Что значит обработка звука

Обработка музыки для новичков: основные понятия и приемы редактирования звука

Разновидности обработки звука

При классификации видов обработки звука на компьютере учитываются следующие исходные данные:

  • характеристики, которые можно менять (громкость, частота, амплитуда, фаза, частотный и динамический диапазоны, битрейт, частота дискретизации);
  • привычное уху свойство звуковой волны отражаться от поверхности, создавая такие эффекты, как эхо и реверберация;
  • расположение источника звука относительно панорамы.

В зависимости от комбинации этих факторов можно выделить 4 основные группы преобразований:

  1. Амплитудные (динамические).
  2. Частотные (спектральные).
  3. Временные (пространственные).
  4. Другие (не вошедшие в первые три по различным причинам).

Также стоит не забывать про такое направление в редактировании звука как аудиомонтаж — это простой и древний способ обработки, который применяется для 90% фонограмм. Обрезка начала или конца трека, вырезание и вставка отрывков, их замена и размножение. Все подобные действия интуитивно понятны в любом редакторе, поэтому отдельно рассматриваться не будут.

Обработка аудиозаписи необходима для её дальнейшего использования

Амплитудные преобразования

Динамическая обработка звука подразумевает под собой увеличение громкости, а также расширение и сужение динамического диапазона (разницы между самым маленьким и большим значением амплитуды). Во втором случае часть звуков становится громче, а часть — тише.

Выделяют 8 основных эффектов.

Применяется для выравнивания громкости всей композиции или отрывка. Указывается в процентах. Если выставить нормирование на 100%, то при максимально выкрученной ручке громкости будет выдаваться ее максимально доступный программный (цифровой) уровень. Чем меньше уровень нормализации, тем тише получится звук при одном и том же значении уровня громкости в проигрывателе.

Читайте также:  Что значит людские поезда

Эффекты вступления и отступления помогают делать плавные переходы между композициями, чтобы альбом звучал более цельно. Если применить их одновременно для правого и левого каналов, то появится ощущение нарастания или затихания. При использовании в одном канале создается ощущение приближения или удаления источника звука.

Также полезны для маскировки щелчков и других помех в начале и конце трека.

Любые изменения можно наблюдать на звуковой волне

Применяется для увеличения громкости и разборчивости аудио. Функция снижает амплитудный диапазон звука — разница между самыми громкими и самыми тихими участками снижается, благодаря чему уху проще уловить все детали. Проще всего принцип компрессии понять на примере листа бумаги. Если его скомкать, то получится много резких выступающих граней. Если же его сжать со всей силы, то он станет похож на шар, с меньшим количеством резких граней. Именно таким образом компрессор обрезает все “торчащие” звуки, а громкость увеличивается в той же степени, в которой было сделано сжатие.

Минусы: снижается динамика трека, в звучании появляется монотонность.

Жесткая версия компрессора, которая срезает, а не плавно подавляет звуки. Как правило, используется уже после сведения для доработки готового трека. С его помощью убирают ненужные пики, поднимают сигнал до максимального уровня без искажений.

Так же существует расширенная версия с более тонкими настройками — максимайзер. Применяется во время мастеринга, чтобы улучшить итоговое звучание.

В отличие от компрессора подавляет звук на нижних значениях. Удобен для избавления от шумов (нужно выставить порог срабатывания чуть выше их уровня). Необходимо точно задать параметры обработки, а иногда приходится все делать вручную.

Одно из преобразований группы сатурации. Дает эффект перегрузки усилителя с искажением и уплотнением звука. Получается за счет неестественного и резкого сокращения динамического диапазона. Волны прямоугольной формы богаты гармониками, благодаря чему звучание получается яркое, агрессивное, скрежещущее.

Чаще всего можно услышать на гитаре в heavy metal композициях, но иногда применяется и для вокальных партий.

Разновидностями эффекта являются fuzz и овердрайв. Их отличие – в частотных показателях усилителя, методах ограничения, пропорции базового и искаженного сигнала.

Например, гитаристы во время выступлений используют специальную педаль для достижения эффекта дисторшн

Вибрато (амплитудная модуляция)

Простое изменение амплитуды, при котором звук начинает дрожать с заложенной периодичностью. При повышенных значениях превращается в риппер. Также выделяют тремоло — подвид вибрато, при котором итоговый сигнал выдается порционно при частоте более 10 Гц.

Подбор удобного софта может занять от получаса до нескольких дней – редакторов звука, которые действительно подходили бы для новичков, крайне мало. На наш взгляд, оптимальный вариант – программа АудиоМАСТЕР. Также можно выделить Аудасити и AVS Audio Editor – по функционалу они похожи – но АудиоМАСТЕР кажется более «заточенным» под новичка. Большинство функций автоматизированы, а для более продвинутых инструментов есть понятные подсказки. Впрочем, советуем скачать аудиоредактор бесплатно по ссылке ниже и присмотреться самостоятельно.

Пропробуйте программу АудиоМАСТЕР бесплатно —

Частотные преобразования

Этот тип применяется для очищения аудиозаписи от шумов. Контролировать процесс удобно с помощью спектрограммы — графика частот, присутствующих в композиции. Быстрее всего можно обработать музыку с 4 частотными эффектами.

Параметрический и графический эквалайзеры

Параметрическим гасят выбранные частоты, с выбранной степенью и радиусом подавления. Удобно заглушать различные призвуки, находящиеся в узком диапазоне частот.

В графическом все настройки задаются визуально, с помощью нарисованного мышкой графика. Этим методом убирают звук лишнего инструмента, так как можно разнообразно диверсифицировать уровень подавления всего диапазона.

Эквалайзер позволяет корректировать амплитуду избирательно и самостоятельно выравнивать звук

Быстрое преобразование Фурье (FFT)

БПФ — быстрый и безапелляционный метод глушения ненужных частот. Если при использовании предыдущих способов подавленная волна все равно остается, то FFT моментально и полностью вырезает лишний материал.

Инструмент для повышения и понижения тембров. Результат достигается путем ускорения или замедления проигрывания.

Звуковой фильтр high pass используют для того, чтобы не перегружать акустику скромных размеров басами. Действует просто — обрезает все частоты ниже заданной.

Low Pass наоборот обрезает все, что выше заданной частоты. Применяется для сабвуферов и мидбасовых динамиков. Например, если саб расположен в багажнике автомобиля, то его желательно обрезать на 70Hz. В противном случае ухо будет воспринимать басовую линию четко из-за спины, отдельно от остальной музыки.

На изображении можно видеть применение фильтра Low pass

Временные преобразования

Эти эффекты используются для пространственной обработки звука. Основываются на эффекте отражения звуковых волн, который наблюдается в реальном мире. Из-за него на открытых пространствах слышно эхо, в пустых коридорах — реверберацию. Моделируя процессы распространения звука в окружающем мире, мы как раз выполняем преобразования временных задержек.

Эффект эхо — самый популярный из этого раздела. Представляет собой однократную или многократную задержку нескольких сигналов, добавляющихся к основному. Минимальная задержка для того, чтобы получился эффект — 50 миллисекунд. В этом случае человеческое ухо воспринимает отражения как повторения оригинального сигнала, а не призвуки. Как правило, повторяющиеся копии сопровождаются затуханием, как и в реальной жизни.

Реверберация и реверсивная реверберация

Реверберация — это эффект помещений. Услышать его можно, хлопнув в коридоре в ладоши. Звук будет отражаться от одной стены, идти к другой, затем назад к первой и так последовательно “гулять” до своего затухания. Задержка должна быть меньше 50 млс, только тогда человеческое ухо распознает призвук, а не эхо.

Лучше всего ее привязывать к темпу (например, к удару барабана), а затухание подловить такое, чтобы эффект закончился до очередного удара. Так получится ее совместное дыхание с музыкой, что добавит атмосферности.

Схематичное изображение эффекта реверберации

Реверсивная версия рождается за счет обращения по времени обработанного ревербератором звука. Он как-бы начинает приближаться до того, как реально начнет звучать. Хорошо подходит для акцентирования на том или ином инструменте.

В отличие от эха дилэй/delay не имеет никаких привязанных к реальности качеств, поэтому звук просто повторяется с заданными периодичностью и затуханием. Ритмический повтор бывает обычный (с одной линией задержки базового сигнала) и сложный (2 и более линий). Лучше всего обрабатывать им отдельные партии.

Хорус/chorus клонирует сигнал, понемногу сдвигая частотный спектр в каждой копии. С его помощью имитируется хоровое пение или звучание инструментов. Создается ощущение, что на панораме расположено несколько источников звука.

Фленжер/flanger по сути является частным случаем хоруса, только в этом случае задержка сопровождается фидбэком. При смешивании двух сигналов второй задерживается на 10 млс, из-за чего проявляется эффект перемещающегося гребенчатого фильтра. Хорошим примером фленжера является смена тональности сигнала проезжающей мимо машины (Доплер).

Фейзер/phaser создает эффект вращения каналов. В реальности может достигаться, когда источник звука или приемник перемещаются в пространстве друг относительно друга. Может применяться для точечного вырезания инструментов из трека.

Другие преобразования

В эту группу можно добавить пару десятков пунктов, но в кратком обзоре будут рассмотрены 2 наиболее известных.

Плагин для обработки вокала, ставший популярным среди исполнителей поп-музыки. Автотьюн автоматически отслеживает высоты нот, и когда обнаруживает нечистые, то подтягивает их до ближайшей “хорошей” ноты. Благодаря этой функции даже неумелые вокалисты могут звучать достаточно хорошо, так как ошибки будут скрыты автоматикой. Но если человек совсем не умеет петь, то обработанный голос будет ощущаться как ножом по уху.

Благодаря Auto Tune можно скорректировать и изменить чистоту музыкального тона

Представляет собой перенос музыки в другую тональность. Это нужно, когда присутствуют высокие ноты, неудобные для исполнения. Понизив общую тональность, вокалист без проблем споет песню на удобной высоте. Этот несложный прием обработки аудио можно провести даже онлайн – такие эффекты есть и в самом простом редакторе.

Виды аудиоредакторов и обработки

В общем виде лучшие программы для редактирования звука можно разделить на две больших категории:

  1. Wave Editor — редакторы этого типа используются для записи, обработки и монтажа аудио, включая генерацию звуков, наложение эффектов для музыки, коррекция качества и т.д.
  2. Digital Audio Workstation — профессиональный программы с расширенным диапазоном возможностей, применяемые, как правило, в студиях. Состоят из нескольких частей, объединенных одной графической оболочкой. Практически все DAW имеют полноценный MIDI-секвенсор, а некоторые даже встроенный видеоредактор для создания клипов.

Основные задачи практически всех программ обоих типов это – редактирование, обработка и сведение звука. При этом может осуществляться два типа редактирования: “недеструктивное” и “деструктивное”.

  • При обработке звука в реальном времени (real-time) изменяются только параметры воспроизведения. Если какие-то данные были удалены, то по факту они просто скрываются и не используются при проигрывании. Все эффекты могут быть наложены или отменены даже во время прослушивания. При этом на слабом компьютере одновременно удастся применить небольшое количество эффектов, а микширование и последующий экспорт производятся очень медленно.
  • Деструктивное меняет исходный файл, к примеру удаляет часть песни. “Откатить” можно только часть таких изменений и только во время этой же сессии редактирования. Зато можно одновременно применять неограниченное количество эффектов, видеть весь процесс в графическом редакторе, быстро проходить этапы микширования, экспорта.

На случай, если вы хотите получше присмотреться к кандидатам, советуем заглянуть в наш большой рейтинг программ для создания и обработки музыки. В нем представлены как простые редакторы, так и полноценные системы для профи – почитайте обзор и скачайте ту, что понравится больше.

Заключение

Для того, чтобы научиться простым преобразованиям звука, не нужно тратить месяцы и годы жизни на доп. образование. Необходимо узнать основные типы эффектов, как и для чего они применяются, выбрать простой многофункциональный редактор и начать практиковаться. Это позволит на собственном опыте понять, как правильно обрабатывать звук.

Источник

Сведение и мастеринг звука – что это и зачем нужно

Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.

О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

  • установка музыкального баланса;
  • панорамирование инструментов;
  • эквализация и динамическая обработка;
  • формирование акустического пространства;
  • артистическая обработка.

ВАЖНО! О записи и сведении

Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.

Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.

Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

  1. Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
  2. Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
  3. Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
  4. Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.

Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

  • применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
  • распределение инструментов в стерео-панораме;
  • создание объемного звучания трека;
  • равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
  • ликвидация частотных конфликтов инструментов.

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.

Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.

То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.

На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Частотные диапазоны музыкальных инструментов

ВАЖНО! О низкочастотных звуках

На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».

После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Что такое мастеринг?

После сведения трек отправляется на мастеринг.

Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.

До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.

На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.

Заключение

Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.

Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.

Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.

Источник

Оцените статью