- СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
- Смотреть что такое «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:
- Образовательная cистема России
- Понятие «система образования»
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности образовательной системы
- Структура образовательной системы России
- Виды образовательных систем
- Понятие и сущность образовательной системы
- Готовые работы на аналогичную тему
- Характеристика видов образовательных систем
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .
Смотреть что такое «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ» в других словарях:
Система образования — Система образования модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них. Система образования в России:… … Википедия
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Система государственных образовательных стандартов и создаваемых на их основе программ, а также совокупность их реализующих образовательных учреждений и органов управления такими учреждениями. Система высшего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Система образования в РФ — Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных… … Официальная терминология
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — ; система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
система образования — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN educational system Any formulated, regular or special organization of instruction, training or knowledge disclosure, especially the institutional structures supporting that… … Справочник технического переводчика
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно правовых… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ — совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно правовых форм,… … Профессиональное образование. Словарь
система образования аварийного выхода самолета (вертолета) — система образования аварийного выхода Бортовая система самолета (вертолета), предназначенная для перерезания или вскрытия элементов конструкции самолета (вертолета) с целью образования аварийного выхода из него. [ГОСТ 22949 78] Тематики… … Справочник технического переводчика
Система образования в Московской области — является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и… … Официальная терминология
Источник
Образовательная cистема России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «система образования»
Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.
Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.
Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.
Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.
Готовые работы на аналогичную тему
Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.
Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.
Основу системы образования составляют:
- дошкольное образование (ясли, детские сады);
- начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
- среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
- высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.
Особенности образовательной системы
Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:
- существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
- государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
- исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
- педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).
Схема 1. Разделы в структуре системы образования
Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:
- образовательные организации;
- государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
- органы управления.
Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.
Системы управления образованием
Структура образовательной системы России
Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:
- преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
- федеральные госстандарты и требования;
- сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
- лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
- организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
- организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
- органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
- объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.
На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.
Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.
Источник
Виды образовательных систем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.
Понятие и сущность образовательной системы
Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.
Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).
Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.
На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.
Структурно образовательная система включает в себя:
- содержание и деятельность образовательного процесса, направленного на реализацию основной цели образовательной системы;
- обязательное наличие субъектов образовательной деятельности (педагоги, воспитанники, учащиеся, родители и т.д.);
- взаимоотношения, которые появляются в процессе образовательной деятельности между её субъектами;
- специфическая образовательная среда, которую осваивают субъекты образовательной деятельности;
- система управления, которая обеспечивает интеграцию между компонентами системы образования, а также ее развитие и совершенствование.
Готовые работы на аналогичную тему
Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.
Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).
Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.
Характеристика видов образовательных систем
Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.
Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.
Системы образования в общегосударственном масштабе:
- система образования РФ;
- системы образования регионов (субъектов) РФ;
- муниципальные системы образования.
Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:
- Государственные образовательные стандарты – определяют обязательные для выполнения условия организации и реализации педагогического процесса, направленного на образование населения. Подразделяются на федеральные, национально-региональные и школьные стандарты;
- образовательные программы – определяют систему обучения в конкретном учебном заведении. Образовательные программы разрабатываются согласно образовательным стандартам;
- сеть образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм (детские сады, школы, развивающие центры, государственные и частные учебные организации и т.д.);
- система органов управления образовательными организациями: руководители образовательных организаций, коллегиальные органы и т.д., осуществляющие деятельность по управлению конкретным учебным заведениям.
Система образовательных учреждений:
- Система дошкольного образования. Представлено учреждениями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (детские сады, ясли, клубы, центры и т.д.).
- Система школьного образования (начальная, средняя и старшая ступень). Включает в себя общеобразовательные и коррекционные школы. Основная цель – получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
- Система среднего профессионального образования (колледжи, училища и т.д.). Главной задачей является подготовка квалифицированных рабочих кадров, согласно заказу государства.
- Система высшего образования, в том числе и профессионального (академии, институты, университеты и т.д.). Основная цель – подготовка специалистов высшего звена.
- Система подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантуры, докторантура и т.д.).
- Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Основная цель – обновление теоретических и практических знаний, как в рамках специальности, так и за ее пределами, с целью расширения профессиональных навыков.
Образовательное учреждение как система.
Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.
Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.
Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.
Образовательный процесс как система.
Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.
Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.
Источник