелику Апостол здесь противопоставляет внутреннее внешнему, то: духом — будет: в духе, — как и по-гречески стоит: έν πνεύματι, — то есть внутри, сокровенно от очей, то же, что: в тайне. — Не писанием, ού γράμματι, — не по букве, не то, как дает понять буква Писания, которое в законе об обрезании точно говорит только об обрезании плоти; то есть не то настоящее есть обрезание, которое по букве Писания явно во плоти совершается. Но вместе с тем можно подразумевать, что Апостол намеренно прибавил: духом, — давая понять, что истинное обрезание может быть совершено только Духом Святым. Писание ветхозаветное требовало при внешнем обрезании и внутреннего; но как сие последнее могло совершиться только Духом, ветхозаветные же чины не давали Духа, то чрез сие самое иудей должен был расположиться — чаять нового учреждения, в коем он мог бы получать Духа и чрез Него быть обрезанным в сердце. Посему наши толковники все говорят, что в слове: духом — Апостол «пролагает путь иудею к христианскому образу жизни и показывает необходимость веры» (святой Златоуст). Ибо истинное обрезание сердца от грехов и греховного совершается только у верующих, и совершается Духом. Обрезанный таким образом в сердце от всякой нечистоты и есть истинно иудей, исполняющий как должно закон (см.: Экумений). Эта мысль сообразна с целию Апостола, к которой он направляет свою речь, именно — убедить не язычника только, но и иудея в необходимости особенной благодати Духа от Бога.
Емуже похвала не от человек, но от Бога. Завершает Апостол речь, заграждает уста иудею и смиряет его помышление. Иудеи внешно были исправны; эту исправность они друг в друге видели, друг друга за нее хвалили и на нее опирались надеждами. Переведши их внимание от внешнего к внутреннему, Апостол, конечно, сильно поколебал сию уверенность; но когда теперь поставил их пред лицем Бога, то это должно бы пожечь в них всякое возносливое о себе помышление. Как ни думай кто о себе высоко, но, когда поставит себя пред Бога, испытующего сердца, не может более оставаться в том же самомнении. Не Бог только есть огнь поядаяй, но и одна мысль о Боге поядает всякое возношение. Иудеи знали, что не тот похвален, кто сам себя или кого люди хвалят, но кого Бог похвалит. Убедившись из слов Апостола, что пред Богом ценно только внутренно доброе, которым они не могли похвалиться, должны были вместе удостовериться, что им нельзя ожидать одобрения от Бога, видящего сокровенное — так, как не видит его сам человек. — Емуже — кому? Обрезанию или иудею? — И тому и другому, иудею с обрезанным сердцем и обрезанному сердцу в настоящем иудее.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
См. Толкование на Рим. 2:28
Прп. Максим Исповедник
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Обрезание, которое в сердце, по духу есть полное прекращение естественных действий в уме и чувстве, направленных на умопостигаемое и чувственное. Они прекращаются благодаря присутствию [Святого] Духа, непосредственно преображающего целиком и тело, и душу в нечто более божественное.
Главы о богословии.
Блаж. Августин
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Когда апостол говорит: по духу, а не по букве, — это означает, что закон следует понимать в соответствии с Духом, а не буквально. Это в особенности относится к тем, кто принимал обрезание более в телесном смысле, нежели в духовном.
Некоторые темы из послания к Римлянам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
См. Толкование на Рим. 2:27
Ориген
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Следует знать, что в некоторых людях эти две вещи расходятся, в то время как в других они существуют в согласии между собой. Ибо одни начинают с внутреннего человека и от него приходят к внешнему, другие, напротив, идут от внешнего человека к внутреннему. Я хочу сказать следующее: если целомудрие берет начало во внутреннем человеке, то оно, несомненно, придет и ко внешнему. Не может случиться так, чтобы тот, кто раньше не развратничал в своем сердце, стал бы развратничать в теле. Однако отсюда вовсе не следует, что тот, кто в целомудрии отправляется от внешнего человека, придет и к внутреннему воздержанию, и если не развратничал в теле, то не будет развратничать также и в сердце. Соответственно, обрезание внутреннего и внешнего человека следует понимать аллегорически. Когда ни внутренний человек не будет испытывать вожделения в сердце, ни внешний не станет служить этому вожделению в теле, тогда тот, кого апостол называет обрезанным не по плоти, но по духу, и кто дела плоти умерщвляет духом, сможет быть назван обрезанным по плоти…
Обрезанный некоторую часть плоти утрачивает, а некоторую сохраняет невредимой. В связи с этим я полагаю, что утраченная плоть — это та, о которой написано: Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой (Ис. 40:6). Та же плоть, которая сохраняется и остается невредимой, имеет, по моему разумению, образ той плоти, о которой сказано: Узрит всякая плоть спасение Божие (Ис. 40:5). Дело ушей, которые слышат, решить, какая плоть погибает, а какая узрит Бога; какая после обрезания крайней плоти останется невредимой, в то время как другая увянет, будто цвет полевой.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Евагрий Понтийский
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
А бесстрастием я называю не то, что препятствует греху осуществиться на деле (ибо это именуется воздержанием), но то, что пресекает страстные помыслы в [самом] сознании, — это [Апостол] Павел назвал духовным обрезанием внутреннего Иудея.
О помыслах.
Амвросиаст
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Достойно похвалы перед Богом обрезание сердца. Обрезать сердце значит отсечь грех и признать Творца. А поскольку обрезание сердца было делом будущего, то Моисей первым сказал: Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего (Втор. 10:16). Похоже говорит Иеремия: Снимите крайнюю плоть с сердца вашего (Иер. 4:4). Это он сказал иудеям, поклоняющимся идолам. Сердце их окутано пеленою, которую обрезывает тот, кто обращается к Богу, так как вера отгоняет облако заблуждения и через таинство Троицы, которое было неведомо от века, дает совершенное познание Бога. Похвала такого обрезания — от Бога и скрыта для людей, так как Бог смотрит на заслуги сердца, а не плоти. А хвала иудеев от людей: они хвалятся обрезанием плоти, которое происходит от праотцев.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Втор. 10:16
Прп. Исихий Иерусалимский
Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны
Сие-то таинственно открывает Он уму, с непрерывным рвением хранящему заповедь Его, которая говорит: «обрежите жестокосердие ваше» (Втор. 10:16) . – Да, дивным истинам, как уже сказано, научает человека тщательное трезвение. Божество нелицеприятно. Почему Господь говорит: «слышите Меня и уразумейте; иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему; а иже не имать, и еже имать, возмется от него» (Мф. 13:12-13); и еще: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Не тем ли паче к этому поспешествуют им сии добродетели (трезвение и молитва)?
Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Магн Аврелий Кассиодор
Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны
См. Толкование на Исх 32:9
Еп. Виссарион (Нечаев)
IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему.
И обрежите жестосердие ваше и выя вашея не ожесточите к тому
Обрежите жестосердие ваше. Известный обряд обрезания, установленный при Аврааме, был знаком вступления в завет с Богом. Как знак, обрезание напоминало сынам Израиля о долге быть верными завету с Богом, с неизменною верностью служить Ему единому и свято исполнять Его заповеди. Неверный Богу Еврей был то же, что язычник. Он отличался от язычника только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» (Рим. 2:28–29). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеям говорится в Писании, что у них необрезанное сердце (Лев. 26:41), что они необрезаны сердцами и ушами (Деян. 7:51). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края их плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание – обрезать крайнюю плоть сердца (Иер. 4:4), т.е. употребить усилия к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Тот же смысл имеют и слова Моисея: обрежите жестосердие ваше. В подобном же смысле должны быть понимаемы остальные слова рассматриваемого стиха: и выя (шеи) вашея не ожесточите к тому. Моисей неоднократно называет народ Еврейский жестоковыйным народом, т.е. с негнущеюся шеею (Исх. 32:9, 34:9), в том смысле, что подобно дикому или упрямому животному, не дающему наложить на свою шею ярма, он уклоняется от подчинения закону Божию, не любит ходить под игом, под руководством его. От этого упрямства на будущее время Моисей предостерегает сынов Израиля словами выя вашея не ожесточите к тому, – т.е. вперед смиренно несите иго заповедей Господних.
Толкование на паремии из книги Второзакония.
Лопухин А.П.
Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны
Выражение «обрезать крайнюю плоть сердца» означает добродетель внутреннего добровольного самоограничения человека в его недостойных помыслах (Мф XV:19), чувствованиях и поступках (Лев ХXVI:41; Иер IV:4; Иез XLIV:9; Деян VII:51).
Источник
Глава 10
Напоминание о вторых скрижалях завета и об избрании колена Левия для служения Богу при скинии. Уяснение народу духа требований богодарованного закона.
Втор.10:1 . В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег;
Втор.10:2 . и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
Втор.10:3 . И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих.
Втор.10:4 . И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.
Втор.10:5 . И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.
Втор.10:6 . И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там умер Аарон и погребен там, и стал священником вместо него сын его Елеазар.
Втор.10:7 . Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где потоки вод.
Втор.10:8 . В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня;
Втор.10:9 . потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.
примыкают непосредственно к Втор.10:1–5 . Выражение « в то время » не может означать момента стояния евреев в местностях, указанных в Втор.10:6–7 .: выделение колена Левия для служения при скинии последовало до выступления от Синая и смерти Аарона.
Втор.10:10 . И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, [и] не восхотел Господь погубить тебя;
Втор.10:11 . и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом [сим]; пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать им.
Втор.10:16 . Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
Выражение « обрезать крайнюю плоть сердца » означает добродетель внутреннего добровольного самоограничения человека в его недостойных помыслах ( Мф 15.19 ), чувствованиях и поступках ( Лев.26.41 ; Иер 4.4 ; Иез 44.9 ; Деян 7.51 ).
Втор.10:20 . Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:
Втор.10:22 . в семидесяти [пяти] душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. — 1055 с. / Книга Второзакония. 768-846 с. ISBN 978-5-485-00270-1
Вам может быть интересно:
- Толкование на книгу Чисел – Глава 34 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на книгу Второзаконие – блаженный Феодорит Кирский
- На книгу Второзаконие – преподобный Ефрем Сирин
- Толкование на паремии из книги Второзакония – епископ Виссарион (Нечаев)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник