Что значит обрести христа значит обрести собственную душу сочинение

Мораль Родиона Раскольникова и её последствия в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Обрести Христа — значит

обрести собственную душу.

Ф. М. Достоевский

Начиная размышлять по предложенной теме, я задумалась — в чем же актуальность романа «Преступление и наказание» в наше время? Разве мало сегодня тех, кому нет никакого дела до других, кто пытается самоутвердиться за их счёт, любыми путями, в том числе и противозаконными? И, увы, подумала, что их количество все возрастает.

А это, на мой взгляд, — путь в никуда, или даже к беде. Самолюбие, высокомерие, причем ничем не подкрепленные, — настоящий бич нашего времени. Как сложно человеку преодолеть гордыню или покаяться в содеянном — об этом и пишет Достоевский, проводя своего героя Раскольникова через душевные муки.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» посвящен анализу нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Приводя своего героя к убийству, автор стремился понять и показать причины того, как в сознании (душе) таких людей, как Родион, могла возникнуть эта бесчеловечная, жестокая, страшная идея. Конечно, в критической литературе чаще всего дается ответ, что Раскольникова «заела среда» — это и печальный Петербург, и «жёлтая» мизерная комнатка, и отсутствие постоянного заработка. Но «заела» среда и Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других — «униженных и оскорбленных». Почему же они не становятся убийцами?

Читайте также:  Что значит когда парень называет тебя любимая

Причина в том, что истоки страшных действий Раскольникова находятся гораздо глубже. На его мировоззрение большое влияние оказывает расхожая в XIX веке идея существования «сверхлюдей». По данной теории, таким людям дозволено больше, чем человеку обыкновенному — «дрожащей твари». Об этом и размышляет Родион. Разделение людей на виноватых в бедах и страданиях и самих страдающих проводится человеко-богом» без осмысления христианского права на спасение каждого грешника. И он вершит свой суд.

Важно отметить, что даже сама фамилия Раскольникова говорит о расколе — расколе внутреннем в главную очередь. Герою романа присущи и положительные черты характера: добрые и чистые порывы. Но Родион возомнил себя «сильным мира сего, а переступить не смог», и душевного раскаяния в содеянном преступлении изначально не испытывал.

Прошел ли Раскольников путь очищения? Важно вспомнить героиню романа — Сонечку Мармеладову. Так как именно перед этой девушкой Родион с самого начала хотел признаться в тяжком содеянном, в убийстве. По его мнению, это единственная душа, которая может и имеет право его понять и оправдать.

Неожиданно реакция Сони его обезоруживает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу. И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?». И у героев вдруг роли меняются. Раскольников сначала хотел Соню сделать своей единомышленницей и добиться от неё духовного подчинения. Но затем Раскольников понимает, что он не выдерживает тяжести смертного греха и понимает, что в ней, в Соне его судьба.

Таким образом, Родион Раскольников должен был пройти непосредственно через мучения несовершенного мира, через искушение, дойти до последней черты падения и выйти с другой стороны — к другой морали, высшей, выйти к Верховному суду, где не будет проклятых — а помилование за раскаяние. Истинное.

Источник

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого (Школьные сочинения)

В романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» мы знакомимся с двумя преступившими через себя людьми – с Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым. По мнению автора, путь к счастью лежит через человеческое страдание и боль. Оба наших терзающихся героя мучаются и несут на себе тяжелый груз своего настоящего, только у каждого он свой. Их понимание счастья отличается так же, как отличаются и страдания, которые они переживают. Достоевский дает нам понять, что без страдания, без раскаяния и без сочувствия к другим людям счастье обрести невозможно. Кто не страдал, тот не может сострадать и не может любить.

Во время первого посещения Сони, Раскольников был уверен, что между его и ее преступлением нет никакой разницы: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Он убежден, что она «понапрасну умертвила и предала себя», он старается убедить и ее, и себя в том, что оба они преступили нравственный закон общества, поэтому они нужны друг другу (на данный момент сам не понимая: зачем?).

Раскольников пытается заставить Соню «сломать что надо, раз навсегда, да и только», давя на нее разговорами о вере и об ее семье, ради которой она и пожертвовала собой. В такие моменты робкая и уже давно отчаявшаяся Соня чувствовала невыносимую боль и в то же время суровую решимость, ведь вера в Бога и семья – это единственное, ради чего живет девушка. Видя исступленную реакцию Сони, Раскольников, прежде не понимающий истинную причину ее преступления и страдания, начинает осознавать разницу между их душевными терзаниями, следствием чего становится понимание несостоятельности своей теории и сознание того, что Соня преступила ради спасения других, а он — ради себя. Тем самым мы понимаем, что встреча Раскольникова и Мармеладовой играет огромную роль в судьбе каждого; маленькая комнатка Сони стала точкой отсчета большого перерождения.

Как оказалось, человек бывает мертв задолго до своей смерти. Явным примером того служит наш главный герой. Дьявольская идея, поселившаяся в голове у Раскольникова, поглотила и умертвила его целиком. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» — писал Достоевский. Именно поэтому единственным путем возрождения души Раскольникова является путь Сони, путь верования и смирения. Девушка, сумевшая сохранить чистоту духа, нравственно измученная, но не утратившая способность любить, отныне всегда будет рядом. Она верит и всеми силами пытается вселить веру в обессилевшего Родиона, чем помогает ему в первый раз почувствовать очищение и первое, еще смутное, но настоящее ощущение счастья: «Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее». Постепенно Раскольников, сопровождаемый терпеливой Соней, приходит к осознанию того, что Бог — это единственное, объективное и настоящее мерило морали, доброты, нравственности, человечности.

Таким образом, мы видим, как главный герой достигает душевного очищения, искупая его страданиями, как человек спасает человека, как жертвенная любовь воскрешает и открывает новую страницу в жизни обоих героев.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Правда» Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Обрести Христа — значит обрести собственную душу.
Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание» написан после возвращения Достоевского с каторги в Сибири, когда он стал придерживаться религиозного устоя. Он начинает искать правду, пытается обличить несправедливый устой мира. В романе прослеживается неверие Достоевского в изменение мира путем насилия, а также мечта достижения человеком счастья.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Результатом неверия в изменение человека, преобразование его души в безгрешную и незлобную, становится обращение Достоевского к Христу. Именно в нем он видит возможность нравственного усовершенствования людей.

Именно для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, он создает «Преступление и наказание».

Один из центральных героев проповедует свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Кажется, что именно его поступок становится центром повествования. Но, несмотря на всю значимость образа Раскольникова, роман был бы неполным, даже незаконченным, без Сони Мармеладовой.

Именно Соня является олицетворением «правды» Достоевского. Соня — это идеал чистоты и духовной силы, это любящая, открытая личность. Несмотря на все тяготы и лишения ее жизни, она смогла сохранить в себе любовь и сострадание к людям.

Но почему, почему Соня, нежная, чистая душой Соня, так низко пала? Почему стала продавать себя? Случилось это не от хорошей жизни! Она идет на самопожертвование ради своей семьи. Делает все ради их спасения: чтобы они не голодали, чтобы Полечка не пошла по ее пути. Своим смыслом жизни Соня видит самопожертвование. Она, как Киприда, вечно непорочная «блудница», потому что делает это все ради счастья других. Это понятно всем, кроме Родиона Раскольникова. Он не видит разницы между ее и своим преступлениями.

«Пойдем вместе… — ты тоже преступила… могла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь свою»,

Но он был слеп только в начале. Он прозревал: прозревал оп мере развития их общения. Он все больше понимал состояние ее души и причину ее низкого падения. Понимал, что она грешит ради спасения других и этим возносит себя выше по чистоте души, чем сам Родион, который убил человека, чтобы проверить кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Раскольников осознал, что Соня человек с большой душой, наделенной даром бесконечного сострадания к людям.

Чуткость, вера и бескорыстность чувств Сони помогают душе Раскольникова начать свое возрождение. Соня увидела в нем не только убийцу, но и человека: она сопереживала ему, мучилась вместе с ним — и именно это спасло Родиона. Думаю, что этим возрождением Достоевский хотел показать, что вера в Христа, кротость и покаяние способны спасти этот желчный мир.

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Соня смирилась и идет дорогой страданий. Веря в истинную любовь к ближним, избирает путь насилия над собой, чтобы спасти родных. В отличие от нее Родион борется со всеми устоями жизни, которые не нравятся ему. Но преломление убеждений Раскольникова свершились, хоть не внешне, но внутренне: он решил чтить и следовать им в своем сердце.

Следуя по пути покаяния, Соня всегда во всем со всеми соглашалась, но однажды эта кроткая, смиренная девушка превратилась в грозную тигрицу. Она яростно защищала свои убеждения, веру в Бога, и категорически отвергала и порицала презрение Раскольникова к людям. Она, внешне являясь человеком, загубившим свою душу, не понимает «бунта» Раскольникова.

Столкновение двух героев с кардинально разным духовным развитием очень важно. В лице Сони мы видим отражение народного начала: терпения, смирения, безмерной любви к человеку и Богу. Поэтому именно Соня становится «противником» и одновременно спасителем Раскольникова с его идеей «избранного». И если Соня и не одержала полную, видимую победу в этом противостоянии, она хотя бы способствовала внутреннему окончательному крушению бесчеловечной идеи Раскольникова.

Источник

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнатолий Потешкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский.» — Транскрипт:

1 Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский

2 Расскажите историю Сони Мармеладовой. В чем же «правда» Сони? По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?

3 Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье последние 30 копеек. Какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?

4 «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».

5 «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

6 Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?

7 Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня тихая, кроткая? Что главное в поведении Сони? Докажите. Что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.

8 Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?

9 « … припав к полу, поцеловал ее ногу… Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

10 СоняРаскольников Кроткая, добраяГордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие Спасая других, берет на себя тяжести греха. Мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, это оправдание его предчувствий Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог тупик. Теория не может учесть все в жизни Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик Божественная правда в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа Его правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя Есть смысл жизни: любовь, вера Нет смысла жизни: убийство это бунт для себя, индивидуалистический бунт

11 1) О чем просит Раскольников прочесть Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет? 2) Почему Соня не хочет ему читать? («Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Зачем вам? Ведь вы не веруете?») 3) Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?

12 5) Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне? 6) Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший? 7) Что непонятное и страшное говорит он ей? 8) Что обещал открыть, если придет завтра? 9) Почему говорит о «власти над муравейником»? 10) Каковы художественные особенности этой главы и мастерство Достоевского в изображении героев? 11) Как связан этот эпизод с целым и помогает понять роман? 4) В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?

13 На каторге. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?

14 Как складываются его отношения с окружающими? Почему каторжники полюбили Соню? Что помогло возродиться Раскольникову? Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

Источник

Оцените статью