Что значит обособленные трамвайные пути

Трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима

Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС — 014 — 2011) «проезжая часть автомобильной дороги» — конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
— на самостоятельном (обособленном) полотне — все виды трамвайных линий;
— в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
— в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

Обособленное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

Самостоятельное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

Совмещенное трамвайное полотно — трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне — вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно — трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

Дорожный знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» над трамвайными путями.

Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы — путь в никуда.

Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

Источник

Обособление трамвайных путей. Как и зачем?

Никто не любит стоять в пробках. Никто. Особенно трамвайчики.

Дело в том, что хотя трамвай гораздо дешевле метро, разбрасываться им, приравнивая его к автомобилям, не стоит. По статистике в автомобиле в среднем едет 1,3 человека, в то время как современный трамвай может вмещать в себя 300 и более пассажиров.

Самое большое преимущество метро — это полное отсутствие «пробок». Подземные поезда никак не зависят от того, что происходит над ними.

Аналогичные правила необходимо предусмотреть и для трамваев.

Как сделать так, чтобы таких случаев не было, или было в разы меньше? Поговорим про обособление трамвайных путей

1. Разметка

Первый и самый простой способ «выделения» состоит в обычной разметке. Для этого требуется минимальное число согласований и трудозатрат.

Но далеко не всегда этот способ работает. Чаще всего находится водитель, который заведомо нарушает правила, чтобы «проскочить» быстрее всех. Поэтому обособление разметкой всегда нужно дополнять камерами видеофиксации нарушений.

2. Обособление бордюрным камнем

Здесь есть несколько вариантов

1) Обособление с твердым покрытием в междупутье

Также по этим путям можно пустить еще какой-нибудь общественный транспорт или экстренные службы.

2) Можно обособлять открытой рельсо-шпальной решеткой, и тогда ни у кого не будет соблазна выехать на трамвайные пути

Источник

Обособление трамвайных путей: главное требование стабильного движения

Добрый день, давайте поговорим, почему обособлять трамвайные пути нужно обязательно .

Зачем городу трамвай и когда он приносит пользу? Хороший трамвай в городе — это наземный скоростной вид транспорта, независимый от дорожной ситуации (то есть даже в часы пик он едет с той же скоростью, что и днём), стабильный и предсказуемый .

Мы видим, что трамвай по-настоящему будет полезным и эффективным для города только при соблюдении всех этих условий . В случае, если обособление путей и приоритет в движении отсутствует, трамвай теряет преимущество в скорости и стабильности движения , увеличивается число ДТП и срывов расписания . Это всё отталкивает пассажира, что приводит к уменьшению пассажиропотока.

Огромным ресурсом провозной способности обладает трамвай, которым глупо не пользоваться для борьбы с пробками. Поэтому не менее глупо отдавать дефицитную городскую землю автомобилям, которым для перевозки 9000 человек в час (в обе стороны) нужно 42 метра от ширины улицы, тогда как трамваю нужно 7 метров .

Не говоря уже о том, что несправедливо, когда трамваи , в которых едут 50-100 человек, стоят из-за машин , в каждой из которых едет 1-2 человека .

Как можно обособлять?

Хорошо, с тем, что нужно обособлять трамвайные пути, мы разобрались. А что насчёт того, как обособлять?

Самый простой способ обособить пути — нанести разметку . Это стоит почти ничего, можно сделать хоть завтра.

Разметка хороша как быстрый способ решения проблемы, но не самый лучший, так как нет физических преград для того, чтобы помешать автомобилю выехать на пути.

Вместе с разметкой стоит использовать камеры , чтобы добиться неотвратимости от наказания.

Если говорить о физических ограждениях, то стоит обратить внимание на столбики и делиниаторы . Это также дешёвый и быстрый способ обособить пути за один день, зато выехать на пути намного сложнее.

Если решили обособлять пути всерьёз, то для вас есть бордюр .

Источник

Путь от дороги. Зачем в Челябинске обособляют трамвайное движение

В областном центре с этого года стартовал проект по масштабной модернизации электротранспорта, в частности трамвая. Важным направлением комплексного развития данного вида общественного транспорта является обособление трамвайных путей. Делается это в том числе с прицелом на запуск метротрамвая.

Вагоны без аварий

Как отметил в ходе пресс-конференции, организованной медиахолдингом «Гранада Пресс», заместитель руководителя областного миндортранса Александр Егоров, в ближайшие годы транспортная сеть города значительно обновится.

«У нас есть четыре года, чтобы подготовить существующую трамвайную сеть, отремонтировать и обособить пути, построить трамвайные платформы. Все это нужно для обеспечения комфортного передвижения транспорта по всей системе в будущем», — отметил замминистра.

Большая работа началась с анализа исходных данных, и прежде всего специалисты сделали анализ скоростей движения трамваев по городским улицам. Оказалось, что на обособленных участках (например, на пр. Победы, Свердловском пр.), где отсутствуют светофоры, вагоны в среднем едут со скоростью от 22 км/ч.

«Центральная зона Челябинска менее обособлена, и по всем улицам имеются затруднения движения. Соответственно, здесь трамваи необходимо исключить из общего транспортного потока, чтобы повысить их среднюю маршрутную скорость выше 21 км/ч, — обозначил Александр Егоров. — В идеале за четыре года, на мой взгляд, при комплексном выполнении работ скорость реально повысить до 25 км/ч».

Наряду со скоростью важным показателем является и безопасность дорожного движения. Зачастую простаивают из-за ДТП, которые происходят на пути их следования, но нередки случаи, когда участниками дорожных аварий становятся и сами вагоны. Только за 9 месяцев 2021 в Челябинске произошло 1297 ДТП, которые привели к задержкам более чем на 15 мин каждое. В среднем это 4,8 аварии в сутки. Цифра, надо признаться, катастрофическая.

«Ситуацию нужно исправлять. В связи с этим и была разработана комплексная программа по обособлению трамвайных путей. Это позволит повысить безопасность и сократит количество ДТП на путях. Трамвай, как самый провозной и скоростной вид транспорта, не должен стоять по причине ошибок автомобилистов», — добавил заместитель областного министра.

Камни со знаками

Что касается непосредственно обособления, выполнять его будут различными способами. Так, уже в 2021 году бортовым камнем планируется отгородить от автомобильного движения около 10 километров путей. Это улицы Горького, Гагарина, Блюхера, Рождественская и частично Дзержинского. По обособлению разметкой в настоящее время уже отторгован контракт на 50 млн рублей, который охватит все оставшиеся участки трамвайных путей, которые не обосабливаются бортовым камнем.

Вместе с этим при обособлении будут использовать два типа дорожных знаков: после перекрестка дорожные знаки 5.14 или 3.1 («Выделенная трамвайная полоса») и дорожные знаки 5.15 перед перекрестками. Последние исключают возможность совершения маневров с трамвайных путей, чтобы автомобили не могли блокировать движение вагонов.

«Согласно нормативным документам мы разработали визуализацию для коллег-дорожников, где показано, как правильно обособлять трамвайные пути, — рассказал в ходе пресс-конференции Александр Егоров. — Она содержит примеры других городов, которые это уже сделали. Например, Бульварное кольцо в Москве, где фактические осталась одна полоса движения. Есть там Пермь, Екатеринбург и ряд других городов.

В общем, история с обособлением не новая. Все крупные города постепенно к этому приходят, делая трамвайную систему более комфортной.

Проект с обсуждением

Само собой, любое новшество всегда принимается жителями городов, особенно миллионников, довольно сложно. В Челябинске, по сути, за последние 15-20 лет не было подобных грандиозных работ по развитию трамвайной сети, по ее обособлению, созданию выделенных полос для общественного транспорта.

«Мы ведем большую разъяснительную работу, слышим замечания людей как в наш адрес, так и в адрес городского комитета дорожного хозяйства, который является исполнителем работ. В соответствии с этим планы и подходы корректируются. К примеру, проекты выделенных полос, которые сейчас разрабатываются на следующий год, конечно же будут обсуждаться с жителями заранее, чтобы не было такой ситуации, как получилось с Комсомольским проспектом», — заверил Александр Егоров.

Заместитель руководителя областного миндора отметил, что работа над ошибками проведена и все подобные моменты впредь будут учитывать. Напомним, в случае с Комсомольским проспектом из-за возмущения горожан, которое по большому счету возникло из-за недостаточного информирования, власти вынуждены были собрать конференцию и детально обсудить проект с общественностью.

Естественно, комплексный подход к обновлению трамвайного хозяйства включает в себя ремонт самих путей и строительство новых посадочных платформ. Места для посадки-высадки пассажиров будут высотой 30 см, что позволит без труда попадать в вагон маломобильным гражданам. И, пожалуй, ключевой момент: наконец-то уйдут в прошлое ручные стрелочные переводы. Согласитесь, картина, когда водитель выходит из нового трамвая с ломиком, чтобы перевести стрелки, в наши дни выглядит уже дико.

«Мы подали заявку на инфраструктурный бюджетный кредит, которая рассматривается Минстроем РФ. В случае положительного решения, на которое мы очень рассчитываем, на следующий год под ремонт будет запланировано более 38 км путей с учетом стрелок, пересечений, переездов и прочего», — обозначил Александр Егоров, отметив, что достичь комплексного обновления трамвайной сети удастся к концу 2023 года.

Источник

Читайте также:  Ссадина после родов что значит
Оцените статью