Что значит образ региона

Конструирование образов регионов: социологический ракурс изучения

Дата публикации: 08.05.2015 2015-05-08

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Пантелеев, В. Г. Конструирование образов регионов: социологический ракурс изучения / В. Г. Пантелеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1061-1065. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19302/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье проводится критический анализ научной социологической литературы по теме «образ региона», выявляются направления исследований, теоретические результаты и исследовательские лакуны.

Ключевые слова: образ региона, регион, СМИ, элементы образа региона.

В современной социологии возрос интерес к проблеме конструирования образов регионов (впрочем, и конструирования социальной реальности во всем ее многообразии [5]), поскольку, с одной стороны, российское общество обладает таким свойством как резкая региональная дифференциация, что порождает самые различные возможности и основания для конструирования образов регионов, с другой стороны, в процесс конструирования образов регионов более интенсивно включаются новые конструирующие субъекты — представители региональной власти, для которых все более очевидным является осознание того, что соответствующе сконструированный образ региона приносит дивиденды в его конкуренции с другими регионами за различные ресурсы, с третьей стороны, к традиционным конструирующим субъектам (печатные и телевизионные средства массовой информации, институты образования и т. д.) подключаются разнообразные субъекты, расположенные в пространстве сети Интернет, что дает дополнительные вводные для конструирования и поднимает «вопрос о роли этих технологий в виртуализации социального пространства» [7, С. 19], наконец, принято считать, что позитивный образ региона обеспечивает региональному социуму будущее, т. к. привлекает в регион инвестиции и дает возможности для формирования позитивных установок населения региона относительно собственного места течения жизни, т. е. понижает вероятность миграционных стратегий, в том числе и тех индивидов, чьи таланты, квалификация и навыки были бы полезны для регионального социума. Т.о. осознается насущная необходимость целенаправленного конструирования образов регионов, а также, поскольку сам по себе, стихийно позитивный образ региона складывается достаточно редко; любая телеологически нагруженная конструкция подразумевает необходимость предварительного создания модели искомого результата, т. е. предварительной разработки с учетом всех тех факторов, на которые можно повлиять.

Читайте также:  Что значит ошибка wan соединения

Но, не смотря на возросший интерес, каковой можно констатировать по количеству вышедших работ за последние пять лет, все же работ таковых немного, что позволяет утверждать о наличии перспективной для научного исследования области социальной реальности и перспективе достраивания некоторых блоков в системе социологического знания. Как было уже сказано, работ по таковой теме имеется мало, не говоря уже социологических диссертационных исследованиях, кои попросту отсутствуют, также отсутствуют специальные работы, в которых бы проводился анализ существующих работ по данной тематике с раскрытием исследовательских сюжетных линий, полученных результатов и осуществлением конструктивной критики… Т.о. в данной работе будет осуществлен критический анализ социологической литературы по теме «образ региона» за последние пять лет. Следует подчеркнуть, что отбирались работы, в коих имеется заявка именно на изучение образа региона, а не имиджа региона, поскольку эти понятия должны иметь различные дефиниции, т. е. необходимо разграничение этих понятий. Убежденность в таковой необходимости и послужила критерием для селекции работ. Разумеется, соответствующую демаркацию необходимо проводить в рамках специально посвященной этой процедуре работе.

Итак, имеющиеся исследования образов региона представляется возможным предварительно каталогизировать по следующим типам: исследования конструирующей деятельности образов регионов в средствах массовой информации (как традиционных, так и электронных), исследования образов регионов сконструированных в сознании населения регионов, исследования сконструированных образов регионов, каковые являются маркером цивилизационной принадлежности, в сознании социальных групп, наконец, исследования, раскрывающие возможные сюжеты изучения образов региона в социологии. В первых трех случаях таковые исследовательские ракурсы являются производными схемы, при которой имеются акторы, действия и деятельность которых направлены на конструирование образов регионов, таковыми акторами являются различные группы агентов, представителей поля определенных профессий (разумеется, далеко не только журналисты); затем имеются инструменты, с помощью которых осуществляются конструирующие усилия, кои имеются в распоряжении у представителей этих профессиональных групп; далее, имеется некий продукт этих конструирующих усилий, который оказывает необходимое влияние по конструированию образов регионов в сознании целевых групп (в средствах массовой информации — это информационное поле, выраженное в соответствующих информационных сообщениях, для сферы образования — это образовательное пространство, создаваемое на учебных занятиях и т. д.); наконец, имеются целевые группы, в сознании которых эти региональные образы конструируются (таковыми могут быть самые разнообразные социальные группы, здесь присутствуют по отношению к региону ин-группы и экзо-группы, далее возможны самые широкие основания для дифференциации, но опять-таки, важно учитывать целевую направленность формирующего региональный образ института, его специфику). В этой цепи конструирования образов регионов также имеется место для таких агентов, которые сами непосредственно могут не принимать участия в конструировании, но являющиеся заинтересованными в такой деятельности. Таковые обозначаются в качестве заказчиков, эти заказчики могут быть представителями властных региональных структур, представителями крупного предпринимательства (а возможны и представители региональных социумов, кои являются непосредственными конкурентами региона, образ коего конструируется, поскольку телеологически нагруженные конструкции образов региона могут быть и негативными). Уже можно заключить, даже не вдаваясь в подробности, что нет исследований социологических исследований, охватывающих этот процесс конструирования целостно, всегда речь идет о фокусировании на отдельных этапах процесса конструирования образов регионов. Естественно, что образ сам по себе социологию не интересует, всегда подразумеваются определенные социальные группы.

Исследования образов регионов в средствах массовой информации подразделяются на исследования традиционных СМИ и сети Интернет. Исследования образов регионов в традиционных СМИ имеют объектом печатные издания федерального значения, что означает предназначение конструируемого образа для внешних по отношению к региону целевых групп (это конечно не означает, что федеральные СМИ не охватывают и внутренние региональные группы). Здесь изучается конструирующая активность представителей журналистской профессии, причем по характеристикам конечного продукта этой деятельности изучаются, с одной стороны, способы конструирования образов регионов, которые обозначаются как имиджевые стратегии, а с другой, наличие организующей воли региональных элит, которые являются заказчиками определенного образа (Богатова О. В.) [1]. Исследования образов регионов в сети Интернет сопряжены деятельностью представителей властных структур региона по конструированию образов в Интернет-пространстве, определению характеристик данного пространства, которые должны учитываться при конструировании, конкретных практик по конструированию образов регионов в сети Интернет с применением различного рода новостных ресурсов и официальных сайтов региональных структур (Ратникова А. И.) [9].

Исследования образов регионов в сознании населения данных регионов подразделяются в ракурсе сплошного изучения населения региона и в ракурсе дифференциации населения региона по реальным характеристикам. Т.о. в рамках данных исследований изучается образ, сформированный в сознании населения. Исследуется образ, сформированный в пределах регионального социума, и этот образ имеет ресурсное значение для формирования бренда региона, в частности, его конкретная структура, в коей отражаются разнообразные объекты региона, маркирующие его отличительные особенности по отношению к другим регионам (объекты природы, инфраструктуры, памятники культурно-исторического значения и пр.), изучение зависимости от характера образа эмоциональных и оценочных компонент восприятия региона его населением (Богатова О. В., Чиркова О. Н.) [2]. Более дифференцированное изучение населения региона, акцентирующего при этом внимание на реальных характеристиках этих групп, которые обозначаются в качестве локальных сообществ, главным и основным критерием по выделению которых является польза, которую получают представители данной группы от региона проживания. В конечном счете, важной является конечная структура образа региона в сознании этих групп (Щербакова И. В.) [10].

Далее, имеются исследования образов регионов, которые являю собой маркеры цивилизационной принадлежности (т. е. Запад/Восток) в сознании определенных социальных групп. Т.о. здесь ракурс исследовательский смещается с образа региона как реального регионального социума, очерченного территориальными границами, на образ региона, который предстает как некий ментальный конструкт. Речь идет здесь об образе региона, за которым скрывается не реальная территория, а фундаментальные системы ценностей, маркирующие определенный тип цивилизации. Но здесь и образ изменяется вместе ракурсом исследований — под образом региона подразумевается стереотипное восприятие, которое конструируется разнообразными агентами. Это подразумевает оценку воспринимаемого объекта, но можно ли говорить в данном случае об изучении сконструированного образа? (Гузенина С. В.) [3; 4]

Наконец, исследование, обрисовывающее возможные сюжеты социологических исследований образов регионов. Данные исследования отличаются характером проблемно-постановочным, но от данной работы отличаются тем, что чаще исследователи обращаются к работам по данной тематике в сфере культурологи направления «гуманитарная география», чем к работам социологов, но выделяемые исследовательские поля в рамках данной тематики является ценным для социологии. Речь здесь идет о медийных образах регионов, т. е. таких, которые формируются в средствах массовой информации. Здесь исследуются характеристики образов региона в СМИ, выражающиеся в соотношении информационных сообщений позитивного/негативного характера, уровнем СМИ, в коих конструируются образы регионов, утверждение в информационных сообщениях специфики региона, т. е. предмет изучения — пространственная повестка дня. Затем применительно к этой повестке — изучение всевозможных связей и взаимосвязей, как внутри изучаемого региона, так и вне его — связи с другими регионами, федеральным центром, зарубежные связи региона, — и из этого следует необходимость изучения медийных образов регионов в средствах массовой информации региональных, федеральных, зарубежных. Наконец, в этих исследованиях, увязывая медийные образы регионов с различными социальными группами, уделяется внимание такому явлению как «чувство места», присущее различным группам населения данного региона и кое обусловлено самыми разнообразными основаниями: от социальных до формирующих образ жизни. Т.о. изучаются вопросы влияния медийных образов регионов на «чувство места» различных социальных групп (Ним Е. Г.) [8].

Касаемо вопроса «как изучались вопросы», можно говорить лишь по тем ракурсам, что обозначают в качестве исследовательских выставляют указанные исследователи, по тем методам, что он применяют для получения эмпирической информации. Так, в исследованиях образов регионов в средствах массовой информации речь идет о том, что эти образы являются продуктом конструирующей деятельности различных акторов (будь то цех журналистов или представителей региональной власти), а это означает, что некий фрагмент социальной реальности (а в том, что образы регионов являются таковыми сомнений быть не может) конструируется (целенаправленно или спонтанно) и посредством этого формируется социальная реальность в сознании целевых групп, а значит эту группу исследований можно отнести к неклассической метапарадигме (Богатова О. В., Ратникова А. И.) [6]. Вторая группа исследований, в коих изучаются образы регионов в сознании различных социальных групп, включая сюда и исследования образов Запада и Востока, подразумевается, что эти образы формируются какими-либо акторами, т. е. это означает, что индивиды испытывают на своем сознании влияющее воздействие, в результате которого у них и формируются соответствующие образы регионов, что означает констатацию зависимости индивидов от надындивидуальными социальными структурами, пусть даже за ними стоят другие индивиды, а значит данные авторы работают в классической метапарадигме (Богатова О. В., Чиркова О. Н., Гузенина С. В.) [6]. Наконец в исследованиях, посвященных разметке возможных исследовательских горизонтов в силу того, что исследователи используют результаты исследований из других областей социогуманитарного знания, но применяют их к социологическому взгляду на изучение образов регионов, то можно констатировать здесь междисициплинарность (Ним Е. Г.).

Наконец, перейдем к результатам изысканий исследователей. В первой группе исследований — изучение образов регионов в СМИ федерального значения: утановлены признаки влияния региональных элит на конструирование образов регионов и признаки наличия целенаправленного конструирования образов региона (структурированная и сбалансированная подача информации с акцентом на позитивные характеристики региона), выявлены имиджевые стратегии, или приемы конструирования образов регионов (транслирование медиасообщений исключительно позитивного характера, сбалансированная подача информации, инверсия содержания информации и пр.) [1]. В исследованиях образов регионов в сети Интернет авторы приходят к заключению, что интернет-пространство с одной стороны уже имеет обилие информации о каком-либо регионе, с другой стороны, это пространство требует особого внимания при конструировании требуемого образа. Для этого требуется использовать информационные ресурсы сети с высокой посещаемостью, необходимо организовывать наполнение сообщений качественной информацией, необходим постоянный мониторинг информации, появляющейся в сети о регионе, что должно стать предметом политики региональных властей [9]. В исследованиях образов регионов в сознании населения. В первом случае это выявление эмоциональных и оценочных аспектов восприятия региона населением и выявление элементов, составляющих образ региона в сознании населения — это объекты природной среды, поселенческой среды (архитектурные, хозяйственные, культурно-исторические и т.д) [2]. Во втором случае это выделение четких критериев местных сообществ, главным из которых является пользование территорией проживания, а также и элементы образов регионов в сознании представителей этих сообществ: масштаб и контекст восприятия, представления о местных широко известных особенности, актуализированное личностное восприятие территории, социальное восприятие территории [10]. Результатами исследований образов Запада/Востока в восприятии населения являются некоторые ассоциативные ряды, которые являются составными стереотипа. В частности они показывают наличие позитивных стереотипных представлений о Востоке и бинарных стереотипных представлений о Западе [3; 4]. Наконец для последней группы это стали возможные направления исследовательского интереса: медийные способы конструирования особенностей регионов, медийные и немедийные факторы конструирования образов регионов; особенности конструирования образов регионов различными типами медиа: от газет и журналов до кинематографа; связь медийных образов территорий с «чувством места» различных социальных групп для выяснения конструирующей эффективности массмедиа [8].

Все исследователи высказывают согласие с точкой зрения того, что позитивные образы регионов являются важным фактором конкурентоспособности регионов и источником его внутреннего развития. По первой группе исследований — результаты их взаимодополняют друг друга (Богатова О. В., Ратникова А. И.), Вызывает некоторое возражение лишь суждение о наличие влияния региональных элит на конструирование образов регионов исключительно по структурированности и сбалансированности информации, все-таки для выяснения этого требуется непосредственное изучение. Наблюдаются расхождения видения элементов образов регионов в сознании населения: в одном случае таковыми являются именно объекты региона (Богатова О. В., Чиркова О. Н.), во втором — различные восприятия регионов (Щербакова И. В.). В исследованиях образов Запада/Востока вызывает критическое замечание несоответствия между заявкой на изучение их формирования в России, в то время как приводится эмпирика по студенческим группам, что сужает значение выводов (Гузенина С. В.).

Т.о. ни в одном исследовании не представлена полностью линия заказчик–конструирующий образы регионов–образы регионов в сознании целевых групп–взаимосвязь между сформированным образом и потенциальными линиями поведения, что впрочем, связано с объективными сложностями, т.о. комплексных исследований, представляющих этот процесс целостно не наблюдается. Что касается частностей: не исследовались заказчики образов регионов (региональные элиты), не исследовались те, кто непосредственно формирует образы, по крайней мере, непосредственно, не исследовались влияния, которые потенциально могут оказывать региональные образы, сформированные в сознании населения на возможные линии поведения по отношению к региону. Не получили исследовательского света и вопросы влияния на линии поведения конкретных социальных групп, причем, групп как внутри региона, так и групп вне региона, чей образ конструируется. Не рассмотрены вопросы формирования образов регионов в системе образования на различных уровнях, формируют ли в данной системе региональные образы у учащихся работники учебных заведений. Не подвергалось сомнению формула позитивный образ региона => повышение конкурентоспособности региона и активизация его внутренних источников развития, действительно ли позитивный образ региона способен благотворно влиять на поведение инвесторов. Не исследована взаимосвязь между характером образов регионов и туристическим поведением. Наконец, не исследовались вопросы конструирования образов регионов и их влияния в формировании региональной идентичности населения. Т.о. следует заключить, что данная тема имеет широкий исследовательский горизонт для социологии.

1. Богатова О. В. Формирование социокультурных образов финно-угорских республик в медиадискурсе федеральных средств массовой информации // Финно-угорский мир, 2013, № 4, С. 97–103.

2. Богатова О. В., Чиркова О. Н. Формирование этнокультурного образа Республики Мордовия в региональном брендинге // Регионология, 2013, № 3 (84), С. 68–75.

3. Гузенина С. В. К вопросу о формировании образа Востока в России // Теория и практика общественного развития, 2011, № 2, С. 24–36.

4. Гузенина С. В. Образ Запада в российском массовом сознании // Современные исследования социальных проблем, 2011, Т. 5, № 1, С. 264–267.

5. Лубский А. В. Гуманизация и конструктивизм в социально-гуманитарных науках // Гуманитарий Юга России, 2012, № 3, С. 63–80.

6. Лубский А. В. Когнитивная ситуация в социально-гуманитарном познании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2008, № 8, С. 14–19.

7. Лубский А. В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа, 2011, № 4, С. 19–29.

8. Ним Е. Г. Медийный образ территорий: социологический анализ // Философия социальных коммуникаций, 2013, № 3(24), С. 119–125.

9. Ратникова А. И. Особенности формирования медийного образа региона (на примере Ульяновской области) // PR реклама: традиции и инновации, 2011, № 6–2, С. 7–10.

10. Щербакова И. В. Методика измерения образа территории // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ, М.: РОС, 2012, 5411–5413.

Источник

Оцените статью